Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество
Сайт «Разум или вера?», март 2003, http://razumru.ru/humanism/givishvili/43.htm
 

Г. В. Гивишвили. ГУМАНИЗМ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

<< Предыдущая страница Оглавление Следующая страница >>

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как нетрудно было заметить, весь материал мы излагали с исторической точки зрения. То есть мы пытались рассматривать явления культуры в развитии, от их истоков до нынешнего состояния. Найдя источник, точнее можно определить направление течения реки. Зная начало, легче отличить прогресс от застоя и регресса. А не разобравшись с этим, мы никогда не поймем, кто мы, откуда мы, куда идем. Так что же, в итоге, мы можем констатировать?

1. Прежде всего то, что гуманизм есть естественное проявление культурной эволюции человека. Последняя, в свою очередь, представляет собой продолжение биологической эволюции. Что не удивительно, если принять во внимание, что человек – такое же творение природы, как и всё прочее от планет и галактик до бактерий и высших млекопитающих. В теории Ч. Дарвина остается еще много пробелов и вопросов, на которые еще нет ответов, однако, его гениальная идея, касающаяся происхождения человека, абсолютно справедлива. Поэтому между культурой и биологической эволюцией много общего.

И та и другая крайне причудливы и противоречивы. Обе сочетают в себе динамику и статику, консерватизм и новаторство. Они не терпят тупиков, застоя и неистощимы в изобретении новых форм жизни и культуры. Вместе с тем, они не дают угаснуть и архаичным формам. Они мирятся с сосуществованием старого с новым. В частности, – науки с суевериями, космических путешествий с астрологией, здравого смысла с предрассудками.

Наряду с этим, между биологической и культурной эволюцией немало и различий. Так, изменения в культуре происходят значительно быстрее, чем в органическом мире. Скажем, если история земной жизни насчитывает 3 – 3,5 миллиарда лет, то «возраст» культуры не превышает 2 – 3 миллионов (если вести отсчет от времени начала изготовления каменных и костяных орудий). Темп изменений в человеческом мире возрос особенно резко (взрывообразно) в последние два века.

Ныне развитие происходит столь стремительно, что в сердца некоторых людей закрадывается страх. А вдруг человечество не удержится в «седле» и, сброшенное наземь неуправляемым, обезумевшим «скакуном» прогресса, расшибется насмерть? Опасаться следует только двух вещей: людской злобы и невежества. Ускорение прогресса вполне закономерно и не должно внушать тревоги. Опасны попытки искусственно затормозить его. Это будет неизбежно связано с победой консервативных антидемократических и антинаучных идеологий. Успех таких попыток повлек бы за собой не мнимую, а самую настоящую неотвратимую катастрофу.

2. Особо следует подчеркнуть достоинства гуманизма и его благотворную роль в стимулировании культурной эволюции. Последняя связана с тем, что гуманизм представляет собой одновременное проявление двух естественных начал в человеке – как частного (личностного) так и общественного (коллективного).

Его коллективистские симпатии сказываются в его требовании соблюдения равенства для всех людей без исключения. В приверженности принципу равенства, как таковому, нет ничего нового или особенного. Все первобытные культуры были основаны на нем. Во всех цивилизациях традиционного типа равенство в нищете и бесправии соблюдалось неукоснительно, разумеется, для большинства, т. е. низов. Стало быть, вся проблема в том, чтобы обеспечить равноправие и благосостояние именно большинству, сохраняя и защищая законные права меньшинства. Гуманизм решает эту проблему во всех странах зрелой демократии.

Вместе с тем, индивиду гуманизм предлагает программу поистине неограниченных возможностей самореализации.

А что есть наивысшее счастье, как не раскрытие собственных дарований, самоутверждение в достойных делах, занятие тем, к чему лежит душа? Поэтому можно сказать, что гуманизм – это полнокровная жизни, открытый и смелый взгляд на мир, радость созидания и дарения, красота помыслов и поступков, порядочность и достоинство. Гуманизм порождает и вдохновляет здравый смысл и науку, искусство и изысканность чувств, спорт и телесное совершенство.

Гуманизм – это ощущение своего неразрывного единства со всем человечеством и природой, ибо для гуманиста отчизна – это не только его Родина, но и вся Земля, а братья – все люди.

3. Наконец, гуманизм развязал самый трудный узел – проблему человеческих взаимоотношений. Он нашел решение, которое не давалось ни одной из существующих идеологических систем мира. Он нашел золотую середину соблюдения баланса частных и общественных интересов. Середину, которая благоприятствует первым, не в ущерб вторым, и наоборот, т. е. обеим сторонам в равной мере.

Гуманизм дает шанс каждому человеку найти себя и состояться, а человечеству в целом – не превратиться в муравейник.

Гуманизм есть явление трехмерное, и может быть выражен в декартовой системе координат следующим образом.

По оси X гуманизм представляет собой особенность индивидуального самосознания личности, которое слагается, в частности, из здравого смысла и чувства собственного достоинства.

По оси Y он выражает принципы нравственности, из которых важнее всего золотое правило: не делай никому того, чего не желаешь себе.

По оси Z гуманизм регулирует отношения между гражданином, обществом и государством посредством признания равенства прав:

граждан на стремление к самоутверждению, не ущемляющему права других граждан;

общества на динамичное и поступательное развитие;

государства на исполнения своего долга по обеспечению безопасности людей, поддержанию гражданского мира и согласия.

4. Есть причины, которые порождают множество следствий. Последние бывают подчас столь разнообразны, что кажутся совершенно не связанными между собой. Вот почему многие думают, будто материальное благосостояние общества, политический режим государства, положение со свободой и правами человека, традиции и мировоззрение – вещи не только вполне самостоятельные, но и совершенно независимые друг от друга. Мнение это глубоко ошибочно. Все вышеперечисленные стороны бытия взаимно сцеплены и обусловлены. Они пронизаны единым стержнем. Они – следствия стержневого факта: отношения к человеку и понимания его места в этом мире.

Существует всего только два рода такого отношения-понимания. Одно из них отодвигает человека на задний план, оставляя приоритет за богами, государством, идеологией и т. д. Другое выдвигает человека на авансцену, признавая именно его мерилом ценности. Последнее мнение оправдано хотя бы потому, что цари и боги, государства и нации не значат ничего вне и помимо человека.

Человек – автор и первопричина культуры во всем её многообразии, во всех её проявлениях. Тот, кто признает «первородство» и самородность человека, тот наполняет культуру жизнью, содержанием и смыслом. Кто ставит следствие впереди причины, омертвляет культуру, лишает её смысла и содержания.

Первыми это осознали древние греки – изобретатели демократии и науки, рыночного производства и спорта, понятия о правах человека и искусства. Увы, они сильно повредили собственным изобретениям тем, что высокомерно не поделились ими со своими соседями.

Римляне могли бы воспринять их уроки на правах победителей, да не воспользовались шансом. Помешали врожденные суеверие, воинственность и преданность идеалам неравенства.

Итальянцы – наследники римлян, пробудившие «спящую красавицу» античного искусства, также весьма односторонне толковали идеи гуманизма.

А феодальная Европа и вовсе не желала слышать о «зловредных» принципах демократии и равенства прав.

Поэтому истинной эпохой возрождения гуманизма во всей полноте его проявления следует считать не XIV – XVI века, а век XX.

Фактически только теперь, с середины прошлого столетия начинаем мы постигать всю глубину, многомерность и плодотворность принципов гуманизма. Мы – это не только российское, но и мировое сообщество, включая Восток. Ибо гуманизм далеко еще не остановился в своем распространении по миру. Правильнее было бы сказать, что он только начал свое шествие по планете как феномен мировой культуры. Сегодня России предоставляется благородная возможность внести достойную лепту в его дальнейшую эволюцию. К своему и всеобщему благу.

Чудо – слово, которое никого не оставляет равнодушным. Но мы редко вспоминаем о том, что настоящее реальное чудо Природы есть сам человек, его разум и совесть. Чувства соединяют нас с животным царством. Разум способен помочь нам встретить самих себя, разглядеть в себе самое лучше, возвысить себя в собственных глазах.

Совесть – знак величайшего достоинства человека, его благо, а разум – самая мощная гарантия его жизнестойкости и позитивных творческих свершений.

Так на кого же, как не на них мы должны полагаться, беря на себя ответственность быть человеком и гражданином?

<< Предыдущая страница Оглавление Следующая страница >>

 

Яндекс.Метрика