Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2004, № 1 (30)
Сайт «Разум или вера?», 15.05.2004, http://razumru.ru/humanism/journal/30/kirshin.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2003/2004 № 1 (30)

ИЗВЛЕКАЯ УРОКИ

От редакции

Юрий Яковлевич Киршин – генерал-майор в отставке, президент региональной общественной организации «Генералы за демократию и гуманизм». Предлагаемый материал представляет собой заключительную главу его книги «Концепция войн и борьбы с международным терроризмом демократических государств» (Клинцы, 2002).

ДЕМОКРАТИЯ
и борьба
с международным
терроризмом

Глава из книги

Юрий Киршин

Природные и техногенные катастрофы, распространение оружия массового поражения, ведущиеся войны, организованная преступность, наркомания, негативные демографические процессы угрожают выживанию человечества.

На данном этапе развития мирового сообщества главной угрозой для него стал международный терроризм. Он угрожает не только демократии, не только России, США, Индии, он угрожает всему человечеству. Международный терроризм превосходит другие вызовы и угрозы по масштабности, оперативности, по потенциалам. Опасность терроризма в непредсказуемости действий, методов, средств нападения. Действенность террористических актов усиливается благодаря средствам массовой информации.

Особую угрозу представляет терроризм с использованием бактериологического и химического оружия. В принципе осуществим доступ террористических групп к ядерному оружию. Геноцид может стать последствием использования террористами оружия массового поражения.

Международный терроризм – бедствие глобального характера. Поэтому приоритетной задачей мирового сообщества является борьба с ним. Международный терроризм, ведущаяся антитеррористическая операция – это истинное испытание западных и новых демократий: испытание институтам, принципам и ценностям; политическим, экономическим, духовным и военным потенциалам. Это испытание отношениям демократических государств и внутри них.

Можно говорить о следующих фактах, которые свидетельствуют, что испытания выдержаны с «плюсом», позитивно.

Все демократические государства осудили международный терроризм, поддержали идею проведения антитеррористической операции.

Демократические государства во главе с США создали антитеррористическую коалицию, куда вошли страны ЕС, НАТО, новые демократии, включая Россию. Россия сыграла огромную роль в создании коалиции, без неё в такой структуре её могло бы и не быть. Она в числе первых приняла на себя удары террористов и поставила им мощный заслон.

У демократии появился общий враг в лице международного терроризма, в результате США и Россия, Запад и Россия вместе участвуют в борьбе с этим злом. Россию и США объединяет не только общий враг, как это было во второй мировой войне, но и демократические ценности.

Партнёрские, союзнические отношения РФ и США в борьбе с международным терроризмом создают благоприятные условия для коренного улучшения отношений России с Западом в рамках региональной и глобальной безопасности, в сфере политики и экономики.

В условиях главной угрозы для человечества, угрозы для демократий борьба с международным терроризмом должна стать политическим фоном, главным критерием при решении всех актуальных проблем: отношения НАТО с Россией; ПРО; ядерное разоружение; глобализация и т. д.

В позитив следует отнести также определённые подвижки, касающиеся позиции западных стран в отношении отхода от политики двойных стандартов в оценке событий в Чечне.

Некоторых испытаний демократии не выдержали. Демократические государства оказались не готовыми к немедленной эффективной борьбе с международным терроризмом в политической, экономической, информационной и военной сферах. Страны Европейского Союза, НАТО слабо оказывают помощь США в борьбе с международным терроризмом. В борьбе с международным терроризмом оказались неэффективными системы военной безопасности, включая НАТО, союз США с Японией. США не сумели защитить собственную территорию. Террористические акты обнажили несовершенство законодательства демократических государств. Некоторые из них до сих пор не имеют законов о борьбе с терроризмом.

На борьбу с международным терроризмом конкретно не были ориентированы концепции национальной безопасности и военные доктрины некоторых демократических государств.

Для решения глобальных проблем, для эффективной борьбы с международным терроризмом западные демократии нуждаются в модернизации, глубоком реформировании. Западные демократии переживают кризис в вопросах войны и мира, что нашло отражение в гегемонистской политике США, в агрессии против Югославии, в насильственном насаждении своих моделей демократии, наконец, в политике двойных стандартов.

Модернизация и обновление демократий – необходимые условия успешной борьбы с международным терроризмом. Только модернизация позволит превратить гуманизм и справедливость в преобразующий фактор мирового порядка. Несправедливо, когда 20% населения Земли потребляет 80% мировых ресурсов. Разрыв между бедным большинством и богатым меньшинством, эгоизм, несправедливость, неспособность к моральному самоограничению, издержки глобализации являются питательной почвой для протестов, конфликтов и международного терроризма. Обновление демократий позволит подключить их в качестве лидера к всемирной истории на новом её витке.

Испытание демократических институтов, ценностей происходит сегодня, продолжится и в будущем. В связи с этим возникают вопросы.

Удержатся ли демократии в рамках антитеррористической операции? Не перерастёт ли она в крупномасштабную войну? Удастся ли антитеррористическую операцию удержать в рамках борьбы с исламским экстремизмом, а не борьбы с исламом в целом? Возможно ли в информационном пространстве отделить исламский экстремизм от правоверного ислама? Удастся ли не допустить раскол мирового сообщества по цивилизационному фактору?

Разгром армии талибов создал благоприятные условия для формирования в Афганистане коалиционного правительства, в котором участвуют представители всех этносов. Не появится ли соблазн у США насильственно насадить в Афганистане свою модель демократии?

И ещё. Государства, политические силы антитеррористической коалиции, контролирующие территорию Афганистана, должны отвечать за всё, что на ней будет происходить, в том числе за территориальную целостность, внутреннюю стабильность, демилитаризацию, за исламскую принадлежность Афганистана.

Опыт военной истории свидетельствует о том, что, когда ведутся войны с участием демократических государств, происходит ограничение прав и свобод граждан. Это естественный процесс, через который прошли многие страны западных демократий.

 

В процессе борьбы с международным терроризмом также приходится идти на ограничение демократических ценностей. Происходит ограничение прав и свобод граждан, ужесточается работа средств массовой информации, вводится цензура. Вместе с тем ограничение демократии не должно затрагивать её базовых основ, принципов и ценностей. В годы второй мировой войны в США и Великобритании, например, были существенно ограничены права и свободы граждан, но базовые основы демократии были сохранены.

В процессе борьбы с международным терроризмом от государственных органов, гражданского общества требуется политическое искусство, чтобы добиться баланса, гармонии между ограничением демократии и сохранением её базовых ценностей. Ограничение демократии, расширение прав спецслужб потребует расширения сферы и строгости гражданского контроля над силовыми структурами, что будет способствовать достижению необходимой гармонии и позволит избежать всяческих злоупотреблений.

При ограничении демократии возможны издержки, перегибы, подобные маккартизму в США в годы «холодной войны». Ограничение демократии особенно опасно для молодых демократий, что может привести к авторитаризму. В некоторых республиках бывшего Советского Союза установлены авторитарные режимы. В процессе борьбы с международным терроризмом политики этих государств могут пойти на дальнейшее ужесточение авторитаризма. Открытость демократического общества (свободное передвижение людей и капиталов, рынок, права и свободы, гласность и т. д.) является благоприятным условием для деятельности террористов. Вместе с тем демократические государства всё же способны успешно вести борьбу с международным терроризмом, о чем свидетельствует опыт США и России. Демократии обладают мощным политическим, экономическим, научно-техническим, информационным и военным потенциалами, которые уже переориентируются на борьбу с международным терроризмом. Большой вклад в борьбу с терроризмом внесут гражданское общество, частный сектор. Не исчерпан миротворческий потенциал мировых религий.

Разгром талибов в Афганистане продемонстрировал возможность создания новых концепций безопасности. Антитеррористическая составляющая займет достойное место в таких системах безопасности, как ЕС, НАТО, коллективная безопасность СНГ, союз США-Япония. США планируют создать систему гражданской обороны нового типа, учредить должность главнокомандующего по внутренней безопасности. Переосмысливаются концепции национальной безопасности, военные доктрины, содержание военных реформ. Вынашиваются идеи создания специального оружия для борьбы с терроризмом.

Для борьбы с терроризмом демократические государства вводят различные санкции против государств, которые поддерживают террористов.

Международный терроризм и борьба с ним – сложное явление, в котором органически связаны философские, политические, экономические, исторические, психологические, правовые, этноконфессиональные и другие аспекты.

Международный терроризм и ответ на него  – антитеррористическая борьба – это новое двустороннее суперсоциальное длительное явление в жизни мирового сообщества. В нем сочетаются насилие и ненасилие; использование военных и невоенных средств, в которых решаются классовые, национальные, религиозные и даже цивилизационные противоречия, сочетаются войны различных видов и «холодная» война между государствами и политическими силами. Это диалог и конфронтация религиозных конфессий. Войны ведутся с использованием традиционных и террористических способов. Во всём сообществе реальностью стали системные кризисы нового типа, которые порождают конфликты. Новая расстановка политических сил в мировом порядке – характерная черта суперсоциальных явлений. Не исключено использование антиглобалистов в интересах международного терроризма.

Человечество в течение многих веков вынуждено было выработать образ жизни в условиях ведущихся войн и революций. В условиях международного терроризма и борьбы с ним будет формироваться новый образ жизни, который охватит сферы труда, отдыха. Надо будет научиться жить в условиях, когда опасность станет почти обычным явлением.

В настоящее время в мировом сообществе имеется более 500 террористических групп, многие из которых объединены в международные организации, хорошо вооружены, имеют разветвлённые связи (террористическая организация ЭТА в Испании, северо-ирландская ИРА в Великобритании, курдская в Турции, Сирии и Ираке и т. д.). Главную опасность для мирового сообщества представляют исламские экстремисты, которые объявили джихад «неверным». В настоящее время социальная база международного терроризма расширяется за счёт правоверных мусульман Пакистана, Индонезии, Малайзии и других государств. Лидеры международного терроризма стремятся мобилизовать исламский мир против США, западной цивилизации под флагом исламского фундаментализма, что может привести к цивилизационному расколу.

Под видом борьбы с гегемонизмом США исламские экстремисты могут сами стать на пути достижения собственной гегемонии. Истории известно что‑то подобное. В конце XIX в. ответом на политику европеизации султан Османской империи Хамид II провозгласил политику панисламизма, то есть мирового господства ислама.

Будем надеяться, что ислам выработает противоядие против экстремизма.

Вести борьбу с международным терроризмом демократическим государствам придётся в условиях оппозиции со стороны пацифистов, правозащитников, антиглобалистов, некоторых мусульманских организаций. Что касается России, то в качестве оппозиции уже выступают национал-патриоты, представители военно-промышленного комплекса, некоторые генералы и офицеры. В России до сих пор не изжит «образ врага» в лице США, НАТО. Оппозиция стремится переориентировать угрозу мировому сообществу со стороны международного терроризма на угрозу для России со стороны США, НАТО.

Во многих демократических государствах угроза со стороны терроризма до сих пор глубоко не осознана. Это объясняется и тем, что руководство антитеррористической организации не выработало всеохватывающей стратегии борьбы с международным терроризмом.

Стратегия борьбы с международным терроризмом должна включать в себя, во‑первых, всестороннюю оценку международного терроризма, в том числе политические цели; субъекты террористических актов: государства, союзы, движения, организации; политический, социальный, экономический, информационный, духовный и военный потенциал; военные и невоенные способы борьбы; систему руководства.

Во-вторых, политические цели антитеррористической коалиции; состав коалиции; функции и задачи каждого государства – члена коалиции в политической, социальной, экономической, информационной, духовной и военной сферах борьбы; международно-правовая база коалиции. Необходимость принятия Федеральной ассамблеей Конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма и Конвенции о борьбе с международным терроризмом.

В-третьих, стратегия должна включать способы борьбы каждого члена антитеррористической коалиции.

В-четвёртых, существующие системы безопасности, способность их эффективно противодействовать терроризму; возможные новые структуры безопасности.

В-пятых, система руководства антитеррористической коалицией. Место и роль гражданского общества в коалиции.

Анализ деятельности США, России и других государств в политической, военной, информационной и гуманитарной сферах свидетельствует о том, что накоплен положительный опыт в борьбе с международным терроризмом. Антитеррористическая операция в Афганистане – первый опыт, который обогатит формирующуюся концепцию войн и борьбы с международным терроризмом демократических государств.

 

Яндекс.Метрика