Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2005, № 1 (34)
Сайт «Разум или вера?», 29.06.2005, http://razumru.ru/humanism/journal/34/letters.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2004/2005 № 1 (34)

ПИСЬМА

От редакции

Ниже мы публикуем отрывки из писем наших читателей. Отрывки, а не письма целиком, поскольку в них затрагиваются вопросы и чисто технического характера, и такие, о которых авторы не хотели бы говорить за рамками переписки с редакцией, либо далёкие, на наш взгляд, от тематики журнала. Но в любом случае мы благодарны нашим читателям за столь необходимую нам обратную связь.

 

Интеллектуальное оскопление*

Ирония или сарказм здесь неуместны, потому что речь идёт об ответственности перед судьбами российского общества.

«Известия» ищут способы повышения тиража. И находят: реклама, аршинные фотографии знаменитостей, погода, спорт, телепрограммы. Всё человеческое – не чуждо. За многие десятилетия накоплен имидж относительно серьёзной массовой газеты со своим слоем постоянных подписчиков. Но общество, условия бытия, да и главные редакторы меняются. И вот пошли в дело кроссворды, ранее не допускавшиеся на порог этой газеты. А что, собственно, в них плохого? Места занимают не много, никому и ни в чём не вредят, а у любителей развивают эрудицию. Глядишь, иной скучающий в дороге человек купит в киоске такую газету ради кроссворда. Есть в экономике так называемый принцип Парето: если от нововведения никому не стало хуже, а кому‑то стало лучше, то это обновление хорошо для всего общества в целом.

Но вот уже несколько месяцев редакция заваливает постоянных читателей «Известий» ежедневными гороскопами. На полном серьёзе, без признаков потешности. Видного места им отведено даже вдвое больше, чем кроссвордам. Видимо, есть какая‑то категория невзыскательных духом потенциальных покупателей, падких на это бессовестное (для сочинителя) и вредное (для тех, кто его потребляет) чтиво. Но ведь есть и такие «чудеса», как «столоверчение», «чревовещание», «средства от сглаза»… Есть эротические и даже порнографические фотографии и тексты. Они дают «производителям» и распространителям ещё большее материальное процветание. «Известия» в своем соскальзывании (при)остановились перед этим рубежом.

Что же касается гороскопов, то это интеллектуальное оскопление, идиотизация читателей. В гороскопах нет ни грана разумного, оправдательного, смягчающего. Это – культивация антинаучного мировоззрения, внушение надежд на оккультные силы. Между прочим, в прошлом столетии обращение к мистике было особенно характерным для фашистских режимов.

Ньютон и Кеплер по совместительству были ещё и величайшими мистиками, Пушнин и Гоголь верили в вымыслы и приметы, Сталин и Черчилль травились никотином, Дж. Кеннеди и В. Высоцкий были наркоманами… «Коммерсанть» и др. балуются гороскопчиками и прочими «Нострадамусами». И это тоже – всё человеческое. В. Солоухин согласился однажды, что и он сам, как любой человек, отчасти состоит из дерьма. Но заслуживает ли это оно газетного внимания и пропаганды?

Огороскопление – постыдное явление для «Известий». Устыдитесь и прекратите, пожалуйста!

Постоянные и многолетние подписчики, чьи фамилии иной раз появлялись в «Известиях» на последней странице, лакомую часть которой ныне аннексировал г‑н Зараев.

В. А. Бажанов (Ульяновск bazhan@uisu.ru); Т. И. Горохова (Калининград, t@bytecity.ru);
В. И. Зеленков (Минск, vzelenkov@tut.by); А. Ф. Рар (Новосибирск rar@iis.nsk.su);
В. В. Скворцов (Казань, vskvortsov@mail.ru)


Фрагменты из письма читателей «Известий» мы публикуем по их просьбе, ввиду отказа редакции газеты публиковать этот материал на своих страницах. – Ред.

 

 

Руки прочь от Толстого

Кто бы мог подумать ещё 10 лет назад, что величайшего корифея русской и мировой культуры Льва Толстого будут публично шельмовать по телевизору нынешние священники? И вот оно, пожалуйста. Совсем недавно патриарх Алексий отчитывал Л. Толстого за его критические выступления в адрес церкви…

Не был Л. Толстой атеистом. Почитайте хотя бы его дневники… Это был один из самых глубоко верующих людей своего времени, но как великий художник и мыслитель, он не мог не видеть кричащих пороков церкви и духовенства. Он писал о лживости и лицемерии духовенства, о равнодушии церкви к народу, об отступничестве от учения Иисуса Христа…

Несколько ранее с ещё более резкими нападками на великого писателя выступил известный нынешний богослов Кураев. Этот вообще огульно обвинял Л. Толстого во всех грехах: он, дескать противник не только религии, но и науки, растлитель общественной морали, хулитель брака и семьи («Крейцерова соната»). И тут я понял: началась целая кампания очередной травли писателя.

Очнитесь, господа. Зачем же в ясный день наводить тень на плетень? Хорошо известно критическое отношение Л. Толстого к науке. Но вспомните, как руководитель первого атомного проекта США Роберт Оппенгеймер после испытания первой атомной бомбы воскликнул: «Мы сделали работу за дьявола!» Вот этого‑то дьявола в науке как раз и отвергал Л. Толстой. Он одобрял науку, направленную на благо человека, и отвергал науку, направленную во вред человеку. Точно так же опровергаются и остальные нападни на писателя… Всякую критику в свой адрес духовенство обычно воспринимает как безбожие. Но мы‑то прекрасно понимаем, что Бог и духовенство – это далеко не одно и то же…

Недавно патриарх Алексей в беседе с зарубежными церковниками с удовлетворением отмечал, что церковь в России наконец‑то стала свободной. Оно и видно: эта безграничная свобода уже приводит к нарастанию религиозного мракобесия. Оно выражается в том, что церковь начинает отторгать классическую культуру и утверждать вместо неё так называемую православную культуру. Хотя там, в сущности, и нет никакой культуры, а есть только некоторые легенды и обряды… Она постоянно шлёт проклятия нашему недавнему прошлому. А мы, между прочим, в этом недавнем прошлом родились и прожили свою жизнь, и для нас это прямое оскорбление. Вместо того, чтобы занять свою законную и строго определённую нишу в жизни общества, как это происходит во всех развитых странах, у нас церковь всё больше и больше приобретает характер тоталитарной системы. Происходят постоянные нападки на нынешних атеистов, чего церковь не имеет права делать по современным демократическим законам. Церковь устанавливает свою монополию на духовность. И кто это придумал, что духовность людям может нести только церковь и больше никто?

Духовность – это прежде всего работа души, а не зажигание свечек и наложение крестного знамения…

Мы довно уже ждём, когда же духовенство принесёт свои покаяния за оскорбления, нанесённые великому человеку сто лет назад. Но духовенство не только не делает этого, а наоборот, ещё больше чернит образ бессмертного художника…

У нас, конечно же, как у всяких нормальных людей, есть и свой Бог, и своя вера. Но они являются для нас глубоко интимными и тайными ценностями, так же как божественный дар мужской и женской любви может быть прекрасным только тогда, когда он остаётся интимным и тайным.

Безмерное раздувание православия и превращение его в тоталитарную систему – это не что иное, как государственная политика… Это грандиозная ложь, которую мы вслед за Львом Толстым не можем принять.

Костерин Анатолий Фёдорович,
инженер, г. Ставрополь,
тел. <…>

 

 

«Это – то, что мне надо»

Уважаемый Валерий Александрович! Пишет Вам бывший школьный учитель, полковник в отставке, 65 лет от роду. Автор книги «Наставники. Ориентиры. Действия». Хорошо известный Вам Александр Гарриевич Круглов, с которым я имею честь переписываться, по моей просьбе прислал мне подшивку журнала «ЗС», свои книги и «Военный дневник» В. И. Чекалова [М.: РГО, 2004]. И сейчас хочу поделиться своими впечатлениями обо всем этом. […]

4. …Прочитал его [В. И. Чекалова] дневники, и у меня сложился образ нового Андрея Болконского из «Войны и мира» нашего времени. Какой красивый человек! А характер каков! Это же надо, будучи командиром полка, в период затишья берет снайперскую винтовку и идет уничтожать врага – ну, чтобы ещё на одного меньше стало. А чтение Канта, Стендаля, Мопассана после того, как чудом уцелевает в дневных бомбёжках и обстрелах. Напиши об этом в романе – никто и не поверит. […] Думаю, что «Дневники» украсили бы любой литературный журнал. Кстати, надо показать их в «Военно-историческом журнале» (или как он сейчас называется). Там могут ухватиться за них. Сколько интересных образов, пусть росчерком, – генерал Тюленев и ему подобные, девчата, что просматриваются через письма на фронт…

Книга хорошо оформлена… И правильно сделали, что отрывками привели дневники в журнале.

5. Из‑за насыщенности философской терминологией журнал может оказаться не под силу средней аудитории. Но вот такие вкладыши, как чекаловские дневники, эссе Бейлина, анекдоты от Петра Тревогина, стихи Леонида Салямона и Семёна Ботвинника, статья Глушакова «Кому нужны наши вундеркинды?», рассказы чеченок – они уравновешивают, делают журнал привлекательным и для среднего читателя. Прочитав литературную страничку, он заглянет и в соседнюю, и ничего страшного, если «поломает голову».

6. А что рядом. Не примите за лесть (тем более, мы друг друга не знаем, Вы мне не начальник и не спонсор), но я начинаю читать журнал с колонки главного редактора. Ибо здесь всё чётко и ясно. И очень интересно читать, если Кувакин влезает в диспут. Там Вы исключительно чётко делитесь своим пониманием предмета дискуссии. Очень интересны Куртц, Никитин (был) и Тревогин. Последний несколько резковат.

7. Думаю, что журнал ещё не совсем определился с уровнем развития читателя, на который надо ориентироваться. Пока, как мне кажется, вам подходит студент четвертого курса философского факультета. А надо бы ориентироваться на уровень студента третьего-четвертого курса естественнонаучного факультета. То есть просить автора адаптировать статью, или, по крайней мере, после заголовка дать хорошую оперативную схему того, о чем пойдёт речь в ней. Я, в принципе, за последнее. Надо читателя подтягивать, а не идти у него на поводу. Но во всём нужна мера. […]

9. Боюсь, как бы в споре Науки с Религией не получилось: «А ты кто такой?» – «Ну а ты кто?»

10. …Вы [РГО] настойчиво бьётесь с властью, показывая её ошибки в отношениях с религией и т. п., даёте ориентиры. В рот ей не заглядывая, а руководствуясь высшими соображениями – истиной. А она, власть, – не берёт, и всё!

11. Мое отношение к религии я выскажу одним из афоризмов моего товарища: «Умиротворяющий свечи огонь может вызвать пожар мировой!» (Евгений Гучок).

12. …В заключение скажу, что, прочитав только половину присланных мне номеров «ЗС», я побежал на почту и подписался на этот журнал. А затем подписал ещё товарища своего, писателя Евгения Гучка, проживающего в Минске, и подарил ему квитанцию. Ибо это действительно то, что мне и ему надо.

С большим уважением к тому, что Вы делаете, а значит и к Вам лично –

Тасминский Анатолий Иосифович,
г. Барановичи (Республика Беларусь),
tasmin1@yandex.ru

 

Яндекс.Метрика