Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2005, № 4 (37)
Сайт «Разум или вера?», 04.03.2006, http://razumru.ru/humanism/journal/37/kuv_zhuk.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2005 № 4 (37)

ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Почему необходим учебный курс

«Основы современного гуманизма»?

Валерий Кувакин, Владимир Жукоцкий

 

Российская образовательная система переживает один из самых драматических моментов своей истории. Дикая коммерциализация человеческих отношений, бюрократизация государства и резкое снижение уровня социального обеспечения, углубление коррупционных процессов, рост преступности, социальных болезней, углубляющийся разрыв в материальном положении населения, негативное влияние средств массовой информации на сознание людей – это и многое другое ведёт к разложению самых глубоких – нравственных – основ общественной и личной жизни россиян. Деградация сознания проявляется и в резком падении уровня начального, среднего и высшего образования, в появлении в российском обществе всё большего числа невежественных, потерявших всякую социальную и ценностную ориентацию людей.

Особенно тревожная ситуация складывается в сфере социально-гуманитарной подготовки, где задача овладения базовыми человеческими добродетелями даже и не ставится. Этому способствует фактический отказ правящих кругов от поддержки идеи прав, свобод и ответственности гражданина, отказ от защиты свободы совести и принципа светскости государства, базирующегося на доминанте светской культуры, а значит, и светского гуманизма. Декларируемый в Конституции мировоззренческий плюрализм легко переродился в хаос из идей и установок на голый расчёт, насилие, жадность, равнодушие и цинизм. Идея частной инициативы и предпринимательства уступила место философии захвата собственности, «чёрного пиара» и раскрутки заведомо криминальных «героев нашего времени».

Можно долго перечислять беды, которые обрушились на российскую культуру, на сознание россиянина. Не составляет труда представить себе, к чему, скажем, ведут усилия ввести в государственные образовательные учреждения религиозные, вероисповедные учебные дисциплины, эти мины замедленного, но глубинного и крайне мощного действия. Всё это и многое другое заставляет задуматься над положением, в котором мы, вузовские учёные, оказались, и о наших первоочередных шагах к преодолению кризисной ситуации.

Очевидно, что в систему основных задач высшей школы должно входить формирование гражданских и личностных качеств молодого специалиста, гражданина своей страны. Это предполагает ознакомление с широким спектром мировоззренческих ценностей, обучение свободной рефлексии, развитие способности понимать и анализировать позитивные и негативные человеческие качества, умения самому строить собственное мировоззрение, своей личностный – нравственный и правовой – фундамент. Откуда берутся эти знания, способности и кавыки? Частью из комплекса внеучебкой воспитательной работы. Но главным образом они связаны с социально-гуманитарной подготовкой специалиста высшей квалификации. Вот почему блок социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе всегда превалировал. Он не столько учил узко понятой профессии, сколько высвечивал пространство внутреннего мира человека и пространство социально-природной человеческой жизнедеятельности, в котором будущему молодому специалисту предстоит прокладывать свой жизненный путь.

К этому всегда обязывал высокий статус университета. Никому даже в голову не приходило ставить под сомнение высокую гуманистическую миссию университета как исключительного, выработанного на протяжении столетий европейской культуры духовного центра по приобщению человека к фундаментальным общечеловеческим ценностям. Университет в полной мере выражал саму идею образования как процесса, несущего и формирующего «образ» человека, процесса, по точному выражению И. Гердера, «возрастания к гуманности», образующего или созидающего человека, в результате которого образованность становится его «второй натурой».

Однако с тех пор многое изменилось. Очень многие вузы вдруг стали называться университетами, а университеты в духе «болонского процесса» и перехода на бакалавриат начали превращаться в техникумы, центры по подготовке полуобразованных людей. Компетенцию специалиста стали измерять тестами, подгоняя мышление творческого человека под уровни компьютерных программ. А чтобы поддержать систему высшей школы «в условиях рынка», т. е. отсутствия государственной поддержки, стали создавать неимоверное количество коммерческих учебно-образовательных центров, где от действительного образования осталось одно название.

Как справедливо заметил ещё в 1999 г. академик А. А. Гусейнов на заседании «круглого стола» журнала «Вопросы философии», «среди многочисленных новшеств в российском образовании постсоветского времени по крайней мере три являются своеобразным вызовом философии. Это: а) конфессионализация, б) коммерциализация и в) регионализация образования и воспитания» 1. Это очень опасные тенденции, чреватые разрушением социальных и духовных основ всей системы образования в стране. Как известно, коммерциализация вступает в противоречие с принципом всеобщности и доступности образования, регионализация – разрушает единое образовательное и культурное пространство, а конфессионализация – ставит под угрозу сам идеал рационального знания, закладывая в многонациональной и многоконфессиональкой России возможность кровавых религиозных гражданских войн.

Платон писал в своем знаменитом «Государстве»: «Если хочешь разложить армию, сделай два дела: 1) лиши её довольствия и 2) предоставь право заниматься коммерческой деятельностью». Понятно, что этот принцип с успехом действует и в других сферах: медицине, образовании и даже в экономике, если не отличать рынка от базара. Возникает вопрос: неужели нам понадобятся очередные 70 лет, чтобы понять и эту простую истину?

И ведь нельзя сказать, что в обществе нет людей, не понимающих всю глубину постигшего нас несчастья. Например, в одном авторитетном издании мы читаем: «Большую опасность может представлять подход к системе образования, основанный на неправильном понимании её сущности, роли и места в процессе рыночных реформ экономики. Систему образования ни в коем случае нельзя превращать в поле действия прямых рыночных механизмов (курсив наш. – Авт.). Недопустимо также экономить на этой сфере. Система образования, подобно органам законодательной и исполнительной власти, другим государственным структурам, должна служить инструментом для поддержания крепкой государственной власти и создания высокоразвитой экономики. Образование является важнейшим фактором экономического роста страны. Поэтому необходимо усиление внимания со стороны государства к системе образования, расширения поддержки этой сферы, исходя из стратегических интересов страны. Именно такой подход позволит российской экономике без существенных потерь адаптироваться к мировым тенденциям» 2.

Мировая практика высшего образования давно уже поделила всю систему вузовской подготовки специалиста на три примерно равные части: социально-гуманитарную, общенаучную и специальную или профилирующую. Не секрет, что за последнее десятилетие вульгарной прагматизации и коммерциализации общественного сознания эта фундаментальная норма высшей школы оказалась существенно потеснённой. Практика концентрации на одном «профилирующем» предмете заметно понизила потенциал интеллектуальной и социальной мобильности выпускников вузов. Возникший мировоззренческий и нравственный вакуум заполняют далёкие от норм светской культуры разного рода религиозные, паранормальные и порой откровенно лженаучные теории и идеи, обитающие в нашем изрядно загрязнённом информационном пространстве, на котором господствуют средства массовой информации, эксплуатирующие (а заодно и культивирующие} многочисленные человеческие слабости и предрассудки. Причём весь этот культурный суррогат фактически перестал быть делом свободного осмысления и личного выбора. Массовидность и навязчивость антикультуры и иррационализма превратились в фактор неотвратимого внушения и манипуляции личным и общественным сознанием. В сочетании со всё более очевидными процессами свертывания демократии это порождает призраки «нового средневековья», грозящие стать новой – или вечно старой – российской реальностью.

В этих условиях возникает потребность в мировоззренческой консолидации научной и вузовской общественности на основе традиций светской культуры. Именно эту функцию призван выполнить новый философско-этический и философско-правовой предмет «Основы современного гуманизма». Он с самого начала ориентирован не только на студенчество, но и на широкие преподавательские круги, поскольку речь идет об аксиологической и мировоззренческой коррекции всей системы гуманитарной подготовки и переподготовки кадров.

Умение свободно ориентироваться в актуальных проблемах современной гуманистики по‑своему важно для специалиста в любой области общественной деятельности. Гуманистическая проблематика утвердила свои исторические права задолго до новейших тенденций глобализации и связанной с ней глобалистики. Она образует идейно-мировоззренческую основу всей современной цивилизации, о чём, в частности, убедительно сказано во всех основополагающих международных документах.

Умение свободно ориентироваться в актуальных проблемах современной гуманистики по‑своему важно для специалиста в любой области общественной деятельности. Гуманистическая проблематика утвердила свои исторические права задолго до новейших тенденций глобализации и связанной с ней глобалистики. Она образует идейно-мировоззренческую основу всей современной цивилизации, о чём, в частности, убедительно сказано во всех основополагающих международных документах – от Всеобщей декларации прав человека до Конституции Европейского союза. Само становление современного глобального мира было бы невозможно без активно функционирующей этики светского гуманизма. Принципы гуманизма стали нормой в поведении граждан всех цивилизованных стран, что существенно сказывается на системе правовых и социально-экономических отношений. Современный специалист чётко различает (или должен различать) правила «корпоративной этики» и общечеловеческой морали, понимает безусловный приоритет последней и выстраивает систему их взаимодействия. В основе деятельности специалиста стоит ясное понимание ценностей светского государства и культуры, прописанных в Конституции РФ.

Одним из самых важных в современном образовании, безусловно, является вопрос о принципах и способе построения образовательной системы. В Законе об образовании Российской Федерации говорится: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах… гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье… светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях…» В статье 14 этого закона указано, что общим требованием к содержанию образования является «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации».

Российское общество крайне заинтересовано в том, чтобы сделать высшую школу более действенным и эффективным инструментом формирования у студентов жизнестойкой, оптимистичной и ответственной гражданской позиции. «Школа – в широком смысле – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности», – отмечается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. Вот почему сегодня так важно определиться в вопросе: как защитить блок социально-гуманитарных дисциплин от прямой агрессии цинизма, вульгарности, технократического стиля мышления, разрушающих традиции нормальных и безопасных общественных отношений. На наш взгляд, инициативу должна взять в свои руки философия, способная перевести своё «мудрствование», а порой и откровенную «заумность» в плоскость практического философствования. Таким предметом, обобщающим весь блок социально-гуманитарной подготовки в системе образования, и может стать новый познавательно-воспитательный курс «Основы современного гуманизма».

Антитезой современному гуманизму выступают патриархальный клерикализм, религиозный фундаментализм – всякий архаичный традиционализм, не признающий исторических завоеваний мировой цивилизации и культуры, нравственного и духовного богатства светской культуры и, в частности, науки, искусства и философии. С другой стороны, современный гуманизм испытывает натиск воинствующего технократизма вместе с присущим ему бюрократизмом, желающего подчинить все человеческие проявления «железным законам» технической целесообразности и бесчисленным регламентациям. Если интенции вульгарного натурализма – в том, чтобы подчинить человеческую самость чисто природным феноменам, то новоявленный дискурс постмодернизма, напротив, распыляет и атомизмрует человека в интеллектуальном хаосе символических форм культуры. Они в равной степени враждебны собственно гуманистическому вектору сознания и практики.

Все знают, что гуманизм – это уважение и любовь к человеку, признание его высшей ценностью. Но являются ли гуманизм, человечность человека, его потребность в справедливости и разумной жизни реальным фактором истории и судьбы каждого из нас? Имеет ли гуманизм реальное конструктивное влияние на политику, экономику, право, наше материальное и культурное благосостояние, на нашу безопасность, наконец? Ответы на эти вопросы не лежат на поверхности. Каждый из них требует непростого анализа и вполне конкретного морального и гражданского самоопределения. Таким образом, гуманизм выводит всю совокупность мировоззренческих проблем на острие свободного и отвественного выбора индивида.

Гуманизм вовсе не стоит на том, что человек – это «пуп земли», что мир вращается вокруг человека и его эгоистических устремлений. Но человек – это реальность, причастная к бытию, а это обязывает к обретению самосознания, к возвышению над данностью, к самосовершенствованию. Гуманизм отстаивает не право индивида на обособление и изоляцию от общества и природы, а право личности и рода человеческого на достойное существование перед лицом мира, на участие в его жизни, на решение мировых загадок, на улучшение условий своего существования.

Гуманизм – это интеллектуальное, моральное и социальное пространство созидания смысла, поиска и нахождения человеком точки опоры и в этом мире, и в самом себе. Гуманизм опирается на всё поле духовной и материальной культуры, он обитает как в сфере наук и искусств, так и в традиционно считающихся религиозными областях душевной жизни человека, которые в определённых исторических и жизненных условиях выполняют необходимую функцию его моральной поддержки или утешения.

Однако гуманизм выступает решительным противником навязывания религии, неукоснительно защищает принципы свободы совести и свободы научного исследования. Он проясняет возможности и технологии создания условий социальной справедливости, толерантного мировоззренческого плюрализма для всех людей, независимо от цвета кожи, национальности, веры или неверия, социального положения, возраста или пола.

Современный гуманизм – это не столько конкретно-мировоззренческий, сколько методологический и социальный, гражданский гуманизм, помогающий человеку раздвинуть горизонты своего сознания, прокладывающий пути личности как к самому себе, так и к культуре и обществу, а от них – к природе и совокупности проблем экологического характера. Вместе с тем гуманизм прокладывает пути общества и власти к конкретному человеку, помогает созидать подлинно социальное государство, юридически и экономически гарантирующее социальную справедливость и правовую защищённость гражданина. В этом смысле современный гуманизм продолжает классические традиции Возрождения и Просвещения.

Гуманистическая функция современной культуры проходит сегодня серьёзное испытание на прочность. Она вынуждена утверждать себя в постоянной борьбе с отчуждающими факторами человеческого существования, открывая человеку бесконечные горизонты созидания и достижений на пути обретения им внутренней свободы, богатства своей вечно формирующейся сущности.

Гуманизм – это не только нравственный стержень личности, внутренне ответственной и открытой для творческого освоения мира и партнёрства с ним. Гуманизм образует духовную основу современного государства, общества и культуры, самого здорового образа жизни личности и общества. Его политическим и правовым эквивалентом выступает демократия, принципы социальной справедливости и государственных гарантий соблюдения прав человека.

Непосредственной антитезой современному гуманизму выступают патриархальный клерикализм, религиозный фундаментализм, или, шире, – всякий архаичный традиционализм, не признающий исторических завоеваний мировой цивилизации и культуры, нравственного и духовного богатства светской культуры и, в частности, науки, искусства и философии. С другой стороны, современный гуманизм испытывает натиск воинствующего технократизма вместе с присущим ему бюрократизмом, желающего подчинить все человеческие проявления «железным законам» технической целесообразности и бесчисленным регламентациям. Если интенции вульгарного натурализма – в том, чтобы подчинить человеческую самость чисто природным феноменам, то новоявленный дискурс постмодернизма, напротив, распыляет и атомизирует человека в интеллектуальном хаосе символических форм культуры. Они в равной степени враждебны собственно гуманистическому вектору сознания и практики.

Противниками гуманизма являются сегодня различные виды нигилизма и социального цинизма, алчности, слепой и безответственной жажды наживы, «обогащения ради обогащения». Важно подчеркнуть и то обстоятельство, что различные формы «дикого», или «грабительского», капитализма обрушиваются сегодня на человека, атакуя и эксплуатируя его естественные слабости, так же как и житейскую неискушённость молодежи, ещё не сформировавшейся интеллектуально и нравственно.

Таким образом, гуманистическая функция современной культуры проходит сегодня серьёзное испытание на прочность. Она вынуждена утверждать себя в постоянной борьбе с отчуждающими факторами человеческого существования, открывая человеку бесконечные горизонты созидания и достижений на пути обретения им внутренней свободы, богатства своей вечно формирующейся сущности. Реальный гуманизм никогда не апеллировал к абстрактным идеям морали и права, он всегда помогал человеку как личности утвердиться и дерзать «здесь и сейчас», в конкретных условиях его существования.

Чтобы иметь верное представление о гуманизме, нужно познакомиться с историей этого интеллектуального и культурного явления, знать о великой исторической миссии гуманизма, о сущности гуманизма наших дней. Важно прояснить вопрос, почему он жизненно важен как отдельному гражданину России, так и всем социальным институтам, государству, бизнесу, политическим партиям и средствам массовой информации. Необходимость изучения теории и истории гуманизма – веление времени, настоящего и будущего России, страны, которой так остро недостаёт сегодня нравственной силы и решимости вырваться из пучины морального и экономического упадка. Его задача – укрепить вечные и всегда актуальные ценности добра, справедливости, порядка и порядочности, свободы и ответственности граждан за свою судьбу и судьбу будущих поколений.

Всё очевиднее становится та истина, что без культивирования научного мировоззрения, разумного подхода к жизни, без здорового скептицизма и фундаментальной человеческой нравственности дорога в будущее страны и мира проложена быть не может. Рано или поздно смутный, переходный период в истории России завершится победой тех лучших гражданских идеалов, острая нужда в которых и вызвала перемены постсоветской эпохи. Но это не произойдет автоматически. Долг каждого из нас: преподавателей-педагогов, студентов, будущих специалистов – содействовать нравственному и социальному возрождению России, которая и в наши дни находится на острие мировых коллизий и которая по‑прежнему остаётся одним из важнейших глобальных факторов мировой стабильности. Залогом этого являются высочайшие достижения нашей отечественной культуры – науки, искусства и философии, потрясающие образцы мужества и жизнестойкости россиян, их славная и великая история.

Настоящий курс «Основы современного гуманизма» изначально предполагает, что его цели и задачи должны вписываться в общую структуру социально-гуманитарного образования в высшей школе и выполнять функцию конкретизации и спецификации мировоззренческих проблем философии, истории, психологии, культурологии, политологии, права, выведения их на уровень практического и жизненного смысла. Он особенно важен там, где отсутствует курс теоретической и практической этики. Он, в конечном счёте, фокусирует и концентрирует внимание студентов на проблематике полагания и созидания смысла и направленности их жизненного пути, помогает обрести уверенность в том, что этот путь лично и социально значим, что он является частью самого творчества жизни, её полноты и счастья.

В конечном счёте учебный курс «Основы современного гуманизма» призван воплотить в себе идею платоновской философской Пайдейи, как воспитывающего образования, устанавливающего внутреннюю связь между добродетелью и знанием. Это такое образование, которое воспринимает себя не просто как средство для утилитарных целей, а как самоцель, как навык непрерывного самообразования, устремлённого в бесконечное пространство личностного совершенства.

Структура курса предусматривает вариативность подачи материала в зависимости от личностных установок преподавателя и проявленного интереса студентов. Следовательно, предложенная тематика курса может быть расширена или сужена, она менее всего предполагает догму, а значит, любой из разделов может стать отправной точкой для дальнейшего углубления в его содержание. Важной особенностью этого курса является его согласованность с традиционными гуманитарными дисциплинами философии, истории, психологии, правоведения, политологии и культурологии, опора на уже полученные при их изучении знания и навыки. В нём присутствует установка на их дальнейшее углубление с целью создания для студентов максимально благоприятных возможностей самоопределения, свободного, сознательного и ответственного выбора при формировании своего внутреннего мира, для наиболее эффективного решения ими актуальных смысло-жизненных проблем. Методологически по отношению к базовому курсу теоретической философии курс «Основы современного гуманизма» исполняет роль прикладной или нравственной философии, которая вбирает в себя весь комплекс гуманитарной подготовки молодого специалиста с позиций её интегральной целостности и итогового результата.

Представляется, что при соответствующей методической доработке курс «Основы современного гуманизма» может претендовать на статус итогового государственного экзамена в вузе по блоку социально-гуманитарных дисциплин. Потребность в такого рода экзамене всё больше осознаётся нашей вузовской общественностью. Он способен включать в себя обобщающие знания по философии, истории, культурологии, психологии, социологии, правоведению, общей экономической теории, истории политических и правовых учений, политологии, истории и методологии научного познания. Он вырабатывает установку на их углубленное понимание и осмысление в контексте актуальных проблем формирования гражданских и личностных качеств молодого специалиста.

Данная учебная дисциплина по характеру и направленности совпадает с вектором новейших исследований в области социально-гуманитарного знания, где намечается настоящий революционный переворот в связи с глобализацией и фундаментализацией информационных потоков и социально-культурных систем. Вот почему мы вправе говорить об исследовательских и проблемно-познавательных задачах данного курса. Одна из его целей – выявить гуманистическое ядро современной социально-гуманитарной науки, философии и культуры.

В основе учебного курса современного гуманизма лежит не только познавательно-эвристическая, но и воспитательная функция. Этим определяется общая постановка его целей и задач. Общая цель – гуманистическое просвещение студентов в вопросах современной общественной, культурной и личной жизни, требующих нравственной и мировоззренческой оценки и выбора. Для достижения этой цели необходимо решить ряд принципиальных задач: ввести студентов в проблематику новейших гуманистических проблем – современной гуманистики, выяснить её смысл и направленность в личностном, культурном и социальном измерении, дать навыки гуманистической оценки и анализа поведенческих реакций, а также содержательной ценности научного мировоззрения и методологии научного познания и поиска, выработать основные ценностные ориентиры в понимании современной культурной и образовательной политики, гуманистической сущности права, диалектики светской и церковной традиций, дать знание истории, теории и практики гуманизма; установить мировоззренческую и историческую типологию видов гуманизма – религиозного, либерального и социального, логику их происхождения и взаимодействия в условиях глобализации, а также их внутреннего единства.

В конечном счёте учебный курс «Основы современного гуманизма» призван воплотить в себе идею платоновской философской Пайдейи как воспитывающего образования, устанавливающего внутреннюю связь между добродетелью и знанием. Это такое образование, которое воспринимает себя не просто как средство для утилитарных целей, а как самоцель, как навык непрерывного самообразования, устремлённого в бесконечное пространство личностного совершенства.


Гусейнов А. А. Выражение кризиса и симптомы обновления // Вопр. философии. 1999. № 3. С 7‑12. См. также: философия и интеграция современного социально-гуманитарного знания (материалы «круглого стола») // Вопр. философии. 2004. № 7. Плеханов Е. А. Гуманистическая парадигма образования // Философская антропология и гуманизм: Коллектив. монография. Владимир: ВГПУ, 2004. С. 251.

Алфёров Ж. И., Садовничий В. А. Образование для России XXI века // Образование, которое мы можем потерять: Сб. М.: МГУ, 2002. С. 18.

 

Яндекс.Метрика