Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2006, № 1 (38)
Сайт «Разум или вера?», 15.07.2006, http://razumru.ru/humanism/journal/38/donshin.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2005/2006 № 1 (38)

О РАЗНОМ

Гуманистическая
сущность

дизайна

Анатолий Доньшин

 

то такое дизайн? Каково его место в культуре и обществе? Имеет ли он отношение к человеческой гуманности? Нужен ли он нам или кому-то мешает? Эти вопросы отнюдь не риторичны, если учесть, что, не сумев построить социализм с человеческим лицом, мы, похоже, строим отнюдь не человечный и хоть сколько-нибудь симпатичный капитализм.

 

Передвижной паровой двигатель. Нью-Йорк, 1870

 
 
 

Швейная ручная машина фирмы «Зингер». 1851 г.

Между тем позитивная сущность дизайна безгранична. Он открывает широкие возможности материализации эстетических идей, новые горизонты красоты и величия человека. Значение дизайна признано во всём мире. Однако в России он всё-таки кому-то мешает. Кому? По-видимому, махровым консерваторам, равнодушным к человеку людям. Такие встречаются и в деловых кругах, и в среде муниципального и правительственного чиновничества. Задачи гармонизации человеческих, социальных и социоприродных связей для них безразличны. Их консерватизм – это та бюрократическая тина, которая обволакивает любую новаторскую идею, мешая ей реализоваться.

Рождению на древе цивилизации дизайна – этого благородного плода нематериальной субстанции – человечество должно быть благодарно. Ибо дизайн, это уникальное по своей природе явление, востребовал множество естественных дарований человека, ценности эстетики, этики, уважения и заботы о людях. Кроме того, он попросту прибылен, поскольку, удовлетворяя самые высокие требования потребителя, он повышает спрос на производимые товары. Важно лишь, чтобы это был не суррогат дизайна, а истинный, подлинный дизайн.

Увы, российский дизайн в условиях сегодняшнего рынка не понят и не признан, он не стал резервом и способом решения социальных и экономических проблем. Судьба российского дизайна в руках будущих учёных, экономистов и государственных мужей, ратующих за достойный путь обогащения отечественной экономики новыми научными открытиями, человеко-сберегающими проектными решениями. Только новое поколение ответственных граждан способно по-настоящему оценить и внедрить теоретические и проектные достижения дизайна. Их творческими усилиями на всей территории России будут созданы плодоносящее «сады» дизайна, которые внесут свою лепту в обеспечение человеку душевной гармонии и истинного удовлетворения от труда и отдыха.

Дизайн-продукт оказывает положительное влияние на общую социальную атмосферу, он формирует эстетический вкус, аккумулирует энергопотенциал людей, поднимает их работоспособность, создаёт условия для эффективной творческой деятельности, повышает уважение к непосредственной среде человеческого существования, делает её, безусловно, более человечной. Всё это так. Однако нынешние предприниматели, ориентированные на реальный (производственный) сектор экономики, оказались в сложной ситуации, как будто не позволяющей им пользоваться услугами дизайнеров: слишком велики затраты на необходимое для этого техническое оснащение производства. И всё же каждому предпринимателю следует осознать, что в условиях конкуренции необходимо искать решения не только технических, но и дизайнерских проблем, ибо при прочих равных реализуется товар с наилучшими эстетическими показателями. Создаваемая продукция – результат технической, научной и дизайнерской мысли. Это изначально должно ориентировать бизнес на сотрудничество с дизайнерами.

 

Галерея машин на Парижской международной выставке 1889 г.

 

Вместе с тем казёнщина и бюрократизм, господствующие многие века в России и пустившие глубокие корни во все области общественных отношений, всё ещё владеют человеком. Это влияет и на такую сферу, как экспорт изделий промышленности; пока что мы не способны свободно действовать на внешнем рынке. Это ещё раз заставляет нас задумываться над возможностями дизайна.

Причины трудностей системны. Мне хочется поставить в укор Министерству образования и науки то, что работа по обучению детей рисованию поставлена слабо. Кажется, частный вопрос. Но ведь не случайно об особой важности предмета рисования говорил ещё в XVIII в. французский мыслитель Дени Дидро: «Нация, которая научит детей рисовать так же, как читать, писать и считать – превзойдёт другие в науке, в искусстве и ремесле».

Во многих областях управления и хозяйства, особенно там, где ведутся научно-исследовательские и инновационные работы, специалисты – инженеры, конструкторы, технологи – постоянно сталкиваются с необходимостью рисовать. Порой люди сожалеют, что в школьные годы к основам изобразительной грамоты относились легкомысленно. Умение рисовать и связанная с ним способность чувствовать гармонию и дисгармонию мира, соотношение частей и целого, интенсивности света и спектры цвета окружающей нас предметной действительности и т. д. раскрывают новые возможности восприятия мира и применения получаемых результатов в различных областях деятельности.

Дизайнер, как и любой человек, имеющий навыки рисования, способен находить в природе подсказки своим замыслам. Профессионального дизайнера отличает развитое воображение, которое объединяет мысль и фантазию, что даёт ему возможность дарить людям прекрасное и одновременно целесообразное, способствующее, по большому счёту, радости и гармонии в отношениях между людьми и всеми сложными элементами социального целого.

В сфере проектирования изобразительная грамота имеет первостепенное значение. Здесь у дизайнера рождается и визуально лелеется – вплоть до окончательной реализации замысла – не что иное, как подлинная забота о человеке; он ориентируется на эстетическое освоение всего многообразия творимой им «второй природы». Дизайнер тщательно учитывает многие сущностные возможности как человека, так и проектируемого изделия. В эскизах, графических решениях он доводит многие формообразующие элементы, детали и узлы до предельного гармонического совершенства, как бы продолжая функциональное в сферу эстетического.

Однако на практике в проектной сфере, в различного рода конструкторских и технологических службах учитывается не столько человек как высшая ценность, сколько технологические или правовые нормативы, т. е. различные ГОСТы, ОСТы, РТМ и т. д. В силу формального и абстрактного характера последних они не включают в себя многие эстетические показатели: композиционное совершенство, информативность формы, гармоничность формы, стилевое единство и т. д. Технические параметры превалируют над параметрами человека.

В. В. Клименко в своей книге «Психологические тесты таланта» (Харьков: Фолио, 1997) отмечает: «Чувствование динамизирует деятельность человека, является источником его активности и модулем производительности работы…» (с. 271). По его мнению, «эстетические чувства регулируют движения мысли, образов и действий, направляют их на то, чтобы собственная гармония была по возможности точнее воплощена в гармонию создаваемых предметов и явлений, чтобы они затем излучали красоту» (с. 197).

 

Малый дворец спорта. Арх. П. Л. Нерви. Рим, 1957

 

Преобладание технических ценностей в проектной сфере в итоге ведёт к тому, что ущемляются и подавляются сущностные силы человека, не только снижается его трудовой потенциал, но и умаляется его достоинство.

Дизайн – это особый продукт специфического (эстетико-дизайнерского), адогматического, абстрактного и вместе с тем образного мышления. Оно формируется в том числе и на основе фундаментальных знаний: философии, эстетики, антропологии, основ изобразительной грамоты, психологии. Оно предполагает изучение техники, технологии, эргономики, экологии, бионики, цветоведения, методологии комплексного и системного проектирования и др.

На этапе замысла эти знания не только взаимодействуют и переплетаются, но и трансформируются в эвристическую интуицию, в эмоционально-интеллектуальный импульс, дающий возможность подняться на более высокую ступень понимания стоящей проблемы и позволяющий совершить открытие или изобретение. Дизайнерская деятельность протекает на стыке материальной и духовной сфер. В её компетенцию могут попасть не только предметы, но и механизмы хозяйственного управления, различные формы социальной деятельности. Всё это говорит о практически безграничном горизонте интересов и возможностей дизайна. В книге «Художник в дизайне» (М.: Искусство, 1974) её автор Е. А. Розенблюм отмечает: «Быть "возбудителем беспокойства" в обществе – значит для дизайнера постоянно выходить за пределы сложившихся стереотипов, ломать их, творить новые оригинальные формы, предощущать в будничной прозе сегодняшнего дня тенденции завтрашнего. Как "возбудитель беспокойства" дизайнер призван освобождать человека от давления закостеневающей и потому давящей предметной среды, опираясь на просыпающуюся жажду раскрепощения».

 
 

Оформление центрального квартала Шяуляя. Литва, начало 1980-х гг.

Таким образом, профессиональная деятельность дизайнера, как развивающаяся на социальной почве, так и опирающаяся на естественные качества человека (эстетические, эмоциональные и интеллектуальные) определила роль и место дизайна в общественной жизни. Смысл дизайна – стать уникальным, мощным и эффективным возбудителем эстетической и облагороженной активности общества, возвышать личность, делать её полной самоуважения и достоинства, открывать перед ней пути совершенствования себя и окружающего социального и природного мира.

Немаловажна и гармонизирующая значимость работы дизайнера. В условиях разбалансированности многих звеньев социального механизма, когда экономика, финансы, производство, человеческие отношения нестабильны, дизайн как социокультурный феномен способен содействовать восстановлению баланса и гармонии. Это было замечено давно. На это обращали внимание многие мыслители прошлого – Аристотель, Вольтер, Гегель, Баумгартен, наши знаменитые соотечественники Асмус, Выготский и др . В своих трудах они говорили об особой социальной важности эстетической жизни человека и общества. Сегодня использование фактора дизайна крайне желательно.

Ещё одной прерогативой дизайна является его социально-психологическая функция. Дизайн – созидатель не только личностного, но и социально-психологического комфорта.

Таким образом, дизайн – достаточно специфичная и важная сфера деятельности людей, которая по природе своей так же гуманистична, как, скажем, образование, наука, здравоохранение. Его функции – не только создание соответствующих продуктов, но и консультативные, методические и координационные. Другими словами, дизайн – это особая отрасль жизнедеятельности людей. Она, как и другие отрасли, должна осуществлять методическое руководство и координацию проектных работ в отраслевых хозяйствах страны, входить в систему образования и воспитания, также как и в систему управления социальными процессами.

Мне представляется жизненно необходимым создание дизайн-проектной отрасли (Министерства или федерального агентства дизайна), которое координировало бы межпрофессиональные подходы к созиданию и освоению эстетического измерения жизни России. Реальная, добрая и благородная эстетизация нашей Родины, украшение жизни людей – задача в большей мере гуманистическая, нежели социально-экономическая, но любые успехи на этом пути будут иметь универсальное значение для прогресса и процветания российской цивилизации.

М. Курокава (Япония). Светильники «Кобра». Фирма «Ямагива», 1984

П. Арат (Япония). Стул, символически изображающий красоту линий ног Мэрилин Монро (авторское название). Фирма «Тендо Мокко», 1981

С. Янаги (Япония). Стул «Баттерфляй» Фирма «Тендо Мокко», 1956


Использованы иллюстрации из книг:
Тасалов В. И. Прометей или Орфей: Искусство «технического века». № 1., 1967;
Аронов В. Р. Художник и предметное творчество. № 1., 1987.

 

Яндекс.Метрика