Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2006, № 3 (40)
Сайт «Разум или вера?», 28.12.2006, http://razumru.ru/humanism/journal/40/kraevsky.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2006 № 3 (40)

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

РАЗНОБЕДРЕННЫЙ
ТРЕУГОЛЬНИК

реформы образования

Володар Краевский

 

стория реформы образования неимоверно растянута во времени, иногда скучна, а подчас драматична. И даже называется по-разному. Предпоследнее её название – «модернизация образования». Ещё не так давно деятели образования не то чтобы спокойно, но сосредоточенно и вдумчиво обсуждали её направления и формы её осуществления в нашем социальном, по Конституции РФ, государстве. После долгих дискуссий приняли «Концепцию обновления» этой обширной социальной сферы и сделали первые шаги в согласованном направлении. Не всё всех устраивало, но по крайней мере о необходимости гуманизации и гуманитаризации образования, приведения его в соответствие с требованиями времени уже не спорили. Впервые за десятилетия разработали новое содержание школьного образования. Сделали попытку привести его в соответствие с современными условиями в мире, и в мире образования в том числе.

И вот – гром с ясного неба! 29 апреля 2004 г. Правительство РФ, которое за три года до этого одобрило «Концепцию модернизации российского образования», вопреки этой концепции с её лозунгом о «возвращении государства в образование», утвердило другую – концепцию реформирования бюджетной сферы и одобрило предложения Министерства финансов России о внесении изменений и об отмене ряда федеральных законов в сфере образования, науки и молодёжной политики. В основе такой перемены лежит концепция «либерального фундаментализма» и минимизации роли государства во всех сферах общественной жизни. Образование рассматривается теперь как «сфера услуг», а не как всеобщее социально значимое благо. Таким образом, выстраиваются два вектора реформирования образования. С одной стороны, оно по инерции движется вперёд, в направлении, заданном социально-гуманитарными реформами начала 1990-х гг., связанном с преодолением его отставания от потребностей развития страны и последствий глубокого социально-экономического кризиса. С другой стороны, декларируется нечто полностью противоположное – новая государственная политика в сфере образования: резкое ущемление свободы в образовании и автономии образовательных учреждений. Это – свёртывание и доступности отечественного образования, и перспектив его развития, покушение на гарантированный Конституцией РФ принцип общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (ст. 43). Наконец, есть и третье направление, дополняющее второе, – попытка ревизии Конституции в той её части, где провозглашается светский характер государства, отделение от него религиозных объединений (ст. 14).

В основе перемены [образовательной политики] лежит концепция «либерального фундаментализма» и минимизации роли государства во всех сферах общественной жизни. Образование рассматривается теперь как «сфера услуг», а не как всеобщее социально значимое благо.

Таким образом, общая картина образовательной ситуации в России выглядит как треугольник, далеко не равнобедренный, а скорее разнобедренный, стороны которого представляют собой даже не просто разные, но и противоположные направления мысли и действия. Достаточно сказать, что под принятым в апреле 2005 г. на пятом съезде отраслевого профсоюза обращением к президенту страны работников образования, протестующих против образовательной политики, насаждающей платность образования и социальный геноцид, стоит более трёх миллионов подписей.

Чтобы избежать упрёков в «голословности», присмотримся хотя бы в первом приближении к тому, что скрывается в каждом из углов нашей геометрической фигуры.

Угол первый – модернизация образования, определяемая в Концепции модернизации (2001 г.) как масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества и образовательного ведомства. В её задачи входило создание норм ативно-правовых и организационно-экономических механизмов, которые позволили бы в полной мере реализовать ключевые идеи Закона РФ «Об образовании»: выбор, многообразие и вариативность в образовании, его нормативно-бюджетное финансирование, академическую и хозяйственно-экономическую самостоятельность учебных заведений, повышение статуса и усиление государственной поддержки работников образования и др. Собственно обновление образования предполагало выполнение задач гуманизации образования, формирования новых жизненных установок личности; учёт общих тенденций мирового развития, обусловливающих необходимость существенных изменений в системе образования, расширение масштабов межкультурного взаимодействия, необходимость формирования таких качеств личности, как коммуникабельность и толерантность; новое осмысление содержания образования, которое характеризуется в Концепции как устаревшее и перегруженное, расширение возможностей свободного и оперативного получения информации по преодолению этнонациональной напряжённости, утверждению равноправия национальных культур и различных конфессий. Была проведена серьёзная работа по научно-методическому обеспечению выполнения этих и других задач, определённых «Концепцией».

Общая картина образовательной ситуации в России выглядит как треугольник, стороны которого представляют собой даже не просто разные, но и противоположные направления мысли и действия.

Второй угол отмечен двумя документами, фактически перечёркивающими всё предыдущее. Первым из них, определяющим приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации (декабрь 2004 г.) и «в основном» одобренным правительством, был дан старт новой образовательной политике, нацеленной на насаждение платности образования, на его социальную сегрегацию и коммерциализацию. Второй – совсем недавно принятая «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 гг.». Технократическую и грубо утилитарную её суть чётко выразил в своем докладе на парламентских слушаниях в Совете Федерации министр А. Фурсенко: «Образование – сфера вторичная по отношению к экономике». Отсюда с неумолимой логикой следует: духовность, нравственность, культура, составляющие основу образования, так же вторичны по отношению к экономике, как вторичен по отношению к ней и сам человек – который, получается, вопреки ст. 2 Конституции РФ, отнюдь не высшая ценность. Это вполне подтверждает текст «Концепции». О многом сказано в этом документе, только не о человеке. Роль образования в решении задач социально-экономического развития России в «Концепции» изложена в шести пунктах, при этом личность фигурирует в контексте двух из них – в тех, где говорится о «создании условий для повышения конкурентоспособности личности», и там, где речь идёт о «формировании кадровой элиты общества, основанном на свободном развитии личности». Речь, по-видимому, идет о свободном развитии личностей представителей кадровой элиты, а не «простого» человека.

Наконец, в третьем углу – проблема «школа и церковь». Так озаглавлено выступление президента РАО Н. Д. Никандрова на XIV Рождественских образовательных чтениях 30 января 2006 г. В этом выступлении много интересного. Вот главное в нём. Ключевое слово – «безопасность»: «прежде всего безопасность нравственная». Здесь, конечно, РПЦ в первых рядах. Как быть нравственным? В выступлении – прямой совет: «если подозреваешь – донеси». Увы, цензура Конституцией запрещается, и нет поэтому надлежащего контроля за безнравственными. Изменять Конституцию – дело непростое, но, слава богу, «когда приняты общие политические решения, наши законодатели идут на множество поправок к действующим законам». «Только положительно оцениваемые [Российской Академией образования] учебники должны допускаться в школу». «Некоторое ограничение свободы» позволительно.

«Знаковое событие» – утверждение законодательным органом светской власти – Курской областной Думой – воспитательной программы, основа которой – православное учение. Остаётся только напомнить о знаменитой триаде графа С. С. Уварова «православие – самодержавие – народность», ранее предложенной выступающим в качестве национальной идеи. Отметим и совсем недавно опубликованную адресованную школьникам книгу одного из «пастырей стада Господня» священника Тимофея «Православное мировоззрение и современное естествознание». Смысл этого сочинения и его пафос состоят в том, что данные науки, касающиеся эволюции Вселенной, Солнечной системы, планеты Земля, органической жизни и человека, противоречат библейской версии «сотворения» всего сущего и потому ошибочны.

Этот последний штрих проясняет картину на качественном уровне, а с математической точностью ситуацию характеризует объём государственных расходов на образование в процентах от ВВП. В России это 3,1% – 23-е место в списке из 25 стран. По расходам на одного учащегося – предпоследнее место в мире, перед Зимбабве.

 

Яндекс.Метрика