Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2008, № 1 (46)
Сайт «Разум или вера?», 18.05.2008, http://razumru.ru/humanism/journal/46/delone.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2007/2008 № 1 (46)

ГУМАНИЗМ И ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

БИОСФЕРЫ

Хрупкость

Наталья Делоне

   
 

Акад. Е. Л. Фейнберг

 

Во всей Вселенной до сих пор известна только одна планета, которая имеет «плёнку жизни» – это наша Земля. М. В. Ломоносов писал:

Открылась бездна звёзд полна;
Звездам числа нет, бездне – дна.

Но уникальна ли наша планета?

Евгений Львович Фейнберг в своём «Credo» выразил сомнение: «Вполне возможно, что есть другие вселенные, принципиально недоступные связи с нами, но тоже содержащие сознательную жизнь, но это не обязательно. В любом случае, мы должны исходить из того, что мы одиноки. Единственное исключение, в некотором смысле, действительно чудо» 1.

Концепцию биосферы как планетарного явления создал В. И. Вернадский (1923). Именно ему принадлежит представление, что в круговороте веществ на земной коре огромное значение имеют организмы, составляющие живую материю, благодаря чему образуются литосфера – сфера земли, гидросфера – сфера воды и атмосфера – сфера воздуха, содержащие живые существа. Сам термин биосфера был предложен раньше австрийским геологом Э. Зюссом в 1875 году.

В. И. Вернадский считал, что зарождение жизни – это причинно-следственное явление планетарного процесса, к пониманию которого мы только подходим. Имеется ряд попыток объяснить, каким образом в неорганическом мире условия сложились так, что могло возникнуть «чудо» жизни. Е. Л. Фейнберг пишет: «Для этого чуда было необходимо, чтобы в достаточно значительной (пусть относительно ничтожной) области мира достаточно долго существовали достаточно благоприятные температурные, радиационные, химически-ядерные составные и т. д. и т. п. условия (много из того, что было в действительности необходимо, мы, быть может, ещё и не знаем…). Но, чем больше узнаём, тем более поразительной оказывается сложность, утончённость согласования элементов этой системы, тем более поразительным оказывается факт, что это успело, сумело сложиться, возникнуть и быть».

Зародившись, жизнь имела следующие проявления:

1. Самовоспроизведение и, следовательно, вытекающая из него наследственность.

 
 

Владимир Иванович Вернадский.
1923 (Париж)

2. Дифференцировка, поскольку уже первичная протоплазма покрывается мембраной, обособляющей её от внешней среды. В результате, близлежащие к мембране слои протоплазмы и слои отдалённые от неё приобретают различные свойства. В дальнейшем, с усложнением живых существ, дифференцировка усложняется.

3. Самосборка конструкций, всё более усложняющихся и приобретающих всё более различные регуляторы.

4. Возникновение аппарата наследственности – как генетического, так и эпигенетического.

5. Обособление клеток и роль архитектоники клетки в её функционировании.

6. Морфогенез органов и роль трёхмерного пространства в этом процессе.

7. Изменчивость – как наследственная, так и не наследственная.

8. Адаптация – как форма приспособления организмов к изменяющимся условиям среды, причём остаётся возможность вернуться к исходному состоянию.

9. Естественный отбор, который происходит по признакам организмов (по фенотипу, а не по генотипу), а, следовательно, идёт как за счёт мутаций, так и модификаций.

10. Эволюция природы благодаря наследственности, изменчивости и отбору.

11. Возникновение многообразия жизненных форм: прокариот (одноклеточных безъядерных микроорганизмов) и эукариот, в клетках которых есть ядра, причём пути эволюции микроорганизмов, растений и животных начинают различаться.

12. Формирование биосферы, которая характеризуется взаимозависимостью всех элементов, входящих в эту сферу как неорганических, так и живых организмов, образуя тот «обмен веществ», о котором говорил В. И. Вернадский.

 

Последнее время всё больше дискуссий возникает относительно движущей силы эволюции. Движущая сила эволюции определяется пробами и ошибками в процессе изменчивости. Несомненно, есть причинно-следственная связь, есть логика развития. Отбор служит такой силой только тактически, только на данный период жизни, в данных условиях и не имеет стратегического значения. Поиски мистического механизма самоусовершенствования не представляются верными. Впрочем, не в том дело, что в некоторых случаях вместо прогресса происходит регресс в ходе эволюции, а в том, что и вершина эволюции не является совершенным достижением природы. Если попытаться представить себе «венец творения», по человеческим же критериям совершенства, то вряд ли это был бы нынешний человек с его слабостями и пороками.

Ноосфера

Человек является частью биосферы. С ним пришла цивилизация.

В. И. Вернадский анализировал воздействие человеческой цивилизации. Он писал: «Человек в этой форме своей жизни является геологической силой большего значения, чем мы это себе представляем. И эта сила, созданная всей предшествовавшей жизнью, не может ни исчезнуть, ни повернуть назад». Вернадский считал, что те, кто говорит о возвращении к патриархальной эпохе, не учитывают фактор неизбежности характера и направления коллективной человеческой работы. Можно только вздыхать от ностальгии, но: «Как приливы и отливы, или движение морских течений, или ход палеонтологического изменения животных и растительных форм, точно так же неизбежен и неизменим ход человеческой истории, поскольку он проявляется в производимом им движении материальных масс на земной поверхности. Человек, однако, может производить эту работу, только увеличивая силу и мощь своей цивилизации».

 
 

Пьер Тейяр де Шарден

Всматриваясь в изменения на планете, вносимые новой геологической силой – деятельностью человечества, осознаёшь, что приводит эту силу в движение: это ум, то новое, что появилось на планете с развитием интеллекта. Неизбежно, эта сила получит максимальные условия своего проявления: «То же мы видим кругом в том удивительном механизме, порядке природы, который сейчас понемногу раскрывается перед нашим творческим научным усилием. И, так же как цивилизация, творческая человеческая мысль, обеспечена в своём полном развитии, так как она совершает геологическую работу, – составляет часть организованного целого» (В. И. Вернадский).

Термин «ноосфера» приписывают Тейяру де Шардену, который использовал его под влиянием идей В. И. Вернадского и в беседах с ним.

Ноосфера – сфера разума (noos – от греческого «разум»). Ещё раньше А. Гумбольдт (1859) ввёл термин «интеллектосфера». Ноосфера и интеллектосфера не синонимы. Если цивилизация изменила лик планеты Земля, то ноосфера – это новое состояние биосферы. Интеллектосфера – это сфера человеческой мысли.

Интеллектосфера

Интеллектосфера объединяет все страны, поскольку человеческая мысль – это достояние всего человечества. (Безусловно, животные тоже думают, но абстрактным мышлением наделены только люди.)

В качестве примера универсальности интеллектуальных феноменов можно привести факт «кочующих сюжетов». Это известная проблема этнографии: почему фабулы сказок разных народов, например, у кочевников севера и племён Африки, совпадают до мельчайших подробностей? Миграцией тут ничего не объяснишь. Трудно предполагать, что в те далекие времена, когда создавались сказки, человек мог добраться, скажем, из Южной Африки до Скандинавии. Безусловно, это – проявление общих всему человечеству закономерностей в развитии интеллектуальной сферы.

Следует сказать, что древние цивилизации в зашифрованной, закодированной форме, пользуясь символами, стремились передать последующим поколениям сведения, которыми они располагали и, если мы говорим о мифах майя, ацтеков, инков, это не означает, что не было ещё более древних цивилизаций, которые оставили свой след в веках. Вместе с тем, это не только мифы, это – и египетские пирамиды, и высеченные на камнях рисунки, и иероглифы, и древние статуи. Сейчас считают, что египетский сфинкс на много тысяч лет старше, чем предполагали археологи. Основатель современной египтологии Ж. Ф. Шампольон писал: «…кем бы они ни были – архитекторами, инженерами или строителями – мыслить они должны были по-великански». Знания древних в Египте, Китае, Центральной Америке поражают не только математиков, астронавтов и строителей. Оставшиеся до нашего времени закодированные послания, которые передаются от эпохи к эпохе, только теперь начинают распутывать и понимать.

Во все времена и сейчас всечеловеческая мысль продуцирует идеи, проникает в закономерности природы и расшифровывает их.

Дата возникновения такой науки, как генетика, точно определена: это 1900 год. Затем генетика стала развиваться очень бурно. А было так, что, одновременно и независимо друг от друга, в самом начале прошлого века Корренс в Берлине, Де Фриз в Лейдене и Чермак в Вене переоткрыли законы классической генетики. Первооткрывателем этих законов был Грегор Мендель. Он опубликовал результаты своей работы на душистом горошке ещё в 1865 году и умер в безызвестности в 1884 году. Никто не интересовался занятиями аббата, и никто не мог даже представить себе, что в двадцатом столетии его имя возродится из забвения и станет знаменем новой науки, которая в наше время приобретает всё большее значение.

Одновременные открытия в науке возникают достаточно часто. Многие законы названы двумя именами учёных, которые формулировали их независимо друг от друга.

Вполне возможно, что есть другие вселенные, принципиально недоступные связи с нами, но тоже содержащие сознательную жизнь, но это не обязательно. В любом случае, мы должны исходить из того, что мы одиноки. Единственное исключение, в некотором смысле, действительно чудо.
Евгений Фейнберг

Наука общезначима, её суждения важны для всех, в любом месте и в любое время. «Ведь наука – это, прежде всего, такой вид знания и деятельности, который, по определению, сверхкультурен или универсально культурен… Иными словами, наука появляется как универсальное измерение человечества. Поэтому имеет смысл употреблять термин "человеческий разум" как нечто, что свойственно всем и в чём все могут быть как-то объединены или быть одинаковы» (Мераб Мамардашвили).

По моему личному опыту, в наше время наука не приносит учёному того удовлетворения, которое она способна давать. Массовый, сверхорганизованный характер современной науки является её бедой, больше того, проклятием. Научных работников так много и их продукция так объёмна, что нет надежды ознакомиться со всеми имеющимися данными даже в одной отдельной области. Поле зрения учёного суживается, он должен из кожи лезть, чтобы продвигаться в своём тесном «капилляре», в своём отсеке науки. Великолепная красота «большой» истины, которая и вдохновляет подлинно научный поиск, заменяется для профессиональных научных работников набором частных технических задачек. Не многим гонка в науке доставляет удовлетворение. Счастливцы имеют какую-то перспективу, видят хоть на несколько шагов вперёд, но для подавляющего большинства не остаётся ничего, кроме пяток бегущего впереди и сопения наступающего на пятки. Вопрос в том, сможет ли наука свернуть на другой путь, на котором открытие истины не требует миллионных армий учёных. Ответ неясен. Но очевидно, что развитие науки – это прерогатива самой науки, логика этого процесса задаётся как объектами научного исследования, так и творческими стратегиями крупных учёных и научных школ.

Мудрость не измеряется количеством накопленных знаний. Воображение, позволяющее пользоваться источниками интеллектосферы – вот ключ, открывающий дверь в мир новых идей.

Интеллектосфера существует как общее, глобальное достояние всего человечества. Она должна способствовать гармоничному совершенствованию ноосферы, поскольку является составляющей её частью.

Духовная сфера

Вот как говорит об этом атеист Е. Л. Фейнберг: «Высшими потенциями обладают духовные способности человека. Поэтому, неслучайно, что такие способности человечество в своём подавляющем большинстве совершенствует. Это биологически осуществляется в любознательности, инстинкте бескорыстной поисковой активности, а социально – во взаимообогащении духовной культурой от самых простых ("низких") её форм до деятельности мыслителей, художников и учёных. Только преобладание духовных способностей человека над примитивными формами (инстинктами, условными рефлексами, свойственными и остальному животному миру), позволило человечеству выжить…, жить максимально возможной духовной жизнью».

П. А. Флоренский, в письме к Вернадскому, назвал эту сферу «пантеосферой». По его мысли, отдельный человек, участвуя в создании этой сферы, входит с ней в общение, и таким образом образуются связи взаимопонимания.

Впрочем, наука требует точных методов, а не одних только интеллектуальных догадок. В данном случае, если мы хотим понять что-то в духовной сфере, необходима совместная работа психологов и генетиков с их методологическим арсеналом. По нашему мнению, ноосфера – достояние всего Земного шара, она повсеместна и не связана с географией, в то время как «пантеосфера» – это духовная близость отдельных районов биосферы, она присуща отдельным нациям и народам. Прекрасным проявлением её существования является то, что национальная культура каждой страны делается привлекательной для всех людей Земли, как необходимая им самим духовная пища. Рискуем предположить, что каждый индивидуум человеческого общества «прорастает корнями в глубину биосферы», но «кроной прошивает её верхние слои». Таким образом, каждый человек системно связан не только со своей экологической нишей, но и с определённым участком «пантеосферы», и его интуитивные ощущения «свой – не свой», определения «малой Родины», ностальгия по своему месту, всё это – его принадлежность к определённой духовной нише.

Исследования в области так понимаемой духовной сферы необходимы, особенно в «наше время больших знаний и малой мудрости» (Дж. Р. Харланд). Время здесь не терпит отлагательства.

Эмоциональная сфера

Эмоции свойственны не только человеку, но и животным. Моя собака необыкновенно эмоциональна, и мне это очень нравится. Сфера чувств насыщается звуками, запахами, цветом – все органы чувств служат этому. Мы и сами создаём вокруг себя эмоциональную сферу; у А. С. Пушкина очень точно обозначена эта сфера: «Царица голосом и взором свой пышный украшает пир». Великие картины, музыка, архитектура, поэзия – это запёчатлённые чувства, которые воспитывают душу. Хотя, впрочем, существуют и другая живопись и музыка, оскверняющие всё прекрасное, растлевающие душу…

Можно предложить такую схему: эмоциональная сфера, пантеосфера, интеллектосфера имеют своё назначение. Эти сферы взаимодействуют, обогащая друг друга. Эмоциональная сфера индивидуальна для каждого из нас. Пантеосфера связана с географическим расположением народа (нации, этноса). Интеллектосфера глобальна. Расположение этих сфер по вертикали носит условный характер. Ниша распространения сфер не имеет протяжённости, которую можно было бы обозначить цифрами. Где граница пантеосферы? В данном случае, понятие вертикали не имеет геометрического значения.

Техносфера

Цивилизация – благо человечества. Но она может столкнуть биосферу в техносферу, вместо того чтобы служить ноосфере. Такой поворот событий приведёт людей к самоистреблению. В целом это понятно мыслящему человечеству. Но нередко человек ищет для себя лазейку в общечеловеческой морали. Это свойственно и учёным. Жажда научных открытий – непреодолимая страсть. Мы знаем, как страдали учёные – инициаторы атомной бомбы. Оппенгеймер покончил с собой. Но большинство убеждает себя, что делает благо.

 

Мы вступили в эру виртуальной действительности. Искусственный интеллект и основанная на его принципах техника дают возможность формализовать знания. Так, компьютерная графика создаёт образцы, в которых теоретические закономерности проявляются в графическом виде. Возникает мир виртуального пространства. Восприятие реального как виртуального расширяет возможности познания мира. В виртуальной реальности человек становится участником программы, созданной машиной. Сейчас налицо эйфория относительно того, что открыт способ повышать интеллектуальные возможности. Есть и несомненно полезные достижения: например, разработаны зонды для борьбы с алкоголизмом, наркоманией, некоторыми психопатиями. Вместе с тем следует осознать, какую большую опасность таит проникновение в сознание человека с целью обмана и манипуляции: ведь это – превращение человека в робота.

Интеллектуальная потребность людей не могла быть удовлетворена научным познанием, библиотеками и музеями. Пришёл Интернет. Доступ к информации теоретически доступен всем. Вместе с тем крупный российский психолог А. Н. Леонтьев предостерегал, что избыток информации, ведущий к тому, что человек попросту не успевает её адекватно осмыслить и даже утрачивает потребность в этом, ведёт уже не к обогащению, а к оскудению души.

Избыток информации – одна из самых трудных проблем, стоящих перед системой современного знания. Какая информация важна, а какая нет? Как её отбирать? До сих пор мы это делаем интуитивно. Интуиция – своего рода интеллектуальный фильтр, волшебство человеческого мозга. Но дорастёт ли Интернет до достаточно высокого качества засылаемой в него информации? Интернет – специфическая материализация ноосферы, тогда как сознание есть её субстанциальное качество, первичное место её существования и функционирования. Разум Homo sapiens и коллективное сознание человечества являются её важнейшими составляющими. Интернет может превратиться в коллективное сознание человечества, представлять собой виртуальное выражение коллективного сознания. Интернет очень молод, и он бурно развивается. Масштабы Интернета будут расти, причём очень стремительно. Технических препятствий к созданию искусственного разума нет. Уже сейчас скорость обработки информации достигает триллионов операций в секунду.

Но сможет ли эта самоорганизующаяся система со всеми своими степенями свободы генерировать нечто новое, подобно тому, как это делает человеческий мозг? Если на этот вопрос будет получен ответ, то коллективное сознание человечества приобретёт огромное могущество. Какое место рядом с такой машиной получит человек? Что станется с духовным миром человека?

Хозяйственная деятельность человека приводит к тому, что в атмосфере растёт содержание углекислого газа, метана, паров воды и ряда других веществ, делающих её менее прозрачной для инфракрасного излучения и затрудняющих возвращение тепла в Космос. Возникает парниковый эффект.

Всякая переделка природы или её «доделка», независимо от того, принимает ли она анекдотические черты «указаний» невежественного Т. Д. Лысенко и ему подобных или является вмешательством на самом изощрённом современном научном уровне в код наследственности, требует всестороннего обсуждения в обществе и моральной ответственности каждого. Техносфера наступает.

Какие можно сделать предсказания? Благоприятный путь только один: не допустить господства техносферы. Это могут сделать, объединившись, люди всей Земли. Насколько на это можно надеяться? Нужно переходить к природосберегающим технологиям. Иначе – гибель. Это остро переживалось уже на рубеже XIX – XX веков. Александр Блок в «Возмездии» писал:

В наш век…
…Ещё бездонней
Ещё страшнее жизни мгла,
Ещё чернее и огромней
Тень Люциферова крыла…
Безжалостней конец Мессины
(стихийных сил не превозмочь)
И неустанный рёв машины,
Кующий гибель день и ночь.

Целостность биосферы

 
 

Потрясает целостность биосферы, многообразие её живых существ, сложно совместимых и взаимосвязанных. Самые различные таксономические формы, а также человек включены в этот «обмен веществ» (В. И. Вернадский) и адаптированы к окружающей их среде. Система сложна, и нельзя нарушить ни одно звено. Известна забавная задачка: «Какая связь между числами проданных охотничьих ружей и количеством собранного мёда на пасеке?». Ответ такой: «Когда охотники покупают ружья – они убивают волков; когда волков нет – размножаются кролики; когда кроликов много – они съедают все растения клевера на лугу; когда нет клевера – пчёлам негде собирать нектар. В результате пасечники остаются без мёда». Подобных коллизий в жизни встречается очень много. Все помнят, как в Китае был объявлен призыв: «Истребим воробьев!» Воробьи были уничтожены на больших пространствах, но усердным китайцам эта жестокость не пошла на пользу, им пришлось спохватиться, поскольку размножились вредные насекомые.

Число хищников и травоядных должно быть в определённом равновесии. Истребление хищников может привести к эпизоотиям в стадах травоядных, как происходит, например, с оленьими стадами, поскольку, если убивать волков, то будут оставаться в стаде ослабленные, больные особи.

Та же закономерность – и в случае чрезвычайно отдалённых групп животных существ. Очень сложно совместное проживание на Земле микроорганизмов и высших форм. Можно привести множество примеров, в том числе, у человека может наступить болезнь «бактериоз», если в его кишечном тракте не будет необходимых микроорганизмов. Внутри взрослого человека существует до 5 кг микроорганизмов, большинство из которых симбионты.

В связи с этим, существует проблема при планировании длительного пребывания человека в космическом полёте и в поселениях на других планетах. Процесс эволюции имеет различие у высших форм и микроорганизмов. Микробы имеют короткий цикл жизни, быстро размножаются, а изменчивость, в результате воздействия на них экстремальных факторов, и формы отбора отличаются от высших организмов не только темпами.

На Земле живые существа подвергаются многим опасным воздействиям: это наводнения, засухи, ураганы, цунами, землетрясения, извержения вулканов. Однако поражает, что человечество само несёт ошеломляющую, беспощадную гибель своей безответственной, алчной деятельностью. Многие это понимают:

Сегодня снова я пойду
Туда – на жизнь, на торг, на рынок
И войско песен поведу
С прибоем рынка в поединок.

(В. Хлебников)

В своём «Credo» E. Л. Фейнберг сказал:

«В обобщённом плане смысл жизни человечества – в сохранении чуда жизни, в выполнении высокой ответственности перед природой, случайно одарившей нас этим чудом.

Конкретно же это реализуется в смысле жизни или, лучше сказать в высшем смысле жизни каждого человека, а её, если говорить совсем кратко и упрощая, можно сформулировать в трёх пунктах:

1. Любить жизнь и наслаждаться ею.

2. Быть добрым и, во всяком случае, социабельным – не вредить другим, помогать слабым и быть терпимым, помогать созидателям и препятствовать разрушителям.

3. Жить максимально возможной духовной жизнью, достойной высоты, на которую небрежно вознесла человека "бессмысленная природа", и которую нужно сохранить».

В обобщённом плане смысл жизни человечества – в сохранении чуда жизни, в выполнении высокой ответственности перед природой, случайно одарившей нас этим чудом.

Конкретно же это реализуется в смысле жизни или, лучше сказать в высшем смысле жизни каждого человека, а её, если говорить совсем кратко и упрощая, можно сформулировать в трёх пунктах:

1. Любить жизнь и наслаждаться ею.

2. Быть добрым и, во всяком случае, социабельным – не вредить другим, помогать слабым и быть терпимым, помогать созидателям и препятствовать разрушителям.

3. Жить максимально возможной духовной жизнью, достойной высоты, на которую небрежно вознесла человека «бессмысленная природа», и которую нужно сохранить.

Евгений Фейнберг


Здесь и далее цитируется: Евгений Фейнберг. Credo (В чём смысл жизни человека) // Здравый смысл. Зима 2006/07 № 1 (42), с. 8 – 9.

 

Яндекс.Метрика