Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2008, № 1 (46)
Сайт «Разум или вера?», 15.06.2008, http://razumru.ru/humanism/journal/46/ellis.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2007/2008 № 1 (46)

НАУКА, ПРАКТИКА, РАЦИОНАЛИЗМ

 
 

Альберт Эллис

В 1953 г. нью-йоркский психолог доктор Альберт Эллис проанализировал состояние психоаналитической теории и задался вопросом: где доказательства? Этот простой вопрос, за которым последовала колоссальная работа Эллиса, воспринимавшаяся психоаналитиками как смехотворная и не заслуживающая внимания, был началом парадигмального сдвига в психологии, сдвигом, который трансформировал господствующую в психиатрии загадочную, почти мистическую психоаналитическую терапию в когнитивный и поведенческий процесс, который можно было контролировать, используя инструменты научного метода. Усилия, предпринятые Эллисом, привели к когнитивной революции в психотерапии.

Хотя когнитивная терапия сегодня широко принята, работа, начатая им в 1953 году, продолжается и сегодня. Незадолго до своей смерти (24 июня 2007 г.) Эллис попросил группу близких ему коллег продолжать его исследования. Среди его главных целей было желание убедиться в том, что разум, наука и рациональность остаются главными приоритетами в развитии психотерапевтических техник. Одним из последователей Эллиса был доктор Пол Куртц, основатель Транснационального центра исследований.

Где
доказательства?

Альберт Эллис:
переворот в психотерапии 1

Бил Кнаус, Гейл Розалини,
Вилл Росс, Эд Гарсия,
Джон Майнер, Винс Парр,
Нэнси Хаберстроу,
Русс Грейген, Сэм Кларрэйч

Разум восстаёт
из тьмы неразумия

Как и большинство психотерапевтов середины прошлого века, Эллис практиковал психоаналитические методы лечения. Но его всё больше тревожили неопределённость, отсутствие научных методов проверки достоверности этой психотерапии, экспериментальных подтверждений принципов, принятых в разных модификациях фрейдизма. Он решил изменить способы, посредством которых он как психотерапевт работал со своими клиентами.

Эллис начал учить клиентов скепсису, умению подвергать допросу самые заветные принципы своих убеждений, особенно в отношении их святости и непогрешимости, критически относиться к своим мыслям и эмоциям, предпринимать активные усилия по их изменению и уделять внимание одной существенной идее, высказанной в своё время Уильямом Джеймсом, основателем американской психологии: меняя свои мысли мы можем изменить свою жизнь.

Едва ли эти идеи были уж столь новы. В 1905 г. швейцарский психолог Поль Дюбуа (Paul Dubois) в работе «Психиатрическое лечение нервных заболеваний» (The Psychic Treatment of Nervous Disorders) описал метод снижения чрезмерных психических переживаний в процессе, который был назван «обучением разума».

Идея обучения разума пришла к нам из античности. Платон, Сократ и Аристотель подчёркивали значение разума как надежды человечества. Как и другие философы, предшественники Дюбуа учили людей использовать разум для разрушения иррациональных идей, заставляющих человека погружаться в навязчивые и непродуктивные эмоциональные переживания. К сожалению, работы Дюбуа оказались в тени фрейдистского психоаналитического движения, которое обратилось к загадочной области подсознательного в поисках подавленных воспоминаний о травмах, полученных человеком в раннем детстве.

Тот факт, что теория Фрейда не получила точных и объективных научных подтверждений, не остановило её безоговорочного принятия профессиональными психиатрами. В течение десятилетий деятельность психоаналитиков получала восторженные оценки врачей, художников, интеллектуалов, писателей, что стало фактором, который превратил образ психоаналитика в клише и икону одновременно. Сакральный статус психиатрии позволил доминировать ей над другими, научно обоснованными теориями, объясняющими природу психических болезней. Однако уже в конце сороковых годов появились первые признаки кризиса психоанализа. В одном из исследований было показано, что рейтинг выздоровления пациентов, получивших лечение у психоаналитиков, оказывается ниже, чем рейтинг у самостоятельно вылечившихся пациентов. Наступало время возвращения к разуму.

Формирование техники
рациональной терапии

 
 

Альберт Эллис. 1973

В 1955 г. Эллис стал называть себя «рациональным терапевтом». В основание своего гуманистического подхода он положил принцип научного исследования, связанного с моделью обучения, в центре которого была идея укрепления роли разума и проверки предположений посредством соответствующих практических действий. Эллис опирался при этом на достижения древнегреческой мудрости, на идею стоика Эпиктета, который говорил, что не существует событий, которые огорчают людей, есть огорчения, вызванные их интерпретацией. Эллис принял многие идеи Сократа, Эпикура, Аврелия, Канта, Шопенгауэра и Руссо. Он испытал, кроме того, влияние идей Востока, Конфуция, Лао-Цзы, Будды. Эллис считал, что философы больше чем психологи повлияли на его психотерапевтическую теорию. Вместе с тем он многое почерпнул из работ Альфреда Коржибского (Korzybski), который утверждал, что прежде чем делать какие-либо выводы относительно индивидуальной ситуации, необходима эмпирическая проверка связанных с нею фактов. Такое критическое мышление предохраняет от соскальзывания в тёмные и вводящие в заблуждения абстракции, чрезмерные обобщения и безальтернативные суждения. Дихотомическое мышление может вести к ошибочным заключениям: одно определение как истинное противостоит здесь другому, ложному, тогда как на деле истина может находиться между этими крайностями.

В течение более пятидесяти лет Эллис работал по восемнадцать часов в сутки, развивая и проверяя свою рациональную терапию. В ходе своих экспериментов он дважды модифицировал её, и дважды менял её название. Сегодня терапия, созданная Эллисом, известна как «рационально-эмоциональная поведенческая терапия» (rational-emotional behavior therapy), или, как её чаще обозначают, РЭПТ (REBT). Система рациональной терапии Эллиса лежит в основании других фундаментальных подходов в психиатрии, включая когнитивную терапию и когнитивно-поведенческую (cognitive-behavioral) терапию.

Техника РЭПТ основана на применении инструментов критического мышления и методов научного исследования к решению наших повседневных проблем. К сожалению, обучение и выработка навыков критического мышления редко практикуется в начальной и средней школе. В результате, студенты, лишённые возможности осваивать методы критического мышления, думают неграмотно, у них отсутствует умение правильно рассуждать, они беспомощны перед лицом предрассудков, ненаучного мышления и готовы признавать спиритизм, астрологию, парапсихологию, существование инопланетян, ангелов-хранителей и привидений. Тем не менее, умению правильно мыслить можно учить, его можно освоить с пользой для дела.

Так, мы можем некритично воспринять – что обычно и происходит у простодушных людей – множество иррациональных идей от своих друзей, семьи, учителей, из средств массовой информации, что ведёт к чрезмерным эмоциональным переживаниям. Эллис называет три общих установки, которые держат человека в состоянии тревоги и беспокойства: требования, предъявляемые к самому себе, требования со стороны других людей, и требования, которые мы предъявляем к окружающей действительности. Он назвал три этих иррациональных установки тремя фундаментальными необходимостями, долженствованиями, тремя «ты должен» (The Three Basic Musts).

1. Я должен действовать хорошо и завоёвывать одобрение других, в противном случае я никуда не гожусь.

2. Окружающие меня люди должны воспринимать меня так, как я хотел бы этого. Если они не будут воспринимать меня таким образом, то они плохие люди, и они заслуживают осуждения и наказания.

3. Я должен иметь то, чего я хочу, тогда, когда хочу. И я не должен ничего, что мне самому не нужно или того, чего я не могу терпеть.

Согласно Эллису, такого рода притязания являются главными причинами эмоциональных расстройств. Чтобы освободиться от этого анти-эмпирического мышления, Эллис учил своих клиентов спрашивать: «Каковы доказательства того, что вселенная и окружающие нас люди должны отвечать нашим требованиям?» Анализируя проблему «трёх должен», он использовал предложенный им термин «МАСТурбация» (MUSTurbationy) 2, чтобы описать склонность человека отдавать в своей жизни предпочтения этим иррациональным «должен». Он убедился, что элиминация, устранение этих «должен» – при сохранении наших разумных предпочтений – ведёт к формированию нетравматического мышления, адекватных эмоций и поведения.

Эллис полагал, что убеждение является иррациональным и опасным для нас, если оно:
• мешает достижению целей, порождает крайне выраженные эмоции и расстройства, которые подавляют или возбуждают человека или делают его поведение опасным для него самого или окружающих его людей;
• ведёт к ложному пониманию действительности;
• содержит алогичные критерии оценки себя, других и мира в целом.

Люди могут и часто совершенно безосновательно ввергают себя в состояния психического расстройства именно вследствие иррациональности своего мышления. Депрессивное мышление влечёт за собой ощущения беспомощности, безнадёжности, жалости к самому себе. Принятие эффективных мер к депрессивным мыслям коррелирует с облегчением депрессии и измеримыми изменениями в мозговых структурах, связанными с изменениями в мышлении. Анализ депрессивных состояний позволяет обнаружить такое рациональное «должен», как «Я должен остановить это мышление, я должен остановить это ощущение депрессии».

Применение скептического мышления и научного метода, который Карл Саган называл «замечательным детектором чуши» (baloney detection), является противоядием от иррациональных притязаний. Оно успешно работает при оценке иррациональных идей, являющихся возбудителем когнитивных и эмоциональных расстройств, также как и заявлений о паранормальных феноменах. Обнаружение нонсенсов снижает вредное воздействие иррациональных идей на личную жизнь. Некоторые иррациональные идеи не столь существенно портят нашу жизнь, например вера в то, что саранча может слышать на частотах, на которых в действительности она не слышит. Но некоторые проявления иррациональности могут приносить вред нашему здоровью. Эллис полагал, что убеждение является иррациональным и опасным для нас, если оно:

• мешает достижению целей, порождает крайне выраженные эмоции и расстройства, которые подавляют или возбуждают человека или делают его поведение опасным для него самого или окружающих его людей;

• ведёт к ложному пониманию действительности;

• содержит алогичные критерии оценки себя, других и мира в целом.

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия подвигает человека искать те причины, которые питают в нас беспочвенные и вредные традиционные убеждения, и рассматривать лежащие в их основе предпосылки. Обычно, как, например, в случаях с заявлениями о паранормальных феноменах, такие иррациональные верования обходятся без доказательств. Когда клиент убеждается в иррациональности своих убеждений, психотерапевты, практикующие РЭПТ, советуют ему принять гибкую и недогматическую альтернативную точку зрения. Например, вместо того, чтобы «заклиниваться» на тревожащей и вместе с тем провоцирующей идее, которая якобы никоим образом не должна отвергаться окружающими, клиентов учат спрашивать себя, действительно ли неприемлемость для окружающих их точки зрения является для них катастрофой. В дополнение к обучению критическому мышлению, практикующие РЭПТ психотерапевты предлагают своим клиентам гуманистические ценности, увеличивающие вероятность обретения здоровой и счастливой жизни. Эти ценности включают в себя:

• Счастье как цель жизни. Разумные индивиды стремятся к счастью и наедине с собой, и в интимных отношениях, и в общении с другими.

• Долговременный гедонизм. Эмоционально здоровые люди распределяют удовольствие таким образом, чтобы иметь его и в настоящем, и в будущем. Они избегают получать кратковременные удовольствия, потенциально вредные по своим ближайшим или отдалённым последствиям (например, увлечение спиртным, которое может принять форму алкогольной зависимости и привести к циррозу печени).

• Принятие факта смертности. Принимая факт, что данная нам жизнь единственное, что у нас есть, и что у нас может быть, мы – ввиду её исключительной ценности – обретаем возможность радоваться ей в максимально доступной нам степени.

• Самоопределение. Вместо того, чтобы рассчитывать, что молитва, государственная власть или другие люди дадут нам директивы относительно того, как жить и что делать, рационально здоровая личность стремится к тому, чтобы самой установить и достигать своих собственных разумных целей.

• Принятие неопределённости. Жизнь предлагает нам мало гарантий. Зрелые люди знают, что предсказывать будущее, по меньшей мере, глупо, а в худшем случае – нечестно. Они принимают тот факт, что они живут в мире вероятностей и редко расстраиваются из-за того, что мир недостаточно определён.

• Приверженность творческим поискам (pursuit). Рационально мыслящие люди видят своё счастье в творческих поисках, которые рассматриваются ими как имеющие смысл и значение.

• Просвещённый эгоизм (забота о собственном благополучии) (enlightened self-interest). Мыслящие, ищущие своего счастья люди временами, хотя и не всегда, рассматривают свои интересы как приоритетные по сравнению с интересами других.

• Социальные интересы. Чтобы взаимодействовать с другими, рациональные люди действуют так, чтобы создавать вокруг себя приемлемые для них общности. Соответственно, они ведут себя в них нравственно и защищают интересы своих групп.

• Гибкость. Эллис полагал, что три отмеченных выше долженствования, «МАСТурбации» суть не более чем человеческие изобретения. Психологически здоровая личность, счастливые люди склонны держаться плюралистического и недогматического мировоззрения.

• Принятие действительности. В своей работе «Три измерения приятия» (Three Dimensions of Acceptance) Эллис включает три безусловных приятия: себя, других и жизни (life-acceptance). Как мыслящие существа люди неизбежно совершают ошибки, они фаллибилистичны, ввиду превратностей жизни. Приятие не означает безоговорочного признания и не влечёт за собой обязательных инициатив. Это означает лишь восприятие реальности такой, какой она предстаёт перед нами. Безусловное приятие себя, других и жизни отличает терапию РЭПТ от других когнитивно-поведенческих терапий, не включающих в себя эти принципы.

• Готовность к рискованным поступкам. Люди, взгляды которых относительно свободны, в большей мере склонны выходить за границы комфортных для них жизненных ниш и пытаться экспериментировать. Хотя они стараются избегать неудачи, она, тем не менее, принимается как часть их жизни.

• Высокая степень терпимости к фрустрациям / антиутопизм. Жизнь полна неприятностей. Вместо того чтобы жаловаться по поводу жизненных проблем, мыслящий индивид следует максиме Рейнхольда Нибура: иметь мужество изменить то, что можно изменить, и спокойно принимать то, что изменить невозможно. Мудрость при этом состоит в понимании разницы между первым и вторым.

• Эмоциональная ответственность. Разумные люди принимают эмоции как единство мыслей, чувств и действий. Они могут справедливо осуждать других за некрасивые поступки, но не сваливают на них вину за собственные эмоциональные расстройства. Вместо того чтобы говорить: «это сводит меня с ума» или «это меня расстраивает», они берут на себя ответственность за свои мысли, чувства и действия.

Психотерапии могут быть
эмпирически обоснованными

 

В 1949 г. конференция в Боулдере (Колорадо) (Boulder Conference), посвященная клинической психиатрии, рекомендовала готовить докторов в области психологии как исследователей-практиков. Эллис следовал этой модели подготовки. Он идентифицировал условия, связанные с болезнями и со здоровьем, и выработал концепцию, с помощью которой можно было эмпирически проверить различия между болезнью и нормой на основе доказательств, а не на основе абстрактных допущений. Прямо или косвенно он помог научить тысячи и тысячи консультантов и психотерапевтов мыслить эмпирически.

Сегодня РЭПТ-терапия остаётся концепцией, отвечающей принципу философии Карла Поппера: теория, которая не может быть проверена, бесполезна. Когда теорию невозможно подтвердить опытным путём, ищется другая теория, которую можно подтвердить или опровергнуть экспериментальным образом. Этот процесс повторяется до тех пор, пока для теории не найдутся подтверждения, основанные на свидетельствах опыта.

Когнитивные и поведенческие методы, такие как РЭПТ, сегодня превалируют в психотерапии, вытесняя психодинамические терапии, по большей части основанные на фрейдистских предпосылках. Это преобладание возникло частью потому, что исследования показывают их эффективность. Но переход от псевдонаучных методов к эмпирически подтверждаемым в основном вызван возникновением крупных поликлинических центров, принадлежащих страховым компаниям. Страховые компании направляют свои доллары на развитие эмпирически подтверждаемых психотерапевтических методов. Но это не означает, что борьба между научно обоснованными методами и псевдонаукой завершена. Техники и концепции, такие, скажем, как возрождающиеся ныне терапия «перерождения» и энергетическая (rebirthing and energy) терапия всё ещё всерьёз воспринимаются населением, а иногда и прессой.

Действительно ли
самопомощь помогает?

Термин «самопомощь» имеет тенденцию настораживать скептический разум. Порой за этим понятием скрывается так много абсурдного, что уважающий себя критически мыслящий человек может стремиться его избегать. Например, в книге Дженнифер Нисслейн (Jennifer Niesslein) «Практически совершенный во всех отношениях» (Practically Perfect in Every Way) автор описывает случай двухлетнего консультирования у гуру, практиковавшего метод самопомощи. Его советы включали рекомендации прогуливаться вокруг дома, хлопая в ладоши с целью накапливать энергию и искать при этом «духа-хранителя дома… духа земли, воздуха, огня и воды».

Эллис подчёркивает важность превращения критического мышления в повседневную привычку. Поверхностное знакомство с РЭПТ или принятие всего лишь одного из принципов критического мышления – дело достаточно лёгкое. Но если мы хотим по-настоящему использовать ресурсы РЭПТ-терапии в своей жизни, то это требует личных усилий и практики. Вот почему есть основания считать РЭПТ само-помощью. Единственное поведение, которое мы можем по-настоящему контролировать или изменять, – это наше собственное поведение.

У скептиков могут возникать сомнения, когда они узнают, что психотерапевты рассматривают РЭПТ как вид терапии самопомощи. Читатели книг Эллиса, однако, находят его книги эффективным и недорогим средством улучшить своё самочувствие за счёт собственных усилий и по своей собственной инициативе.

Эллис подчёркивает важность превращения критического мышления в повседневную привычку. Поверхностное знакомство с РЭПТ или принятие всего лишь одного из принципов критического мышления – дело достаточно лёгкое. Но если мы хотим по-настоящему использовать ресурсы РЭПТ-терапии в своей жизни, то это требует личных усилий и практики. Вот почему есть основания считать РЭПТ самопомощью. Единственное поведение, которое мы можем по-настоящему контролировать или изменять, – это наше собственное поведение.

Предлагаемая Эллисом психотерапия способна помочь обрести целостные и последовательные модели достойного поведения, она заявляет о себе не только как о теоретической концепции, но и как о практике повседневной жизни. Сам он служил такой поведенческой моделью обучаемым им психотерапевтам и многим своим клиентам. Вместе с тем он подчёркивал важность именно собственных усилий для самоизменения без обращения к каким-либо гуру или экстрасенсам.

Исследования показывают, что посредством внимательного чтения литературы, посвященной самопомощи (библиотерапия) люди могут преодолеть многие формы эмоциональных расстройств, если подход к такого рода книгам когнитивен и включает поведенческие установки. Так, в некоторых методических инструкциях сообщается, что определённые группы людей, страдавших депрессиями, страхами, перфекционизмом существенно улучшили своё самочувствие посредством чтения и испытания на себе эмпирически и научно обоснованных психотерапевтических техник.

Начиная с выхода в свет в 1957 г. книги Эллиса о рационально-эмоциональной терапии «Как жить с невротиком» (How to Live with a Neurotic), библиотерапия стала завоёвывать всё большее признание. Однако во всех своих трудах он настойчиво проводит ту мысль, что для самопомощи одного чтения недостаточно. Он подчёркивает, что более эффективным подходом является включение себя в программу глубоких самоизменений, в первую очередь изменений установок своего мировоззрения. Рациональная библиотерапия – лишь одно из средств реализовать эту программу.

РЭПТ в действии

Одним из требований РЭПТ'а является обучение человека умению оспаривать притязания иррационализма, способам преодоления нездорового образа жизни. Эта терапия помогает человеку совершенствовать своё критическое мышление, становиться творчески мыслящим индивидом. Поскольку Эллис занимался в основном популяризацией психотерапии, связанной с лечением эмоциональных расстройств, его первым делом было оказание непосредственной психологической помощи. В этой связи он разработал азбуку (ABC) первичной помощи клиентам для преодолении ими иррациональных и вредных для психического здоровья мыслей, чувств и действий.

A. Несчастье (Adversity) и активирование события.

B. Обсуждение убеждений (Believes), связанныхс событием.

C. Обсуждение эмоциональных и поведенческих последствий события (Consequences).

Несчастьем может быть всё, что индивид рассматривает как вызывающее его беспокойство, например, кошмары, депрессивное настроение, навязчивые мысли, потеря работы. Касающиеся его убеждения – это центральный элемент формулы, порождающей эмоциональные и поведенческие последствия. Например, человек попадает в дорожный инцидент или он опоздал на важную встречу. Это может породить дискомфорт и фрустрацию. Но люди могут лишь усилить свой стресс, если начнут твердить себе: «Для меня этот инцидент невыносим. Этого не должно было со мной случиться. Я не выдержу этого напряжения». Азбука помощи говорит, что анализ в сочетании с правильным действием может привести к существенному снижению драматизма ситуации.

У азбуки Эллиса есть буквы D и E. D означает обсуждение (Disputing) иррациональных или вредных для индивидуума убеждений. E – это поиск новых когнитивных, эмотивных и поведенческих результатов (Effects). Следующий пример иллюстрирует, как работает модель ABCDE.

A. Несчастье или проблема: друг на 45 минут опаздывает к обеду.

B. Иррациональное убеждение: я уверен, что случилось что-то ужасное. (В моём воображении всплывает ужасная картина истекающего кровью друга, умирающего в искорёженном автомобиле.)

C. Эмоциональные и поведенческие последствия: страх, трясущиеся руки, обморок.

E. Обсуждение иррационального убеждения: где свидетельства того, что случилось что-то ужасное? Ответ прост: таких доказательств нет. Вывод также прост: гораздо умнее будет принять идею, что мои страшные мысли, возможно, не имеют ничего общего с фактами.

D. Результатом является новый, рациональный взгляд на ситуацию: друг может быть выехал с опозданием или попал в автокатастрофу, но поскольку причины его опоздания неизвестны, наилучшее в этой ситуации – воздержаться от выводов относительно того, что случилось.

Ключевым элементом РЭПТ'а является практика. Суть и конечная цель обучения тому, как обсуждать гнетущие (self-defeating) или иррациональные мысли – это умение, мастерство. Подобно любому другому умению, оно совершенствуется с опытом.

В некоторых случаях уровень нашей тревоги может быть таким, что она поддаётся контролю. Снижая его, мы можем уменьшать эмоциональное беспокойство и его психологические последствия. РЭПТ не претендует на то, чтобы снять все неприятные эмоции, он скорее предлагает способы, с помощью которых мы можем избежать излишних расстройств и не позволять эмоциям выходить из-под контроля. Некоторые расстройства, такие как, скажем, волнение перед публичным выступлением, могут сопровождаться тревожными мыслями и подавленностью. Эллис предлагал технику домашних заданий, с помощью которых индивид мог перевести эти тревоги в позитивное русло. Такие упражнения руководили действиями человека, осознававшего беспочвенность страха, что помогало снизить или снять тревогу.

Ключевым элементом РЭПТ'а является практика. Суть и конечная цель обучения тому, как обсуждать гнетущие (self-defeating) или иррациональные мысли – это умение, мастерство. Подобно любому другому умению, оно совершенствуется с опытом. Домашние упражнения дают возможность практиковаться в ясном мышлении. Это способствует снижению иррациональности и увеличению возможности испытывать более широкий спектр эмоций: от здорового сочувствия до радости.

Заключение

В заключение необходимо сказать, что ценность работ доктора Альберта Эллиса не может быть выражена в форме чего-то материального, скажем, здания или в виде банковского счёта. Ценность его работ хорошо демонстрирует существование сетевого сообщества профессиональных последователей РЭПТ-терапии, она и в гибкости этой теории, позволяющей ей сохраняться и с течением времени. Её ценность в практической помощи бесчисленным пациентам, поправившим своё здоровье и обретшим счастье в совершенствовании своего мышления и внутреннего мира. Всё это – подлинные достижения этого революционного мыслителя. Его наследие будет действенно в XXI веке и за его границами.

Литература

Dubois, Paul. The Psychic Treatment of Nervous Disorders. NewYork: Funk and Wagnall, 1909.

Ellis, Albert. What Is Rational-Emotive Therapy (RET)? In A. Ellis and M. E. Bernard (Eds.) Clinica! Applications of Rational-Emotive Therapy, pp. 1 – 30. New York: Plenum, 1985.

Ellis, Albert. Feeling Better; Getting Better; Staying Better. Atascadero, California: Impact Publishers, 2001.

Ellis, Albert. The Case Against Religion; A Psychotherapist's View, Austin: American Atheist Press, 1980.

Ellis, Albert. Reason and Emotion in Psychotherapy. Secaucus, New Jersey: Citadel, 1962.

Knaus, William. The Cognitive Behavior Workbook for Depression. Oakland, California: New Harbinger, 2006.

Niesslein, Jennifer. Practically Perfect in Every Way. My Misadven turns through the World of Self-Help-and Back. New York: G. P. Putnam's Sons, 2007.


Bill Knaus, Gayle Rosellini, Will Ross, Ed Garcia, John Minor, Vince Parr, Nancy Haberstroh, Russ Greiger, and Sam Klarreich. Where's the Evidence? How Albert Ellis Revolutionized Psychotherapy // Free Inquiry. Vol. 28. № 1. December 2007 / January 2008, pp. 38 – 43.

Здесь – непереводимая игра слов: английское «must» – это глагол сильного долженствования: «должен», «обязан». А «мастурбация» в просторечье, как известно, называется онанизмом. (Прим. перев.)

 

Яндекс.Метрика