Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2008, № 3 (48)
Сайт «Разум или вера?», 14.12.2008, http://razumru.ru/humanism/journal/48/kuvakin2.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2008 № 3 (48)

ПАМЯТИ ТОВАРИЩА

Питер Хьюит Хеар

PETER HEWITT HARE (1935 – 2008)

Памяти учёного и гуманиста

3 января 2008 года внезапно – ранним утром во сне – умер доктор Питер Хьюит Хеар, почётный профессор философского факультета Университета штата Нью-Йорк в Буффало (СУНИ), работавший долгие годы деканом философского факультета, известный как выдающийся специалист по истории американской философии, неутомимый организатор науки и энтузиаст развития связей между философским факультетом Московского государственного университета и философским факультетом СУНИ в Буффало, крупнейшим в системе Университета штата Нью-Йорк. Питер Хеар был яркой индивидуальностью и вместе с тем широко социализированным человеком. Он вёл большую общественную и благотворительную деятельность. Так, он пожертвовал миллион долларов философскому факультету СУНИ в Буффало. Вместе со своей женой Дафнией Хеар он организовал помощь медицинским учебным заведениям Екатеринбурга в безвозмездном получении ими медицинского оборудования.

В связи с кончиной профессора П. Хеара в Университет в Буффало (University at Buffalo) и в ассоциированный с ним Транснациональный центр исследований было послано соболезнование следующего содержания.

Дорогие друзья и коллеги!

Печальное известие о кончине Питера было для меня и всех его русских друзей столь неожиданным и шокирующим. Я знал Питера более 25 лет. Он был одним из тех первых американцев, которые в начале 80-х годов раскрыли свои души и дома студентам из России. Это был период холодной войны, но мы, российские учёные, стремились к взаимному пониманию и дружескому приятию. Питер и его очаровательная супруга Дафния были такими открытыми и дружелюбными по отношению ко всем нам. Он и Дафния явили для нас лучшие образцы американской культуры и американского характера. Питер счастливо совмещал в себе черты американского демократизма и благородства, высокой интеллектуальности и заинтересованности, серьёзности и чувства юмора. Я много раз гостил у него в доме в Буффало и чувствовал себя у него очень комфортно, спокойно и приятно. Я никогда не ощущал какой-либо отчуждённости между нами, вопреки огромной разнице положений, в которые нас поставила история. Его очень живо волновали российские дела, и он радовался каждому шагу моей страны к демократии. Питер был одним из первых спонсоров создававшегося Российского гуманистического общества; его последний визит в Россию (Новосибирск) в качестве лектора Международной гуманистической летней школы в 2006 году дал прекрасную возможность российским студентам и активистам гуманистического движения его увидеть и услышать. Он вновь предстал перед нами как мудрый, широко эрудированный и глубоко знающий американскую и мировую культуру человек, как личность с богатым жизненным опытом.

Кончина Питера Хеара – великая утрата для нас. Многие россияне навсегда сохранят добрую память об этом удивительном и добром человеке, о его вкладе в укрепление взаимопонимания и культурное сотрудничество между двумя нашими странами – Соединёнными Штатами и Россией.

Валерий Кувакин,
почётный профессор Московского государственного университета,
президент Российского гуманистического общества

 

Питер Хеар (слева) на Международной летней школе в Новосибирске (2006).
Справа – Остин Дейси

 

Новосибирск, Международная летняя школа, 2006.
В первом ряду слева – Питер Хеар

 ИЗ ПОСЛЕДНИХ РАБОТ

От редакции

Накануне своего приезда в 2006 г. в Новосибирск в качестве лектора выездной Международной летней школы, ежегодно проводимой философским факультетом МГУ им. М. В. Ломоносова и Российским гуманистическим обществом, профессор философского факультета Университета штата Нью-Йорк в Буффало (СУНИ) Питер Х. Хеар прислал в оргкомитет Школы свои тезисы, которые он развернул потом в курс лекций, посвященный истории американской философии и гуманизма. ЗС предлагает своим читателям русский перевод тезисов П. Хеара о Ч. Пирсе.

Питер Х. Хеар

Чем меня удивляет
Чарльз Пирс
(1839 – 1914)

 

Он был наиболее разносторонним мыслителем из всех, которых когда-либо рождала Америка.

1. Он был первостепенным гением, но также трагической и вызывающей сочувствие фигурой. Если бы гений такого плана был немцем, французом или русским, его имя стало бы знаменитым, и он был бы ярким персонажем отечественной культуры. Но анти-интеллектуализм и предрассудки в американской культуре того времени привели к тому, что он и до сих пор неизвестен большинству американцев, в том числе с университетским образованием.

2. Он был наиболее разносторонним мыслителем из всех, которых когда-либо рождала Америка.

3. Это был практикующий экспериментатор в нескольких естественных науках, так же как и учёный-теоретик, философ и историк науки. Он много работал над вычислениями очертаний Земли. Он совершил новаторские работы по определению размеров звёзд и формы Млечного пути. Он был первым, кто использовал длину световой волны для того, чтобы установить метр с величайшей точностью. Он высказал идею электронно-вычислительной машины ещё в то время, когда любые вычислительные машины были чисто механическими.

 

Чарльз Сандерс Пирс

 

Хотя Пирс опубликовал за всю свою жизнь лишь одну книгу, если бы издать все его сочинения, они составили бы более 100 томов.

4. Он был творческим исследователем также и в общественных науках, – в психологии и лингвистике.

5. За исключением недолгой работы в Университете Джона Хопкинса, откуда он был уволен, все университеты, в которые он обращался в течение своей долгой жизни, отказывались предоставить ему место преподавателя – вопреки его отчаянным усилиям получить такое место.

6. Приписываемые ему сексуальные выходки вызвали в своё время громкий скандал и до сих пор порождают сплетни и дискуссии.

7. Значительную часть своей жизни он страдал невралгией, причинявшей ему мучительные боли в области лица. Борясь с болью, он был вынужден принимать обезболивающие наркотики и в конце концов впал в зависимость от них.

Вместе с Уильямом Джемсом, он основал прагматизм, – наиболее заметный американский вклад в историю мировой философии.

8. Не только первый среди философов, которых когда-либо родила Америка, – Пирс был философом того же уровня, что Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Дуне Скот, Оккам, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Локк, Беркли, Юм, Кант, Маркс, Ницше, Фреге, Уайтхед, Рассел и Витгенштейн.

9. Он был математиком, особенно много сделавшим в математической логике. Одни лишь его математические труды занимают пять больших томов. Например, он и Фреге совместно открыли логику предикатов. И только Де Моргана можно поставить рядом с Чарльзом Пирсом по их значимости в истории логики отношений.

10. Хотя он опубликовал за всю свою жизнь лишь одну книгу, если издать все его сочинения, они составили бы более 100 томов.

По Пирсу, метафизика является наукой, основанной на наблюдениях.

11. Его первая жена, известная феминистка и общественный деятель, ушла от него. Его вторая жена, уже почти сто лет после смерти Пирса, всё ещё остаётся загадочной личностью. Никто не знает, кто были её родители. Есть некоторые основания думать, что она была внебрачной дочерью одного французского аристократа и цыганки, но сама она о своём происхождении рассказывала много противоречивых историй. Подобно цыганке, она часто занималась предсказаниями судьбы, используя особенную колоду карт, – колоду, которая, как она утверждала, исходно принадлежала одной из любовниц Наполеона. Она была значительно моложе Пирса, а её манеры и речь выдавали в ней французскую аристократку. Её таинственное происхождение и тот факт, что они с Пирсом жили вместе и часто появлялись вдвоём на людях, хотя он был ещё официально женат на своей первой супруге, шокировали американское общество.

По Пирсу, случай есть объективная реальность, а не просто наш способ называть то, чего мы ещё не постигли научно.

12. Он был подвержен маниакально-депрессивным состояниям. В фазе подъёма, он мог заниматься математикой и логикой по два-три дня без сна.

13. Он был тончайшим исследователем средневековой философии.

14. Вместе с Уильямом Джемсом, он основал прагматизм, – наиболее заметный американский вклад в историю мировой философии.

15. Он основал первую в Америке лабораторию экспериментальной психологии.

16. Он был столь же страстно религиозным человеком, сколь и увлечённым исследователем в наиболее точных эмпирических науках, также как и в математике и философии. Его теологические труды (до сих пор в основном не изданные) основывались и на сложнейшей математической теории, и на его личном мистическом опыте.

Пирс отстаивал эволюционную космологию, согласно которой развитие космоса характеризуется творческой любовью. Существует, как он говорил, тесное родство между человеческой разумностью и мировым порядком.

17. Долгое время в конце своей жизни, он и его жена жили в столь отчаянной нищете, что иногда не ели по два-три дня и находились на грани голодной смерти. Он нередко думал о самоубийстве.

18. Он родился в семье, относящейся к привилегированному высшему классу общества. Его отец был самым выдающимся математиком своего времени и пользовался огромным влиянием в академических и правительственных кругах. [Чарльз] Пирс, его любимый сын, пользовался всеми мыслимыми преимуществами вплоть до смерти своего отца.

19. Он любил жить на широкую ногу, останавливаясь в лучших отелях, питаясь в лучших ресторанах, нося самые модные одежды.

20. Пирс часто придумывал нелепые и изощрённые проекты, которые должны были сделать его, по его убеждению, сказочно богатым. Почти каждый из этих планов мгновенного обогащения заканчивался для него плачевно. С каждым новым провалом он погружался в ещё более ужасную нищету. Как знали все его друзья, он был совершенно неспособен разумно обращаться с деньгами. В конце его жизни, друзья совместными усилиями положили ему ежемесячное пособие, как если бы он был несовершеннолетним.

21. Он подавлял свою жену морально и, возможно, физически, но они были абсолютно преданы друг другу и заражали друг друга своей одержимостью.

Одна из вещей, которую Пирс ненавидел более всего, – это «робкое сомнение», – сомнение, не основанное на личном опыте.

22. По Пирсу, метафизика является наукой, основанной на наблюдениях.

23. Одна из первых опубликованных книг о Ч. Пирсе была написана русским исследователем, профессором Московского государственного университета Юрием Мельвилем. Его критика Пирса с марксистских позиций вызвала много споров среди американских учёных.

24. Пирс был одним из основателей семиотики, учения о знаках как общей теории репрезентации и интерпретации. Он явился первопроходцем в том, что ныне называется когнитивной наукой.

25. Согласно Пирсу, логика зависит от этики.

26. По Пирсу, случай есть объективная реальность, а не просто наш способ называть то, чего мы ещё не постигли научно.

Известно, что Пирс был высокомерен и вспыльчив, но вместе с тем он всей душой был привержен поиску истины. Его важнейшей моральной максимой было: «не преграждай пути исследованию».

27. Пирс отстаивал эволюционную космологию, согласно которой развитие космоса характеризуется творческой любовью. Существует, как он говорил, тесное родство между человеческой разумностью и мировым порядком.

28. По Пирсу, нечто является истинным, если в течение долгого времени признаётся таковым сообществом исследователей. Только то, во что верят с этой «высшей точки зрения», является реальным.

29. Одна из вещей, которую Пирс ненавидел более всего, – это «робкое сомнение», – сомнение, не основанное на личном опыте.

30. Как и его отец, Пирс считал рабство приемлемым, в том числе и в моральном отношении; его политические взгляды были реакционными и антидемократичными.

31. Известно, что Пирс был высокомерен и вспыльчив, но вместе с тем он всей душой был привержен поиску истины. Его важнейшей моральной максимой было: «не преграждай пути исследованию».

32. У него была своя собственная феноменологическая теория, которую он разработал ещё до немца Эдмунда Гуссерля.

33. Пирс был столь же систематическим мыслителем, как Платон, Спиноза или Гегель, но он был и в высшей степени изощрён в детальном анализе языка и логических концепций, подобно Витгенштейну или любому другому философу-аналитику 20-го века.

Перевод с англ. Александра Круглова

 

Центр исследований. Амхёрст, США

 

 

Яндекс.Метрика