Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2009, № 1 (50)
Сайт «Разум или вера?», 24.04.2009, http://razumru.ru/humanism/journal/50/donshin.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2008/2009 № 1 (50)

КОНФЕРЕНЦИИ

Дизайн
– интегральный
феномен культуры

Анатолий Доньшин

Уважаемые коллеги!

Перед тем как высказать Вам, участникам конференции, мои соображения о дизайне как единстве разума, красоты, креативности и человечности, позвольте мне обратить Ваше внимание на негативные тенденции в современном жизнестроительстве. Тенденции, которые требуют не только научного анализа и оценки, но и разработки механизмов их ликвидации.

Сегодня в рыночных условиях атмосфера лихорадочной погони за прибылью или успехом любой ценой, обострила противоречия не только имущественного характера, но и существенно отравила социальную среду и внутренний мир россиян. На фоне этих разрушительных тенденций обострилось одно из глубинных противоречий человеческого существа: его биологическая и социальная природа всё больше утрачивают своё единство и гармонию, грозя так поляризоваться и восстать друг против друга, что человек потеряет свой человеческий облик и превратится в суперживотное. Он утеряет при этом как своё природное, биологическое начало, так и достигнутые человечеством социальные и культурные достижения.

Человек на протяжении всей истории своего становления и развития отстаивал своё право на существование перед лицом бесконечных угроз и вызовов. Слепые стихии природы и социальные деспотии, эпидемии и войны, насилие и фанатизм, а так же коренящиеся в глубинах психики агрессивность и злоба, подозрительность, мстительность и зависть, всё это, как и многие другие лики зла, делали борьбу человека за достойное выживание и светлую сторону жизни напряжённой и непрекращающейся. Сегодня образу человека угрожают не только клонирование, тотальность виртуального пространства и превращение людей в бессердечных терминаторов или киборгов, но и нравственное вырождение, обрушение всех фундаментальных ценностей, выделяющих человека как человека из всего универсума природы. Последнее представляется особенно опасным, поскольку основой человека было, есть и остаётся его человечность, а не материальная мощь, богатство, социальное влияние или давление, оказываемое на среду обитания.

Дисгармония – первый признак всякого неблагополучия. Сегодня, в относительно обеспеченном энергетическими и финансовыми ресурсами российском обществе дисбаланс и диспропорции особенно очевидны. Пока что они служат лишь сигналами беды, но в любой момент они из сигналов станут реальными провалами, которые в одночасье породят хаос и массовые человеческие несчастья. Эти диспропорции и перекосы можно видеть везде и всегда: они начинаются с чудовищного разрыва между супербогатыми и обездоленными и идут через все области общественной и культурной жизни, порождая на своём пути социально обусловленные болезни, криминальный бизнес, девятый вал бюрократии, коррупцию, экстремизм, социальную депрессию и чувства безысходности на фоне оболванивающей индустрии зрелищ, вакханалии оккультизма и мистицизма в СМИ, засилья лживой рекламы, фальсифицированных товаров, медикаментов и продуктов питания.

Дисбаланс и дисгармония проникают и в социальные формы жизни. Государственное устройство, власть, хозяйственные структуры, утратившие синхронность взаимодействия, теряют свою эффективность и грозят обернуться социальным хаосом. Чудовищный разрыв возник между материальной и духовной культурой. А в самой духовной культуре утрачен баланс между рациональными и интеллектуальными началами, с одной стороны, и чувственно-эмоциональными – с другой.

Одним из примеров дисгармонии в этой области является преобладание зрелищности над осмыслением и пониманием, преобладания действия самого по себе (так называемого экшен) над его смыслом, преобладание звуко- и цветоряда – над логикой и нравственными чувствами. Всем нам хорошо известно, каким широким потоком льются тупой юмор и пошлость с экранов телеканалов, особенно в вечернее время и в выходные дни. Некоторые телеканалы отбросили все маски и открыто называют себя «настоящими», т. е. «настоящими мистическими», настоящими «развлекательными» и т. п.

Информационное общество, которым фактически является России, уже тем самым обладает способностью почти целиком и полностью формировать с помощью информации не только взгляды, убеждения и образ жизни человека, но и его потребности. В большинстве случаев эти потребности искусственные, нужные не человеку, а бизнесу или власти для формирования соответственно бездумного потребителя и послушного избирателя.

В этом процессе россияне теряют сегодня одну из ключевых человеческих потребностей – потребность в познании. Особенно в познании себя как индивидуальностей и как социальных существ. Между тем эта потребность и долг не ученика или студента, а именно человека как такового, потому что именно разум и познание суть знаки его достоинства и особого места в мире. Именно благодаря этим дарованиям он стал господствующим видом живого на планете Земля.

Познание, особенно самопознание – лучшее лекарство от дегенерации и вырождения. Об этом говорят все учёные, которые так или иначе изучают человека: психологи, психиатры, антропологи, социологи, философы… Можно, говорят они, осуществлять жизнь, или осуществляться ею, можно тащиться по жизни, а можно создавать свою биографию, быть автором самого себя. Известный польский психолог Казимеж Обуховский пишет: «Личность, которая сознательно знает, чего она хочет и зачем, в состоянии направлять своё поведение, приспосабливать его к ситуации… Она является субъектом своего поведения. Как субъект она сама отвечает за свои действия, в результате которых нарушается рутинный и механический порядок мира и начинается творчество себя и ситуации. Это я могу утверждать как психолог, который профессионально помогает личности понять себя», (с. 29).

Человек, не познавший себя, – не личность, он – объект, т. е. существо, ведомое не собой, а кем-то или чем-то другим. Он не подлинен, а всего лишь видимость человека. Человек, не познавший себя как часть многообразия природы и одновременно как что-то уникальное, вводит в заблуждение себя и своё окружение. Освободиться от этого заблуждения можно только одним способом – тотальным просвещением. То есть таким познанием и самопознанием, которое помогают осветить и понять в этом мире всё: добро и зло, любовь и ненависть, правду и ложь, простоту и сложность самого жизненного мира человека. Просвещение призвано осветить как рациональное, так и внерациональное, иррациональное в человеке, способное быть с рациональным в отношениях гармонии и согласия, даже взаимопомощи. Так чувства могут быть воспитаны и просвещены, а разум – облагорожен и украшен высокими чувствами и эмоциями. Наиболее трезво к проблеме рационального и иррационального подходит гуманистическое сознание, которое не только стремится познать эти человеческие полярности, но и найти способы их гармонизации и взаимопомощи.

К сожалению, мы мало что знаем об этом и практически не учим этому ни в школе, ни в вузе. Думаю, что одни педагоги и учёные едва ли способны помочь обществу быть более разумным и гармоничным. Здесь нужна мудрая государственная политика.

Но педагогам и учёным можно и нужно просвещать – а не просто готовить специалиста в той или иной области – в процессе обучения и воспитания молодежи. На эту тему должны быть написаны учебники и читаться соответствующий курс, назвать который можно «Основы человеколюбия». На титульном листе этого учебника я бы поместил слова поэта К. Симонова: «Чужого горя не бывает. Кто это подтвердить боится, наверное, или убивает, или готовится в убийцы».

Не менее значимым может быть курс «Основы языка духовной и материальной культуры». Безусловно, полезным был бы курс по дизайну – «Основы эстетического проектирования». Введение таких дисциплин в систему образования позволит обеспечить процесс становления личности, ответственной перед будущим, понимающей всю сложность бытия, единство в нём рационального и иррационального, логического и эмоционального, известного и неизвестного, светлого и тёмного в мире и в душе человека.

Как профессиональный дизайнер я бы хотел остановиться в заключении на воспитательных и познавательных ресурсах дизайна. Дизайнерское мышление нужно всем, поскольку саму культуру как вторую природу человека можно представить как продукт дизайн-деятельности людей. Ведь люди творят культуру интенционально, т. е. действуя по определённому замыслу, цели и потребности. Другое дело, что без знания законов и достижений дизайнерской мысли и практики мы оказываемся «стихийными дизайнерами» с низким качеством понимания сути и реализации этого рода деятельности. Между тем именно в дизайне с максимальной степенью эффективности осуществляется синтез красоты, целесообразности, удобства, комфорта, рациональности. Поэтому мы с полным на то основанием можем считать дизайн одним из выражений современного гуманизма. Ведь он несёт людям только хорошее, возвышая их, обучая красоте, высокому стилю, функциональной эффективности, разумности и уважению к человеку. При всём этом дизайн предполагает оригинальность, т. е. является ярким выражением творческой природы человека. Жить в среде, организованной по законам дизайна, означает вольно или невольно самому становиться высоко организованным, доброжелательным, творческим и высоко одухотворённым существом. И это погружение в мир красивых, умных и приветливых вещей, среды, услуг и т. д. будет тем успешнее, чем лучше мы познакомим нашу молодёжь с основами дизайна.

Не хочется заканчивать на минорных нотах, но не могу не сказать, что сегодня судьбами дизайна государство практически не интересуется. В качестве примера этого прискорбного положения вещей могу сказать, что в результате многолетней работы мною был подготовлен проект Федерального закона «О дизайн-деятельности в РФ». Он получил одобрение в экспертном сообществе, был опубликован в журнале «Здравый смысл» (№ 4 (45) осень 2007, с. 55 – 61), разослан в руководящие органы. Но до сего дня ни одна из государственных структур всерьёз не заинтересовалась этой важной проблемой, имеющей огромный экономический, эстетический, интеллектуальный и нравственный потенциал.

Тем не менее, если нам суждено идти вперёд по пути культурного и социального прогресса, то рано или поздно, но неизбежно государство и общество по достоинству оценят этот существенный феномен современной культуры и будут осваивать его и теоретически, и практически на благо всех и каждого.

   

Анатолий Доньшин: Графика

НАШ ВЕРНИСАЖ

   
       
   
Яндекс.Метрика