Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2009, № 1 (50)
Сайт «Разум или вера?», 17.04.2009, http://razumru.ru/humanism/journal/50/kuznetstova.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2008/2009 № 1 (50)

ТЕМПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ИННОВАЦИЙ В РОССИИ

УСПЕХИ
русского
православия

в Павловском Пасаде

Надежда Кузнецова

 

Изменения демократического характера, произошедшие в России, несомненны. Ведь благодаря им любой желающий имеет возможность изложить свои мысли, выразить своё мнение, пригласить общество к дискуссии. Информационное пространство, казалось бы, настолько плотно заполнено фактами и сообщениями, что просто непонятно, каким образом люди умудряются не замечать достижений науки, не внимать реальности и впадать в иррациональные крайности: верить в существование Бога, в непорочное зачатие, воскрешение из мёртвых и пр. Неимоверное количество вузов и их филиалов, покрывшее Россию густой сетью, должно, на первый взгляд, свидетельствовать о прогрессе науки, росте научных знаний у населения. Однако реальность свидетельствует о явно противоположном, об оживлении самой распространённой и древней лжи – религии. Степень её влияния не становится меньше, поражая действием неизменного механизма – догматическими, навсегда застывшими повелениями, притчами и историями. Уже прямо на пятки смелой поступи науки давит становящаяся воинствующей церковь. И если в мегаполисах учёное сообщество способно колебать влияние церкви, то в районных местностях, где учёных можно сосчитать на пальцах одной руки, церковники обрели почти тотальное влияние. Это удалось по одной простой причине, известной с давних времён: стоит получить поддержку в зоне влияния нескольких статусных персон – и дело в шляпе (в клобуке).

Именно по этому сценарию происходит внедрение церковников в образовательные учреждения. Там, где директор учреждения – личность вменяемая и адекватно образованная, попам не предоставляют аудиторию для обработки молодых мозгов. И наоборот, закон РФ «Об образовании», где чёрным по белому указано на светский характер образования, директорам, попавшим под влияние церкви, – закон не указ.

Наблюдается феномен сплачивания представителей всех ветвей власти в несоблюдении закона, крепнет солидарность учителей (вместе с руководителями Комитетов по образованию и работников локальных министерств) и местного духовенства.

Казалось бы, единые устремления сфер образования и церкви – работать с подрастающими поколениями по внушению им положительных истин (любовь к Отечеству, малой Родине, к ближнему и пр.), – не должны сопровождаться противоречиями. Чтобы раз и навсегда исключить споры и столкновения, не прекращавшиеся в веках (!), и был принят закон: в Конституции наше государство объявлено – светским, а церковь – отделена от государства и школы. Казалось бы, нет нужды растолковывать содержание этого понятия. Но зайдите на сайт <http://lycey2.narod.ru/> и познакомьтесь с отчётом священника о проделанной им в школе работе 1. Этот деятель производит впечатление, ведь он – главный ответственный за идейно-нравственное воспитание детей в лицее № 2 Павловского Посада Московской области. За противозаконную рьяность церковников, которые оказались допущенными к детям в этом заведении, должны ответить перед лицом закона многие персоны власти: директор, начальник Комитета по образованию, Глава администрации муниципального образования, местный Министр по образованию, научный руководитель экспериментальной работы Лицея № 2 доктор педагогических наук О. В. Метлик. Их всего – пять человек. И без их участия влияние церковников на общество было бы невозможно.

…Церковники продавили и такое обязательство для местных СМИ: «не печатать никаких материалов, порочащих церковь», а также (внимание!): «Отец Марк просто потребовал не предоставлять места в печатных изданиях для пропаганды ереси»; «…одобрен компромисс: все статьи духовной направленности должны согласовываться со священником…». Выделенное курсивом – не фантазии, а реальный материал, изложенный на странице одной из местных газет.

Государством гарантированы возможности удовлетворения потребностей тем, кто нуждается в поддержке церкви. Этим исправлено прежнее варварское отношение большевиков к верующим и религии. Но сферы разума и веры разделены. Там, где люди ищут знания и истины о себе и мире, не место поискам сверхъестественного и иррациональной веры. Понятны, поэтому, причины вынесения религиозной веры за рамки научно разработанных образовательных программ. Но, видимо, перечисленным пятерым статусным персонам это не понятно.

Не столь рискованно общение с людьми в рясе, говорящими тихими благоговейными голосами о боге, сколь их реальные дела. Так, в Лицее № 2 действует запрет на ношение девочками брюк в школе (как это запрещено в воскресных школах), здесь под видом «добровольных пожертвований» многие годы существуют поборы. Никому не дозволено в этом учреждении возражать и сомневаться в вопросах веры. Визит журналиста вызвал у учителей искреннее негодование, возмущение, всплеск негативных эмоций. Выяснилось, что влияние местной епархии настолько сильно, что редактор газеты, решившийся было исследовать запрет на брюки, уже буквально через сутки отказался от своего намерения (во избежание «скандала» и в связи с тем, что это «мелкий вопрос»). Вопрос о брюках, возможно, и «мелкий», да суть его серьёзна и принципиальна. Здесь уместно заметить, что церковники продавили и такое обязательство для местных СМИ: «не печатать никаких материалов, порочащих церковь», а также (внимание!): «Отец Марк просто потребовал не предоставлять места в печатных изданиях для пропаганды ереси»; «…одобрен компромисс: все статьи духовной направленности должны согласовываться со священником…». Выделенное курсивом – не фантазии, а реальный материал, изложенный на странице одной из местных газет.

Думается, уже настаёт пора пресечь нарушения требований закона РФ «Об образовании». В частности, необходимо проверить соответствие этому закону и Конституции «Письмо Министерства образования Московской области от 26.09.2002 № 3432-06с/07», на основании которого ведётся совместная деятельность Московской Епархии и Министерства образования Московской области, и создан Координационный совет (Соглашение о сотрудничестве от 29 марта 2005 г.) в следующем составе:

иерей Александр Хомяк – Благочинный церквей Павловопосадского округа;

протоиерей Сергей Шумилов – настоятель Никольского храма в д. Васютино;

протоирей Сергей Николаев – настоятель Христорождественского храма в д. Заозерье;

иерей Дмитрий Басов – настоятель Никольского храма в д. Ново-Загарье;

Александр Кувшинников – настоятель Собора Воскресения Словущего;

иерей Дмитрий Марухин – настоятель Никольского храма в м/районе Филимоново;

Аргунова С. Ю. – председатель Комитета по образованию;

Дубровина С. Н. – зам. председателя Комитета по образованию;

Куделькина И. А. – главный специалист Комитета по образованию;

Жарова В. М. – главный специалист Комитета по образованию;

Федоскин Н. В. – директор Методического центра Комитета по образованию.

 

В ответе областного министра по образованию Л. Н. Антоновой (№ 078-06с от 23.03.2005 г.) сообщалось о найденных нарушениях законодательства РФ и Московской области в деятельности местного Комитета по образованию. Указано начальнику Комитета С. Ю. Аргуновой на «факты [нарушений] и отсутствие контроля за организацией воспитательного процесса». Далее г-жа Л. Н. Антонова уточняет, что оставляет за собой контроль «за приведением выявленных нарушений в соответствие с законодательством РФ и Московской области». В настоящее время С. Ю. Аргунова является заместителем главы администрации и уже на более высоком уровне власти непосредственно отвечает за образовательно-воспитательную сферу, она продолжает прежнюю деятельность и вместо вытеснения «выявленных нарушений» «приводит …нарушения в соответствие с законодательством РФ и Московской области». Это на первый взгляд министр оговорился. Теперь ясно, что вся компания мыслит так же, как и пишет. Они не вытесняют негатив и нарушения из жизни. Они притягивают его за уши к законам РФ («…приводят выявленные нарушения в соответствие с законодательством РФ и Московской области»).

Состав Координационного совета при Комитете по образованию г. Павловского Посада Московской области – символ времени и красноречивый ответ на все вопросы о сохранении светского характера государственной и муниципальной школы в России. Противостоять этому корпусу Совета практически невозможно. Родители обоснованно опасаются за детей в школах. Но «могучая кучка» клерикалов сильна и тесно спаяна. Так, в лицее № 2 работает вся семья директора Н. М. Монаховой. Это также отчасти объясняет единодушие в тотальном влиянии и невозможность протестов. Светские гражданские силы в необходимом объёме в районе отсутствуют. СМИ – подчинены Благочинию, власти (церкви и администрации) слились в экстазе взаимопонимания. Нарождающаяся инквизиция клацает зубами…


В настоящее время текст отчёта с сайта лицея снят. См. ниже приложение к статье Н. Кузнецовой «Опыт работы протоиерея Сергия Николаева».

 

 
 

Приложение: отчёт о работе протоиерея Сергия Николаева

Интеграция православной культуры
в учебно-воспитательную деятельность лицея

(освещение опыта работы в период с 1997 по 2008 г.) 1

Протоиерей Сергий Николаев
руководитель кружка по духовному краеведению Подмосковья в МОУ лицее № 2

Духовно-нравственное возрождение. Сегодня об этом говорят много, охотно, как о наболевшем. И, действительно, за долгие годы безверия, насильственного отлучения людей от Церкви Божьей душа изболелась, исстрадалась.

Духовность и нравственность есть «социальный иммунитет» любого народа. Нет необходимости объяснять, чем чревато для организма даже малейшее ослабление его иммунной системы, тем более её разрушение:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…

Такую характеристику своему времени дал русский поэт Ф. И. Тютчев, а кажется, что писал стихи наш современник.

Экономическая и политическая нестабильность в последние десятилетия повлекли за собой рост безработицы, преступности, правонарушений, социальное расслоение общества. Следствием этого неизбежной стала переоценка ценностей, достигли трагических масштабов безнравственность, бездуховность, цинизм, жестокость и насилие в семье, обществе, государстве в целом. Разрушены высокие идеалы, снизился воспитательный потенциал семьи и школы. Вот почему мы говорим, что духовно-нравственное возрождение страны – проблема наиважнейшая, и решать её нужно всем миром, поставив во главу угла воспитание и обучение. Именно с этой целью нам необходимо интегрировать православную культуру в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений…

Подражание всему и вся, копирование и насаждение псевдо культуры – главные пороки школы. Непоправимый урон духовно-нравственному развитию ребёнка наносит отрыв от православных традиций отечественной культуры. Воспитание нравственного человека начинается с усвоения сути духовно-нравственных понятий и изучения историко-культурного наследия. Это по праву едва ли не единственный путь возрождения нашего общества. Надо отдать должное учителям, школе, которые всегда старались воспитывать подлинно духовных людей.

Богатый опыт работы по духовно-нравственному формированию личности учащихся на основе традиций русской православной культуры имеет общеобразовательный лицей № 2 в городе Павловском Посаде, с которым мне довелось сотрудничать на протяжении последних лет.

Следует отметить, что данное образовательное учреждение задолго до общепринятого решения вводить в общеобразовательных школах изучение основ православной культуры, серьёзно обратилось к активному сотрудничеству с Православной Церковью в деле воспитания учащихся. Началось это сотрудничество с 1997 года введением в учебный план лицея для учащихся 5 – 10 классов факультативных занятий по риторике и православному воспитанию и созданием кружка «Юные богословы», который объединил в своих рядах учеников самого разного возраста, но единых в желании познать Слово Божие…

В 2004 – 2005 учебном году в учебный план лицея для учащихся 5 – 11 классов был введён факультативный курс «Основы православной культуры». Введение данного курса именно в лицее № 2, в отличие от других учебных заведений, имеет своеобразное историческое продолжение. Ведь ещё в начале прошлого века, когда лицей № 2 именовался реальным училищем, в нём, в числе восемнадцати преподаваемых предметов, важное место отводилось Закону Божьему. Читали этот курс священники городских храмов. Реальное училище для мальчиков в дореволюционной России готовило будущих служащих, чиновников различных ведомств.

Вот что пишет по этому поводу в своей книге «Старый Павловский Посад» Е. В. Жукова: «Предметная комиссия по Закону Божьему в заседании педагогического совета училища 13 февраля 1916 года определила следующим образом смысл этого предмета: “Преподавание Закона Божия имеет целью воспитание в учащихся христианской и православной личности, сделать из каждого ученика христианина, нравственно хорошего человека и полезного слугу Царя и Родины”».

Не дословно, но во многом повторяясь, именно так прописаны основные цели и задачи современного курса «Основы православной культуры». В сегодняшнем лицее перестройка системы образования предполагает качественные изменения, касающиеся образа выпускника. Определяя в этом направлении педагогической работы свои приоритеты, лицей, сотрудничая с Православной Церковью, учитывает то, что образование, кроме привычного получения знаний, – это восстановление нарушенного грехом образа Божиего в человеке. Бог – творец, и для человека творческое отношение к жизни – норма. Педагогическая деятельность лицея направлена на выявление различных талантов и дарований учащихся. Результаты этой совместной, педагогов и духовенства, работы были показаны на Областной научно-практической конференции «Работа с одарёнными детьми в общеобразовательной школе» (март, 2003 г.). В работе конференции приняли участие учёные ГосНИИ семьи и воспитания РАО, научные сотрудники педагогических институтов, представители районной Администрации и Департамента по образованию, педагоги и духовенство. Высокую оценку этому учебно-познавательному направлению деятельности лицея дал министр образования Московской области Л. Н. Антонова.

Наш совместный опыт работы показывает, что уже после первых факультативных занятий поведение детей заметно меняется… Ребёнок обращается к вере и потихоньку начинает строить храм внутри себя, и если в этот момент рядом с ним окажется священник или воцерковлённый учитель, то процесс формирования духовно-нравственной личности будет продуктивнее.

Задолго до официального введения курса «Основы православной культуры» в лицее № 2 была установлена тесная связь с местным благочинием. Для тематических бесед с учащимися и их родителями часто приглашались священники. Творческим объединением «Лик» была осуществлена инициатива проведения лицейских Рождественских чтений с интересными мероприятиями и запоминающимися встречами: инсценировки пьес духовного содержания, концерты Православной музыки. Литературные вечера духовной поэзии и пр. Стало доброй традицией приглашать священника для напутствия выпускников.

Лицеисты часто посещают святые места, живо интересуются историей Православия в родном крае, что также npeдусмотрено программой факультатива. С 2002 года в отдельных классах лицея преподаётся интегрированный факультативный курс «Основы православной культуры и русской словесности». На этих занятиях изучается Священное Писание и литература духовного содержания. Многие дети сами начинают писать стихи о вере, о Боге, о Родине.

Безусловно, такая система образования и внеклассной воспитательной работы способствовала успешному внедрению новой учебной дисциплины.

Нельзя не упомянуть и тот факт, что изначальное отношение к новому предмету было неоднозначным. Это проявлялось с различных сторон: непонимание сути нового предмета (многие до сих пор далеки от Церкви и поэтому имеют слабое представление о православной культуре), озабоченность со стороны родителей в ущемлении прав детей. Национальный фактор, трудность восприятия учебного материала неподготовленными учащимися, проблемы взаимоотношений на управленческом уровне и многое другое. Все эти проявления – суть человеческих взаимоотношений, которые приходилось учитывать при организации занятий. Ведь курс, ориентированный на одну из мировых конфессий, вводился не где-нибудь, а в светской школе, где обучаются дети разных национальностей, православные и иноверцы, верующие и атеисты. Долгие годы светская школа, как и всё государство, была законодательно отделена от Церкви. Хотя тут же хочется отметить, что никакие законы не смогли полностью отделить общество от Церкви.

В связи с этим заслуживает внимания научная публикация доктора педагогических наук, научного руководителя экспериментальной работы лицея № 2 И. В. Метлика «Светский характер образования: к уточнению содержания понятия», опубликованная в сборнике «Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания РАО» (М., 2004. Т. 1). «Полагается, – пишет учёный, – что светскость, как основное требование при обучении в государственной и муниципальной системах образования, не означает отделения содержания образования от религии, запрета на знания о религии в государственно-общественной школе или представления этих знаний исключительно “от лица” рациональной науки или нерелигиозных мировоззрений».

В основе светскости лежит положение о разделении полномочий и функций государственного и общественного органов управления – с одной стороны и управленческих структур религиозных организаций – с другой. Однако это не исключает взаимодействия этих сторон в разработке содержания образования, организации образовательного процесса, выработке методики преподавания. Отрадно, что два года назад был создан Координационный совет Павлово-Посадского благочиния и Комитета по образованию, занимающийся этими вопросами…

В 2003 – 2004 учебном году на муниципальном уровне Павлово-Посадское благочиние организовало для учителей специальные курсы. Священники различных приходов читали лекции о Священной истории Ветхого и Нового Заветов, богослужении, Православной этике, истории Русской Православной Церкви, религиоведения, иконописи. Это помогло учителям выстроить свои программы факультатива, определиться в содержании материала, продумать его дидактическое обеспечение. На каждое занятие священники приносили книги, которые рекомендовали в дальнейшей работе учителям. Так, в лицее № 2 организованно закупили для занятий «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского, несколько экземпляров Православного словаря под редакцией Натальи Будур, для уроков литературы ценным приобретением стал роман Ивана Шмелёва «Лето Господне» и др.

Программа факультативного курса выстраивается с учётом рекомендованной Министерством образования Московской области примерной программы и учебного пособия «История религиозной культуры: Основы Православной культуры: Учебник для основной и старшей ступени Общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. М.: Покров, 2003», автор пособия: Бородина А. В. Модифицируя рекомендованную программу, можно воспользоваться ещё одной разработкой авторского объединения «Русская школа – 2000». Для образовательных учреждений это объединение предлагает «Программу (план-конспект) преподавания учебного предмета по выбору «Основы Православия» в основной и старшей школе (5 – 11 классы)» – (М., Пересвет, 2003).

Культура России исторически формировалась под воздействием Православия. «Русский народ имеет такую историю, что его страна получила название Святой Руси. Ни одна страна в мире никогда не называлась святой. Русь – единственная страна, которая называлась и называется святой по жизни её народа, по огромному числу подвижников, которые, как звёзды, украсили небосклон её истории», – читаем мы у епископа Полоцкого и Глубокского Феодосия. В современной России во всех слоях общества растёт неподдельный интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому православному наследию своих предков. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на изучение православной культуры в системе образования. Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционной религии Православия является основной задачей факультативного курса «Основы православной культуры»…

Стена непонимания и отчуждения постепенно отодвигается, и вот уже за советом к священникам не только в храм, но и в школу заходят заинтересованные папы и мамы. Хорошо, если в таких случаях в школе найдётся особое место, где можно было бы общаться в неформальной обстановке. Почему бы наряду с кабинетами физики, химии, биологии не открыть ещё один – кабинет Православной культуры. Особое оформление такого кабинета: иконы, религиозная литература, репродукции картин известных художников, прописанные тексты молитв, которые предлагаются программой факультатива для ознакомления и изучения и пр. – способствовали бы созданию особой атмосферы духовности.

Кстати, школьная жизнь показала, что те учебные кабинеты, в которых в определённых случаях совершалось водосвятие и молебны, и учителями, и их учениками воспринимаются по-особому.

Изучая основы православной культуры, учащиеся сами принимают активное участие в различных творческих конкурсах, которые организуют совместно Комитет по образованию и Павлово-Посадское Благочиние. Многие ребята стали призёрами и дипломантами районных конкурсов творческих работ (в номинации – сочинение, фотография, рисунок, поделка), посвященных Дням славянской письменности и культуры.

Удивительным можно считать и тот факт, что, работая над творческими заданиями, к истории Православия и его культуре начинают приобщаться и иноверцы. В лицее № 2 одиннадцатиклассница Сеттарова Сервиназ, посещая факультативные занятия, серьёзно занялась историей Православия в родном крае. Её исследовательские работы были отмечены дипломами Павлово-Посадского благочиния и районной Администрации…

Как приходскому священнику мне отрадно видеть, что на службы в храм стало больше приходить детей, именно тех, с которыми встречаешься на занятиях в лицее. Ученики идут на исповедь, задумываются о своих грехах, желают причаститься Святых Тайн. Это значит, что действительно идёт процесс врачевания больных душ, что является главной задачей Церкви и православного воспитания.

Введение факультативного курса «Основы православной культуры» в светской школе – очень важный, значимый и полезный шаг в деле воспитания духовно-нравственного гражданина и патриота своей страны…

Силами старшеклассников лицея и детей воскресной школы при храме Казанской Божией Матери была подготовлена литературно-музыкальная композиция «Храм Божий». Ребятам предложили принимать участие в торжестве, посвященном 100-летию храма Казанской Божией Матери, и они с радостью согласились…


Публикуется с сокращениями по тексту, размещённому на сайте <http://lycey2.narod.ru/>. В настоящее время отчёт прот. Сергия Николаева с сайта снят. У редакции ЗС имеется копия соответствующей страницы сайта.

Яндекс.Метрика