Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2009, № 4 (53)
Сайт «Разум или вера?», 20.12.2009, http://razumru.ru/humanism/journal/53/bogoyavlensky.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2009 № 4 (53)

ОТКЛИКИ

ДНЯ

На злобу

Владимир Богоявленский

   

Решение ввести в школах учебные курсы под предполагаемым названием «Основы религиозной культуры» и «Светской этики» не может оставить равнодушными светских гуманистов. Я думаю, что оспаривать само решение бесполезно и не нужно, потому что оно полезно и нужно. Необходимо заметить лишь, что название первого учебного курса не соответствует принятым понятиям. Читаем в словаре: культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Этика – философское учение о морали или совокупность норм поведения какой-либо общественной группы. Отсюда следует, что курсы логично назвать: «Светская этика» (как часть более общего курса «Основы светской культуры») и «История мировых религий». Понятно, что у религий нет и не будет никаких производственных достижений, так как последние всегда связаны с наукой и с развитием цивилизации. Не будет так же и общественных достижений (если не считать функционирование различных церквей и влияние религии на деятельность некоторых литераторов, художников или композиторов). В целом реальный прогресс общества связан с наукой и развитием светской цивилизации, и очень мало обязан религии. Людям, посвятившим себя религии и церкви, остаётся в основном роль невольных потребителей достижений цивилизации, с которыми они не всегда и согласны.

Далее, я хотел бы серьёзно призвать гуманистов отстоять своё право на участие в создании курса «Светская этика», если мы хотим, чтобы он как часть «Основ светской культуры» получился именно дисциплиной по светской культуре, а не обывательской. Ведь гуманистами мира, в том числе и российскими, проделана огромная работа по изучению и освещению положений светской гуманистической культуры. На эту тему за последние годы была опубликована масса книг и статей.

Назову лишь две книги российских авторов: И. М. Борзенко, В. А. Кувакин, А. А. Кудишина «Человечность человека», А. А. Кудишина «Гуманизм – феномен современной культуры». А массу статей в журнале «Здравый смысл», посвященных разным аспектам светской культуры не перечесть! Это основательный источник новейшей гуманистической информации. Гигантский труд проделал зам. главного редактора «ЗС» А. Г. Круглов (Абелев), издав пятитомный «Словарь», написанный с гуманистических позиций, А. С. Шутов, член РГО, давно трудится над политическими аспектами светской гуманистической альтернативы – поистине фундаментального значения для России. Из неё многое можно почерпнуть при написании предполагаемого курса.

В зарубежных и отечественных изданиях можно найти опыт применения светской культуры в быту. Здесь и обряды бракосочетания, и традиции, связанные с рождением ребёнка, совершеннолетием, проведением светских праздников, ритуалами, связанными со смертью человека. Стоит признать, что состояние мест захоронения светских людей за рубежом отличается высокой культурой, цивилизованным содержанием. В конце концов, опыт разрешения сегодня религиозных конфликтов – и тот зиждется на светской культуре и гуманизме.

 

Светскими гуманистами давно глубоко и всесторонне освещены основные вопросы человеческого бытия. Сюда входят вопросы разумного отношения полов, смысла и цели жизни, человеческого подвига на трудном жизненном пути и т. п. Могу утверждать, не умаляя подвижничества лидеров основных религий, что подвижничество простого светского человека в критических ситуациях не ниже. К примеру, поступок Иисуса Христа, который, без сомнения, совершил подвиг во имя борьбы за веру, выше ли подвига паренька – комсомольца А. Матросова, который закрыл своим телом амбразуру и пулемёт во время войны? Первый знал, что воскреснет, а второй знал, что не воскреснет, но любил своих товарищей, Родину и ненавидел врагов – захватчиков. И в мирное время не перечесть самоотверженных светских людей во всех сферах жизни: науке, вооружённых силах, службах безопасности, спасения и т. д. На этом и стоит человечество!

Я думаю, что одна из основных целей курса светской культуры должна быть следующая. Нужно дать правильное понятие о причинах общественных явлений, научить видеть и понимать законы хода человеческой истории. Ведь не секрет, что сегодня многие молодые люди бунтуют из-за того, что при оценке событий ставят следствие впереди причины, субъективность впереди объективности, поддаются чрезмерным эмоциям.

Друзья гуманисты, пробил наш час! Мы должны не полениться сказать ещё и ещё раз своё веское и убедительное слово в защиту светской культуры и гуманизма, склонить чашу весов к здравому смыслу, в котором и просматривается настоящая духовность цивилизованного и гуманного человека.

 

Яндекс.Метрика