Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2009, № 4 (53)
Сайт «Разум или вера?», 18.01.2010, http://razumru.ru/humanism/journal/53/lyashenko.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2009 № 4 (53)

РЕЦЕНЗИИ

Моё знакомство
с творением

ГУРУ

 

Всеволод
Ляшенко

В прошлом году моя знакомая, профессиональный художник, в воскресенье, в 14 часов включала свой микроприёмничек, чтобы послушать, как Михаил Веллер отвечает на вопросы. Они были различны, например – почему владелец приватизированной квартиры чувствует себя как-то беспокойно. Ответ звучал не однозначно, но по смыслу так: потому что квартиру при случае могут отобрать. Другой раз вопрос был из военно-исторической сферы, а ответ – довольно сложен. Почему-то обруган был генерал Тухачевский, да заодно и вообще «революционные генералы», которые, как известно, перед Второй Мировой были расстреляны в числе примерно 4000 человек. Они, дескать, побеждали числом, а не умением… Мне стало интересно кто же это такой многосторонний комментатор, мудрец какой-то, словом, гуру из Восточных легенд. Я узнал, что М. Веллер – автор некоторых рассказов и повестей, а ещё – книжки, после которой он, кажется, хочет обрести известность как философ.

Книжка называется многозначительно: «Всеобщая теория всего». Завлекательно. Пришлось прочесть. Во вступлении автор говорит, что был он несчастлив и неудачлив, долго эту книгу вынашивал, и вот теперь… Пересказывать книгу целиком не надо. Основная её мысль – «Послушайте, что говорит умный человек».

Здесь я хочу, так сказать, заранее объясниться. У меня вовсе нет желания обидеть автора. Думаю, что М. Веллер – человек широко эрудированный, хороший полемист (как он шёл к бывшему «барьеру» на ТВ!). Несомненно, он интересуется самой современной историей нашего Отечества и общими взглядами на будущее Мира. Но… «Всеобщая теория всего» производит странное впечатление. Местами автор как бы шутит, даёт бытовые рекомендации, например – не ревновать неверную даму, а задабривать её, местами же появляются претензия на новое слово в философии и даже некое презрение к существующей науке (мы все вместе серьёзно думаем, что философия – это наука).

Для того, чтобы составить общее представление о книге, проще всего перечислить её разделы, сопроводив их важнейшими выводами.

Начинаем с «Познай себя». Обругав профессиональных философов за их непонятный язык (стр. 9 – 10), автор всё же от диалектики не отказывается: «Ты равно половине диалектического единства: Ты – Мир». Красиво, но довольно туманно сказано. Далее автор ставит и наскоро решает весьма объёмные задачи: познать себя, познать своё место и роль в Мире. Общее заключение раздела: «Надо знать, зачем и как вообще ОНО ВСЁ». Как-то по-детски сказано, не так ли? Вообще автор всё время играет в такую игру, что он-то умный, а вы все – ребятишки. Как оказывается, ОНО ВСЁ заключается в том, что «…Знание – это свобода… Банально, как все истины…» Далее автор быстро поясняет соотношение между знанием, теорией и гипотезой в принципе, не отклоняясь от классики.

Раздел – «Главная цель». Здесь на примерах доказано, что для человека хорошо – здоровье, семья, деньги, хорошая работа. И кто же с этим спорит?.. В конце раздела – серьёзный вопрос: «Почему не получается, чтобы всё было хорошо?» Чтобы объяснить это, автор делает далее серьёзные заимствования, очевидно, из учебника психологии и заканчивает выводом: «Можно сказать: субъективно для человека жизнь есть то, что он чувствует». Согласимся, но не автор же открыл эту незамысловатую истину, точнее частичку её.

Раздел «Стремление к счастью». Общий вывод: «Результат хотенья – больше гадостей в жизни, чем счастья». Нехорошо, некрасиво. Сказал бы: «Нет в жизни счастья». И всё тут!

Раздел «Самореализация» – опять экскурс в учебники психологии. Всё тут есть – и мазохизм, и садизм, инстинкты и чувства и т. д. Общий вывод: «В отличие от зверя, в программе человека заложена разумная деятельность».

Звучит солидно, но хочется поточнее, ну, хотя бы, что есть разумная деятельность?

Далее начинается что-то вроде собственных философских построений (Раздел «Максимальное действие, самоутверждение»). Важный вывод: «Сильный берёт лучший кусок и лучших женщин… Мы все – потомки победителей»… Что-то знакомое прозвучало в этом заключении и слегка запахло свастикой. Впрочем, автор старается смягчить впечатление, перечисляя «гримасы общежития»: вещизм, иерархия, стремление к славе и т. д. Общий вывод: «Что есть жизнь?.. Поступки, действия, результаты чувств и мыслей».

Здорово сказано и, главное, как оригинально! Просто плакать хочется.

Далее следует седьмой раздел, который автор назвал «Энергетический уровень», а я бы обозначил как «Большое заблуждение». Здесь звучат как бы открытия, например: «…Жизнь – это преобразование энергии биологическим путём…».

Сомнительно. Почему «энергии», а не «материи»? Что это – «биологический путь»? Или: «Отличие [человека от животных] – это способность к разуму». Ну сколько можно!

А вот оригинальность: «Человек энергичнее всех прочих животных…». По-видимому, речь идёт о масштабных результатах действий человечества. Но причём здесь, так сказать, общая энергетика? Далее: «Горение – наиболее эффективная форма преобразования и выделения максимума энергии». А как же насчёт ядерного взрыва? Далее: «…Горение – максимальное действие в обычной природе». Что ж тогда такое – «максимальное действие»?

Несколько слов собственно о философии. «…Диалектика и прочие кусочки философского словаря для детей…», как уточняет автор.

И – чем дальше, тем страшней. Со смаком описывается «неизбежная гибель человечества».

Конечно, если хочешь быть гуру, нужно уметь пугать.

Небольшие подразделы посвящены огромным проблемам. Религии – одна страница. Смыслу жизни – две страницы.

«Цель и результат» – уже четырнадцать страниц. Общий вывод: «Создание новой вселенной, нового бытия, новой жизни – после себя». (Этот ужас в качестве главной всеобщей цели можно считать заимствованным из какого-нибудь американского фильма. Супермена, героя-избавителя только недостаёт.)

Вы думали – всё? Нет, ещё есть глава третья – «Универсальная теория». Уж тут-то мы познаем Главную истину! Действительно: «Всё наше бытие есть данность. Коли есть пространство и есть время – есть и бытие». Ура! Далее: «Вне движения вообще ничего не может быть…».

Всё это, слава Создателю, соответствует «Диалектике природы». Далее – немного об эволюции (пять страниц). Это, оказывается, повышение КПД живого организма. КПД – одна из технических характеристик двигателей. Относить это слово к живым организмам неправильно. Тут же появляется и «избыточная психическая энергия человека». Об этом уже приходилось слышать от профессиональных философов, но сам Веллер такую избыточность не объясняет (полагаю, понятие это весьма спорно).

Кое-что есть и по части апокалипсиса: «Мы, развивая науку и технику, придём к возможности всё вещество земли превратить в свето-тепловое излучение…». Что же, подобных гипотез в научной и не научной фантастике предостаточно. И последнее заключение – о Боге: «Бог же есть сознательное достижение (постижение) той точки, которая недостижима знанием как идеал идеала». Вы всё поняли? Тогда Бог, несомненно, с вами.

 

Вот какую «оригинальную» философию предлагает Михаил Веллер. Не хочу уж совсем его обижать – в книге есть и кое-какие интересные повествования (например, о супервзрыве водородной бомбы на Новой Земле). Есть и полезные советы, которые могут заинтересовать вненаучную публику… Написана книга с живым, задорным нахальством (что сегодня модно).

Вот такое «знамение времени». Что ж, какое время – такое и знамение.

В нашем «бомонде» такой самодеятельный философ, как некий новоявленный Дюринг, может прослыть и мудрецом – этаким наукоподобным всерьёз-эрзацем. Ну и как же тут быть? Спорить с нагромождением неточных, произвольных, банальных и пошлых определений не имеет никакого смысла. Только автора разрекламируешь.

Обращусь к молодёжи:

Пишите, студенты! Пишите, аспиранты! Стройте новую или дополняйте старую философию, только не сочиняйте таких тощих (пара десятков страниц) «универсальных теорий», и тем более – толстых. Это – не современно.

Давайте, господа-товарищи, будем серьёзны.

Потому что и человек, и мир заслуживают серьёзного к себе отношения.

 

Яндекс.Метрика