Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2009, № 4 (53)
Сайт «Разум или вера?», 25.12.2009, http://razumru.ru/humanism/journal/53/nik_koz.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2009 № 4 (53)

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

От редакции. ЗС обратился к президенту Российской академии образования, доктору педагогических наук, профессору Николаю Дмитриевичу Никандрову с просьбой прокомментировать материалы, посвященные разработке учебного комплекса «Основы морали», первая часть которых помещена в предыдущем номере нашего журнала (ЗС лето 2009 № 3 (52), с. 29 – 31).

Мы получили ответ Н. Д. Никандрова, которым с благодарностью предваряем продолжение начатых нами публикаций.

В журнал
«Здравый смысл»

Николай Никандров
академик, президент РАО

В Российской академии
образования разработаны
курсы

светской этики

для школьников с 1 по 11 класс

Российская академия образования (РАО) подготовила и впервые издала комплект учебных пособий для учащихся 1 – 11 классов общеобразовательной средней школы, предназначенных для обучения по курсу «Основы морали». Эта серия учебных пособий состоит из учебно-методического комплекта «Азбука нравственности» (для учащихся 1 – 4 классов), учебных пособий «Грамматика нравственности» (для учащихся 5 – 9 классов), учебного пособия «Этика» (10 – 11 классы) и методических пособий к ним.

В литературном консультировании при отборе текстов учебных пособий принимал участие академик РАО, всемирно известный детский писатель-классик, патриарх русской советской литературы Сергей Владимирович Михалков.

Эту инновационную исследовательскую работу по подготовке учебных книг и их продвижению в практику общеобразовательных школ провела экспериментальная лаборатория нравственного образования ИСМО РАО, которой заведует Эраст Павлович Козлов. Она занимается изучением проблемы непрерывного нравственного образования школьников в соответствии с требованиями Конституции РФ о светской школе.

Задачи лаборатории состоят в разработке программ становления и развития непрерывного нравственного образования с 1 по 11 классы как системы обязательных школьных общеобразовательных предметов на основе светской этики.

Э. П. Козлов – одновременно автор оригинальной программы непрерывного нравственного образования в средней школе в России, которая по существу является основой светской части разрабатываемого в РАО духовно-нравственного компонента стандарта общего среднего образования.

В лаборагории был также разработан первый в мире учебный стандарт для общеобразовательной школы «Нравственность (мораль)», который получил высокую оценку при обсуждении в комитете по стандартизации Европейского Союза.

Помимо того, что в настоящее время под руководством Э. П. Козлова был создан полный комплект учебных и методических пособий для учащихся 1 – 11 классов и учителей, издательством «Новый учебник» совместно с лабораторией нравственного образования РАО создана серия учебных книг для средних школ «Нравственное образование в России».

Сегодня непосредственная экспериментальная база лаборатории составляет около 200 общеобразовательных российских школ, в которых ведутся уроки нравственности в рамках основного расписания занятий индивидуального учебного плана школы.

Все учебные пособия прошли в течение 7 – 10 лет опытно-экспериментальную проверку в общеобразовательных школах и в настоящее время предлагаются для массовой апробации в школах Российской Федерации.

В публикуемых «Здравым смыслом» материалах представлен пятилетний положительный опыт непрерывного нравственного образования в российской средней школе, а также апробации учебных и методических пособий по основам морали для учащихся и учителей 1 – 11 классов в школах Москвы.

 


 

Светская

этика

в школах Москвы

Эраст Козлов

В соответствии с приказом руководителя Московского департамента образования Л. П. Кезиной № 290 от 10 июня 2004 года была открыта городская экспериментальная площадка по проблеме «Нравственное образование в средней школе». Около 50 московских общеобразовательных школ с 1 сентября 2004 года приступили к систематическому обучению детей основам светской морали с 1 по 11 классы.

Научно-методическое руководство экспериментальной площадкой осуществляет лаборатория нравственного образования Института содержания и методов обучения РАО, которая подготовила для школьников всех классов программы обучения и учебно-методический комплект для учителей и учащихся по этике.

Основу эксперимента (базу опытно-экспериментальой работы – ОЭР) составили новые учебные курсы: «Азбука нравственности» – 1 – IV классы, «Грамматика нравственности» – V – IX классы, и «Основы морали» – IX – XI классы.

Содержание и структурная схема организации опытно-экспериментальной работы в каждой общеобразовательной школе предусматривают учебную работу по расписанию с целью введения указанных выше предметов, изучение профильных и углублённых предметов морали, учебно-исследовательскую и проектную работу старших школьников, факультативы как форму обучения, а также воспитательную и внеурочно-внеклассную работу по программе нравственного образования, учебно-методическую работу по данной проблеме с привлечением к диагностике и тестированию учащихся школьных психологов.

В экспериментальной программе «Нравственное образование в средней школе» принимают участие следующие школы г. Москвы: школы № 26, 59, 131, 148, 149, 314, 317, 508, 522, 549, 566, 572, 593, 677, 707, 715, 737, 851, 924, 929, 960, 996, 1062, 1100, 1124, 1127, 1148, 1159, 1186, 1241, 1264, 1408, 1420, 1516, 1521, 1529, 1666, 1908, 1922, 1926, 1942, 1986, школа-интернат № 19.

 


 

НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
говорят директора московских школ

Ю. И. Россихин
директор ЦО № 1666 «Феникс» г. Москвы

 

Современное российское общество ещё только обретает необходимую уверенность и прочность. Старое поколение ещё пребывает в шоке по поводу переустройства и реформ, происшедших в российском обществе в 90-х годах прошлого века, а новое поколение уже живёт новыми ориентирами. Огромное негативное влияние на подрастающее поколение оказывают нравственно не контролирующие себя потоки современных СМИ. Для всех очевидно падение общественных нравов, вновь встают на первый план проблемы неблагополучных семей, беспризорников, подростковой преступности.

Все понимают, что подобную ситуацию нужно менять. Отсюда, огромная ответственность лежит на школе, которая обязана подготовить молодое поколение, воспитать будущих граждан нашей страны. Сейчас многие говорят о нравственном здоровье общества. Задача школы – полноценное формирование нравственного здоровья учащихся. Поэтому проблемы нравственного образования и воспитания личности особенно актуальны.

Жизнь современного российского общества должна быть направлена на нравственное развитие нового человека. Наш центр с 2004 года включился в эксперимент по нравственному образованию учащихся. Цель эксперимента – предоставление максимально благоприятных возможностей – прежде всего в виде обучения этике – для формирования личностью вместе с учителями, семьей и сверстниками нравственности, патриотизма и гражданственности. Задача – подготовка человека, готового к полноценной жизни в современном обществе.

Программа «Нравственное образование в средней школе» предусматривает комплекс мер, которые обеспечивают защиту прав ребёнка на свободное нравственное развитие и обогащение. Во-первых, она знакомит учащихся с общечеловеческими нравственными ценностями, не содержит конфликтного религиозного и националистического материала; во-вторых, объективно освещает культурные особенности, традиции и обычаи разных народов и народностей, обучая зачаткам этической мудрости; в-третьих, содержит основные положения по защите достоинства личности на принципах толерантности и гуманности.

Девизом нашей школы стали слова К. Пруткова: «Хочешь быть счастливым – будь им». Но для этого нужно прилагать огромные усилия. Чтобы стать нравственным человеком, необходима, прежде всего, огромная работа над собой. Основой воспитания и самовоспитания подрастающего поколения является школа, где молодые люди получают необходимое образование и нравственное развитие.

Программа нравственного образования является и должна быть обязательным компонентом непрерывного общего среднего образования.

Е. В. Орлова
директор ГОУ СОШ № 26 г. Москвы

 

Мораль и право – единственные виды знания, лежащее в основе оценки всех поступков людей – как личных, так и общественных. Можно сказать, что без морали нет общества, нет и человека как личности.

Наша школа участвует в работе по программе: «Нравственное образование в школе» уже пять лет. Учитывая актуальность нравственного образования и воспитания школьников, учителя-предметники поддержали инициативу администрации и позитивно отнеслись к введению нового предмета – основ нравственности. За время работы в эксперименте были получены положительные результаты не только в помощи детям усвоить нравственные знания. Были достигнуты заметные успехи в их общем нравственном развитии. Данная экспериментальная программа способствует становлению целостного образовательного процесса, включая межпредметную интеграцию и объединение всех форм урочной и внеурочной работы.

Человек живёт и развивается в обществе, отсюда вытекают дополнительные задачи, которые мы ставим через уроки нравственности. И это – базовые социально-коммуникативные компетенции: развитие навыков взаимопонимания, взаимоуважения и взаимопомощи среди учащихся.

Двери школы – это ворота, через которые выходят в самостоятельную жизнь молодые граждане нашей великой страны, которым школа обеспечила необходимое развитие и воспитание для плодотворной деятельности на благо общества.

Всему этому способствует предлагаемая экспериментальная программа, которая показала себя действенной и эффективной, средством нравственного образования подрастающего поколения.

М. Г. Фомичёва
директор ЦО № 943 г. Москвы

 

Необходимость внедрения программы нравственного обучения в нашей школе возникла уже давно. Всем ясно, что когда государство переживает период переустройства и каких-либо реформ, в социуме наступает «брожение умов», рушатся устои и традиции общества, ярко проявляются его недостатки. Отсюда на школу ложится огромнейшая ответственность и серьёзная задача – нравственное возрождение и этическое развитие подрастающего поколения.

Роль морали в обществе трудно переоценить. Общество разрушается, когда забываются понятия долга и ответственности, чести и достоинства; когда люди не знают своих исторических корней и не могут равняться на нравственные идеалы.

Цель программы по нравственному образованию учащихся – не только сформировать у них нравственное сознание, но и подготовить полноценного гражданина, патриота своей Родины. То есть главная цель всех участников данного эксперимента в рамках общеобразовательных школ – Нравственное Возрождение России.

Ю. И. Любушкина
директор ГОУ СОШ № 996 г. Москвы

 

Наша школа уже пятый год участвует в эксперименте «Непрерывное нравственное светское образование в средней общеобразовательной школе». Чтобы придать ей творческий характер, на её основе была разработана модель с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла. В 2007 году школа получила статус средней общеобразовательной школы с этнокультурным (русским) компонентом образования.

Едва ли стоит говорить, что нравственное и эстетическое образование находятся в неразрывной взаимосвязи друг с другом, с этнокультурным (русским) компонентом образования.

Познавая истоки народной мудрости, школьники, уже на начальной стадии обучения, извлекают уроки правды и справедливости, всеубеждающей силы любви и добра, чудного света патриотической гордости, учатся славить добродетель и осуждать порок, учатся осмыслению явлений народной культуры с точки зрения их нравственных и эстетических ценностей, учатся видеть духовную связь поколений.

Нравственные идеи формируют общественное сознание. Отсюда главные задачи нашей школы состоят в содействии организации нравственного мира ребёнка. Необходимо способствовать нравственному формированию личности на пути его познания мира, дать возможности для полноценного раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.

Участие школы в эксперименте «Непрерывного нравственного светского образования в средней общеобразовательной школе» позволило создать особую обстановку взаимодоверия и доброжелательности среди учащихся. Школьники стали чаще анализировать своё поведение, у них повысилась творческая активность, они стали более открытыми, легче идут на контакт с педагогами.

Анализируя опыт работы нашей школы, могу с уверенностью рекомендовать введение программы «Непрерывное нравственное светское образование в средней общеобразовательной школе» во все образовательные учреждения различного типа и направленности.

Т. Г. Мельник
к. п. н., заслуженный учитель России,
директор школы-интерната № 19 г. Москвы

 

Нравственное образование с полным правом можно назвать ведущим компонентом учебно-воспитательной деятельности. Это следует уже из того, что налицо нравственное неблагополучие в обществе, в том числе и в школьной среде.

Задача нравственного образования школьников активно решается коллективом средней общеобразовательной школы-интерната № 19, которая с 2004 года является базовой школой для Московской городской экспериментальной площадки по проблеме «Нравственное образование в средней школе». Речь идёт о непрерывном творческом процессе, требующем единства содержания и форм работы, её адекватного научного и методического обеспечения. Нравственное образование можно рассматривать как главный системообразующий принцип школьной работы.

Реализация предложенной программы позволила выявить новые возможности педагогической деятельности. В процессе эксперимента учителя повысили свой профессиональный уровень, были разработаны новые подходы к проведению уроков. Влияние дисциплины по моральному образованию стало проявляться прежде всего в отношениях между школьниками, между ними и учителями. Эти новые грани отношений затронули и наши традиционные направления деятельности.

Наша школа с углублённым изучением языка хинди осуществляет связь со школами республики Индия, что стало доброй традицией. На основе уроков по нравственному образованию у школьников выявилось лучшее понимание и уважение к культуре народов Индии, установились более тесные и дружеские связи с учащимися индийских школ. Учащиеся лучше осознают общность культур народов Индии и народов России, у них возникает уважение и чувство доброжелательности к представителям других мировых культур.

Благотворное влияние новой программы сказалось и в том, что теперь школа ведёт научно-исследовательскую работу в области нравственного образования учащихся. Члены нашего коллектива неоднократно выступали с докладами на семинарах и круглых столах, проводимых совместно с ИСМО РАО. Школа была представлена на чтениях, проводимых РАО, учителя готовили статьи для сборника «Нравственное образование в средней школе» и для других изданий РАО.

Мониторинг деятельности в рамках ГЭП, за время проведения эксперимента, позволяет говорить о значительном повышении уровня нравственной культуры школьников, об изменившемся имидже школы в округе.

Т. В. Новикова
директор ГОУ ЦО № 1437 ЗАО г. Москвы

 

Вне всякого сомнения, нравственное образование есть основной стержень воспитания молодежи, его главные последствия – преображение общества, избавление от зла.

Совершенно очевидно, что этическое образование помогает учащимся выработать чистоту нравов, благородство, красоту мыслей.

На сухой земле цветы не растут. Если знания лишены морального опыта, если они рассудочны и не окрашены нравственными оценками и мотивами, то они остаются в сознании человека чем-то механическим, отчуждённым, а то и обременяющим. Именно исключительная значимость творческого нравственно-эстетического восприятия окружающего нас мира, объясняет необходимость введения программы этического образования, как основы для взращивания личностью её способности стать достойным человеком в отношениях с собой и окружающими.

Мы обратились к имени НИКА, взяв его как аббревиатуру для слов-символов, слов-принципов, слов-призывов: Нравственность, Истина, Красота, Активность.

Меркантилизм, жажда материального потребительства неизбежно порождает атмосферу жадности, эгоизма и равнодушия. Люди черствеют и превращают блага материальной культуры в самоцель. Вот почему так важно, чтобы в жизнь вошло новое поколение, сориентированное на гуманизм и вершинные ценности. В этом состоит внутренний смысл гуманизации образования, предполагающий наполнение его, прежде всего, нравственным содержанием. Между тем, в условиях социальной нестабильности, смены идеалов и ценностей особенно критичными оказывается нравственное образование. Вот почему нам так нужна нравственная реабилитация общества!

Вести работу по нравственному образованию – очень важное и нужное дело.

Н. Я. Духновская
директор ГОУ ЦО № 1926 г. Москвы

 

Проблема формирования основ нравственности человека во все исторические эпохи считалась актуальной. В 2004 году коллектив нашего центра образования вошёл в состав городской экспериментальной площадки, работающей по проблеме «Нравственное образование в средней школе».

Основной программой экспериментальной деятельности является программа нравственного образования, разработанная НИЛ «Нравственное образование» ИСМО РАО. На её основе созданы программы интегрированных курсов «Грамматики нравственности» с обществознанием и литературой, ведутся занятия по курсу «Азбука нравственности» в школе I ступени, факультативные занятия по «Основам морали» в старшей школе.

Экспериментальная деятельность вносит качественные изменения в содержание и организацию образовательного процесса. Материалы психологического сопровождения эксперимента: диагностические исследования уровня воспитанности учащихся, личностного роста подростков, показали, что наблюдается положительная динамика в суждениях и поступках учащихся. Наряду с этим расширилась творческая группа учителей-экспериментаторов. В её работу включились классные руководители, педагоги дополнительного образования. К этой работе мы стараемся привлечь и родителей.

Анализируя процесс и результаты реализации программы нравственного образования, мы получаем ответы на главные для нас вопросы о значимости и актуальности обучению морали; становятся очевиднее трудности и возможности сочетания программы нравственного образования и программного материала по другим дисциплинам; мы лучше видим, как программа помогает учащимся задавать свою собственную образовательную траекторию, как детско-взрослые объединения взаимодействуют и способствуют формированию мировоззрения участников сообществ.

О. С. Аббакумова
директор ГОУ СОШ № 1986 ЮВОУО г. Москвы

 

Нравственное образование и воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невосполнимый урон, что большего вреда обществу нанести невозможно.

Изменения, произошедшие за последние несколько лет в российском обществе, делают необходимым пересмотр системы ценностей. Изменения в молодежной субкультуре – игнорирование опыта предыдущих поколений, мнения взрослых, недоверие к идеалам, приоритет материальных ценностей над духовными, эгоизм и индивидуализм, рост половой распущенности во взаимоотношениях – существенно повлияли на уровень воспитанности современных школьников.

Вот почему ведение уроков по «Азбуке нравственности» (1 – 4 классы), «Грамматике нравственности» (5 – 8 классы) и «Основы морали» (9 – 11 классы) обретает сегодня не меньшую, если не большую значимость, чем приобретение знаний, умений и навыков по другим предметам. Сегодня нам так важно вспомнить слова В. Г. Белинского, говорившего, что «есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное».

А. С. Кравченко
директор ГОУ СОШ № 929 г. Москвы

 

Генеральная цель образования в школе – это развитие нравственной, социально зрелой и гармоничной личности, способной к творчеству и самоопределению. Одной из основных задач деятельности школы, таким образом, является формирование общей культуры личности.

Деятельность экспериментальной площадки «Нравственное образование» направлена на разработку единых подходов в процессе формирования у учащихся целостного мировосприятия и миропонимания и апробацию технологий, направленных на воспитание и формирование мировоззрения в Школе будущего. Приоритетным направлением работы в рамках эксперимента является нравственно-патриотическое воспитание.

Моральные требования регулируют отношения человека к другим людям в различных сферах жизни. И перед учителем стоит одна из основных задач – создание эффективной системы воспитания не только гражданской, но и нравственной позиции.

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к осмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами.

Поэтому проблемы нравственного воспитания в школе на современном этапе жизни общества приобретают особую актуальность и значимость.

В. М. Филькина
директор ГОУ СОШ № 59 им. Н. В. Гоголя ЦОУО ДО г. Москвы

 

ГОУ СОШ № 59 им. Н. В. Гоголя г. Москвы пятый год участвует в работе городской экспериментальной площадки «Нравственное образование» под руководством Э. П. Козлова. Работа педагогического коллектива любой школы нацелена на конечный результат – выпускника школы. И здесь оцениваются не только объём учебных знаний и навыков, приобретённых за время обучения в школе, но и те нравственные знания, с которыми выпускник школы входит в мир.

Целевая модель личности (идеальный образ) выпускника школы № 59 им. Н. В. Гоголя предполагает обретение детьми следующих личностных качеств:

• порядочность,

• положительная мотивация к обучению, к саморазвитию и самовоспитанию,

• культура как способность к уважению и самоуважению,

• социальная адаптированность и успешность, коммуникабельность, открытость миру,

• ориентация на здоровый образ жизни и экологическое мышление,

• гражданственность, патриотизм и толерантность,

• трудолюбие и уважение к чужому труду,

• развитость эстетического чувства и творческого начала, креативности,

• осознанность и обоснованность нравственного, социального и политического выбора, демократизм мышления.

Чтобы реализовать данную целевую модель выпускника, необходимо сформировать вполне определённые требования к учащемуся средней общеобразовательной школы и создать условия для становления, самораскрытия и самореализации личности каждого ученика в школьном коллективе. Ученик должен получить в школе определённые нравственные понятия и моральные нормы, которыми в дальнейшем он будет руководствоваться в своих действия и поступках. Мы убеждены в необходимости непрерывного нравственного образования школьников на всех ступенях обучения, поэтому участие педагогического коллектива школы в работе экспериментальной площадки «Нравственное образование» для нас крайне актуально.

Нравственное образование – это новое и жизненно необходимое направление в школьном образовании. Введение в начальной школе курса «Азбука нравственности» и основной школе курса «Грамматика нравственности» предоставляет возможность дать наиболее полно те знания, которые помогут ребёнку разобраться в нравственных взаимоотношениях людей и правильно вести себя в современном мире. Программы для каждой ступени обучения разработаны с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, материал хорошо систематизирован и обобщён, а методические пособия для учителей являются великолепным подспорьем для правильного построения уроков.

Участие в экспериментальной площадке «Нравственное образование» показало нам, что ребёнку необходим отдельный предмет, где бы рассматривались нравственные ценности, анализировались проблемные ситуации с точки зрения правильности выбора собственной нравственной позиции. Мы видим, насколько важны основы морали, данные не опосредованно, а непосредственно в учебном процессе. Ребята с удовольствием и интересом посещают уроки нравственности. Подобный курс – один из способов взаимодействия образовательных и воспитательных технологий.

М. Б. Тришанова,
директор ГОУ СОШ № 677 г. Москвы

 

Изменившиеся условия жизни общества требуют новых подходов к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного образования учащихся и, конечно, разработки его нового содержания в самой школе.

Каждый учащийся, оканчивая школу, должен получить соответствующее нравственное образование, получив минимум знаний, которые позволяют ему достойно вести себя в обществе, определяют его мировоззрение, его дела и поступки.

Позитивным считаем, что у большинства учащихся сформированы нравственные понятия о нормах поведения, о личных качествах, о принципах общения, об идеалах. Ребята с интересом посещают уроки нравственности, активно принимают участие в выполнении творческих заданий, доверяют учителям сокровенное и учатся жить в соответствии с законами своего общества.

Необходимость введения экспериментального курса не вызывает ни малейшего сомнения ни у преподавателей, ни у учащихся.

«Это золотые уроки, они формируют нашу душу, заставляют задуматься: “А кто я есть?”». Эти слова нашего выпускника – прямое доказательство значимости эксперимента.

Н. Ф. Караяни
директор ГОУ СОШ № 1922 г. Москвы

 

Конечная цель разумного воспитания заключается в постепенном доведении воспитанника до ясного понимания окружающего мира, особенно общественного, где ему предстоит жить и трудиться, в доведении до сознания добрых инстинктов детской природы, превращение их в сознательное стремление к правде и добру. Этот ценностный аспект должен стать предметом первостепенной важности в образовательной деятельности школы. Ему должно быть выделено специальное время, затрачены педагогические усилия во имя пробуждения в растущей душе ребёнка нравственных усилий стать человеком, быть готовым к нравственному выбору во имя жизни, человека, прогресса, культуры.

В этой связи произведения русской литературной классики имеют огромное воспитательное значение. Они дают юношеству нравственный идеал как жизненный ориентир. Они представляют образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности.

Не менее важным является курс отечественной и мировой истории. История необходима как система прецедентов для принятия решений на любом уровне – от государственных решений до деятельности каждого человека в той мере, в какой он сознаёт себя гражданином своей страны.

Значимость нравственного образования детей особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что выражается в растущей агрессивности, инфантильности части молодежи, её бездуховности. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Возможность решения этих проблем видится в приобщении школьников к духовно-нравственным ценностям своего народа.

Главное условие успеха школы – формирование личности школьника как гражданина – немыслимо без его знакомства с основами нравственности и его целенаправленного нравственного образования. Сегодня путь в будущее лежит через нравственно-духовное возрождение личности, поэтому школа нуждается не столько в реформах образования, сколько в постоянной работе учителей по нравственному воспитанию детей, так как школа не просто место для получения знаний, она центр детского общежития, где впервые узнаются и усваиваются человеческие ценности.

Назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы поставить в центр изучения нравственные нормы и ценности. Школа и мы, учителя, обязаны разобраться в сложной философской категории нравственного идеала и нравственного совершенства и помочь своим ученикам сформировать тот самый нравственный идеал.

В Федеральном Законе «Об образовании» в подразделе «Проблемы образования» указано:

«судьба подрастающего поколения зависит от восстановления системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, формирующей гражданственность и патриотизм».

Л. Н. Кузнецова
директор ГОУ СОШ № 131 г. Москвы

 

Люди всегда высоко ценили нравственную воспитанность. Социальные преобразования, происходившие в недавнем прошлом, заставили многих размышлять о будущем нашей страны, о её молодежи, о будущем детей. В настоящее время можно говорить о том, что смяты многие нравственные ориентиры. Подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности и агрессивности. Все нравственные нормы закладываются с самого раннего возраста в различных социальных сферах: в семье, в детских дошкольных учреждениях, школах. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя основаниями.

1. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

2. В современном мире дети развиваются, окружённые множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые влияют на неокрепший интеллект и чувства ребенка, способствуют деформации сферы нравственности.

3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. Воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

4. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

А. А. Дунаева
директор ГОУ СОШ № 508 ЮАО г. Москвы

 

Быстро меняющиеся условия современной жизни предъявляют новые требования к школе, важнейшим из них является принятие приоритета человека во всех звеньях образовательного процесса. При этом гуманизация школы остаётся по-прежнему актуальной.

К осознанию данной проблемы наш педагогический коллектив пришёл в начале переломных 90-х годов, именно тогда мы начали своё сотрудничество с научной школой доктора педагогических наук, профессора МПГУ Н. Е. Щурковой по разработке своей воспитательной системы. Поэтому открытие в 2004 году на базе школы № 508 ГЭП по теме «Нравственное образование» стало логическим продолжением предыдущей десятилетней деятельности. Наши педагоги-экспериментаторы отчётливо представляли необходимость именно этического общения с детьми, выходящего за рамки обычных уроков, побуждающего их к размышлению о вечных ценностях жизни, о нравственных устоях общества во всех его сферах, поэтому с интересом начали апробацию новых курсов непрерывного нравственного образования, разработанных лабораторией нравственного образования ИСМО РАО: «Азбука нравственности» в начальной школе и «Грамматика нравственности» на II ступени.

Считаю, что эта работа оказала позитивное влияние на различные аспекты школьной жизни.

Т. А. Пашутина
директор ГОУ ЦО № 1408 г. Москвы

 

Нравственное образование в современной школе является той актуальной необходимостью, которая продиктована самой жизнью. А реалии жизни таковы, что наши дети морально дезориентированы и нуждаются в руководстве взрослых, которые подскажут, что такое добро и зло, долг и совесть, честь, как относиться к самим себе и к окружающему миру, к людям, Родине. Именно на это направлены уроки этики, которые проводятся в нашем Центре образования в рамках экспериментальной работы по теме «Непрерывное нравственное образование учащихся в средней школе». Ведь современная школа призвана не только обучать, но и воспитывать. Воспитывать культуру мысли, культуру чувства, культуру общения. И данный процесс невозможен без обращения к основам человеческого бытия, к духовной культуре. Нравственные знания определяют мировоззрение детей, их деятельность и поведение, дела и поступки.

Я думаю, что основы нравственности имеют право быть предметом школьной программы наравне с литературой и историей, математикой и химией и прочими традиционными сферами знаний.

Нравственное воспитание школьника обретает сегодня не меньшую, если не большую значимость, чем все иные знания, умения, навыки, а педагогический процесс нравственного воспитания становится организацией детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, конфликтов и столкновений. Усилия учителя должны быть сосредоточены на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения.

Л. В. Поликашина
директор ГОУ гимназии № 1516 г. Москвы

 

В нашем обществе на сегодняшний день большое внимание уделяется экономическим, политическим, юридическим проблемам; особое значение приобретает правовая и социальная грамотность граждан.

Необходимость нравственного образования в современной школе очевидна и не требует доказательств. Однако следует вести речь именно о системе нравственных знаний, а не только о тематических беседах на предметах гуманитарного цикла, классных часах и т. п. В нашем понимании, такая система должна быть последовательной, непрерывной и дифференцированной. То есть преподавание основ нравственных знаний должно быть неотъемлемой составляющей частью учебного плана школы с 1 по 11 класс с соответственной дифференциацией по тематическим разделам и, прежде всего, по психологическим особенностям той или иной возрастной категории учащихся.

Такая система позволяет создать условия для формирования учащегося, обладающего классическим фундаментальным академическим уровнем образования, готового к постоянному совершенствованию своих знаний, патриота России с твёрдой гражданской позицией целостного и ценностного восприятия окружающего мира, обладающего системой надежных нравственных, правовых, гуманитарных и естественнонаучных знаний.

Е. И. Косарихина
директор школы № 1148 им. Ф. М. Достоевского г. Москвы
заслуженный учитель России

 

«Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной? Созидается общество началами нравственными» (Ф. М. Достоевский).

5-й год школа является Городской экспериментальной площадкой по теме Нравственное образование. Возвышая подлинную культуру, расширяя её возможности воздействовать на все сферы жизни и общества, можно было бы поэтапно утвердить с её помощью мир гражданского согласия, мир межэтнического добрососедства, мир межконфессионального верооуважения.

В нашем мире все народы тесно связаны между собой, и без чувства всеобщего «я», братства, без осознания того, что мы являемся членами одной семьи – человечества, мы не сможем достичь мира и счастья. Мир хорош своей многогранностью и обеспечивается разнообразием национальных культур. И коллектив нашей школы старается, чтобы русская культура вошла в эту многогранность гармонично и веско.

«Нет ни свободы, ни счастья для отдельной личности, если не свободны и не счастливы также и другие личности. Личность утверждается не в противопоставлении, но в солидарности с людьми» (Ф. М. Достоевский).

Е. Л. Венгерская
директор ГОУ СОШ № 522 г. Москвы

 

Нравственность – это целостное образование, составляющее ценностное и нормативное ядро мировоззрения личности. Наиболее общими компонентами нравственности являются нравственное сознание и нравственные поступки.

Нравственное сознание личности это отражение, переживание в сознании человека принципов и норм нравственности, регулирующих взаимоотношения людей, их отношение к обществу. Нравственное сознание формирует нравственное самосознание, включающее самосознание социальной активности и социальной ответственности. Оно ведёт к формированию собственных нравственных ценностей, убеждений. Нравственное сознание ребёнка обусловливает его нравственное поведение. Под нравственным поведением понимается такая форма активности личности, которая соответствует принятым ею нравственным нормам. Оно проявляется в системе поступков, выражающих индивидуальное нравственное сознание личности.

Единство развития нравственного сознания и соответствующих способов поведения ведёт к становлению нравственных качеств, которые соединяют в себе нормативный, регулятивный и оценочный компоненты нравственности.

Одной из задач психолого-педагогической науки является выработка новых технологий нравственного развития подрастающего поколения, методик, помогающих формированию нравственных понятий.

Мы поддержали проект нравственного образования, так как считаем, что проблема, на решение которой была направлена связанная с ним экспериментальная деятельность, исключительно актуальна.

Наши педагогические исследования показали, что непрерывному сообщению нравственных систематических знаний учащимся в школе могут активно способствовать самостоятельные специальные учебные курсы основ морали. Полученные результаты позволяют говорить о том, что в процессе обучения происходит формирование нравственных качеств личности детей. Целенаправленная работа положительно влияет на результативность работы.

Т. В. Кутовая
директор ГОУ СОШ № 707 г. Москвы

 

Возможно, причиной многих осложнений, испытываемых сейчас отечественным образованием, является дегуманизация образовательной деятельости. Этот вывод удивил нас тем, что, вроде бы, вместе со всем образованием мы ставили цель его гуманизации, максимального приближения к личности ученика, а получили прямо противоположный результат. Оказывается, пока мы систематизировали и обобщали свой опыт, разрабатывали программы, овладевали компьютерными технологиями… – между нами, детьми и их родителями разлилось море бумаги и дел, не связанных непосредственно с ребёнком. Мы остро почувствовали нехватку живого общения с любимыми детьми, нерастраченного желания учить и воспитывать их, помочь им перейти из детства во взрослую жизнь. Преодолеть отчуждение от учеников, не выходя за рамки системных требований, не отвергая других путей развития – это путь профессионального и нравственного совершенствования педагога.

Нравственное сознание не может существовать вне человеческой практики. Нашей школе повезло: в момент поиска выходов из кризисной ситуации мы узнали о формирующейся в Москве экспериментальной площадке по апробации учебно-методического комплекта для преподавания курса основ морали. Какая прекрасная тема! Основы морали для детей с первого по одиннадцатый класс. Мы получили возможность еженедельно в течение часа общаться со всеми детьми. Если кому-то это покажется весьма малым сроком, то попробуйте прохронометрировать в течение недели общение между учеником и учителем на темы его жизни. Сколько минут в неделю мы говорим с детьми о дружбе и товариществе, об их отношении друг к другу, к себе, к старшим? Сколько секунд при этом говорит сам ребёнок, рассказывает ли он о своём личном опыте, рассуждает о Добре и Зле, о том, что такое хорошо, и что плохо, приводит ли литературные примеры в качестве аргументов? Противники нравственного образования в школе чаще всего говорят, что оно является прерогативой родителей. А мы и не спорим: родители, прежде всего, должны воспитывать своих детей. Вот только, опросив их, мы убедились, что в большинстве семей время общения родителей с детьми в течение недели не превышает 24 минут, в иных семьях – 9 минут, а в некоторых этого времени совсем нет. За это время нужно поинтересоваться оценками, подписать дневник, оказать помощь при приготовлении домашнего задания, проверить его выполнение – сколько минут осталось для задушевной беседы? Реалии нашего времени таковы, что родители вынуждены работать, много и тяжело, чтобы материально обеспечить семьи. Их усталость и занятость являются серьёзным препятствием для воспитания. Школа не берёт на себя роль заместителя родителей. У педагогов иной подход к формированию нравственных качеств: мы сообщаем нравственные знания, формируем умение делать нравственный выбор, способствуем установлению в практике школьной жизни нравственных отношений, воспитываем нравственные чувства, учим давать нравственные оценки поступкам. Но появившаяся возможность разговора с детьми на темы, созвучные их развитию, которую дают нам уроки основ морали, некоторым образом компенсирует недостаток общения подростка с взрослыми. Да и свои отношения со сверстниками оказалось возможным обсудить, а не установить, как это было раньше, с помощью силы. Чем старше становится наш ученик, тем более серьёзные рассуждения о Добре и Зле происходят на этих уроках. От вопросов «Зачем нужно хорошо себя вести в школе?» или «Как беречь своё и школьное имущество», обращенных к ученику начальной школы, до вопросов о законах Товарищества и Дружбы, над которыми задумываются ребята среднего возраста, и понятия нравственных ценностей и морали как формы общественного сознания, познаваемых старшеклассниками.

Учиться быть нравственной личностью – главный смысл нравственного образования. Образования, которое вернуло нам наших учеников, а ученикам открыло души их учителей. Образования, которое раскрывает перед детьми смысл нравственных истин, заставляет их задуматься об отношениях между людьми, возвращает каждого к размышлениям о своём Я, о смысле своей жизни, о своём предназначении. Образования, которое необходимо детям и Школе.

С. А. Волкова
директор ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 С3ОУО г. Москвы
Почётный работник общего образования
Член-корреспондент Международной Академии общественных наук

 

Как бы ни был современен наш мир, как бы технический прогресс ни влиял на развитие общества, воспитание нравственности было, есть и будет самым важным и актуальным для становления человека, превращения его в полноценного члена общества.

Школа вносит свой существенный вклад в понимание ребёнком добра, справедливости, зла, ненависти, порядочности, ответственности… Хотя, на мой взгляд, семья, её устои, традиции и нравственные ценности являются первыми основаниями нравственного мира человека.

Воспитывать нравственные качества ребёнка не просто. Самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не должно быть фальшивых слов и действий. Если отношения с учащимися построены на основе искренности, доверия, уважения, то можно добиться таких результатов, которые позволят нашим учащимся войти уверенно в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.

С введением предметов нравственного образования у ребят появилось более осмысленное понимание понятий этики, появилась положительная динамика нравственного роста, содержание учебного материала данного курса доступно учащимся и соответствует их возрасту.

Е. И. Корнеева
директор ГОУ СОШ № 1352 г. Москвы

 

Перемены, происшедшие в стране, открыли не только новые возможности (такие, как свобода совести, открытость общества, гласность и др.), но и привели к нарастанию негативных явлений, присущих «обществу потребления». Наиболее восприимчивыми к этим явлениям оказались дети и подростки. Я уверена, что сегодня ни у кого не возникает сомнений в том, насколько необходима определённая система ценностей для общества и личности. Она создаёт основу для построения нормальных межличностных отношений.

Важная роль в формировании ценностной системы ребёнка принадлежит экспериментальной работе по теме «Нравственное образование школьников» (курсам: «Азбука нравственности», «Грамматика нравственности» и «Основы морали»).

Проблема ценностной ориентации особенно актуальна для подростков, у которых в отроческие годы пробуждается интерес к своему внутреннему миру, происходит переход от сознания к самосознанию, формируется личность.

Курс «Основы морали», преподаваемый в старшей школе (10 – 11 классы), должен являться одной из составляющих целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием, позволяющим строить не только нормальные межличностные отношения, но и отношения с государством и миром в целом.


Печатается с сокращениями

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика