Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2010, № 1 (54)
Сайт «Разум или вера?», 31.03.2010, http://razumru.ru/humanism/journal/54/kozlov.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2009/2010 № 1 (54)

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

От редакции. Мы продолжаем публикацию откликов педагогов средних общеобразовательных школ, участвующих в эксперименте по нравственному обучению на основе программы, разработанной лабораторией нравственного образования РАО. В этом номере мы предваряем их отклики фрагментом интервью, которое дал заведующий лабораторией, доцент Э. П. Козлов Юрию Сотникову для журнала «Директор школы» {ссылка http://direktor.ru/journals/direktor_shkoly работать перестала}, в котором первоначально было опубликовано это интервью (№ 9, 2009 г.).

Эраст Козлов: «…Мы создали концепцию
светского нравственного образования, построенную
на общечеловеческих ценностях…»

Этику –   
   в школу!

Макаренко предупреждал: проводить нравственное воспитание без сообщения нравственных знаний невозможно. С этой целью он проводил специальные уроки-беседы.

Но что такое нравственное образование, ответить вряд ли кто толком сможет. Вот если бы спросили об экономическом образовании! Тут ясность более полная. Только не совсем понятно, почему полтора века назад К. Д. Ушинский говорил о том, что нравственность – это золотая оправа образования и что нравственности надо обязательно учить каждого человека, пусть даже в ущерб другим учебным предметам – это важнее!

О том же говорил в IV веке до н. э. великий Аристотель. Он указывал на обязательное нравственное воспитание всех детей и предусматривал систематическое сообщение нравственных знаний и целенаправленные упражнения в нравственных поступках, составил первую дошедшую до нас книгу об этике и моральных нормах.

Не меньшее внимание нравственному образованию уделяют и за рубежом. В Японии, например, с 1868 (!) года еженедельно идут уроки этики с 1-го по 12-й класс. Целых полтора века! И ни у кого сомнений нет в том, что это нужно.

Специальное сообщение моральных знаний и уроки нравственности проводятся во всех цивилизованных странах мира, включая Англию, Германию, Францию, Китай, Южную Корею, Вьетнам и др. В Китае (курс основ нравственности с 1-го по 11-й класс) и Франции (курс «философия морали» в старших и пропедевтические курсы морали в рамках курса «Граждановедение» в младших и средних классах) ведутся с послевоенного времени, т. е. более полувека. Есть такой курс и в современной Германии.

Что же касается России, то базового и систематического курса основ морали и нравственного непрерывного образования у нас нет до сих пор. Актуальность и значимость этой проблемы чрезвычайно велики. Полноценное формирование личности, человека как гражданина немыслимо без его знакомства с основами этики и целенаправленного нравственного образования, которое должна обеспечивать школа в рамках базового компонента учебного плана.

Восемь лет назад коллектив учёных Института общего среднего образования РАО поставил перед собой задачу разработать и апробировать систему обязательного нравственного непрерывного образования всех школьников с 1-го по 11-й (12-й) класс.

И вот, спустя восемь лет, можно подвести некоторые итоги. Какие?

С этим вопросом мы обратились к руководителю лаборатории нравственного образования Эрасту Павловичу Козлову.

   

Когда верстался этот номер ЗС, пришло известие о скоропостижной кончине Эраста Павловича Козлова, последовавшей 16 января 2010 г. на 74 году его жизни. Редакция выражает глубокие соболезнования родным, близким и коллегам Э. П. Козлова – благородного энтузиаста педагогической науки и практики. Мы выражаем уверенность, что его усилия и успехи в деле продвижения светской этики в народное образование России будут поддержаны и продолжены учёными РАО, учителями и психологами российской школы.

Эраст Павлович
КОЗЛОВ

   

Юрий Сотников: Что сделано лабораторией за эти восемь лет?

Эраст Козлов: Сейчас в эксперименте участвуют уже более двухсот школ из разных регионов страны: Северодвинск, Салехард, Сыктывкар, Тюменская и Нижегородская области, Ставропольский край. И это далеко не полный список.

В московских школах в эксперименте принимают участие около 500 учителей и 40000 школьников, которые объединены в городскую экспериментальную площадку «Нравственное образование в средней школе». Соответствующая дисциплина в них введена как обязательная.

Ю. С.: Как обстоит дело с разработкой учебно-методической литературы для учителей и пособий для учащихся?

Э. К.: За прошедшие годы мы впервые не только в России, но и в мире разработали учебный стандарт «Нравственность» для средней школы.

Более того, создали и апробировали поэтапную программу обучения с 1 по 11 классы, выпустили учебно-методический комплект из трёх книг для классов с первого до последнего: «Азбука нравственности» – I – IV классы, «Грамматика нравственности» – V – IX классы, и «Основы морали» – X – XI классы. Разумеется, что ко всем этим пособиям прилагаются поурочно-тематические планы и методические пособия для учителей.

Результаты научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ показали, что содержание учебного материала доступно учащимся всех классов и соответствует их возрасту.

В настоящее время мы с помощью издательства «Новый учебник» издаём новые пособия, гораздо более качественные, чем предыдущие. Подробнее узнать о них можно на нашем сайте http://moral.ioso.ru

Ю. С.: А как вашу деятельность оценивают в Минобрнауки?

Э. К.: Здесь мы натолкнулись на стену непонимания. Если раньше наш курс ещё включали в проекты учебных планов, то сегодня работники министерства возражают и против этого. И формула, выведенная ещё великим Ушинским «Нравственность – золотая оправа образования», к сожалению, пока не является аксиомой для чиновников. Уроки морали проводятся только в качестве эксперимента по желанию учительских коллективов школ, хотя спрос на них неуклонно растёт.

Но главная проблема состоит в том, что пока чиновники не могут решить, кому и как воспитывать молодежь, она духовно гибнет в атмосфере нравственного хаоса.

Ситуация складывается поистине парадоксальная: с одной стороны, по всем социологическим опросам большинство населения считает, что уровень воспитанности подрастающего поколения находится на катастрофически низком уровне и его нужно поднимать.

С другой стороны, существует наша лаборатория, которая имеет уникальные разработки в этом направлении. Но они доступны далеко не всем желающим, поскольку наша работа, как и раньше, держится больше на энтузиазме сотрудников, чем на поддержке государства.

Уникальность наших разработок состоит в том, что мы создали концепцию светского нравственного образования, построенную на общечеловеческих ценностях, которые при этом не противоречат ни христианству, ни исламу, ни другим религиям. Например, никто ведь не будет возражать против того, что дети должны уважать старших, честный труд, защищать младших, любить Родину. Эти истины вечны, как само человечество.

Ю. С.: Как восприняли этот предмет школьники и их родители?

Э. К.: Исключительно положительно. Многолетний опыт работы показал, что значительно (от 40 % и выше) повысилось качество усвоения детьми основных моральных понятий.

Более того, они начали оценивать с нравственной точки зрения свои поступки и поступки окружающих, – т. е. то, что не делали раньше. Родители хорошо поняли ценность нашего курса и охотно помогают своим детям выполнять домашние задания, активно обсуждая с ними нравственные проблемы.

Ю. С.: Чего Вы ждёте от будущего?

Э. К.: Мне бы очень хотелось, чтобы усилия наших сотрудников-энтузиастов не пропали зря и чтобы предмет «нравственное образование» стал доступным для широкой аудитории преподавателей, родителей и детей уже не в качестве эксперимента, а как полноценный предмет общеобразовательной программы средней школы. В любом случае, мы приглашаем все школы к сотрудничеству с нашей лабораторией.

 


 

НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
в школе

Из опыта
экспериментальных школ Москвы

Н. М. Каховская,
завуч по ОЭР (опытно-экспериментальной работе)
ГОУ СОШ № 996 г. Москвы

Любая школа заинтересована в том, чтобы её выпускники входили в жизнь не только с богатым багажом знаний, но и высокими нравственными качествами. Для этого необходима такая модель обучения и воспитания, в центре которой находится личность с неповторимостью её черт. На базе нашей средней общеобразовательной школы с этнокультурным (русским) компонентом образования в тесной взаимосвязи действуют две экспериментальные площадки:

– «Непрерывное нравственное образование в средней школе» (с 2004 года – базовая школа 1 уровня);

– «Модернизация художественно-эстетического образования» (с 2006 года – площадка 2 уровня).

Плодотворность существования обеих площадок очевидна. Основной принцип, который лёг в основу деятельности педагогического коллектива – это создание условий для реализации эстетического развития и нравственного воспитания учащегося. При этом деятельность коллектива направлена на реализацию целостной системы образования и воспитания школьников.

Этика и эстетика в образовательной и воспитательной среде нашей школы непосредственно связаны друг с другом. Этика изучает сущность морали, её роль и функции в личной и общественной жизни, проблемы, связанные с определением смысла жизни, она помогает понять природу человека и его высшие ценности: добро, истина, справедливость, красота.

Эстетика изучает область прекрасного в человеке и природе, она помогает пробудиться и развиться эстетическому чувству, формирует высокие стандарты эстетического вкуса. Она играет особую роль в анализе и понимании искусства.

На I ступени (1 – 4 классы) преподаётся курс «Азбука нравственности». Эта, вводная часть нравственного обучения имеет целью формирование у детей первичных представлений о нравственности, учит правильно использовать при оценке различных ситуаций понятия добра, зла, правды, честности, справедливости и др. Уже в этих формах деятельности дети обучаются правилам нравственного поведения и поступка.

Уроки, в основном, проводятся в игровых формах, с элементами художественного рассказа, музыкальных постановок, рисования. Дети делают литмонтажи, сценки, этюды, проводят состязания с включением в них различных нравственных ситуаций.

II ступень (5 – 9 классы) включает курс «Грамматика нравственности». Его тематика связана с освоением детьми базовых понятий нравственного сознания в процессе постепенного углубления, расширения и увеличения объёма их содержания. На этом уровне обучения используются такие формы уроков, как беседы, комментированное чтение, анализ отрывков произведений, анкетирование, проблемные диспуты и т. д.

III ступень (10 – 11 классы) нравственного образования представлена курсом «Основы морали». Здесь учащиеся на более высоком теоретическом уровне осваивают философские и мировоззренческие основы морали как формы общественного сознания. Мы говорим о нравственных нормах в жизни общества и индивида, о соотношении морали с другими формами общественного сознания, о нравственных учениях в истории мировой цивилизации. Основными методами проведения занятий являются обсуждения и дискуссии, а также творческо-исследовательские задания, моделирование, логический анализ, учебно-исследовательские и самостоятельные работы и т. д.

Мы убеждены, что школа остаётся важным центром сохранения, взращивания и развития нравственности новых поколений россиян. Программа «Нравственное образование» является хорошей площадкой, базисом и инструментом этического обучения и нравственного воспитания.

Н. И. Шматова, директор школы ГОУ СОШ «Школа здоровья» №149
М. И. Горчакова, зам. директора по УВР
С. В. Дорофеева, зам. директора по УВР

«…Выше всего образование нравственное».
В. Г. Белинский

 

Н. И. Шматова

 

По нашему глубокому убеждению, школа должна быть и оставаться островком нравственной гармонии, поэтому педагогический коллектив рассматривает уроки нравственности как одну из форм обновления и обогащения школьного образования.

Основой эксперимента является проведение этих уроков в виде отдельных учебных предметов и интегрированных курсов: «Азбука нравственности» (1 – 4 классы) и «Грамматика нравственности» (5 – 9 классы). В средней школе наиболее удачной представляется их интеграция в курс обществознания, в начальной – в литературное чтение. В 10 – 11 классах предмет «Основы морали» представлен элективными курсами.

Управление экспериментальной работой в школе выстраивается традиционно: на заседаниях творческой группы учителей-экспериментаторов обсуждаются вопросы, связанные с организацией эксперимента в школе. В ходе обучения они помогают учащимся осваивать содержание предмета, выстраивать осмысленную систему нравственных понятий.

На каждом этапе эксперимента учителями подводятся итоги, проводится анализ работы, формируется сводный отчёт. В ходе ОЭР педагоги вносят дополнения и предложения по содержанию и структуре уроков нравственности. Наиболее эффективны уроки, проводимые в нетрадиционной форме: круглые столы («Мораль и личность», «Политическое лидерство», «Честность и правдивость – что это значит?»); диспуты («Честь и достоинство», «Конфликты и их причины», «Кому тяжелее жить: доброму или злому?», «Слова сочувствия и унижения»); творческие отчёты, уроки-праздники, уроки-конференции («Ещё раз о культуре», «Дружба всего дороже», «Нравственное развитие личности», «Самооценка»).

Учителя начальной школы убеждены, что наиболее приемлемой технологией этического образования является игровая: она пробуждает интерес к предмету и раскрытию морального потенциала учащихся. В рамках этой формы обучения были разработаны такие уроки, как «Против лжи и нечестности» (по рассказу «Фантазёры» Н. Носова), «Если человек интересен», «У меня зазвон ил телефон…», «Каждой вещи своё место», «Ты и твои друзья», «Добро и зло в мифах древнего мира» (5 класс ), «Что такое долг» (6 класс).

Учителям средней школы наиболее эффективным представляется использование проектных методов обучения. Для их реализации разработаны мини-проекты «А если нужна помощь…», «Честь, справедливость, достоинство», «Как победить зло?», «Нужна ли человеку совесть?», «Долг и обязанность».

Каждый учитель-экспериментатор проводит три основных диагностических среза с целью определения у учащихся нравственных приоритетов. Для этого используются такие методики, как:

2 – 4 классы – методика неоконченных предложений и ранжирование понятий по степени значимости;

5 – 7 классы – диагностика нравственной самооценки, диагностика этики поведения, диагностика отношений к жизненным ценностям, диагностика нравственной мотивации;

8 – 11 – выявление нравственной воспитанности. В отчётах и дневниках педагоги-исследователи фиксируют свои замечания и предложения, задания, вызвавшие наибольшие затруднения.

Экспериментальная работа по нравственному обучению ведётся и в форме дополнительного образования. Ежегодно проводятся предметные недели, олимпиады среди учащихся. Созданы школьные объединения, направленные на решение задач эксперимента: «Военно-патриотическое наследие», «Мы изучаем Москву», «Художественное слово», «Знайка», «Если хочешь быть здоров» (имеется в виду не только физическое, но и нравственное здоровье).

Всё это способствует формированию навыков этической исследовательской деятельности учащихся, помогает вырабатывать ответственное и творческое отношение к нравственному поведению.

О. Н. Неткачёва,
учитель истории ЦО № 1437 ЗАО г. Москвы

В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Весь опыт работы школы говорит нам о том, что нравственная культура вырастает на основе конкретной жизнедеятельности людей, их труда, общения, обычаев и традиций. Нравственные ценности – величайшее достояние каждого народа. Это и уважительное отношение к старшим, и заботы о стариках, детях, беспомощных родственниках; милосердие в самых разных его проявлениях, помощь и взаимопомощь; трудолюбие, серьёзное отношение к труду; понятие чести и долга, твёрдость в выполнении взятых на себя обязательств. Всё связано между собой, образуя единую и целостную систему нравственных понятий.

Особенностью воспитания нравственности в нашей школе является использование с этой целью уроков истории. В таком сочетании: мораль и история, – у учащихся вырабатывается прочное представление о том, что нравственность – это многовековой опыт отношений людей между собой, что этические нормы вырабатываются тысячелетиями, образуя прочную ткань жизни страны, соединяя поколения и различные этапы жизни общества. Когда учащийся находит знакомые для себя или впервые знакомится, например, с моральными поучениями Владимира Мономаха, он может убедиться в том, что некоторые из существующих нравственных норм уважались уже в глубокой древности. Это связывает мораль с лучшими традициями отечественной истории, укрепляет чувство здорового патриотизма. Вместе с тем он может видеть и развитие морали, отмирание её устаревших норм и зарождение новых, отвечающих лучшим достижениям в области человеческого общежития, права, культуры. Отсюда легко видеть, что творцом морали являются люди и что они сами ответственны за свои поступки.

Мы живём в истории и обществе, поэтому такой предмет, как нравственное образование, необходим в учебной программе современной школы. Он позволяет учащимся лучше понять наше нравственное прошлое, настоящее и будущее, он повышает качество общения и общественной жизни в целом. Знание норм морали помогает человеку самоопределиться и определить своё место в быстро меняющемся мире. Нравственность – это основа всех отношений людей, поэтому знать её жизненно необходимо.

Д. Ю. Михайлов,
учитель ГОУ СОШ № 1100 г. Москвы

 

Какова специфика нового предмета в школе? Это – единственный урок, на котором систематически и целеустремлённо изучается поведение человека. Мораль – это прежде всего практика, т. е. практическое, а не теоретическое отношение к миру и себе. Но чтобы поступок, поведение были правильными и эффективными, нужно знать, что такое нравственность.

Обычно этический опыт молодое поколение людей приобретает большей частью вне школы: в кругу семьи, из средств массовой информации, в общении со сверстниками (то, что называется улица). Весь этот опыт не имеет научной основы. Он хаотичен, в нём правильное и ложное, современное и отжившее перемешано между собой. Этот опыт по большей части примитивен, фрагментарен, бессистемен. Между тем этика, имеющая научную основу, содержит в себе концентрацию наиболее глубоких и проверенных жизнью суждений о морали. Она является итогом изучения, осмысления, обобщения нравственного опыта многих поколений людей разных эпох и культур.

Целью программы нравственного образования является поэтому формирование нравственного сознания учащихся на концептуальной научной основе. Уроки предусматривают передачу нравственных знаний (раскрытие значимости нравственных понятий, их сути и необходимости их соблюдения). Нравственное сознание есть главная составляющая общественного сознания, и помощь в его формировании нужно оказывать человеку уже с детских лет. Святой долг школы – подготовить подрастающее поколение к здоровой, достойной и счастливой жизни в обществе.

Вопросы человеческих взаимоотношений, пожалуй, самые запутанные и сложные, для них не существует строгих математических или иных формул. Как установили учёные, сам человек, начиная с эпохи его формирования как биологического вида, практически не изменился. Но человек живёт в обществе, которое непрерывно меняется и развивается. Поэтому и мораль содержит в себе не только общечеловеческие основополагающие моральные нормы, но и ту её динамичную и изменчивую часть, которая связана с принятием этического выбора, с моральным поведением в различных этических традициях, со столкновением различных норм морали и т. д. В курсе непрерывного нравственного образования огромное значение уделяется в первую очередь человеческим взаимоотношениям. Когда школьник, постепенно шаг за шагом, год за годом, идёт к осознанию совершаемых им поступков, значимости совершаемых им действий и затем снова закрепляет это осознание и понимание в опыте, тогда у него существенно повышаются способность и умение себя контролировать, контактировать с другими людьми и принимать правильные решения. В итоге у человека формируется не только нравственное сознание, но и этическое самосознание.

Общие нравственные понятия практически не изменяются. На них строятся взаимоотношения людей, по существу, всех современных культур. Человечество накопило невероятно большой опыт нравственных отношений. Он закреплён не только в мировых религиях, но и в мировой философии, гуманитарных науках, в литературе и искусстве. Изучение и освоение этого опыта – главный способ развития нравственного сознания. «Неразвитое нравственное сознание является причиной безнравственных поступков детей», – писал Сухомлинский.

Формирование цельной нравственно ориентированной личности – задача всей системы обучения. В свете кризисных явлений нашей новейшей истории раскрытие перед учащимися нравственных сторон взаимоотношений людей способствует формированию нравственного сознания и помогает достичь цели нравственного развития человека – стать этически зрелой, граждански ответственной личностью, полноценным человеком, достойным наследником лучших традиций нашей Родины.

И. В. Дианова,
зам. директора по ОЭР ЦО № 1420 г. Москвы

Основной формой нравственного образования в школе является урок. Заключая в себе образовательные, воспитательные и развивающие компоненты, школьный урок влияет на становление многих качеств личности, в том числе и нравственных.

Отношение и оценка учащимися различных явлений окружающей жизни – это процесс, регулируемый и направляемый педагогом в процессе обучения, и он требует времени. Именно поэтому нравственное образование предполагает систематическую и постоянную работу педагога и учащегося как сложного и динамичного единства учителя и ученика.

Вместе с тем он носит этапный характер, что связано прежде всего с физическим, интеллектуальным и психическим ростом и взрослением школьника.

На уроках «Грамматики нравственности» у учащихся формируются представления не только о добре и зле, морали, нравственных и безнравственных поступках. Они дают возможность учащимся на других уроках применять знание этических понятий. Это справедливо в основном применительно к урокам обществознания, литературы и истории.

Обучение нравственности является сегодня одним из новых подходов к воспитанию и этическому росту школьника, это забота о его моральном здоровье в течение всего периода обучения в школе, а по существу – всей его последующей жизни.

Принципы проведения уроков нравственности состоят в следующем:

– активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

– организация совместной деятельности, партнёрских отношений;

– обеспечение диалогического общения.

При решении задачи нравственного образования наибольший интерес представляют коммуникативный метод обучения, дискуссия, методы дидактических игр, проблемный метод изложения.

Работа в режиме эксперимента очень разнообразна. Это и учебно-исследовательская деятельность, факультативы, внеурочная, внеклассная образовательная, учебно-методическая работа, воспитательная работа.

Н. Л. Попенова,
учитель ГОУ ЦО № 1666 «Феникс» г. Москвы

Трансляция нравственного образца от поколения к поколению, как известно, осуществляется в общественной практике, а показателем эффективности воспроизводства морали являются социальные поступки и поведение. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравственные качества человека.

Оценивая современное состояние нравственности в нашем обществе, можно сделать вывод, что моральная составляющая поведения для большинства людей не является центральной. Особенно много для дискредитации достоинства морали сделали СМИ, вот уже на протяжении нескольких десятилетий культивирующие насилие, грубые нравы, жажду богатства, героизирующие отклоняющееся и криминальное поведение. Школа не успевает ответить на эти вызовы простым нормам нравственности. Поэтому несомненным благотворным барьером на пути деморализации общества стала программа нравственного образования в школе. Экспериментальный курс «Азбука нравственности» подразумевает планомерное формирование у учеников базовых представлений о морали.

Эта работа ведётся мною в течение 3 лет, с 1 по 3 класс. Положительно оценивая и учебники, и книги для чтения, предлагаемые авторами программы, я всё же пришла к выводу, что никакие хорошие слова учителей не заменят непосредственного общения, в процессе которого нравственные понятия закрепляются и входят в привычку. К сожалению, является нормой ситуация, когда на уроке «Азбуки нравственности» ученик проникновенно читает наизусть стихи об уважении к труду и бережном отношении к вещам, а на перемене спокойно перешагивает через фантики в коридоре и наступает на упавшую с парты тетрадь. Подобное положение вещей заставляет задуматься: как не превратить хорошую идею по воспитанию нравственности в школе в очередной урок словесности, где дети научатся красиво и правильно рассуждать, но не научатся также красиво и правильно поступать в реальной жизни?

Вот уже несколько лет наш педагогический коллектив ищет решение этой проблемы в преподавании «Азбуки нравственности». «Азбуку нравственности» у нас в ЦО ведут не те учителя, которые преподают основные предметы в классе, а воспитатели ГПД в специально отведённое время после уроков. Это даёт возможность освободить занятия от академичности, сделать их более свободными по форме и содержанию, отойти от «классно-урочной системы обучения».

Во-вторых, практика показала: результативными занятия по «Азбуке нравственности» становятся только при соблюдении принципа деятельностного подхода.

Итогами этой работы класса могут быть:

– памятки для всего класса;

– оформление плаката в группах;

– написание рассказа, сочинения на следующем занятии или на дому;

– рисунки – дома либо в конце занятия.

На основании опыта применения нестандартных форм занятий по курсу «Азбука нравственности» можем сделать некоторые выводы. Деятельностный подход в преподавании курса повышает его эффективность и способствует более глубокому усвоению учащимися предполагаемых знаний и умений. Проведение диспутов, как одной из форм реализации деятельностного подхода, необходимо в курсе «Азбуки нравственности». Организация диспута является нелёгким, но вполне возможным делом для учащихся 3 – 4 классов. Польза от его проведения превышает возможные риски и трудности.

Н. Е. Левинтова,
зам. директора по ОЭР ГОУ СОШ № 707 г. Москвы

Среди многих проблем, решаемых городской экспериментальной площадкой, есть основная: как оценить её результаты? В этой оценке, на мой взгляд, заложены многие аспекты исследования итогов ЭД (экспериментальной деятельности):

– уровень усвоения нравственных знаний, умений и навыков учащихся;

– эффективность процесса реализации ЭД;

– влияние ЭД на рост профессионализма педагогов;

– последствия ЭД для всех категорий её участников.

Такая многогранность проблемы оценки делает весьма значительной диагностическую составляющую деятельности экспериментальной площадки. Желание узнать, как оценить результаты нравственного образования, которое заявлено в качестве главной цели эксперимента, возникло в нашей школе уже после первого года работы по апробации учебно-методического комплекта предметов, объединённых общим названием «Основы морали».

К тому времени произошло некоторое накопление методических разработок уроков и внеклассных мероприятий. Поэтому первой диагностической процедурой на нашей экспериментальной площадке было определение эффективности урока по основам морали.

Рекомендации по выбору формы оценки учебной деятельности и критерию выставления оценок на уроке по курсам «Основы морали» были изложены в статье научного сотрудника лаборатории нравственного образования ИСМО РАО А. А. Негрий. Наше методическое объединение учителей дополнило идеи статьи рекомендациями по выставлению оценок промежуточной и итоговой аттестации.

Согласно Программе ЭД, разработанной лабораторией Э. П. Козлова, осуществляющей научное руководство ГЭП, результаты обучения в системе нравственного образования должны быть диагностированы по количеству и глубине освоения учащимися понятий морали. Диагностика представлена пакетом методик, с помощью которых предлагается определить не только уровень усвоения понятий, но и уровень сформированности некоторых нравственных качеств. По моему мнению, именно это направление диагностики результатов ЭД является полем творчества педагогов и психологов, а разработка диагностических материалов по этой теме – такая же составляющая эксперимента, как и апробация УМК.

Полученные учащимися знания морали стали теоретической основой воспитательной работы. Опираясь не неё, мы получили готовую методику оценки результатов: защита проектов в форме общешкольной конференции. Но и готовая методика требует постоянного совершенствования и значительных усилий в её применении, так как предполагает высокую степень активности всех участников защиты.

Важной составляющей нравственного образования является система дополнительного образования, в которой формируются позитивные качества личности и навыки работы в различных областях деятельности человека.

Школьный информационный центр, работающий под руководством педагога-организатора ГЭП М. Ю. Костьяновой, осуществляет информационное сопровождение эксперимента: размещение информации на школьном сайте, проведение on-line опросов на нравственные темы, оформление выставок, подготовка выступлений на различных форумах школьного, окружного и городского уровня, оказание помощи педагогам в оформлении ЭД.

За 5 лет работы ГЭП при ГОУ СОШ № 707 мы накопили значительный диагностический материал. Считаем, что исследования необходимо продолжить, чтобы сделать оценку более объективной, позволяющей проводить сопоставление данных ЭД, полученных различными учреждениями, находящимися в сети ГЭП по проблеме нравственного образования.

А. В. Соловьёва,
ГОУ СОШ № 1241 г. Москвы

Уроки морали очень значимы для личностного развития школьников. На занятиях рассматривается не мир объектов и процессов, а человек как феномен природы и продукт культурно-исторического развития, который вместе с тем является и творцом культуры.

Как ни странно, но при всём богатом опыте школы по формированию нравственности у школьника, занятия по этике организовать труднее, чем другие. Ведь их легко свести либо к морализаторству, либо к этикету, причём самого примитивного уровня, или же к набору банальных правил: «уступай место старушке» и «говори вежливые слова». Однако задача нравственного образования гораздо глубже и значительнее.

Речь идёт прежде всего о многообразии отношений «Человек – Человек». Одна из ключевых целей здесь – нравственная ориентация на Другого, осознание школьником присутствие в своей жизни других людей, прямо или косвенно с ним связанных. Принятие Другого, связь с ним означает соучастие личности в жизни общества, вырабатывает эмпатическое отношение к людям, признание права Другого на счастье. Это принятие Другого означает теснейшую потенциальную или реальную взаимосвязь своего благополучия и благополучия Другого.

Этическая ориентация не формируется раз и навсегда, она складывается, развивается в самой практике жизни, в анализе человеком своих поступков и поступков других людей, в осмыслении происходящего сквозь призму моральных норм и понятий. Обучение морали прямо способствует формированию такой нравственной ориентации и деятельности личности.

Этическое занятие – это всегда выход на поведение, то есть реальное отношение к другому человеку, воплощённое в действиях. Трудности этического отношения, свойственные школьнику, коренятся в разъединённости рациональной стороны ситуации и эмоциональной и поведенческой. Он «знает», но не «умеет». Он хочет, но не знает способа, иногда боится, что «не получится» выразить или сделать желаемое. Этические занятия как бы приводят к общему знаменателю эти разорванные стороны нравственной ситуации школьника, содействуют гармонии нравственного сознания и этического поступка.

Решающим условием успеха уроков этики является создание мягкого, доброжелательного, доверительного климата в классе. Основным критерием оценки решения любого вопроса в ходе занятий будет самочувствие Другого, связанное с «Я». Не надо спорить, доказывать, тем более апеллировать к моральным законам как безликим авторитетам-диктаторам. Лучше бывает спросить: «Как ты себя чувствуешь, когда по отношению к тебе…?». Использование этого критерия освобождает педагога от проповеднического тона, от назидания, агитации, призывов и уговаривания.

Проводя уроки курса основы морали (этики), надо остерегаться укоризны в адрес ребят, постоянно нарушающих нормы этики (либо этикета). Не надо превращать этику в некую моральную дрессировку, нельзя держать их в постоянном состоянии вины перед человечеством, утвердившим те или иные этические традиции. По большому счёту это было бы аморально по отношению к детям.

Этические отношения – не институциональные отношения, так как нет государственного института, который бы их охранял и подвергал бы нарушителя наказанию. Это неписаные нормы, поддерживаемые общественным мнением, их свобода максимальна, как широка и ответственность субъекта этического выбора и поступка. Одним из критериев нравственности является субъективная воля человека, его внутренний импульс при отсутствии явного внешнего давления. Поэтому и научение морали должно быть максимально свободным процессом, сопровождением и поддержкой, нейтральной трансляцией знания, предлагающим объяснением, но никак не жёстким требованием.

Сказанное означает, что занятия по этике требуют не только знания, но и деликатности, житейской мудрости и заведомой доброжелательности по отношению к учащимся, уважения их достоинства и чувств. Этическое образование должно содействовать свободному проявлению школьниками своих моральных дарований, на которые не могут посягать никакие общественные институты.

С. Н. Тюрина,
ГОУ СОШ № 707 г. Москвы

Предмет «Грамматика нравственности» преподаётся мною в школе пятый год. За время обучения учащихся этой дисциплине проявились как положительные результаты, так и трудности в проведении этой экспериментальной работы. К положительным моментам можно отнести успехи в формировании ключевых компетенций обучающегося и одновременно рост профессионального мастерства учителя. Что в данном случае входит в понятие компетенции?

– Компетенция личностного самоопределения – это получение учащимися нравственных знаний, которые являются основой его жизни в обществе, и которые составляют содержание мировоззрения людей, определяют их деятельность и поступки.

– Коммуникативная компетенция: создание условий для формирования у нравственной личности навыков общения разных видов: обсуждение, оценка в общении своего поведения и поведения своих товарищей, умение входить в коммуникацию и выходить из неё корректным образом.

– Общекультурная компетенция: формирование учебных умений и навыков, особенно при подготовке к уроку, что связано с использованием художественной литературы, справочников, энциклопедий, Интернета, созданием творческих работ…

– Социально-трудовая компетенция: проведение уроков нравственности в форме беседы, игры, обсуждения и выработки решения в проблемной ситуации, обсуждения видеофильмов, рассказ о личных наблюдениях из жизни сверстников.

Современный подход к обучению как к процессу взаимодействия учителя и учащихся особенно характерен для уроков нравственности, так как эти уроки проводятся в доброжелательной атмосфере сотрудничества и взаимного доверия между учителем и обучающимися. Следует также отметить, что нравственные знания легче осознаются детьми, когда к процессу мышления присоединяются нравственные чувства. Поэтому на уроках так важно разбудить в детях чувства сострадания и любви к ближнему, ответственности за близких, благодарности, милосердия и др.

Одной из трудностей в преподавании данного курса в 6 – 7 классах является оценка учебной деятельности, поскольку невозможно при этом отделить нравственные знания от поведения ребёнка. Порой дети сами не понимают, почему их слова расходятся с делами и поступками, и их искреннее раскаяние в отклонении от нравственных норм заставляет учителя корректировать оценку в положительную сторону, так как раскаяние – тоже положительное нравственное чувство.

Диагностика экспериментальной деятельности является одной из важнейших проблем в преподавании предмета. Здесь можно говорить о том, что сам эксперимент имеет много сторон: преподавание (эффективность урока; качество усвоенных знаний), воспитательная работа (уровень воспитанности учащегося), работа с родителями (удовлетворенность родителей качеством образования; уровень взаимодействия и взаимопонимания между родителями и школой), образовательные технологии (соответствие выбранной технологии целям и задачам обучения).

На каждом направлении необходимо получить результат, который должен объективно фиксировать состояние работы и на данный момент, и в динамике. Проблема эта состоит в том, что нет стандартных тестов для проведения диагностики, поэтому нет уверенности в правильности проведения тестирования.

Курс «Основы морали» мною преподаётся в 10-х классах. В основе предмета лежит изучение моральных понятий, нравственного сознания и общечеловеческих нравственных норм, которые выработало человечество на протяжении своей истории.

Учащиеся 10-х классов, работая на уроках, отвечают и выполняют задания разного содержания более осмысленно и утвердительно, так как у них есть база знаний, полученных в младших классах данного курса, и они быстрее ориентируются в терминах.

Старшеклассники оказываются вовлечёнными в экономические проблемы (выбор профессии, участие в планировании бюджета семьи), политические проблемы (оценка политических событий, собственная социальная активность, осознание своей роли в построении будущего страны), правовые проблемы (выполнение обязательств перед государством, осознание прав и обязанностей учащихся) и т. п. У всей этой тематики есть и нравственная составляющая.

Нет сомнения в том, что предмет «Основы морали» необходим для накопления нравственных знаний, обретения нравственной компетентности, для личностного роста. Главное, чтобы предмет занял своё достойное и надёжное место в учебном плане образовательного учреждения.

А. А. Федоренко,
ГОУ СОШ № 59 г. Москвы

Уроки «Грамматики нравственности» направлены на усвоение учащимися определённых этических норм, развитие личностной культуры учащихся, обогащение их духовного мира, а также на овладение детьми умением общаться с окружающими на основе общечеловеческих норм морали.

Поделюсь опытом применения коммуникативных технологий на уроках «Грамматика нравственности» в пятом классе.

Характеристика класса: класс общеобразовательный, набранный из детей разных школ, хотя основную массу составляют выпускники нашей начальной школы, по каким-либо причинам не поступившие или не пожелавшие поступать в гимназический класс. В большинстве случаев дети слабо мотивированы к учёбе, имеют проблемы в поведении, отношениях с детьми, учителями, нередко с родителями.

Тема урока: «Почему я ссорюсь с друзьями?» (1 час; урок входит в раздел «Я и мои близкие», следует за уроками по теме «Как я выбираю друзей?»).

Цели урока: показать, что настоящего друга найти сложно, но легко потерять, что друзей нужно беречь, прощать, что мелкая обида может привести не только к ссоре, но и разрыву отношений, научить предупреждать ссоры, выявлять их причины, грамотно разрешать конфликтные ситуации.

Важно помнить, что все отношения опираются на Золотое правило нравственности (правило крупными буквами написано на плакате, вывешенном на доске).

Все виды деятельности на уроке так или иначе связаны с использованием коллективно-коммуникативных технологий (дискуссионный метод обучения, групповые формы работы, методы, направленные на развитие самооценки и взаимооценки, ролевые игры, метод свободной беседы). Именно такие технологии способствуют активизации инициативы и творческого самовыражения всех учащихся в той или иной степени, что так важно для достижения целей уроков нравственности.

По мнению педагогов школы, коммуникативные технологии на уроках грамматики нравственности в средней школе являются наиболее эффективным способом усвоения учебного материла. На уроках нравственности тщательно продуманная и спланированная деятельность педагога становится мощным фактором воспитания.

Е. В. Аксёнова,
педагог ГОУ СОШ № 522 г. Москвы

Очевидным является тот факт, что молодое поколение России находится в кризисной социально-психологической ситуации. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нравственные и ценностные ориентации. Выработка новых нравственных ориентации происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно. Молодёжь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определённых жизненных навыков, которые позволили бы молодому человеку сохранить свою индивидуальность, сформировать здоровый и творческий образ жизни.

Вместе с тем современная ситуация требует выработки навыков самостоятельного выбора и контроля своего поведения, принятия на себя ответственности за своё будущее. Из-за недостаточно развитых волевых качеств многие учащиеся не могут подчинить своё поведение установленным правилам. Часты случаи, когда дети с трудом могут высидеть целый урок и, вместо того, чтобы слушать учителя, начинают заниматься посторонними делами. Учителя и родители нередко требуют от ребёнка прилежания и ответственности, не проявляя, со своей стороны, достаточной заботы о формировании в нём этих качеств. Задача нравственного обучения и воспитания должна заключаться в том, чтобы уже на протяжении первых лет обучения ребёнка в школе научить его сознательно управлять своим поведением, чувствовать ответственность за себя.

Для изучения проблемы ответственности младшего школьника мы в своей работе использовали различные методы и методики в курсе «Азбука нравственности».

О. Ю. Черникова,
учитель ГОУ СОШ № 929 г. Москвы

Проблемы нравственного образования в школе на современном этапе жизни общества приобретают особую актуальность и значимость. В основу нашей работы с детьми по нравственному образованию была положена идея В. А. Сухомлинского, что ввести ребёнка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания ребёнка школьного возраста. Детей надо научить жить среди людей, формируя у них определённые психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

В рамках экспериментальной программы мы реализуем разнообразные методы. Так составлен цикл бесед. Их примерные темы: «Будь вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму», «Что такое дружба?» и т. д.

Большое значение имеет чтение и анализ художественных произведений. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.

При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого – средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего – она школа развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками.

В работе с детьми нами используются коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры.

Работа по развитию у школьника нравственных качеств ведётся совместно с родителями: им сообщается о достижениях и проблемах детей, с ними консультируются, выявляются тормозящие факторы развития детей; родители обучаются приёмам и методам нравственного воспитания в семье. С целью установления тесных контактов с семьёй проводятся общие и групповые родительские собрания, консультации, совместные праздники и утренники.

Программа нравственного воспитания школьников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс обучения. Учитель устанавливает душевную связь с ребёнком. Если это достигнуто, то ребёнку становится легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе.

В. Н. Дёмина,
педагог-психолог ГОУ СОШ № 508 г. Москвы

В современном мире проблемы нравственности выделяют как особо важные. Школа, работающая по программе «Непрерывное нравственное образование в средней школе», реализует одну из важнейших задач – полноценное нравственное обучение и воспитание школьников, независимо от их пола, национальности и социальной принадлежности.

Являясь психологом экспериментальной площадки, я веду в школе объединение «Психология общения» в начальной школе и «Психология сотрудничества» в средней школе. Было интересно наблюдать, как программа нравственного образования проникает в различные сферы школьной работы. Проводя занятия с учащимися, я видела, как ребята с удовольствием рассуждают о том, какие качества ценятся в людях, а какие не приветствуются, анализируют поведение и поступки других с позиции своих внутренних ценностей.

В рамках сопровождения эксперимента в начале и в конце учебного года мною проводится диагностика уровня сформированности нравственных понятий у учащихся и динамики изменений взаимоотношений в коллективе.

Если у учащихся первого класса моральные ценности ещё не сформированы, но уже есть представление о добре и зле, то к концу четвертого класса ребята показывают высокий уровень усвоения нравственных понятии и ориентированности на моральные ценности.

При переходе в среднюю школу меняется набор методик. Учащимся экспериментальных классов предлагаются: тест на нравственную самооценку; методика «Незаконченные предложения» для диагностики этики поведения; методика «Список желаний» для диагностики отношений к жизненным ценностям; тест определения уровня нравственной мотивации.

С целью определения отношения детей к себе и к классу, с учениками старших классов проводилась диагностика с использованием методик «Шкалирование» и «Цветограмма».

Для диагностики уровня нравственной воспитанности учащихся использовалась и методика «Самоанализ личности», которая позволяет оценивать уровень проявления социально ценных качеств личности: активность нравственной позиции; коллективизм; гражданственность в труде; трудолюбие; волевые качества.

Как показывает диагностика, дети способны оценивать себя и своё поведение, анализировать как положительные, так и отрицательные качества личности.

В конце учебного года была видна положительная динамика по восприятию учащимися своего класса и самих себя, что подтверждает необходимость нравственного воспитания в школе.

В. Е. Киселёв, директор школы № 1264 г. Москвы,
А. М. Светачёва, завуч

 

В. Е. Киселёв

 

Работать в режиме эксперимента для школы – значит вести поиск нового содержания и форм учебной практики, рождающихся непосредственно на уроках и являющихся предметом осмысления и обсуждения учителями и учениками.

Нравственное образование – это основа любой системы образования людей. Там где есть человек, ему должны сопутствовать нравственность и мораль.

В своей работе в процессе эксперимента мы опирались на положения, разработанные научно-исследовательской лабораторией нравственного образования под руководством Э. П. Козлова. Эти положения позволяют ввести в школьное образование, в сознание и жизнь ученика собственно нравственность в её подлинном смысле, а не проекцию нравственности на плоскость общей школьной программы.

Определившись с логикой и утвердив учебный план программы, располагая системой учебных пособий «Нравственного образования в средней школе», мы рассмотрели способы работы и формы организации учебного диалога в нравственном образовании.

В ходе эксперимента мы попытались ответить на вопрос, как возможно понимание школьниками основ морали? При каких условиях оно возникает? Требуется специальная работа мысли, направленная на подготовку к приятию и пониманию поставленных проблем. Нравственное образование требует развития у школьника диалогического мышления и само формирует это мышление.

Технологически наша работа с учебниками строится следующим образом: учитель и ученик медленно, по фрагментам, в классе и дома читают и разбирают учебные ситуации. Ребята предлагают свои толкования трудных мест учебника, привлекая параллели из художественной литературы, собственного опыта, слушают, как трактуют эти места их одноклассники. Школьники предлагают свои ответы на вопросы, поставленные авторами учебника, затем разбирают логику ответов. Цикл занятий заканчивается тем, что ученики выстраивают собственные выступления, где размышляют о нравственных понятиях и нормах морали.

Мы полагаем, что действительно глубоко понять феномен нравственности можно лишь в процессе диалога. Поэтому основной формой учебной деятельности в курсе «Нравственное образование» становится не рассказ учителя и не объяснение педагогом понятий и категорий, а собственная работа детей над текстом, их диалог, направленный на понимание изучаемых понятий. Разные суждения сталкиваются между собой, завязываются споры. Как правило, вся последующая работа строится как поиск ответов на возникшие вопросы. При этом мы старались ни в коем случае не вести детей к заранее известным нам ответам.

Наша практика показала, что выпускники, заканчивая работу над учебником по морали в 11-м классе, обладают следующими умениями и навыками: выражать своё собственное отношение к нормам морали и нравственности, иллюстрировать понятия и определения примерами из литературы, истории, своего жизненного опыта; формировать свои собственные взгляды на эти категории; понимать или стремиться понять моральные ситуации; обращаться к нормам морали и нравственным понятиям при решении не только проблем, воссозданных на уроке, но и встречающихся в их реальной жизни.

О. Н. Белкина,
зам. директора школы № 1148 г. Москвы

«Жизнь скучна без нравственной цели –
стало быть, надо для жизни нравственное занятие».
Ф. М. Достоевский

Приоритетным направлением в нашей школе является духовно-нравственное воспитание школьников. Оно реализуется в соответствии с этнокультурным русским компонентом в нашей школе, что выражается в системе воспитательных и образовательных мероприятий. Это не только предметное обучение, но и элективные курсы, экспериментальная работа, музейная педагогика, проектная деятельность, краеведческая работа, дополнительное образование.

В свете обучения нравственности учебно-воспитательная система школы направлена:

– на формирование у детей желания и готовности к нравственному и физическому самосовершенствованию и саморазвитию, уверенности в самом себе и успехе в достижении цели, потребности в здоровом образе жизни;

– на формирование у детей миропонимания, основой которого является культуры России как начало понимания культур других народов;

– воспитание гражданственности;

– признание приоритета нравственных основ жизни.

Вот уже 6 лет школа является экспериментальной площадкой по «Нравственному образованию». Занятия проводятся с учащимися во второй половине дня в системе дополнительного образования. Полноценное формирование личности человека, как гражданина, немыслимо без его знакомства с основами нравственности и его целенаправленного нравственного образования. Занятия по нравственности проходят не только в форме бесед. Учителя используют активные методы обучения: познавательные игры, инсценировки, творческие работы, просмотры видеосюжетов, проектную деятельность. Нравственное образование осуществляется через систему обучения и воспитания (через предметное обучение, спецкурсы, проектную деятельность, дополнительное образование, краеведческую работу, внеурочную деятельность, музейную работу).

Благодаря большой воспитательной работе, которую проводит школа, у нас нет детей, которые состоят на учёте в детской комнате милиции. Царит атмосфера добра и взаимопонимания.

«Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколения в путь» – это слова Ф. М. Достоевского.

Уроки нравственности эти зачатки безусловно формируют.

С. М. Шевякова (методист),
И. А. Ерёмина, Г. Ф. Карапетян,
С. В. Родионова, Л. В. Соколова,
С. К. Соломатина, Е. А. Сосунова,
М. А. Тумакова, В. П. Шаповал
учителя ГОУ СОШ № 131 г. Москвы

В процессе формирования личности младшего школьника особое значение имеет вопрос о развитии нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребёнок не только познаёт сущность нравственных категорий, но и учится применять свои этические знания в поступках, в действиях с окружающими. Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает системное усвоение знаний о морали, создаёт возможности для овладения учащимися приёмами, способами решения различных нравственных задач.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются всё усложняющиеся виды деятельности. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

Одно из условия успеха воспитания – правильно организованная деятельность ребёнка. В ней формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания – моральное просвещение, цель которого – сообщить ребёнку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осмыслением образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

В нашей школе экспериментальная площадка по теме «Нравственное образование» работает не первый год. Учителя школы постоянно делятся своим опытом работы по нравственному образованию школьников на семинарах, рабочих встречах, заседаниях методического совета, посещают открытые уроки и внеклассные мероприятия коллег.

Опыт работы нашей школы показал необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию со школьниками. Программа «Нравственное образование школьников в учебной деятельности» может способствовать повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечить высокий уровень развития нравственных качеств личности.

Н. Б. Крючкова,
учитель ГОУ СОШ № 960 г. Москвы

Первый класс – один из существенных критических периодов в жизни детей. Сентябрь, октябрь, ноябрь – адаптивный период первоклассников. Это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни школьника в социально-психологическом плане. Школьная адаптация – процесс активного приспособления ребёнка к условиям новой социальной среды. Начало обучения – это не только новые условия жизни и деятельности человека, – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности.

В этой ситуации обучение нравственности имеет большой адаптационный эффект. Работая в режиме эксперимента по проблеме: «Нравственное образование в средней школе» мы обратили внимание на то, что процессу адаптации первоклассников способствуют уроки в 1 – 4 классах «Азбука нравственности».

Они помогают:

– быстрее освоить новое пространство, принять роль учителя, понять и принять требования и традиции школы;

– выработать характер отношений со взрослыми и одноклассниками;

– формировать нравственные взгляды и нормы поведения;

– успешнее развиваться в психологическом, личностном и социальном планах.

В адаптационный период основное внимание уделяется наглядному ознакомлению детей с представлениями о нравственности и с правилами культуры поведения. Это правила поведения на уроке, на перемене, в раздевалке, во дворе школы, дома, на улице.

В адаптационный период первоклассники учатся строить отношения «учитель – ученик», «ученик – ученик». Уроки «Азбуки нравственности» – это целостная система нравственного образования ребёнка, и они красной нитью проходят через весь учебный процесс.

Нравственное образование в школе предусматривает не только введение этого предмета в учебный план, но и внеклассную работу по программе нравственного образования. Используются разнообразные формы и приёмы: беседа, разъяснение, диалог, игра, рисование, обсуждение, коллективное чтение, упражнение в правильном поведении, поиск, инсценирование, доклад, проект, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видеофильма, спор-дискуссия, викторина, тренинг, урок-путешествие, родительское собрание, коллективная игра, праздники, концерты для родителей, выставки работ, посещение музеев, экскурсии.

Всё это способствует раскрытию эмоциональной сферы ученика, которая включает его в позитивную канву построения своих контактов и отношений с окружающими. При этом нравственное чувство и нравственное сознание школьников ведут к значительному сокращению и сглаживанию адаптационного периода.

В. В. Беляева,
руководитель психологической службы гимназии № 1516

Применение дискуссионного метода на уроках «Грамматика нравственности» имеет особое значение, так как нравственные нормы, понятия, способы поведения необходимо прежде всего осмыслить, пережить, усвоить, чтобы в дальнейшем сами учащиеся могли применять их к жизни.

Так, например, один из уроков по теме «Правила культуры поведения» в шестых классах нашей гимназии мы провели в форме дискуссии. Данная тема предполагает два урока, разделенных на теоретическую и практическую части.

На первом уроке мы познакомились с основными нравственными понятиями темы, немного углубились в историю, для понимания того, что нормы поведения меняются с течением времени, в ходе этого были прояснены такие понятия, как «нравы», «обычаи», «традиции», «право» и «мораль».

Этические стороны культуры поведения были рассмотрены в различных житейских ситуациях: приём гостей, поведение в транспорте, официальный этикет. Учащимся было предложено подготовить к следующему уроку свои примеры или сценарии этического поведения.

Живо заинтересовала учащихся тема «Школьная форма как элемент школьной культуры». Но главное здесь состояло в том, чтобы в ходе обсуждения научить детей общению друг с другом, умению высказывать своё мнение, попытаться прийти к какому-либо решению по данному вопросу, показать, что культура окружает человека везде и всегда.

Дискуссия продолжалась весь урок, и, если бы не звонок, обсуждение не остановилось. Её итогом стало решение о необходимости соблюдения определённых правил школьной культуры. Школьная форма была определена как элемент воспитания, который повышает культуру поведения.

Дискуссия, по нашему мнению, должна стать неотъемлемой частью урока. Дети на таком уроке проявляют инициативу, учатся брать на себя ответственность, предлагать свою точку зрения.

Применение такой формы организации учебной деятельности, как дискуссия, позволяет разнообразить уроки по этике, сделать их более интересными и запоминающимися.

Л. М. Матвеева,
учитель истории ГОУ СОШ № 149 САО г. Москвы

Наша школа работает в режиме эксперимента шестой год. Уроки нравственности в начальной школе проводятся как отдельные предметы, а в средней школе «Грамматика нравственности», в основном, интегрируется с предметами гуманитарного цикла.

В качестве примера я хочу представить некоторые приёмы работы по нравственному образованию на основе использования различных видов искусства.

Наглядность занимает особое место в процессе обучения. Проникновение в суть моральных явлений идёт разными путями, поэтому отбор методов формирования нравственных понятий является важной задачей. Моральные нормы, как известно, становятся внутренним убеждением только тогда, когда идут из жизни, а не из книжки, то есть от тех условий и обстоятельств жизни людей, которые ставят их перед необходимостью нравственного выбора и поступка.

Цель нравственного развития личностно-ориентированной педагогики может быть определена как такая помощь в развитии человека, которая принимается прежде всего сознательно и свободно.

Один из способов этически корректного обучения морали связан с искусством. Искусство во все времена отражало вечные нравственные ценности человечества, оно является мощным средством и методом познания окружающей действительности, поэтому для формирования нравственных понятий на уроках всегда было желательно использование средств изобразительного искусства.

Нравственность человека реальна только тогда, когда она осознаётся как действительность, а не как идея. Искусство даёт возможность как бы «погрузить» учащихся в различные эмоционально окрашенные этические сферы жизни людей, в их настроения, мотивы и побуждения. Искусство способно помочь человеку выразить своё отношение к разным общественным явлениям, другим людям, труду, среде обитания. Между тем ученик не только должен усвоить нравственные нормы, но и осознать их ценность через свой практический опыт. Одним из таких опытов является урок-практикум или лабораторная работа с использованием репродукций картин мировой живописи, которые позволяют затронуть чувства, переживания и сформировать собственные оценки учащихся.

На уроке ученики получают разные варианты заданий с использованием репродукций картин художников разных эпох. Работу можно организовать в группах, предусмотрев участие каждого ученика.

Уроки нравственности – новое направление в содержании школьного образования. А уроки-практикумы, уроки-экскурсии с использованием различных видов искусства позволяют, формируя нравственные понятия, повысить мотивацию учащихся и способствуют приобретению и развитию нравственных привычек, что и является задачей данного курса.

Т. Н. Конопля,
директор ГОУ СОШ № 549 г. Москвы

 

Д. С. Лихачёв в книге «Заветное» пишет: «…мне пришёл в голову такой образ: Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве. Потом я обнаружил, что этот образ одновременно со мной пришёл в голову десяткам публицистов. Он настолько очевиден, что уже рождается избитым, шаблонным, хотя от этого и не теряет в своей силе и убедительности».

Автор отмечает, что мы живём в мире всё усложняющихся нравственных проблем, которые ставят перед нами усложняющиеся наука и техника.

Школьный коллектив понимает, что просто комфортная образовательная среда школы не может обеспечить достаточную гражданскую, нравственную, социальную и культурную зрелость. Сегодня нужно акцентировать внимание на формировании нравственной направленности личности, воспитании социальной активности, деятельной эмпатии учащихся. Педагогический коллектив нашей школы работает над созданием условий для совместной деятельности учителя, ученика, родителя по формированию творчески развитой, социально-ориентированной, способной к самореализации личности, обладающей нравственным и физическим здоровьем, адаптированной к пространству культуры, конкурентоспособной, не теряющейся в быстро меняющемся мире. Нравственная составляющая этой деятельности, конечно, определяющая, деятельность же должна охватывать разнообразные сферы жизни ребёнка.

В нашей школе это и специальные уроки по курсу нравственности, и интеграция этической тематики с предметными уроками, и межпредметная интеграция в ходе реализации проектной, научно-исследовательской работы. Это и действия и взаимодействия по законам нравственности в ходе внеурочной и внеклассной деятельности в системе всей воспитательной работы и дополнительного образования. Реализуя принципы нравственного образования, мы развиваем систему школьного самоуправления «Содружество», работает Школьное проектное бюро «Лидер», редколлегия школьной газеты «Отражение», творческая лаборатория «Впечатление», патриотический туристский клуб «Юпитер», танцевальный клуб «Эвита», ансамбль гитаристов, секция волейболистов, каратистов и минифутбола. Техническую поддержку всех школьных мероприятий обеспечивает школьная ремонтная бригада.

Как результат поисковой деятельности силами учащихся в школе создано 5 музейных экспозиций «Быт русского народа», «Декоративно-прикладное творчество», «Из истории городского быта», «Из истории математики», «Эхо войны». Принципиально, что эти экспозиции создаются детьми, бережно хранят прошлое их семей и всей страны, экспонаты могут быть использованы для проведения уроков.

Развитие у школьников нравственного сознания и навыков этической рефлексии (нравственного самоконтроля) позволяет им избежать многих ошибок, смелее и успешнее прокладывать свою собственную дорогу в жизни.

Школа, внедряя и реализуя программу нравственного образования, учит и одновременно предлагает организовать жизнь здесь и сейчас по законам современного общества. И в этом педагогический коллектив видит своё предназначение.

В. И. Бросалова,
директор ГОУ СОШ № 566 г. Москвы

 

Обострение социальных противоречий, неблагоприятная культурная и экологическая ситуация породили у людей неуверенность в себе, создали обстановку недоброжелательности и чёрствости, эгоизма и подозрительности. Новые кумиры, сошедшие со страниц бульварной литературы и телеканалов, гламурных журналов и видеокассет привели к резкому огрублению душ, падению воспитанности не только взрослых людей, но и школьников. Возникла необходимость противостоять этому валу варваризации, укрепить функцию воспитания, особенно нравственного.

Задача эта непростая. Каждый человек неповторим. Как помочь ему найти путь к росту и совершенствованию, как научить его познавать себя и создавать себя как личность, здоровую, нравственную, творческую, практичную, которая сможет устоять в условиях конкуренции и реализоваться в непростом и нестабильном мире?

Решение этих проблем потребовало разработки установок, идей, принципов организации образовательной и воспитывающей жизнедеятельности школы и, наконец, включения в работу экспериментальной площадки по нравственному образованию.

Мы понимали, что добрым и светлым островком нравственности, порядочности, культуры в бурном море непрекращающихся национальных конфликтов, экономических, политических и социальных перемен остаётся школа, через которую проходит каждый человек в наиболее ответственный период своего возрастного и личностного развития. Именно школа – это особенно эффективная среда и социальный институт, который способствует формированию нравственности школьников.

Наш коллектив успешно реализует программу нравственного образования на всех ступенях обучения. Особенность уроков этики заключается в том, что учитель и ученик находятся в постоянном взаимодействии, сотворчестве для решения поставленных задач. Самое ценное в уроке – материал для познания: жизненные ситуации, личный опыт учителя и ребёнка, анализ различных проблем, с которыми люди встречаются ежедневно.

Работа по нравственному образованию в школе может вестись только осознанно и со всей ответственностью, иначе результат будет негативным. Чтобы избежать этого, важно не только вести эту работу «от души», но и анализировать и контролировать её результаты. В нашей школе результатом работы по нравственному образованию является прежде всего этически грамотная личность с багажом нравственного знания и опыта, достаточного, чтобы быть готовым преодолевать вызовы жизни и двигаться вперёд от достижения к достижению.

Л. И. Гирфанова,
директор ГОУ СОШ с этнокультурным татарским компонентом образования
№ 1186 имени Мусы Джалиля

 

Современное российское общество столкнулось с острой необходимостью признать приоритетным воспитание подрастающего поколения. Нет необходимости перечислять те многочисленные негативные тенденции, которые, к сожалению, стали реалиями нашей общественной жизни. Российская школа во все времена была тем институтом, определяющим нравственный облик и устремления молодого поколения, которые, в конечном итоге, являются залогом гражданского мира и стабильного развития общества.

Принципиальной позицией педагогического коллектива ГОУ СОШ № 1186 имени Мусы Джалиля является убеждение, что главное в работе учителя – это воспитать ребёнка высоконравственным, интеллектуально и этически богатым человеком. За десять лет существования школы сформировались концептуальные подходы и направления решения этой общественно значимой проблемы.

Три года на базе нашего образовательного учреждения действует городская экспериментальная площадка «Нравственное образование в школе». В рамках этой деятельности в учебно-воспитательный процесс школы полного дня интегрированы различные аспекты нравственного образования. Еженедельно во всех классах проходят уроки нравственности. Занятия, учитывающие особенности возрастной психологии учащихся, проводятся по программам, разработанным Российской академией образования и носят личностно-ориентированный, деятельностный характер.

Немаловажным аспектом формирования личности ребёнка является организация досуга. В этой связи школа должна, с одной стороны, оградить ребёнка от негативных влияний внешней среды, с другой – стать культурным центром для своих учащихся и ближайшего социума, демонстрирующим высокий, качественный уровень культуры отдыха и проведения досуга и питающим школьников идеями и опытом, в том числе и нравственным. Учитывая естественную потребность подростков в общении и самореализации в коллективе сверстников, школа должна предоставить возможность организации досуга по форме и содержанию привлекательного для подростков, учитывающего их возрастные и индивидуальные особенности. Педагогический коллектив нашей школы стремится к созданию образовательной и воспитательной среды, которая будет для молодого человека морально и эстетически привлекательной, психологически комфортной, при этом являясь не замкнутым пространством, но и культурным центром для всего микрорайона.

Двери нашей школы открыты не только для наших учащихся, но и для ребят из других образовательных учреждений. Большой популярностью пользуются секции классической борьбы и национальной борьбы на поясах, секции футбола и волейбола, секции художественной гимнастики, настольного и большого тенниса. Спорт является не только средством укрепления здоровья, но и средством общения, расширения социальных связей ребёнка, реализации определённых моральных принципов: чести, мужества, справедливости, дружбы. В 2008 г. в нашей школе родилась добрая традиция – ежегодно, в день рождения поэта-патриота Мусы Джалиля, проводить Московский турнир по борьбе на поясах, посвященный его памяти.

С первых дней существования школы одним из основных направлений в работе педагогического коллектива является всестороннее эстетическое развитие детей, гармонично сочетающее изучение достижений мировой художественной культуры с художественной культурой своего народа. В школе работают многочисленные кружки и творческие объединения. В репертуаре наших творческих коллективов наряду с произведениями татарских авторов, татарскими народными танцами, песнями неизменно присутствуют русские народные песни, танцы, произведения творчества других народов.

Школьный возраст – это период интенсивного формирования нравственных принципов и понятий личности. Подростки нуждаются в образце для подражания и жизненных ориентирах. В этой связи невозможно переоценить роль семьи и мощнейший потенциал народной педагогики. Веками проверенные основы духовности закладывались в нашу историческую память, они являются залогом существования любого народа и цивилизации в целом. Здоровая семья – незаменимый союзник учителя, источник народной мудрости, залог психологического комфорта ребёнка, носитель нравственных ценностей и опыта поколений.

Но, зачастую, семья сама нуждается в помощи при решении педагогических, психологических, юридических и других житейских проблем. Объявление 2008 г. Годом семьи ещё раз доказало важность этого аспекта деятельности образовательного учреждения. В связи с этим в нашей школе разработана система построения взаимоотношений семьи и школы.

В школе ведётся большая работа по патриотическому воспитанию учащихся. Создан Музей боевой славы «Легенды разведки», Детско-юношеская патриотическая организация «Джалиловцы», эффективно работает Совет самоуправления. Ежегодно наши дети в составе разновозрастного отряда выезжают в оздоровительный лагерь на побережье Азовского моря. Всё это также напрямую связано с нравственно-воспитательной работой, дополняющей и закрепляющей уроки этики.

За годы существования школа фактически превратилась в неформальный центр общения молодёжи различных регионов. Ежегодно к нам приезжают делегации учащихся школ и студентов из Сибири, с Урала, из Нижегородской области, Санкт-Петербурга, Астрахани, других регионов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья (Украина, Белоруссия, Финляндия, Япония, США). Наши ребята активно переписываются со своими сверстниками, устраивают выставки рисунков, общаются через Интернет, сотрудничают со СМИ.

При обращении к вопросам межнационального и межконфессионального общения основной акцент делается на утверждении единства моральных, духовно-нравственных устоев различных народов и религий. В связи с этим мерилом отношений к конкретному человеку является не его принадлежность к какой-либо национальности или конфессии, а его собственные нравственные и личностные качества. Особенно важным является неприятие любых форм насилия по отношению к личности, а также религиозного фанатизма и экстремизма.

Наша школа – многонациональная. У нас учатся дети восемнадцати национальностей. Поэтому основным направлением работы педагогического коллектива является воспитание высоконравственной, толерантной личности, с уважением относящейся к культурным, историческим, нравственным традициям своего и других народов, воспитание детей в духе патриотизма и гражданской сознательности.

С. И. Демидова,
директор ГОУ СОШ № 897 г. Москвы

 

Современный этап общественного развития вызывает глубокое беспокойство, особенно девальвацией нравственных ценностей и судьбами нашей молодёжи. Не случайно внимание широкой общественности – политиков, учёных, деятелей культуры и искусства, педагогов, психологов – приковано к проблемам морально-психологического и интеллектуального состояния граждан. От состояния и качества общественного сознания в решающей степени зависит будущее нашей страны, её процветание и прогресс.

Реализация программы «Непрерывное нравственное образование в средней школе» позволяет решить многие проблемы нравственного образования и воспитания. Уроки этики имеют целью разъяснить обучающимся базовые нравственные знания, которые станут основой для формирования у детей системы моральных понятий и морально значимых норм поведения.

Экспериментальная площадка в школе, открытая в школе с сентября 2009 г., возникла не на пустом месте. Почва для её создания была подготовлена в течение 2008/2009 учебного года силами лаборатории нравственного образования ИСМО РАО, администрации и педагогов школы.

Так, были проведены предварительные мониторинговые мероприятия по определению уровня знаний школьниками нравственных понятий и принципов, глубины понимания и способности применения ими на практике этических норм. Исходя из полученных результатов, школа в 2009/2010 учебном году начала свою деятельность по нравственному образованию.

Общее число участников эксперимента – 15 человек. Среди них педагоги-экспериментаторы, административные работники и специалисты.

Основными целями деятельности экспериментальной площадки являются:

– апробация программы обучения, которая объединяет курсы «Азбука нравственности», «Грамматика нравственности», «Основы морали»;

Реализация программы «Непрерывное нравственное образование в средней школе» позволяет решить многие проблемы нравственного образования и воспитания. Уроки этики имеют целью разъяснить обучающимся базовые нравственные знания, которые станут основой для формирования у детей системы моральных понятий и морально значимых норм поведения.

– формирование нравственных качеств обучающегося.

Первичное диагностирование показало, что уровень нравственных знаний и понятий у обучающихся достаточно низок. А значит, направление деятельности педагогического коллектива полностью оправдано. Нравственное образование – процесс, включающий в себя большое количество компонентов, главным из которых является осознанное отношение к необходимости приобретения и развития навыков достойного поведения, нравственного самосовершенствования. Именно этим занимается и будет заниматься педагогический коллектив школы, реализуя программу нравственного образования.

Е. А. Елесина,
директор ГОУ СОШ № 148 г. Москвы

 

Одним из главных направлений нравственного образования в школе № 148 является патриотическое.

Чем успешнее выполняет школа функции патриотического воспитания, тем гуманистичнее, социально устойчивее государство, тем в большей степени оно является личностно значимой ценностью для каждого гражданина, воспитанного семьёй, школой и социумом как патриота, готового и способного морально, физически и технически стать на защиту Отечества. Военно-патриотическое воспитание школьников всегда являлось одним из главных факторов повышения качества образования, максимального его приближения к требованиям времени. Философы, социологи, педагоги, психологи и другие учёные постоянно обращаются к исследованию различных факторов военно-патриотического воспитания школьников в процессе образования.

Воспитание на наглядных примерах военного патриотизма формирует у ребят чувство почитания героев, героической истории страны, осуществляет подготовку к выполнению гражданского долга по защите Отечества, актуализирует высшие духовно-нравственные ценности, интерпретируя их в соответствии с социально-экономической, идеологической и политической ситуацией данного времени.

24 года назад в нашей школе к 40-летию Победы над фашистской Германией был создан музей боевой славы «Орден в твоём доме». И это не случайно. В стенах школы в 1942 и 1943 годах формировались 72-ой и 37-ой гвардейские полки «Катюш». Был создан совет музея, и ребята решили объявить операцию «Поиск». Советом ветеранов в школе была установлена мемориальная доска, учащиеся собрали экспонаты не только о 72-ом и 37-ом гвардейских полках «Катюш», но и о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны.

В музее личные вещи воинов, трофейное оружие, фронтовые письма и рисунки, газетные материалы, наградные листы и т. д. Оформлены «Книги памяти» к 50-ти и 60-летию Великой Победы. У истоков музея стояли учащиеся, впоследствии ставшие сами учителями истории.

Бывший выпускник нашей школы Бабанин Тарас, окончивший историко-архивный институт, сотрудничает с Музеем Вооружённых Сил на Поклонной Горе и возглавляет один из поисковых отрядов, который работает на местах боёв Подмосковья, разыскивая не погребённых бойцов Советской Армии. Отряд находит их родственников и уже вместе с ними производит торжественное захоронение останков. В мае 2008 года и наши ребята принимали участие в раскопках.

Музей «Орден в твоём доме» на общегородском конкурсе музеев общеобразовательных учреждений занял почётное 3-е место.

На окружном конкурсе управления образования Департамента образования г. Москвы ГОУ центра патриотического воспитания детских творческих работ «Москва непобеждённая», посвященном 66-ой годовщине разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, работа учащихся нашей школы «Отстоим Москву» заняла 2-ое место (Сорокина Алёна, Хегай Аня, Мстоян Мишель) – ноябрь 2007 года. Учащиеся школы – Шепель Михаил, Турченков Алексей, Левченко Алексей успешно выступили на городской конференции на тему: «Методика поисковой работы» (сентябрь 2009).

 

Именно непосредственное участие ребят в подобных мероприятиях может дать им тот необходимый нравственный потенциал, который станет стержнем их морального облика, сформирует в них уважение к старшим, к собственной стране, славным страницам её истории.

 

Яндекс.Метрика