Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2010, № 3 (56)
Сайт «Разум или вера?», 14.10.2010, http://razumru.ru/humanism/journal/56/sushansky.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2010 № 3 (56)

СВЕТСКИЙ ГУМАНИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Александр Сушанский

Гуманизм и

критическое
мышление

 

В информационном обществе значение критического или, как ещё говорят, практического или грамотного мышления быстро растёт, поскольку мы всё чаще имеем дело с предметами не столько напрямую, сколько с информацией о них, не столько с живыми людьми, сколько с теле- или интернет-имиджами, с героями компьютерных фильмов или какими-нибудь «куклами Барби». Реклама, лейблы, описание и продажа товаров через Интернет, даже «презренный металл», из бумажных ассигнаций переходящий в разряд «web money», – всё это в большей мере виртуальная, а не первозданная действительность. Нас заставляют думать и жить не просто в окружающем нас первородном мире, но в информационном пространстве, в котором всё «оцифровано» и живёт какой-то призрачной усложнённой жизнью.

Будучи продуктом мышления и высоких информационных технологий, растущая вокруг нас виртуальность требует более высокого качества и техники мышления. Самое главное здесь состоит в том, что поле обмана, фальсификаций, ложных оценок, внушения и манипулирования сознанием существенно расширяется; увеличивается и степень риска в таком пространстве, где различия между действительностью и её картинкой стремительно размываются 1.

В конечном счёте, правильное, адекватное действительному положению вещей мышление имеет огромное значение для телесного и психического здоровья. Тогда как ложное, примитивное или искажённое мышление несёт стрессы, чувство беспомощности и другие серьёзные психические проблемы. Мышление – это такое явление и процесс, который всегда входит в наши действия. Но важно, каково качество нашего мышления и как эффективно оно присутствует в наших решениях и поступках. Философы всегда будут спорить о том, что важнее (первичнее): сознание или бытие. Наверное, это имеет какое-то практическое значение. Но очевидно и то, что в жизни всё, что относится к человеку как человеку, а не животному, проходит через его сознание, дано в единстве с ним. Мир действует и определяет нашу жизнь, но и наше мышление определяет действительность и в общем смысле (мы имеем дело с миром как картиной мира, в создании которой мышлению принадлежит ведущая роль), и конкретно, когда мы реализуем нашу мысль или идею в виде чего-то материального. Живя на свете, мы, так или иначе, влияем на все предметы и явления нашего мира, и непременно что-то меняем в себе и в этом мире, и обязательно получаем из этого мира ответ. В значительной степени мы сами порождаем всё то, что с нами происходит. Мы не можем изменить вселенскую реальность, но мы можем изменить и усовершенствовать себя. Прежде всего за счёт изменения культуры – непосредственно созданной нами среды обитания.

Одним из уникальных феноменов современной культуры является гуманизм, в котором проблемам правильного мышления, методам восприятия и действия уделяется первостепенное значение 2. Опыт истории показывает, что в целом, хотя и не прямым путём, но человечество идёт по пути прогресса, в рамках которого происходит улучшение жизни людей: растёт благосостояние, продолжительность жизни, грамотность, качество питания, комфорт и т. д. Но на этом пути велика как прогрессивная, так и реакционная роль идей, учений и мировоззрений. В XX веке мы были свидетелями и благотворности идей демократии, и разрушительного действия идей фашизма и сталинизма. Но победа осталась за демократией и человечностью, а не за расизмом и тоталитаризмом. Гуманизм – это традиционное, но постоянно обновляющееся мировоззрение. Его роль была позитивной всегда, поскольку его нелегко использовать во вред человечеству. Сегодня идеи гуманизма доступны практически каждому, у кого есть компьютер и выход в Интернет. Пользуясь преимуществами информационных технологий, можно успешно популяризировать гуманистические принципы построения современного государства и общества, что с высокой степенью эффективности помогает обеспечить безопасную и комфортную жизнедеятельность в любом регионе нашей прекрасной планеты и благоприятную для проживания окружающую среду.

В справедливом, человечном обществе демократия является лишь составной частью гуманизма как образа культуры, поскольку в общем смысле он представляет собой триединство науки, демократии и просвещения, основанное на общечеловеческих нравственных нормах и передовых методах мышления. Гуманизм как будущая планетарная цивилизация едва ли когда-нибудь возникнет, но он уже многие столетия является путеводной звездой, которая помогает на земле прокладывать путь к человеческому счастью и справедливости 3. Гуманизм – это реальность настоящего как идея и мировоззрение, как всё ширящееся общественное движение.

Что же такое гуманистическое общество? В узком смысле, как общественная организация – это сообщество людей, разделяющих основные принципы научного мировоззрения и светской государственности, ценности фундаментальных прав и свобод человека.

Фундаментальными ценностями для гуманистических организаций являются человечность, общие всем людям моральные нормы, достоинство личности, её социальная и экологическая ответственность, социальная справедливость, равноправие, уважение, забота, толерантность.

Гуманизм – это мировоззрение, в центре которого находится идея человека как приоритетной для него самого ценности, человека зрелой этической, правовой, гражданской и экологической культуры. Современный гуманизм представляет собой многообразие идейных движений, процесс организационного оформления которых начался в период между двумя мировыми войнами и интенсивно продолжается в настоящее время.

Организации сторонников гуманистического мировоззрения и образа жизни, существующие во многих странах мира, в основном объединены в Международный гуманистический и этический союз (МГЭС). Их деятельность строится на основе программных документов – деклараций, хартий и манифестов. Существенную роль в развитии гуманистических воззрений, продвижении в общество гуманистических ценностей и координации усилий гуманистов играют и другие международные и региональные гуманистические организации: Всемирный союз свободомыслящих, Международная академия гуманизма, Американская гуманистическая ассоциация, Голландская гуманистическая лига, Российское гуманистическое общество, Европейская гуманистическая ассоциация, Индийская радикальная гуманистическая ассоциация, Международная Коалиция «За Гуманизм!» и многие другие.

В справедливом, человечном обществе демократия является лишь составной частью гуманизма как образа культуры, поскольку в общем смысле он представляет собой триединство науки, демократии и просвещения, основанное на общечеловеческих нравственных нормах и передовых методах мышления. Гуманизм как будущая планетарная цивилизация едва ли когда-нибудь возникнет, но он уже многие столетия является путеводной звездой, которая помогает на земле прокладывать путь к человеческому счастью и справедливости. Гуманизм – это реальность настоящего как идея и мировоззрение, как всё ширящееся общественное движение.

В России с 1995 г . функционирует Российское гуманистическое общество (РГО). Его организовали учёные ряда московских вузов и Российской академии наук в ответ на стремительную экспансию религии в культуру, систему образования, политику и государственные структуры, а также на беспрецедентное распространение предрассудков, суеверий, паранормальных верований и лженаучных идей. РГО издаёт журнал «Здравый смысл», разрабатываются учебные и научные программы, в основе которых лежат ценности разума и критического мышления, научная картина мира, свободомыслие, этика человечности, гуманистическая философия и психология. Активными членами РГО являются многие известные российские учёные. Среди них до недавнего времени был и выдающийся ученый-физик, лауреат нобелевской премии, академик Виталий Лазаревич Гинзбург.

О направлении развития постсоветской России он, в частности, писал: «В условиях исторического выбора, возникшего в результате крушения коммунизма, российское общество обратилось преимущественно к вчерашним, по сути архаичным, ценностям религии, национализма и «державности» (т. е. авторитаризма и смягченной форме шовинизма). Оно не только не увидело того ценностного фундамента, который обеспечивает нормальное функционирование демократических обществ, но и растеряло моральный потенциал, который мы в советское время сумели до известной степени скопить и сохранить на уровне неидеологического, повседневного общения. В области фундаментальных гражданских, социальных и особенно моральных ценностей российское общество вместо рывка вперёд во многом попятилось назад.

Возникает вопрос: способна ли Россия преодолеть кризис ценностей, столь глубоко поразивший и “верхи”, и “низы”? Гуманисты дают положительный ответ на этот коренной вопрос новейшей – взбаламученной и переходной – российской цивилизации» 4.

Однако было бы ошибкой считать, что оптимизм российских гуманистов основан на оценке текущих процессов в общественной, культурной и интеллектуальной жизни страны. Он держится во многом на убеждении в неистребимости стремления людей к нормальной и здоровой жизни, на опыте мировой истории и на надежде, что уже в недалёком будущем Россия сумеет преодолеть многие сегодняшние негативные явления.

Каковы, насколько я представляю себе, основные признаки гуманного общества?

1. Производство осуществляется не столько ради обогащения, сколько для удовлетворения здоровых потребностей людей и общества в целом.

2. Общество движется не только экономической конкуренцией, но и во всё большей мере укреплением гражданского единства, диалога и компромисса во благо всего общества. В этом движении растёт значение взаимопонимания, уважения и сотрудничества.

3. Вся система общественных отношений имеет целью предоставление человеку наибольших возможностей для развития и реализации своих способностей.

4. Принципы сотрудничества и мира между народами постепенно, естественно и органично воплощаются в создание планетарных экологических, правовых и гуманитарных институтов, создаётся мировое гражданское общество. Мировое виртуальное пространство – СМИ, Интернет и др. – из джунглей превращается в пространство безопасного и цивилизованного общения, способа хранения, передачи и получения достоверных данных универсального содержания.

В наше время драматических поисков выхода России на новые исторические рубежи нелегко говорить о высоком. Но быть может именно в это трудное время так важно знать, что гуманизм всегда был светлым идеалом всечеловеческой гармонии, основанной на разуме, уважении, мужестве и оптимизме. Гуманизм – это непрерывный процесс восхождения и преображения. Гуманизм сторонится широковещательной пропаганды и демагогии. Вместо этого он советует: начни с себя, попробуй, ведь ты человек и ты многое можешь. И ты непременно увидишь вокруг себе подобных, которые могут делать и делают усилия сохранять и укреплять в себе человечного человека.

Особенно велики ресурсы разума, мышления. Гуманизм выступает не только за критическое и исследовательское мышление, за принципиальность, строгость и рациональность мышления. Гуманистическое мышление в основе своей позитивно. Оно отличается своим утвердительным характером, оптимизмом, открытостью, практичностью, доброжелательностью, способностью к компромиссу и пониманию другого.

Успехи демократии в мире показывают, сколь многого можно достигнуть, когда принципы гуманистического просвещения активно поддерживаются государством и гражданским обществом. Показательна в этом отношении история развития послевоенных Германии и Японии, где под влиянием порой жёстких просветительских мер (и это понятно, ведь война глубоко ожесточила нравы и психологию человека) люди достаточно быстро осознали пагубность милитаристской и нацистской идеологии и в качестве национальных приоритетов признали высокий уровень образования, ускоренное развитие науки и передовых технологий, проведение миролюбивой внешней политики. Не случайно спустя три десятилетия эти страны сделались ведущими мировыми державами, завоевали высокий международный авторитет и стали побеждать не в локальных и мировых войнах, а в конкурентной борьбе за рынки сбыта своей продукции.

С точки зрения гуманизма, в борьбе с человеконенавистнической идеологией и социальными болезнями следует браться не за оружие, и не за строительство властных вертикалей, а в первую очередь за оздоровление экономики, за развитие науки, образования и просвещения, за создание и укрепление основополагающих демократических институтов. Нужно помогать людям изменять мышление, освобождаться от стереотипов прошлого, видеть не только негативные и позитивные стороны жизни, но и уметь вставать на сторону добра и созидания.

Если взглянуть на европейскую и отечественную историю с точки зрения её связи с уровнем культуры и просвещённости населения, то можно увидеть такую схематичную картину.

1. Реформаторские идеи второй половины XIX – начала ХХ века появились и получили широкое распространение на фоне развития промышленности и раскрепощения трудящихся.

2. Революционные идеи в России овладевали массами после русско-японской и, особенно, первой мировой войны на фоне всеобщей разрухи, ослабления царской власти и крайне низкого жизненного уровня населения.

3. Коммунистические и социалистические идеи завоевали сознание народов в XX веке на фоне низкого уровня жизни и вступления в историю масс, ведомых идеологами и жаждой социальной справедливости.

4. Нацистские идеи привились в Германии начала 30-х годов XX века на фоне спада экономики и массовой безработицы, а во второй половине 30-х годов – на фоне бурного экономического роста, увеличения военной мощи страны и повышения жизненного уровня населения под влиянием мобилизационной и пропагандистской политики нацистской партии.

5. Террористические идеи оживлялись на фоне стремления отдельных людей и организаций к достижению политических, религиозных и идеологических целей при наличии благоприятной питательной среды: высокого уровня социальной несправедливости при низком образовательном и жизненном уровне населения.

6. Религиозные идеи получили распространение в России 90-х годов XX века на фоне утраты прежней идеологии, высокой степени нестабильности, отсутствия реальных социальных ориентиров и массового обнищания населения.

7. Демократические и гуманистические идеи получили широкое признание во второй половине XX – начале XXI века в бурно развивающихся и развитых странах мира на фоне экономического прогресса и улучшения жизни людей.

8. Идеи планетарного гуманизма получают в настоящее время всё большее признание на фоне глобализации экономики, активной деловой миграции населения, высокого уровня образования и культуры и явного преобладания в массовом сознании общечеловеческих ценностей 5. Благодаря объединяющей идее планетарного гуманизма значительно возрастает роль международных организаций – политических, экономических, гуманитарных и многих других, способных решать общечеловеческие задачи и проблемы.

Если вспомнить идею В. И. Вернадского о разуме как планетарном явлении и создании ещё одной глобальной реальности – ноосферы, то её сердцевиной можно признать гуманизм как высокий продукт научного разума и этической образованности. И нам остаётся надежда на то, что гуманистическое мировоззрение будет и дальше объединять людей, сохраняя их свободу самоопределения, свободу мысли и совести, свободу творить новые ценности во имя жизни человека и его счастья.


Подробнее о критическом мышлении см. Кувакин В. А. Не дай себя обмануть. Введение в теорию практического мышления. М.: Академический Проект, 2007, 312 с.

Одно из наиболее полных описаний этого явления планетарной культуры дано в монографии А. А. Кудишиной «Гуманизм – феномен современной культуры» (М.: Академический Проект, 2005, 504 с.). Уникальным источником информации о гуманизме наших дней является издающийся уже пятнадцать лет журнал «Здравый смысл», электронные версии которого выложены на сайте «Разум или вера?» http://razumru.ru/humanism/journal/numbers.htm

Интересная дискуссия на эту тему была развёрнута на страницах сайта www.humanism.ru. Её участники обсуждают и тему соотношения гуманизма, с одной стороны, и социализма и капитализма – с другой. См. http://www.humanism.ru/way.htm; http://www.humanism.ru/capitalism-vs-socialism.htm

См.: Современный гуманизм: Документы и исследования. М.: РГО, 2000, с. 10.

Подробнее см.: Гуманистический манифест 2000. Призыв к новому планетарному гуманизму. / Современный гуманизм, М.: РГО, 2000, с. 28 – 66.

 

Яндекс.Метрика