Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2010, № 4 (57)
Сайт «Разум или вера?», 03.04.2011, http://razumru.ru/humanism/journal/57/dianova.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2010 № 4 (57)

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Ирина Владимировна Дианова,
зам. директора по ОЭР,
ЦО № 1420 ЮВАО г. Москвы

Организация
экспериментальной деятельности школы

Принципом работы нашего образовательного учреждения в течение многих лет (с 1993 г.) является апробация новых идей, инновационной практики. Одним из перспективных и нужных направлений экспериментальной деятельности является система нравственного образования учащихся. Экспериментаьная площадка «Нравственное образование в средней школе» действует в нашем центре образования с 2004 по 2010 гг.

За это время создана система непрерывного этического образования, отработаны структурные элементы непрерывного нравственного образования как нового системообразующего обязательного компонента общего среднего образования, внесены предложения лаборатории нравственного образования ИСМО РАО по изменению содержания и тематике курсов основ морали.

Задача, на решение которой была направлена наша деятельность, состояла в том, чтобы создать максимально благоприятные информационные и психологические условия для формирования полноценной личности как гражданина. Это немыслимо без знакомства школьника с основами нравственности и его целенаправленного нравственного образования, что обеспечивается образовательным учреждением в рамках базового компонента учебного плана.

Одним из новых подходов к формированию моральной стороны личности школьника и его нравственного сознания является забота о его систематическом нравственном образовании в течение всего периода обучения в школе.

С момента моей работы в школе, в качестве завуча по ОЭР, развитие эксперимента происходило поэтапно:

первый этап: 2007/08 г. Преподавание курсов основ морали шло в 1 – 11 классах с апробацией учебных пособий и их коррекцией по 4, 8, 10 (11) классам. Также состоялась конференция по обмену опытом преподавания и публикация материалов эксперимента;

второй этап: 2008/09 г. Продолжение преподавания курсов основ морали в 9 – 11 классах с апробацией пробных учебных пособий и их коррекцией по указанным классам. Проведение детской олимпиады по этике по возрастным ступеням с выпускными классами (4, 9, 11 классы). Конференция учителей-экспериментаторов;

третий этап: 2009/10 г. Преподавание курсов основ морали в 1 – 11 классах. Апробация содержания нравственного образования в школе и его освоение учащимися, отработка структурных элементов непрерывного нравственного образования как нового системообразующего обязательного компонента общего среднего образования.

Итог этой работы складывается из определённых результатов экспериментальной деятельности: создана система непрерывного этического образования; уроки нравственности являются базовой основой для создания в школе благоприятной личностно направленной развивающей среды; учащиеся, вовлеченные в эксперимент, принимают осознанное активное участие во всех мероприятиях школы; учителя – участники эксперимента прошли курсы повышения квалификации в НИЛ нравственного образования ИСМО РАО; учителя транслируют опыт работы по нравственному образованию в различных печатных изданиях; уроки этики проходят 1 час в неделю (34 часа в год); результаты диагностик подтверждают положительную динамику личностного роста учащихся.

Учитывая положительный результат эксперимента, планируется продолжение работы по следующим направлениям:

1) пропедевтика правовых знаний в курсе непрерывного нравственного образования: раскрытие различий норм права и морали по уровню требований, предъявляемых к поведению человека;

2) разработка методических рекомендаций по интеграции нравственно-правовых знаний в курсы обществознания и истории;

3) работа по передаче опыта, методики преподавания уроков нравственного образования, в школы сети;

4) создание банка видео-уроков к учебно-методическому комплексу;

5) построение разветвлённой системы поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение периода становления личности;

6) расширение системы конкурсов, олимпиад школьников, ученических конференций и семинаров, отработка механизмов учёта достижений обучающихся (портфолио);

7) развитие личностной компетенции учащихся;

8) формирование нравственной компетентности субъектов воспитательного процесса.

 

Яндекс.Метрика