Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2010, № 4 (57)
Сайт «Разум или вера?», 05.04.2011, http://razumru.ru/humanism/journal/57/s_simonova.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2010 № 4 (57)

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ
морально-правовых знаний
на уроках нравственности в 3 – 4 классах

Светлана Викторовна Симонова,
учитель ЦО № 1420 ЮВАО г. Москвы

Нравственное поведение в младшем школьном возрасте определяет мотивация, которая формируется в 3 классе, уже не только и не столько под воздействием учителя, но и окружения сверстников.

Третьеклассники уже подвергают анализу свои отношения с товарищами, педагогами, другими людьми и по-своему оценивают их. Происходит постепенное осмысление категорий нравственности, которые лежат в основе поведения ребёнка. Работа по осмыслению, освоению содержания нравственных категорий строится не только в вербальном плане, но и в практической плоскости, для чего учитель активно использует инсценировки, игровые методики.

Особое внимание при формировании мотивов общения надо обратить на следующие ключевые слова: вежливость, отзывчивость, чуткость, правда, честность, бескорыстие, внимательность, предупредительность, заботливость, уважительность; корысть, жадность, ложь, нечестность, неискренность, льстивость, грубость.

Основное содержание учебной работы по курсу «Азбука нравственности» в 3 классе направлено на мотивацию нравственного поведения школьника. Это направление предусматривает обсуждение и усвоение таких тем, как правила поведения в школе; как быть аккуратным; правила вежливости; как быть трудолюбивым; базовые моральные представления; общение с окружающими; этикет школьника; культура поведения.

При изучении темы «Правила точности и обязательности» мы разыгрываем сценку «Как я собираю портфель». У ребёнка раскрыт дневник, он читает расписание уроков на следующий день и складывает в портфель нужные учебники и тетради. Затем, дети работают в группах и составляют правила точности. После этого они получили карточки для обсуждения «Правила точности». После обсуждения, каждый заполняет таблицу, в которой отмечает – всегда ли он соблюдает «правила точности».

Занятие проходит в виде практической работы. Дети работают по инструкции. Учитель даёт ученикам карточки к теме: «Против лжи и нечестности». К этому уроку дети приносят книги по теме: Н. Носов «Фантазёры», Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома», Дж. Родари «Джельсомино в стране лжецов». На основе прочитанного дети рассуждают, как отличить ложь от фантазии и вымысла, что такое нечестность и как она осложняет жизнь человеку. На уроке «Вежливые поступки – что это такое?» используется приём «доскажи предложение» (или «дай комментарий к фото»). Это общая коллективная работа. Здесь так же можно предложить тест «Вежлив ли я?» и «Правила друзей».

Базовые моральные представления 3 класса – что такое справедливость? Цель уроков: дать представление о содержании поступков детей, которые могут быть названы справедливыми и несправедливыми. Дети приводят примеры из жизненного опыта, из фильмов и прочитанных произведений. Полезен разбор ситуаций, например, как справедливо распределить роли в игре.

Базовое моральное представление в 4 классе – «ответственность». Дети размышляют над вопросом: «Несёт ли каждый из вас ответственность за что-либо (успеваемость, дисциплину, взятые на себя обязательства)?».

Правовое образование младших школьников имеет свою специфику. Главным, является развитие у младших школьников нравственных понятий о добре и зле, справедливости и честности.

В теме 3 класса: «Осторожно! рядом человек» дети знакомятся с понятием неосторожных действий, обсуждают вопрос об ответственности за причинение неосторожного (неумышленного) вреда.

В теме 4 класса: «Моё, общее, чужое» ключевым понятием для анализа является слово «честность». В данном случае даётся первое представление о собственности. У каждого есть собственные вещи (моё). Есть вещи, которыми он владеет вместе с другими (общее) и есть вещи, принадлежащие другим людям (чужое). Собственник распоряжается своей собственностью по своему усмотрению, соблюдая при этом моральные и юридические законы. В отношении чужого имущества, существует нравственный запрет: не укради, не навреди.

В 3 классе уроки закрепляют и развивают представления детей о нормах и правилах поведения, о нравственных качествах личности.

Дети осознают, что их поступки служат основанием для того, чтобы дать характеристику ученику: он добрый, старательный или наоборот – недобрый, несправедливый.

В 4 классе важное место в работе с детьми занимает вопрос о нравственном выборе, поэтому учитель предлагает ситуации, в ходе обсуждения которых дети делают выбор, решают, как поступить, скажем, уступить или не уступить товарищу, помочь или не помочь и так далее. При этом дети должны объяснить мотивы своего выбора.

Наиболее приемлемыми формами обучения на уроках нравственности являются беседы, просмотр видеосюжетов, чтение и обсуждение художественных произведений, инсценировки, элементы диспута, игры, комментарии к рисункам, сатирическим зарисовкам, картинкам, разбор нравственных коллизий (ситуаций).

Работа на уроках нравственности интересна и полезна для детей, так как учит младших школьников обдумывать и решать нравственные проблемы, принимать правильное решение, контролировать своё поведение и понимать поведение других людей.

 

Яндекс.Метрика