Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2011, № 1 (58)
Сайт «Разум или вера?», 04.06.2011, http://razumru.ru/humanism/journal/58/kurtz.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Январь – март 2011 № 1 (58)

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ГУМАНИСТОМ?

Личная

нравственность

 

Пол Куртц

Двадцать лет тому назад, когда я выдвинул идею Центров исследований, мне трудно было представить, что их развитие будет такой трудной, даже опасной задачей. В своей книге «Евпраксофия: Жизнь без религии» (Eupraxsophy: Living without Religion, Prometheus Books, 1989) я писал о важности светской альтернативы религиозным институтам, особенно для неверующих. Эти Центры должны удовлетворять эмоциональным человеческим потребностям и давать людям смысл жизни без того, чтобы воспроизводить обычные атрибуты наивной веры в сверхъестественное. Центры, опирающиеся на науку, должны были рассматривать жизнь рода человеческого во вселенной в свете натуралистического мировоззрения, они мыслились как Центры, стремящиеся обеспечить человеку доступ к мудрости без какой-либо опоры на теологию.

Сегодня этот проект быстро прогрессирует. В мире действуют около сорока таких Центров, находящихся на разных уровнях развития. Мы призываем к Новому Просвещению. Во-первых, – это использование методов науки для изучения основ религиозной веры, и, во-вторых, – это развитие этических принципов и ценностей, руководствуясь которыми мы можем достойно жить.

Первая часть нашей программы была и остаётся достаточно эффективной. Многие, кто был вовлечён в эту работу по исследованию основ религиозной веры стали скептиками, агностиками или атеистами.

Вторая часть проекта – развитие этических принципов и ценностей – оказалась много труднее, и она ещё далека от реализации. В этом небольшом эссе я хочу обратить внимание на то, что мы недостаточно адекватно связывали её с личной нравственностью, которая должна быть в центре гуманистической этики. К сожалению, личная нравственность слишком часто оказывалась вне поля зрения людей светского мировоззрения, которые львиную долю внимания уделяли освобождению личности от репрессивных институтов церкви или государства и достижению социальной справедливости.

Очевидно, что светские гуманисты должны поддерживать автономию индивида, свободу выбора, его право на частную жизнь. Те, кто привержен открытому, плюралистическому и демократическому обществу, высоко ценят толерантность и уважают различия во взглядах. Светские гуманисты активно защищают права человека, особенно женщин, инвалидов, стариков, детей, бедняков, расовых, этнических групп, сексуальных меньшинств, которые подвергаются репрессиям или притеснениям. Светские гуманисты выступают за то, чтобы плодами демократии пользовались все слои населения. Тем не менее, это не обязательно означает, что все, кто поддерживает эти цели, обладают достаточной личной нравственностью в отношениях с другими. Это банальная истина, но многие, кто привержен «человечности» в абстрактном смысле, часто нечувствительны по отношению к конкретному человеческому существу.

Было бы глупо слепо игнорировать роль общества в развитии добродетелей, достоинства и честности индивида. Нам необходимо взращивать просвещённую личность, которая должна достичь определённой меры этической зрелости и моральной мудрости. Личная нравственность в качестве феномена внутреннего мира человека находится или должна находиться в центре внимания наших гуманистических интересов.

Религиозно обосновываемая мораль с её кодами абсолютных предписаний и запретов – ты должен или не должен делать это – предлагает жёсткие правила, которым необходимо подчиняться. Есть каталог «семи смертных грехов»: гордыня, алчность, блуд, злоба, чревоугодие, зависть, праздность (мы охотно соглашаемся с тем, что кое-что из этого списка действительно нежелательно). Религиозными добродетелями являются вера, надежда (относительно божьего замысла о нас) и забота. Из них первые две отвергаются людьми светского мировоззрения.

Каковы, согласно светскому гуманизму, признаки личного совершенства? Конечно, первыми в этом ряду являются: (1) разумность и интеллект; (2) самоконтроль и осмотрительность; (3) креативность и высокая мотивация; (4) самоуважение и уважительность; (5) радость жизни и эстетический вкус. Цель светского гуманиста – максимизировать жизнь здесь и теперь, реализовать свои возможности; добиться успехов в карьере или в профессии; познать сексуальную радость и обрести опыт влюбленности и любви; стремиться к жизни как радостному изобилию. Есть блага в этой жизни. Но едва ли они есть за её пределами. Эта форма личной нравственности указывает на полноту жизни, достижение в ней высот, на какие мы только способны. Но остаётся решающий вопрос: как она выражается в отношениях с другими людьми?

Позвольте мне сделать несколько нелицеприятных утверждений.

Первое, быть светским человеком или атеистом – это ещё не гарантия высокой моральности или порядочности. Свидетельств, подтверждающих это, великое множество. История XX в. переполнена фактами гибели миллионов невинных людей, пострадавших от рук светских диктаторов, таких как Сталин и Мао, которые без колебаний возлагали эти жертвы на алтарь идеологического абсолютизма. Дегуманизация представлений о человеческом достоинстве была причиной позорных преступлений против человечности.

Наиболее яркой иллюстрацией этого было убийство миллионов камбоджийцев Пол Потом и его приспешниками с 1975 по 1979 гг. В результате фанатичного усилия превратить Камбоджу в утопичное крестьянское общество, было уничтожено около 1,7 миллионов человек, были запрещены религия и торговля, ликвидированы школы. Первый международный трибунал над руководителями Красных Кхмеров был в конце концов созван в этом году.

Конечно, можно возразить, что злодеяния, совершённые верующими, также сопровождались моральным террором. Это массовые убийства в Европе фашистами до и во время второй мировой войны, геноцид в Армении и Руанде, развязанный религиозными силами, разрушение Хиросимы и Нагасаки иудео-христианским народом, самоубийства и терроризм приверженцев Корана, бесконечные войны, которые развязывались во имя Бога.

Да, это совершалось и теми и другими. Быть может, личная нравственность человека не зависит от того, набожен ли он или придерживается атеистических убеждений?

Во-вторых, я, увы, убедился в том, что неверующие могут быть также злобны, черствы и бесчувственны, как и верующие. Мне довелось знать атеистов столь ожесточённых против того, с чем они не согласны, что они вполне готовы были отступиться в этом вопросе от гуманистических моральных принципов. Некоторые из них настолько одержимы личной неприязнью, что проявляют мстительность и зависть, жажду власти и стремление занять высокое положение в ущерб собственным нравственным убеждениям. Они предают коллег и друзей ради собственных эгоистических интересов. Возможно, в этом они поддаются влиянию окружающей среды, которая поощряет стремление к личному превосходству и успех в конкурентной борьбе во имя достижения цели любыми средствами.

***

Таким образом, проблема Центра исследований оказывается следующей. Как мы внутри нашего движения должны развивать уважение к этическим принципам гуманизма и учиться ценить их по достоинству? Существенным здесь, я полагаю, должно быть то, чтобы мы культивировали и развивали личный моральный рост. Как это делать является большой проблемой. Действительно, по моему мнению, это и есть тот главный вызов, который мы должны достойно встретить. Едва ли мы можем создать жизнеспособные светские сообщества в качестве альтернативы религиозным общинам без развития отношений доверия и коллегиальности среди тех, кто разделяет наши идеалы.

Я позволю себе без детализации предложить набор личных качеств морально зрелой личности в её отношениях к другим людям. Человек доброй воли добр и честен, он внимателен и готов помочь другому, благодетелен, альтруистичен, имеет развитое чувство эмпатии, заботлив, способен испытывать чувство симпатии, общителен, терпим, справедлив и ответственен. Авторитарный индивид корыстен, властолюбив, подозрителен, подвержен предрассудкам, вероломен, жесток, безжалостен, мелок, эгоистичен, сверхтребователен, злопамятен, чёрств, не гибок и мстителен.

Человек доброй воли должен сочетать разум и сострадание, рефлективное сознание и заботливое сердце. Мы можем поставить вопрос так: каким образом светский человек, приверженный общим принципам этического гуманизма, развивает в себе личную порядочность?

Я полагаю, что мы должны начинать прежде всего с морального образования детей, ещё в семье, среди любящих родителей; это образование должно продолжаться в школах с детства до юношества. В самом деле, личность высокой морали является главной целью демократического общества, где образованный гражданин – это лучшая гарантия свободы, социальной справедливости и нравственного прогресса.

Побуждать людей развивать моральное достоинство и честь – вот что должно быть приоритетной целью Центра исследований. Если в целом светское сообщество, свободное от религиозных внушений и ограничений, оказывается неспособным воспитывать высоко моральных индивидов, тогда возникает вопрос, не являются ли ошибочными наши собственные гуманистические этические принципы? Что мы имели до сей поры? К сожалению, я вынужден сказать – в лучшем случае переменные успехи. Я полагаю, что это ставит под угрозу всё будущее Центра исследований как общественного движения.

***

Пол Куртц, Президент Международной академии гуманизма, главный редактор журнала «Свободное исследование», почетный профессор философии Университета штата Нью-Йорк (Буффало). Автор десятков книг и сотен статей, посвящённых критическому мышлению и светскому гуманизму. В настоящее время П. Куртц является директором недавно созданного Института в защиту науки и человеческих ценностей (Institute for Science and Human Values).

Интернет-сайт ISHV – http://www.instituteforscienceandhumanvalues.net/

Впервые статья «Личная нравственность» (Personal Morality) опубликована в журнале «Свободное исследование» – Free Inquiry, April / May 2009, Vol. 29, № 3. Её электронная версия на английском языке размещена на сайте: http://www.secularhumanism.org/index.php?section=library&page=kurtz_29_3_1

Перевод с английского – А. Круглов, В. Кувакин.

 

Яндекс.Метрика