Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2012, № 3 (64) – № 4 (65)
Сайт «Разум или вера?», 12.07.2013, http://razumru.ru/humanism/journal2/64_65/kuvakin4.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Осень – зима 2012 № 3 (64) – № 4 (65)

ОТ РЕДАКТОРА «ЗДРАВОГО СМЫСЛА»

Учитывая некоторые особые обстоятельства, связанные с выходом настоящего номера ЗС, позволю себе как главный редактор злоупотребить своим положением и закончить журнал двумя небольшими текстами. Первый из них называется «Визит», второй «Утомительное счастье». Формально они не связаны между собой, но легко увидеть, что они о гуманизме и его трудной судьбе в России.

Валерий Кувакин

ВИЗИТ

4 июня 2011 г., по телефонному приглашению участкового уполномоченного по дер. Субботово, Коломенского р-на Московской области Александра Владимировича Рогозина (?), (тел. 8 916 ****310) я был приглашён в УВД г. Коломны для дачи показаний в связи с анонимным звонком, поступившим на телефон доверия в 9 ч. 49 мин. 30.05.2011 г. 1

 
 

Студсовет в столовой Дома гуманизма

В документе за № 9011, показанном мне А. В. в отделе участковых уполномоченных Управления внутренних дел по Коломенскому району Московской области было сказано, что «поступило сообщение от гражданина, пожелавшего остаться неизвестным, о том, что в дер. Субботово Коломенского района Кувакин В. организовал “гуманистическое общество”. Общество располагается в одном из домов на ул. Заречная. В указанный дом постоянно приезжают студенты педагогического института. Кувакин раздаёт издаваемую обществом литературу, в которой основная линия – антиобщественный образ жизни» 2.

Участковый уполномоченный расспросил, принадлежит ли мне участок, на котором расположен дом, издаём ли мы литературу и на какие средства, раздаём ли мы её приезжающим в принадлежащем мне доме, о чём идёт речь на встречах, проводимых в форме конференций. А. В. попросил меня привезти ему Устав Российского гуманистического общества (я обещал выслать ему текст по Интернету) 3.

Был составлен протокол, который и был подписан мною. При встрече меня при входе в УВД г. Коломны А. В., улыбаясь, предположил, что это, видимо, церковь беспокоится.

Характерная деталь: заставка на ноутбуке А. В. изображала дьявола и бога, смотрящих друг на друга. Надпись гласила: «Главное, что мы есть и что мы вместе».

Такая вот история…

Мне ещё предстоит выяснить, насколько законным было приглашение меня в УВД г. Коломны на основании анонимного звонка и насколько правильными с юридической точки зрения были мои действия 4. Но теперь мне на эмпирическом уровне очевидно, что идеи светского гуманизма кому-то в России очень не нравятся. То, что они не нравятся РПЦ (МП) – это мне фактически известно: известен факт приглашения к «благочинному» Коломенского р-на одного из моих соавторов по книге «Человечность человека», А. А. Кудишиной (если быть точным, ей настоятельно и с намёком на неприятные последствия неявки посоветовал сделать это некто из сугубо православных вузовских преподавателей г. Коломны). «Благочинный» был готов к её визиту и, по словам А. А., не желая с ней говорить лицом к лицу, вёл разговор по внутреннему телефону из кабинета в резиденции этого священника. В это время А. А. Кудишина находилась, насколько я понимаю, «в прихожей»; разговор был больше похож на допрос.

Второй факт – это упоминание при встрече со мной главы сельского поселения Проводниковское Е. А. Абрамова о том, что к нему приходили люди из Коломенской епархии и интересовались мною и моей общественной деятельностью. Некоторое время спустя он прямо сказал, что ему звонил «благочинный» и спрашивал обо мне. Е. А. успокоил его, сказав, что я – профессор. Это якобы удовлетворило «благочинного».

Директор Коломенского института МГОУ говорил мне с многозначительным выражением лица, что ему «дуют в уши». Надо полагать, что «дуют» всё с той же стороны. Ректор Московского государственного областного социально-государственного института (г. Коломна) довольно критичен ко мне, и я чувствую, что как человек православный он с трудом терпит меня. Я с пониманием отношусь к ним как руководителям бюджетных организаций, испытывающим нарастающее клерикальное давление, открыто одобряемое государством. Мне думается, что сегодня быть руководителем образовательной организации намного сложнее, чем при советской власти.

Не упоминаю о всяких сплетнях, передаваемых мне как об «атеисте» от прихожан церкви, расположенной недалеко от деревни Субботово, где находится Дом гуманизма.

Записано 4 июня 2011 г.

P. S.

 
 

Иностранцы – студенты МГУ в Доме гуманизма

Думая обо всём выше приведённом, невольно вспоминается выражение «удушить младенца в колыбели». В 1995 г. «Российское гуманистическое общество» и журнал «Здравый смысл» задумывались как альтернатива красно-коричневым, как «третий путь» (не коммунистическая и не клерикальная система ценностей). Светскому гуманизму как идее коллективного и так или иначе организованного мировоззрения не суждено было родиться. И понятно почему. Он может родиться только из исторического опыта, которого в России фактически не было. Возникнет ли в ней такой опыт – сказать трудно. Но и в Европе, и в США, и в других демократических странах он растёт именно как трава, незаметно, беззвучно и свободно, без заведомых стратегий и формальных лидеров. Я всегда думал и говорил, что гуманизм – явление для России пока что практически невозможное. Будут рождаться какие-то подобия, но, кажется, они будут, скорее всего, уродцами, поскольку власть не даёт развиться ничему нормальному. Кстати, именно поэтому «несогласные» в России вынуждены в условиях, когда ликвидирована политическая конкуренция, а независимые общественные организации объявлены иностранными агентами, изобретать подчас весьма уродливые формы выражения гражданского протеста.

Наши социальные болезни не щадят никого. По закоренелой исторической привычке нам, россиянам, только и остаётся, что уповать на будущее. Но если не созидать его самим, свободно и ответственно, то оно не бывает светлым.

Не в моём духе заканчивать унылыми нотами. Поэтому я вновь и вновь говорю: гуманизму и демократии нет никакой жизнеспособной альтернативы. Даже в России. Их враги могут одерживать только временные победы. Всякое насилие, застой, мракобесие неизбежно сметаются прогрессом свободы и разума, волей человека к справедливости и счастью.


Несколькими днями раньше к моему дому в дер. Субботово приезжала милицейская машина. Меня в доме не оказалось. Два милиционера (надо бы писать «полицейских») опросили мою соседку. Она, если судить по её словам, сказанным в тот же день мне по телефону, «защищала» меня, сказав, что я профессор, хороший человек, даю ей деньги в долг, что я атеист. На это милиционеры живо отреагировали, сказав, что они тоже атеисты. (Такой вот сюрчик.)

Текст записи документа весьма близок к оригиналу. Я его списывал очень быстро и плохим почерком, участковый уполномоченный неохотно разрешил мне это сделать. Когда я спросил, можно ли его ксерокопировать, он сказал, что это запрещено.

Я просил А. В. прислать мне адрес его электронной почты. До сих пор я его не получил.

Один из юристов, член РГО, профессионал в такого рода делах, сказал мне, что формально говоря, я мог и не идти к участковому, но это могло вызвать его неудовольствие, т. к. ему нужно было отреагировать согласно его служебному положению. Корректнее в таких случаях не портить с ним отношения, тем более что речь фактически идёт о научных мероприятиях.

 


 

   

Утомительное

счастье

Дорогие читатели и коллеги!

Прошу прощения за ироническое название моей заключительной редакторской заметки, тем более, что этот номер журнала – скорее всего последний. Редколлегия и Российское гуманистическое общество встречаются с растущими трудностями в своей работе. Общий – негативный и депрессивный – тренд в исторической динамике России немало этому способствует. Он усиливает настроения апатии, безнадёжности, эгоизма и самоизоляции людей. Они всё меньше думают о морали, правах и свободах, высоком искусстве и достойном гражданском поведении. Разрушительное влияние государства явно проявляется в области СМИ, образования и культуры в целом. Даже во внешней политике мы умудрились перессориться с большим числом стран и выбрать себе таких друзей, называть которые просто стыдно. Как страна мы фактически движемся к международной изоляции и если бы не углеводороды и атомное оружие, то мир довольно скоро забыл бы о нас.

Очевидно, хотя это мало кто хочет признавать или тем более протестовать против этого, что власть изолгалась окончательно, что она являет нам образцы невиданной на высших государственных уровнях низости, подлости и мелочности. Коррупция, о которой все говорят и которая заразила практически всех, достигла таких объёмов и масштабов, что её уже невозможно ни скрывать, ни удерживать под кремлёвскими и иными «крышами», и она, как та каша из сказочного горшка, стала выползать из всех щелей путинского бюрократически-авторитарного аппарата.

Атмосфера разложения не может не влиять и на индивидуальное сознание людей, тем более, что государство как-то злобно демонстрирует своё желание ещё и ещё закручивать гайки, штамповать репрессивные законы, подкупать, запугивать, арестовывать и сажать, пытать и позорить неугодных, посылая остальным недвусмысленные сигналы.

Трудно даже представить себе, чем может закончиться этот сюрреалистический период в истории России, но то, что такое не может продолжаться долго, мне кажется, чувствуют все. Тем не менее, эти чувства ничего не меняют, и все мы беспомощно скользим в неизвестное и пугающее будущее.

Вот и наш журнал, издававшийся с 1996 г., «соскальзывает» в небытие, прекращает своё существование.

С огорчением должен признаться, что, по моему мнению, Россия как общество и цивилизация не готова сегодня к реальной поддержке специализированных светских гуманистических организаций (гуманитарных и благотворительных, к счастью, немало). Даже те люди, которые считают светский гуманизм мировоззрением наиболее для них приемлемым, не находят в себе сил поддерживать его своим активным участием и членскими взносами. То есть, этот гуманизм фактически остаётся для них лишь их собственным субъективным предпочтением и мечтой, не получающей общественного и организационного выражения.

Эта констатация не означает для меня признания в бессмысленности того, что делало РГО за время своего почти двадцатилетнего существования. Многие дела получаются не с первой попытки, но никакое из них не бывает без этой первой попытки.

Говорят: «Первый блин – комом». Но получился вовсе не «ком», а довольно приличная и честная история журнала «Здравый смысл» и РГО – история первой реально гражданской и добровольной организации, свободной от государства и каких-либо политических сил, получились различные формы деятельности и выражения идей гуманизма на российской почве: собрания и конференции, семинары, школы, книги, статьи, журналы, обращения, международные связи, сайты, общение и обмен идеями. Получилось много хорошего и перспективного.

Конечно, наша история завершается не фатальным образом. Вполне вероятно, что судьба журнала и РГО могли бы сложиться гораздо благоприятнее. Будь её руководство и руководитель более энергичными и удачливыми организаторами (менеджерами), окажись на нашем пути солидный спонсор – наша деятельность могла бы стать и масштабнее и – не исключено – существенно мощнее и действеннее. По максимуму за это время РГО могло бы (и мы об этом мечтали) превратиться в широкое общественное движение, способное оказать реальное нравственное и интеллектуальное влияние и на СМИ, и на политические партии, и на государство, и, в конце концов, на общественное сознание в целом. Но это – в идеале.

Теперь о моих личных чувствах по этому поводу. Ошибется тот, кто думает, что В. Кувакин и его единомышленники потерпели поражение. Это совсем не так. Для меня это двадцатилетие было самым деятельным и творческим в моей жизни. И самым счастливым! Но, извините за невольный афоризм: долго быть счастливым – утомительно. Заслуженный отдых – это уже иная история иной, надеюсь, счастливой жизни. Тем более, мой отдых обязательно будет активным и творческим. А прекращение издания ЗС не означает прекращения существования РГО ни в жизни, ни в Интернете.

Гуманизм не кончается. Не кончается его развитие и его благотворное влияние на человека и человечество.

И это замечательно!

Дом гуманизма Российского гуманистического общества и цветущий цикорий ждут гостей

 

Яндекс.Метрика