Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2012, № 3 (64) – № 4 (65)
Сайт «Разум или вера?», 06.06.2013, http://razumru.ru/humanism/journal2/64_65/vanpelt.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Осень – зима 2012 № 3 (64) – № 4 (65)

В ДОМЕ ГУМАНИЗМА

 

Мои впечатления:

IX МЕЖДУНАРОДНАЯ

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Тони ван Пелт

I.

Только что закончила очередную презентацию в летней школе, проводимой Московским государственным университетом и Российским гуманистическим обществом. На лекции присутствовало десять мужчин и четыре женщины. Я обсуждала с ними те угрозы, которые несёт порнография обществу, и тема вызвала весьма неоднозначную реакцию. Я решила начать записывать свои впечатления, пока они ещё свежи в моей памяти. Слушатели, четыре женщины, россиянки, белые, возрастом от двадцати до тридцати лет. Мужчины: один человек – из Ирана, один – из Туркменистана, остальные россияне возрастом от двадцати до пятидесяти лет. Некоторые из слушателей – студенты и аспиранты, есть и преподаватели, и профессора.

 

Некоторые из присутствующих уже не первый раз участвуют в такой международной летней школе, инициированной в основном гуманистами. Кто-то даже ездил в США и был участником международных летних школ, организуемых Полом Куртцем в Центре исследований (Амхёрст, США). Наша группа лекторов состоит из нашего лидера, Валерия Кувакина, профессора философии МГУ, Юпа Схрейфёрса (белый мужчина-гей, учёный и писатель из Амстердама), Норманна Аллена (афроамериканец, мужчина, историк, редактор журнала «Перспективы человека» (издание Института науки и разума, Буффало, США) и меня, директора по общественным связям Института науки и разума (белая женщина, феминистка, Санкт-Петербург, Флорида). Оказалось, что все мы, иностранцы, являемся общественниками и это наш жизненный выбор: меня, феминистки, Норма – чернокожего защитника прав цветного населения США, и Юпа – талантливого рассказчика, оптимиста и весёлого человека. Наши судьбы и мы сами кажемся для большинства слушателей довольно экзотическими. Я сомневаюсь, что многие из них встречали людей такого необычного жизненного пути.

Вот уже десять дней мы живём в маленькой деревне Субботово, расположенной от Москвы примерно в двух часах езды на автомобиле и в двадцати километрах от города Коломна. Здесь, в Доме гуманизмамы остаёмся на ночь, едим и проводим наши занятия. Дом этот создан в основном усилиями Валерий Кувакина, этого русского Пола Куртца. Он весьма энергичен и бодр в свои 73 года. На крыльце развеваются два флага – Российской Федерации и ЮНЕСКО, организации Объединенных Наций по науке и культуре. В доме – большая политическая карта мира. В комнатах многочисленные полки заполнены книгами. Дом очень удобен для проведения таких мероприятий. В нём три санузла, две душевых кабины, отдельно для мужчин и женщин. В каждой из четырёх спален три удобных кровати. Это большие спальни с книжными шкафами. Внизу, в зале для заседаний плюшевая игрушка – розовый слон, который держит флаг России и перепоясан лентой с надписью «Россия – родина РГО» (я не поняла, что означают эти слова). На одной из стен – галерея фотографий в рамках, среди них нобелевский лауреат Виталий Гинзбург, декан философского факультета МГУ, член Российской академии наук Владимир Миронов, Пол Куртц, а также известные российские философы и организаторы РГО. В доме много хороших фотографий и чёрно-белых гравюр с изображением окрестностей.

 

Я делаю свои заметки и одновременно слушаю увлекательную лекцию нидерландца Юпа Схрейфёрса, рассказывающего о новой концепции надзирающего (suveillance) и самонадзирающего (selfveillance) цифрового общества. Она буквально открывает глаза большинству из нас на то, что происходит вокруг. Казалось бы, мы осведомлены о многом из того, о чём он говорит, но он показывает нам современное общество с таких углов зрения, о которых мы не думали раньше. Он много путешествовал по миру, чтобы наблюдать, как меняются общества. Он показал нам, что мы переходим от мира надежды и оптимизма в мир, полный страха и негатива. Он обратил внимание на то, что знаком упадка общества является превращение городов в вытоптанные земли (я думаю, что Детройт – один из таких городов). Меткое сравнение.

Но вернусь обратно в наш Русский дом гуманизма. Деревянный кухонный стол очень длинный, вдоль него слегка неустойчивые скамьи и маленькие табуретки, чтобы сидеть на них. Еда проста и хороша. Нам повезло, что Таня, сестра Валерия, проявляет заботу о нас. У неё прекрасный огород с овощами и зеленью. Среди еды на столе лимоны, груши, яблоки, капуста, салат, помидоры, огурцы, укроп, петрушка, морковь, картофель, свёкла и т. д. Как вы можете себе представить, салаты всегда очень свежие. Каждое утро я вижу её в огороде, собирающей к столу то, что мы будем есть днём. Салаты многообразны, в том числе и из морепродуктов. Мясо в основном переработанное: сосиски (мы называем их хот-доги), но и короткие, (сардельки, большие и жирные), салями, колбаса и другое мясо, хороший сыр. Всё это подаётся на завтрак, а также и на обед (для нас это ланч) и ужин (то, что мы называем обедом). Существует также аппетитные домашние соленья, четыре вида домашних джемов: яблочный, малиновый, клубничный и чёрносмородиновый. Я не знакома со всем этим, возможно, была ещё клюква и какие-то другие ягоды, в том числе и фиолетовый виноград (крыжовник – примеч. ред.). Мы обычно ели на завтрак яйца вкрутую. Таня готовила прекрасные омлеты с сосисками или с колбасой. Каждое утро готовились каши. Удивительно, но для меня масло и хлеб показались не очень хорошими. Хлеб был простой белый, а чёрный оказался не вкусным.

На обед нам подают жареную рыбу, свиные отбивные, куриные грудки и баклажаны, горячие и холодные супы. Очень вкусным оказался борщ. Его, оказывается, подают не холодным, как я думала, а горячим. Действительно вкусно! Сметана подаётся к салатам, супам и другим блюдам. Мы ели также отличное рагу из жареного цыпленка. В качестве гарнира нам обычно давали гречку, но также рис и вермишель. Мы наслаждаемся жареным картофелем, макаронами с маслом, а не с соусом. Вкусно!

 

Вода для питья всегда была кипяченой. Минеральная вода в бутылках оказывалась солёной и безо льда. Довольно необычно для американцев. Часто большинство напитков домашнего изготовления – лимонад и другие фруктовые напитки – подавались комнатной температуры. Таня делала каждый день свежий лимонад и другие фруктовые напитки. Чай был временем заслуженного наслаждения после каждого приёма пищи и перед сном. Русские, как мне показалось, небольшие любители кофе. В доме был растворимый кофе, но его пили меньше.

Газированных напитков было мало. На банкете была Кока-кола и другие неизвестные мне напитки. Был ещё напиток, сделанный из зерна, тоже газированный, но он (квас – примеч. ред.) мне вообще не понравился. Мы не пили спиртного, за исключением последнего прощального вечера. Было вино в коробках и бутылках. Дома я не пью вина, но белое вино показалось мне очень вкусным. Да, у нас был чудесный банкет с вином и водкой! Было произнесено много-много тостов и были взрывы смеха и аплодисментов. Специально для банкета четыре или пять человек готовили шашлык на открытом воздухе и открытом огне. Шашлык получился очень ароматным.

По утрам погода в окрестностях Дома гуманизма прохладная. Внутри дома было тепло утром, становилось жарче днём, а к вечеру снова становилось прохладно. Приходилось надевать брюки и куртки. Рассветы здесь ранние, а закаты поздние – светло до 10.30 вечера. Для долгих прогулок после занятий это было очень удобно. Ежедневно, едва ли ни два или три раза в день мы гуляли по окрестностям и маленькими, и большими группами, иногда я гуляла в одиночестве. Тесно общаясь, мы узнавали многое друг о друге, обсуждали лекции, задавали вопросы друг другу, иногда спорили или даже подшучивали друг над другом, мы начинали видеть сходства и различия между нами. Да, у нас есть много общего, но у нас очень разный жизненный опыт. Во многом мышление русских консервативно. Они не интересуются вопросами контроля над рождаемостью и абортами, считая их не своими проблемами, а делом медицинских или правоохранительных органов. В какой-то момент я осознала, что большинство из участников школы являются или станут лидерами в своих регионах. Одна из женщин, как я узнала, только что завершила работу над учебником по гуманизму.

II.

 

На мой вопрос о розовом слоне недавно получила сообщение от Валерия Кувакина. Он пишет, что это своего рода шутка. В их стране есть поговорка «Россия – родина слонов». Таким слоном, тем более розовым оказалось Российское гуманистическое общество. Но поскольку в действительности в России слишком холодный климат, то слонов в ней нет, тем более розовых. Поэтому смысл слона с лентой «Россия – родина слонов» означает, что гуманистическая организация родилось, несмотря на все трудности, несмотря на все шараханья России от православия к коммунизму и от коммунизма к православию.

В России недавно были приняты новые правила, регламентирующие деятельность неправительственных организаций. Москва говорит, что она хочет ограничить влияние иностранного финансирования политической деятельности внутри страны. Но NPR 1 сообщила, что новые правила несправедливы и власть использует их против своих критиков. Эта произошло приблизительно за две недели до нашего приезда. Я получила письма от встревоженных друзей. Здесь в России мне рассказали, что пять человек в последний момент отменили своё участие в летней школе. За одного ответил отец, сообщив, что сын внезапно заболел и не может ответить лично. Атмосфера страха всё ещё ощутима в стране, хотя на поверхности всё кажется спокойно. Россияне – участники школы обеспокоены и больше всего говорят о взятках и коррупции, которая достигла в России угрожающих размеров. Всё это они называют русской мафией. Они утверждают, что почти невозможно начать, развивать и поддерживать малый бизнес, из-за огромных размеров требуемых властями взяток. Это подтвердил мне один из студентов неделей позже. Они весьма обеспокоены тем направлением, в котором движется страна. У нас был большой разговор об американском империализме и дискуссия о роли Федеральной резервной системы, которая печатает доллары. Я думаю, что так же как я была воспитана на страхе перед русскими из-за «холодной войны», Берлинской стены и Красной площади, наполненной солдатами, танками и несменяемым руководством, также и русские вырастали в атмосфере страха. Я думаю, что главное, чего мы достигли через поиск мира во всём мире – это не только преодоление национализма. Мы поняли, что мир – это планетарная, объединяющая всех задача. Но, к сожалению, чем больше я нахожусь здесь, в этой стране, тем более очевидным для меня становится, что Россия находится на пороге очередного диктаторского режима.

Мы начали нашу образовательную программу 26 июля. Каждый день мы завтракаем около 8.15 утра и начинаем первую лекцию в 9.00 утра. Лекция длится два часа, по существу она повторяется дважды, один раз на английском языке и снова на русском. Многие в аудитории понимают по-английски на слух и ещё лучше – написанное на дисплее большого телевизора. Это помогало вести дискуссии и обсуждать то, что они видели перед глазами. Американцы знали только английский, лектор из Амстердама – голландский, немецкий и английский. Мы не говорили по-русски, поэтому все лекции давались на английском языке и переводились на русский. Для русских это был ещё и урок английского языка, но порой это было утомительной, хотя и необходимой процедурой. После первой лекции делался короткий перерыв и начиналась вторая лекция, которая длилась до обеда.

К этому времени дня наступала жара. Хотя на стене в зале есть большой и хороший кондиционер, он включался редко. Когда решался этот вопрос, сразу же начинались споры, как на стадионе между фанатами, кто-то был за включение, кто-то, боясь простудиться, был против. Кроме того, как это обычно и бывает, после обильного обеда трудно и говорить, и слушать. Известно, как это происходит, не успеешь закрыть глаза, как чувствуешь, что подбородок падает на грудь, и ты широко открываешь глаза. А потом, хотя и борешься с этим, глаза снова закрываются… Все студенты знают об этом.

Норм, Юп и я сменяли друг друга в течение дня, а Валерий читал последнюю, четвёртую лекцию перед ужином. Но и после ужина делалась либо презентация, либо просмотр фильма, или видиолекция Пола Куртца. Это были очень длинные дни для всех нас.

Почти каждый день непосредственно перед ужином некоторые из нас купались в местной реке Осёнка, которая вьётся вдоль всей деревни. Купания были просто божественными. Спустя несколько дней один из студентов вызвал меня, как он выразился, на соревнование. Я отклонила его предложение, сказав, что я хорошая пловчиха, но я плаваю не быстро, поэтому я ему не конкурент. Когда он предложил мне это во второй раз и спросила его, почему он хочет соревноваться со мной, он был слегка смущён и с глуповатой улыбкой на лице ответил, что он просто хочет победить меня в плавании.

 

Среди нас нередко возникала дискуссия о мужских и женских гормонах и о том, кто сильнее, мужчины или женщины. Споры подогревала проходившая в эти дни Всемирная олимпиада. Большинство смотрели соревнования перед сном почти каждый вечер. Мне было интересно видеть, как воспринимают Олимпийские игры россияне. Я много рассказывала об участии женщин в Олимпийских играх, в том числе и об их участии в Олимпиаде-2012. Я разъясняла о позиции феминисток и их борьбе за широкий доступ и справедливое участие женщин в олимпийских играх, о дискриминации в их отношении на примере участия лишь одной спортсменки из Саудовской Аравии, которой разрешили бежать только в одежде, полностью закрывающий её тело.

Мы обсудили спортивную карьеру Шерил Хаворт. Я прочитала им фрагмент из аннотации посвящённого ей фильма «Сильная»: «Двенадцатое поколение патриотов Америки, визуальный художник с 14 лет, американская чемпионка Олимпийских игр 2008 г., она входит в элиту чемпионов мирового уровня. Грозная фигура в тяжёлой атлетике. Её рейтинг – наивысший среди всех американских участников Олимпиады». Как я и ожидала, многие мужчины стали сомневаться в том, что я сказала. Девушки улыбались…

Затем мужчины стали доказывать, что женщины сильны только в синхронном плавании. Я предположила, что возможно мужских команд в синхронном плавании нет, так как они боятся проиграть женщинам в этом виде спорта. Некоторые из мужчин предположили, что тестостерон делает мужчин сильнее, чем женщин. Я сказала, что недавно прочитала статью о том, что эстрогены делают женщин столь же сильными; это женский гормон, но результат их действий одинаков. Один из участников школы, профессор медицины, специалист в этой области Всеволод Ляшенко захотел сделать комментарий. Валерий с трудом успокаивает аудиторию: «Давайте послушаем, что врач скажет о гормонах». Доктор улыбается мне и говорит, «Тони сильная личность. Она сильна во многих отношениях». Споры вскоре утихли. Он хороший человек. Мы часто ходили вместе на прогулки и говорили о многом. У него широкая и добрая улыбка.

Но пойдём дальше.

На следующий день студент, который хотел победить меня в плавании, предложил мне плавать не наперегонки, а в одном темпе. По его просьбе я начала учить его новой технике плавания кролем. Я также показала другому студенту, как плавать на спине. Они следовали моим инструкциям и обещали мне хорошо овладеть теми приёмами, которым я их учила.

III.

Хотя россияне говорят, что у них в стране много различных религий, там, где мы были, мы видели главным образом русские православные церкви. Путин вполне открыто сотрудничает с патриархатом (здесь полное засилье мужчин) и явно использует его в политических целях. Русские имеют разный исторический опыт, в том числе и нерелигиозного воспитания в XX веке. Движущая сила, которая возвращает церковь в Россию, связана с людьми старшего возраста, у которых остались религиозные убеждения, несмотря на коммунизм. Но это и правительство, которое использует политические средства, финансы и идеи радикального христианства для укрепления православия.

На вершине холма, в пяти минутах ходьбы от Дома гуманизма, в лесу есть часовня. Она построена недавно возле источника родниковой воды, которая в настоящее время считается «святой» водой. Я не знаю почему. Там же есть очаровательная беседка для отдыха и ещё небольшое здание, купальня – тёмная, с лавками и большим, квадратным отверстием, внизу этот котлован заполнен водой. Он вырыт в земле для погружения всего тела в «святую» воду. Это напоминает мне место для крещения взрослых. Здесь же крытая площадка со столами для пикника, в лавке можно купить лёгкие закуски. Ещё выше по дороге в деревню Богдановка есть небольшая церковь. На крыльце – большие косынки для женщин, чтобы они покрывали голову, прежде чем войти внутрь. Внутри церкви женщина продаёт свечи и книги, кое-что для женской одежды. Я не пошла вглубь церкви, хотя из входа внутреннее убранство выглядело приветливо. Внутреннее помещение было тёмным и прохладным, было много высоких, тонких, цвета слоновой кости свечей. Они ярко горели.

Микроавтобус привозит туристов, создающих поток женщин, мужчин и детей, идущих вверх к источнику «Neupivaemaya Chasha» 2. Они несут большие пластиковые контейнеры для заполнения их «святой» водой из колодца и тащат их через ворота, которые закрываются на ночь. Поскольку ранее это было общедоступное место, которое теперь присвоила себе церковь, некоторые возмущаются, что проход к источнику контролируется теперь служителями церкви. Возможно, церковь просто конфисковала этот участок земли? Вот ещё один случай, который заставляет меня задаться вопросом, почему это люди считают, что церковь имеет моральный авторитет?

На лекции я затронула вопрос о протестной песне панк-группы Pussy Riot. Среди слушателей началась буря споров. В ходе дебатов я долго выясняла мнение одной консервативной студентки. Три члена группы были арестованы и сидели в тюрьме в ожидании судебного разбирательства потому, что они исполнили антипутинскую песню-молитву в Храме Христа Спасителя в феврале, до выборов. Она была очень огорчена. Она начала с признания, что сама не является верующей, но у неё верующая мать. Девушка расценила их протест как действие неуважительное и неприличное потому, что Pussy Riot напали на церковь и пели в алтаре 3. Я была удивлена. Она также считает, что они были безответственны потому, что у двоих из них маленькие дети, и теперь девушки сидят в тюрьме, вместо того, чтобы заботиться о своих малышах. Она не думает, что они заслуживают тюремного заключения, но какое-то наказание они должны понести.

В России буря вокруг Pussy Riot продолжалась. Уже после того, как я вернулась домой, состоялся суд, на котором они были осуждены, приговорены к двум годам заключения каждая. Их обвинили в хулиганстве, состоящем в разжигании религиозной ненависти; судья Марина Сырова пришла к выводу, что их феминистские выступления эквивалентны религиозной ненависти.

Согласно публикации Владимира Исаченкова в Huffington Post, «дело Pussy Riot показало огромное влияние русской православной церкви. Хотя церковь и государство официально отделены, она позиционирует себя как сердце русского национального самосознания. Критики говорят, что укрепление церкви делает её квазигосударственным институтом. Некоторые православные группы и многие верующие призывают к суровому наказанию [участниц группы Пусси Райет] за действия, которые они считают богохульными. Глава РПЦ, Патриарх Кирилл не делает секрета из того, что он верный защитник Путина, восхваляющий его руководство как “Божье чудо”. Он назвал исполнение панк-группы одним из нападений на церковь “враждебных сил”. Приговор раскрывает сговор между церковью и государством в России. Член британского парламента Крис Брайент (Chris Bryant) в своём твиттере написал: “приговор Pussy Riot показывает нам две пары мёртвых рук: Русской православной церкви и Владимира Путина, которые тащат Россию в прошлый век”».

На уикенд все поехали на экскурсии. В субботу утром Валерий привёз меня, Норманна и ещё двух студентов в Москву, где мы и переночевали с субботы на воскресенье. Другие в этот уикенд отправились в Коломну, небольшой город, расположенный недалеко от Дома гуманизма. В Коломне есть железнодорожная станция. Поезда – прекрасный вид транспорта. К сожалению, мне не удалось съездить в Коломну и проехать на поезде.

 
 

В качестве памятного сувенира зарубежные лекторы получили подарок «на троих»:
каждому из них – Флорису, Тони и Норманну – было вручено по бутылке водки фирменного бренда «Ленин в разливе». Кто такой Ленин они знали, а что такое Разлив и «разлить на троих» им объяснили.

У Кувакина довольно большая квартира. Таня, его сестра сказал мне, что он умеет делать всё. Действительно он приготовил нам прекрасной ужин, когда мы самостоятельно вернулись ночью после всех экскурсий. Студенты помогли ему мыть посуду и навести порядок.

Мы путешествуем по всей Москве на метро. Поезда большие и чистые. Ходят часто. Даже когда мы делали пересадку, оказалось, что вверх и вниз мы перемещаемся по движущемуся эскалатору. Каждая станция метро имеет уникальный и особый характер, некоторые из них по-настоящему красивые. Путешествуя по миру, я люблю изучать метро. Должна сказать, что в Москве, может быть, лучшее метро в мире по многим показателям. Среди других прекрасных достопримечательностей мы посетили Музей изобразительных искусств имени Пушкина (его должны посетить абсолютно все), Кремль и Красную площадь, Третьяковскую галерею, увидели памятник основателю Москвы (1147 г.) Юрию Долгорукову. Почти каждая статуя, которую мы видим в этой стране, связана с войной. В Москве есть несколько памятников известным поэтам и писателям. Все они мужчины. Мы видели статую студентки при входе в Московский государственный университет. Женщины плохо представлены в визуальной культуре страны. В Третьяковской галерее мы находим совсем мало полотен, написанных женщинами, здесь выставлены в основном работы художников-мужчин.

Конечно, когда речь идёт о рекламе и продаже товаров, ситуация полностью противоположная. Женщина с огромными грудями, блондинка, похожая на фермерскую дочь – в центре огромного билборда, неоднократно попадавшегося нам на обочине дороги. Её полные груди, выпадающие из платья с низким вырезом, – это видимо и есть та точка, с которой начинается распродажа. Почему рекламодатели думают, что это – недостижимая для меня правда жизни. Встретился билборд с молодой женщиной, обращённой к зрителям голой спиной и глядящей на них из-за плеча. Не знаю, что здесь рекламируется, но подобной рекламы много. Похоже, что такое в новинку для России, думающей, что это и есть капитализм западного стиля. Мы проходим мимо Макдональдсов, Starbucks (сеть кофеен – примеч. переводчика), ресторанов быстрого питания Ростик’с и Subways в городе и, удивительно, находим Fridays в Московском международном аэропорту Шереметьево.

Я обратила внимание, что спортсмены и молодежь на рекламных постерах изображены в интеллигентных, приятных позах. Получается какой-то обоюдоострый меч. Коммунизм объявил всех равными, и фотографии этого времени демонстрируют равенство людей. Патриархия применяет двойной стандарт в отношении женщин. То, что демонстрирует церковь, запутывает граждан России, у которых, насколько я могу судить, очень слабые представления о прогрессивных ценностях.

Москва – это море из многочисленных многоэтажек из цемента, никогда не знавших, что такое краска – серые многоквартирные дома, возведённые при советской власти. Идея состояла в том, что все должны быть равными, все должны жить в одинаковых домах. Внешне здания похожи друг на друга. Но размер квартиры зависит от вашего семейного положения. Внешний вид здания и общие места пользования – подъезды и лифты – в ужасном состоянии и остро нуждаются в уборке и ремонте. Но сами квартиры имеют все удобства, большие окна и балконы.

В воскресенье мы провели часть дня на старом Арбате, самой известной улице в Москве. Это одна из старейших улиц в городе, впервые она упоминается в 1493 г., в связи с пожаром, который начался в церкви Святого Николая. Когда я вернулась домой, то из сайта Moscow-life.com узнала, что первоначально это был пригород, куда торговцы с Востока приезжали с караванами товаров. В XVIII веке Арбат стал популярным у московской интеллигенции, писателей и артистов, которые посещали многочисленные кафе, прогуливались по округе и по обсаженным деревьями бульварам. Сам Пушкин жил здесь с женой в доме № 53 (здание с тех пор является музеем, посвящённым поэту). Л. Толстой проживал в прилегающем к Арбату Калошином переулке. Поблизости жила и Мария Гартунг – старшая дочь Пушкина.

Сегодня Арбат – всё такая же очень живая и захватывающая дух улица. На ней выставлено большое количество оригинальных произведений искусств, много уличных музыкантов; помню молодого человека, который выкатил фортепиано в центр улицы. Он играл к восторгу тех из нас, которые в это утро оказались на этой залитой солнцем улице. Мы могли наслаждаться обедом (здесь много ресторанов и кафе), недалеко – крупнейший книжный магазин в Москве. Это была восхитительная прогулка. Всем, кто окажется в Москве, обязательно нужно сходить на Арбат.

***

Ещё одна тема – сексуальные меньшинства. Она возникла уже в начале нашей летней школы, за обедом. Некоторые выразили недовольство, отметив, что тема толерантности в отношении геев и лесбиянок их уже достала. Другие согласно кивали головой. Я не знаю, кто первый заговорил об этом, но не думаю, что это было выражение личных точек зрения. В 1993 году в России гомосексуализм был декриминализирован. В Советском Союзе это грозило тюремным заключением. Тем не менее, многие гомосексуальные сообщества ведут полуподпольное существование и гомофобия глубоко укоренена в сознании людей. Любопытно, что некоторые из участников летней школы до последней презентации Юпа понятия не имели, что он – гей. Один парень намекнул мне, что он подозревает, что Юп – гей, но не решился спросить его самого об этом. Другой парень сказал Юпу, что если бы он открыто назвал себя геем год тому назад, то встретил бы плохой приём. Но сам он готов к обсуждению этой темы, потому что, в конце концов, мы гуманисты.

Свою последнюю лекцию, в пятницу 3 августа Юп решил посвятить теме сексуальных меньшинств. В основном он рассказал о своём личном опыте жизни, начиная с детства. Глаза слушателей были широко раскрыты. После презентации в ходе дискуссии одна из студенток сказала нам, что теперь после личного разговора с Юпом она смотрит на этот вопрос иначе. На её лице я могла прочитать противоречивое отношение к гомосексуализму. Но было ясно, что Юп одним своим присутствием и своей презентацией дал студентам много пищи для размышлений.

К моему удивлению неделю спустя, поп-звезда Мадонна выступила за права геев на концерте в Санкт-Петербурге, родном городе президента Владимира Путина. В этом городе был принял закон, запрещающий гомосексуальную «пропаганду». Якобы под предлогом защиты несовершеннолетних было запрещено публично говорить о ЛГБТ-сообществах или подтверждать идентичность его членов. Закон практически наложил запрет на парады геев и другие проводимые ими общественные мероприятия. Со сцены Мадонна сказала «Мы хотим бороться за право быть свободным». Правозащитная ЛГБТ-организация Coming Out 4 выступила с публичным заявлением, в котором говорится: «Как было обещано, Мадонна произнесла глубоко тронувшую нас речь между исполнением песен ‘Open Your Heart’ и ‘Masterpiece’, в которой она высоко оценила демократию, любовь и свободу и сравнила борьбу ЛГБТ за свои права с борьбой Мартина Лютера Кинга за равенство. Она добавила, что геи должны рассматриваться с доброжелательностью и уважением их достоинства, и не существует права использовать религию для поощрения ненависти к определённой группе людей»

Теперь чиновники Русской православной церкви начали лоббировать федеральный закон, который запрещал бы признавать права сексуальных меньшинств. На мой взгляд, это позор, когда некоторые русские игнорируют смысл того, о чём пели Pussy Riot и сосредоточились на вопросе о неуважении к религии. Люди, похоже, мало осознают, что религия оказывает поддержку тирании, против которой сами же они и выступают.

Перевод с английского – В. А. Кувакина


National Public Radio (NPR, Национальное Общественное Радио) – крупнейшая некоммерческая организация, которая собирает и затем распространяет новости с 797 радиостанций США. Финансируется за счёт пожертвований слушателей (юридических и физических лиц). В 2007 г. её бюджет составил 172 млн. долларов, в 2009 – 140 млн. (бюджет уменьшился в связи с экономическим кризисом). Из этой суммы примерно одна треть – индивидуальные пожертвования рядовых слушателей, 10 процентов – государственная поддержка и гранты, остальная часть – корпоративные пожертвования. Число слушателей радиостанции в течение каждой недели составляет примерно 32 миллиона человек (около 10 процентов населения США). По опросу, проведённому в 2005 году, новостям от NPR доверяло больше всего слушателей
http://ru.wikipedia.org/wiki/National_Public_Radio

«Неупиваемая Чаша» – икона Богородицы, происходящая из Введенского Владычного монастыря Серпухова. Известна с 1878 года и почитается в Русской церкви как чудотворная. По народному поверью считается, что она помогает избавиться от алкоголизма, наркомании и курения (примеч. переводчика).

Песня исполнялась не из алтаря, а с амвона. Амвон – место в христианском храме, с которого читаются библейские тексты, произносятся проповеди и ектеньи, т. е. ряд молений, протяжно произносимых диаконом или священником (примеч. ред.).

Санкт-Петербургская ЛГБТ-организация «Выход» (примеч. переводчика).

 

Яндекс.Метрика