Содержание сайта =>> Обращения и заявления |
По тексту, присланному 03.03.2007
М. Б. Конашевым, mbkonashev@mail.ru
Открытое письмо
Министру науки и образования РФ
|
Альтернатива светскому научному образованию – невежество!
У России сегодня есть два главных преимущества, позволяющие ей занимать определенное место среди множества других стран и народов. Это – высокий уровень образования её граждан и богатые природные ресурсы. Сила нашего образования во многом связана с тем, что оно строится на научной основе, на материалистическом восприятии природы. Научное знание, в том числе о развитии жизни и происхождении человека, не может оскорблять чьих-либо религиозных чувств, так же как прогноз погоды не может быть оскорблением верующих независимо от того, любят ли они жару или холод.
В последнее время в нашей стране заметно усилились атаки клерикальных кругов на научные основы преподавания. Особым нападкам подвергается эволюционная теория, которую публично осуждают не только школьницы и их отцы, но и иерархи церкви. Под видом «православной культурологии», лукавых рассуждений о «демократии» и вариативности в преподавании просматривается опасная политика внедрения религии в государственные школы, а религиозно-догматического сознания в умы школьников.
Нас беспокоит намечающаяся тенденция слияния государства и церкви. Мы считаем, что религия не должна вмешиваться в дела науки. Мы полагаем, что преподавание естественно-научных предметов должно основываться только на устоявшихся научных концепциях. Современная эволюционная теория, с которой критики «дарвинизма» явно не знакомы, безусловно, относится к числу выдающихся достижений науки и поэтому должна быть обязательным компонентом обучения в средней и высшей школе. На наш взгляд, единственным компетентным экспертом при определении содержания программ преподавания естественных наук может быть только научное сообщество в лице Российской академии наук, университетов и научных обществ. Вопросы ошибочности или истинности той или иной научной теории не решаются на пресс-конференциях, митингах или в судах, в средствах массовой информации или в ходе социологических опросов.
Мы, безусловно, уважаем право людей на выбор веры, своей принадлежности к той или иной религиозной конфессии, но это должно быть сугубо личным, семейным делом. В России как светском государстве преподавание на религиозной основе может осуществляться только вне государственных учреждений. Религиозные лидеры и государственные служащие на региональном и федеральном уровнях обязаны соблюдать Конституцию, которая определила отделение религии от государства.
Россия, как и все человечество, вступила в XXI век. В условиях глобализации и жесткой конкуренции лидерами будущего будут страны, развивающие современное образование, мощную науку и новые технологии. США не стесняются заявлять о своем мировом научно-технологическом превосходстве. Объединенная Европа реально строит свою экономику, основанную на знаниях. Руководство России также стало говорить о необходимости развивать «экономику знаний». Однако это невозможно сделать без высоко образованного населения, подготовка которого начинается в школе. Возникает вопрос, кто будет определять качество современных знаний и уровень образования – люди прошлого, живущие по отстающим часам и видящие истину только в религиозных мифах, или люди, понимающие всю сложность устройства и познания мира природы, общества и человека?
Это – стратегический выбор будущего России. Этот выбор зависит от каждого из нас!
И. Г. Абрамсон, физик, доктор технических наук,
Л. Я. Боркин, зоолог, председатель правления Санкт-Петербургского союза ученых,
В. В. Быков, пенсионер,
А. И. Ермолаев, генетик, кандидат биологических наук, заведующий редакцией ветеринарной и
биологической литературы издательства «Лань»,
Б. И. Иванов, историк техники, доктор философских наук,
М. Б. Конашев, историк эволюционной биологии, кандидат биологических наук,
6 февраля 2007 г.
г. Санкт-Петербург
Дополнительная информация
Инициативного комитета
ОБРАЩЕНИЕ
ко всем желающим подписать
Открытое письмо Министру науки и образования РФ
В последнее время представители клерикальной части общества всё настойчивее публично указывают на необходимость введения образования на религиозной основе в государственные средние и высшие образовательные учреждения страны. Эти высказывания сопровождаются нападками на научные основы преподавания, особенно на эволюционную теорию («дарвинизм»), поскольку та противоречит религиозной мифологии.
Недавно данная точка зрения получила фактически официальное одобрение и публичную поддержку со стороны главы Русской
православной церкви. Согласно сообщению «РИА Новости» от 29 января 2007 г., патриарх Московский и всея Руси
Алексий Второй, выступая на
Аргументация, которой пользуются как представители церкви, так и её активные сторонники (судя по средствам массовой информации), свидетельствует об их незнании достижений современной науки и непонимании логики её развития. Вызывает также удивление нежелание этих людей считаться с Конституцией России, где четко указано на светский характер государства, в котором они проживают. Одновременно предпринимаются различного рода попытки обойти это кардинальное положение Основного закона страны.
Мы выражаем свою обеспокоенность за будущее полноценного и общедоступного светского (научного) образования в нашей стране. Мы глубоко убеждены в том, что Россия сможет достичь выдающихся успехов в экономике, культуре и политике, добиться действительной свободы и процветания только при условии сохранения и развития образования, основанного на достижениях науки.
Мы призываем всех, кто разделяет эту обеспокоенность, поддержать нашу позицию, выраженную в Открытом письме Министру науки и образования России (прилагается). Мы обращаемся ко всем гражданам страны – учёным, учителям, врачам, инженерам, журналистам, людям других профессий, государственным и общественным деятелям, наконец, к думающим родителям – предпринять как можно скорее все разумные и необходимые на Ваш взгляд действия в целях сохранения и развития светского научного образования в стране.
Если Вы готовы присоединиться к нам, то, пожалуйста:
1. Отправьте Открытое письмо Министру науки и образования России на обычный почт. адрес: 125993, Москва,
2. Сообщите нам об этом по адресу komitet-06-02-07@mail.ru для того, чтобы мы смогли включить Вас в общий список сторонников светского образования на научной основе.
3. Разошлите данное Обращение и Открытое письмо всем своим коллегам и знакомым – сторонникам светского образования.
4. Постарайтесь опубликовать Обращение и Открытое письмо – а) на сайтах и б) в различного рода изданиях, особенно в средствах массовой информации, местного, регионального и федерального уровней.
Мы планируем сформировать Комитет за светское (научное) образование и были бы благодарны Вам за участие в его работе, любые советы и предложения.
Наш электронный адрес: komitet-06-02-07@mail.ru
Почтовый адрес для писем: Санкт-Петербург 199034, Университетская набережная, 5, офис 300, Санкт-Петербургский союз ученых, Л. Я. Боркину.
И. Г. Абрамсон, физик, доктор технических наук, главный научный сотрудник научно-испытательного центра «Гипроцемент-Наука»,
Л. Я. Боркин, зоолог, председатель правления Санкт-Петербургского союза ученых,
В. В. Быков, пенсионер,
А. И. Ермолаев, генетик, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, заведующий
редакцией ветеринарной и биологической литературы издательства «Лань»,
Б. И. Иванов, историк техники, доктор философских наук, заведующий сектором истории техники
Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники Российской Академии наук,
М. Б. Конашев, историк генетики, кандидат биологических наук, заместитель директора
Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники Российской Академии наук,
6 февраля 2007 г.
г. Санкт-Петербург
Открытое письмо Министру также поддержали:
И. С. Дмитриев, доктор химических наук, директор
С. Я. Цалолихин, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Зоологического
института РАН,
Л. В. Максимов, доктор химических наук, ведущий научный сотрудник НИТИОМ,
Д. А. Баратова, кандидат медицинских наук, гематолог
А. Л. Тимковский, доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией Петербургского
института ядерной физики РАН,
Н. И. Диденко, кандидат технических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского
научного центра РАН,
Р. Р. Алексеев, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Зоологиечского
института РАН,
А. Б. Георгиевский, доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник
СПб филиала Института истории естествознания и техники Российской Академии наук,
С. А. Кугель, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки России, Центр
социолого-науковедческих исследований,
К. В. Манойленко, доктор биологических наук,
Д. И. Раскин, доктор исторических наук, начальник отдела научных исследований и публикаций
Российского государственного исторического архива, член правления Санкт-Петербургского союза ученых,
А. Н. Кирейчук, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Зоологического
института Российской Академии наук,
Г. А. Лада, кандидат биологических наук, заведующий кафедрой зоологии Тамбовского государственного университета, г. Тамбов.
Р. Э. Арбитман, литературный критик, член Союза российских писателей, г. Саратов.
Э. Р. Байгильдеева, историк, редактор, г. Казань.
Е. Н. Беляева-Чернышёва, филолог, поэт, Владимирская область, Собинский район, с. Ворша.
Е. В. Урусова, программист,
В. В. Урусов, системный программист,
О. В. Ланенхина, юрист,
К. Г. Иванова, инженер Всероссийского научно-исследовательского института метрологии
им. Д. И. Менделеева,
В. Г. Иванов, кандидат физико-математических наук, сотрудник Главной астрономической
обсерватории Российской Академии наук,
Н. А. Ащеулова, кандидат социологических наук, научный сотрудник Центра
социолого-науковедческих исследований,
Е. Л. Лукин, писатель, член Волгоградского отделения Союза писателей России, г. Волгоград.
Е. А. Сапаев, кандидат биологических наук, зоолог, пенсионер, г. Казань.
О. Л. Габелко, доктор исторических наук, доцент кафедры истории древнего мира и средних веков Казанского государственного университета, г. Казань.
К. Ю. Еськов, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Палеонтологического института Российской Академии наук, г. Москва.
А. А. Федотова, младший научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Института истории
естествознания и техники Российской Академии наук,
Э. И. Колчинский, доктор философских наук, директор Санкт-Петербургского филиала Института
истории естествознания и техники Российской Академии наук,
Я. М. Галл, доктор биологических наук, академик Российской Академии естественных наук,
Н. В. Резанова, писатель, редактор издательства «ДЕКОМ»,
В. А. Спиридонов, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ИО РАН, член специализированных советов Межведомственной ихтиологической комиссии, координатор проектов Всемирного фонда дикой природы, г. Москва.
А. А. Стегалин, биолог, отец троих детей, г. Самара.
В. Ю. Казаков, врач, г. Саратов.
Ю. Г. Казакова, библиотекарь, г. Саратов.
С. В. Логинов, писатель, член Санкт-Петербургского отделения писателей,
Н. П. Ничипоренко, кандидат психологических наук, доцент кафедры медицинской и общей психологии Казанского государственного медицинского университета, г. Казань.
Л. Ф. Недашковский, кандидат исторических наук, ассистент кафедры археологии и этнологии Казанского госудрственного университета, г. Казань.
Д. Г. Бугров, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории Академии наук Республики Татарстан, г. Казань.
От ведущего сайт «Разум или вера?»
Текст Открытого письма Министру науки и образования в формате «Word» можно переписать по ссылке «text».
Затем, добавив внизу страницы свои ФИО и др. информацию о себе (п. 1 Обращения), отправить готовый файл как вложение в два электронных адреса: в адрес Министерства info@mon.gov.ru и в адрес Инициативного комитета komitet-06-02-07@mail.ru (в поле «Тема» указать, например, «Альтернатива светскому научному образованию – невежество!»). Или распечатать готовое письмо на принтере и отправить в адреса Министерства и Комитета обычной почтой.