А может, борьбу с терроризмом надо начать с себя?
14 ноября 2002 г. в печати появилась школьная программа «Православная культура» [1], и было сообщено, что «В соответствии с
ней школьники будут учиться православию на протяжении 11 лет: по часу или по два в неделю. В итоге выпускники средней школы должны овладеть
вузовским курсом теологии» [2].
А накануне, 13 ноября, появилась статья [3] священнослужителя РПЦ г-на А. Кураева, в которой он пишет о необходимости
борьбы с терроризмом, причём рассматривает проблему в не совсем официально-традиционной плоскости.
После каждой «террористической» вылазки раздаются заклинания: «нельзя искать религиозные или национальные корни террористов!»; «у терроризма нет
национальности!»; «у бандитов нет веры»… Прямо инопланетяне какие-то…
Есть, есть у них и матери, и отцы, есть то, чему эти бандиты научились не в спецлагерях, а у себя дома, есть то, что они усвоили из своих национальных
преданий и религиозных наставлений. А еще есть то, чему они научились в советской школе.
Первую половину статьи, г-н А. Кураев посвящает борьбе с «призраками коммунизма» и, в частности, рассказывает, какая же
нехорошая была советская школа. Обе эти публикации вышли с разницей в один день. Случайность? Возможно. Но, возможно неуклюжая попытка повлиять на
общественное мнение с целью ослабить негативное отношение, которое сложилось в обществе, к упорным и наглым требованиям РПЦ ввести в школах
обязательное преподавание Закона божьего. Попытка, как бы, преломить это негативное отношение через призму содействия антитерроризму, охаивая
советскую школу. Последуем за размышлениями г-на А. Кураева. Причём, вначале, обратим внимание на ту часть его статьи, в
которой он клеймит советскую школу. Итак.
Да, советская школа есть школа терроризма. Она из поколения в поколение передаёт (не могу решиться писать в прошедшем времени) восхваление
террористов, их героизацию. Пугачев и Разин, братья Ульяновы и Робеспьер, декабристы и бомбисты, санкюлоты и прочие «несгибаемые борцы» преподносятся
ею как образцы, достойные всяческого подражания.
Школа и по сю пору учит, что власть, как правило, не права, что против нее с силой и удалью может восставать любой «порядочный человек», а вот
государство не имеет права на самооборону от «дубровских».
А вот последний абзац – это просто ложь. Г-ну А. Кураеву хорошо известно, что советская школа учила уважать существовавшую в то
время советскую власть и почитать руководителей советского государства. И то, что советская власть базировалась на другой, отличной от
православной, религии (религии, за одним исключением – отсутствием в её арсенале вымысла о хождении по воде, исцелениях «по мановению» и прочем,
простите, христианском бреде), никак не является основанием для утверждения, что советская власть позволяла школе эту власть и эту свою религию
охаивать. Да и вряд ли г-н А. Кураев сумеет привести хоть один пример религии, находящейся у власти, которая позволяла бы
проповедовать против себя. А говоря о канонизации топонимики в советские времена, он сам, фактически, и указывает на религиозный характер
советской власти.
Эти школьные уроки трудно забыть – они канонизируются топонимикой наших городов. Мы до сих пор ходим по улицам, которые носят имена Ленина,
Свердлова, Урицкого, Дзержинского, Пугачева, Разина, Пестеля, Рылеева.
Здесь у г-на А. Кураева откровенно проявляется зуд наших совсем недавних (некоторые из них и поныне при власти) «великих переименователей и
переустроителей». Не нравится ему ходить по улице Ленина. Многим не нравится, и сторонникам г-на А. Кураева, и его противникам.
А вот кто был кровожаднее: В. И. Ленин или один из сегодняшних православных кумиров – Николай Кровавый, – история, пожалуй,
ещё не рассудила. Но то, что один другого стоит – несомненно.
Действительно, в недавние времена вызывало раздражение, что памятники советским «святым» и улицы их имени попадались на каждом шагу. Реликты этого,
уже не столь частого, однообразия сегодня вызывают, скорее, горькую иронию. Но, таков «закон жанра» любой религии, находящейся у власти. Сегодняшнее
православное оцерквоманивание страны, прямо скажем, у психически здорового человка вызывает не просто раздражение, а справедливое негодование.
И понятно: стоимость самой захудалой (но всё равно раззолоченной) церквушки на сотни тысяч, а то и миллионы закордонных долларов тянет – не
в пример сотне ширпотребовских скульптур Ильича по 200 советских рублей за штуку! Что уж говорить о дворце-ХХС, который за несколько
лет строительства сожрал сумму, чуть ли не равную 5 % годового бюджета всей страны! [4]. Вспоминается старый анекдот советских времён о том,
что «весь пар в гудок уходит».
В советские времена, хоть что-то «от гудка» на дело оставалось: советские «Святейшие Патриархи», всё же материалистами были (пусть и
с религиозно-догматическим уклоном). Они, хоть чуть-чуть, но признавали материальные потребности народа. Распределительный принцип
тогдашней власти был переходным от социализма к коммунизму: «себе – по потребностям, народу – по возможностям». А народ трудился по
другому принципу: «как платят – так и работаем».
Нынешние лидеры лишь наполовину оправославились – только для «бессмертной души», а на вторую половину – для «бренного тела», остались
материалистами (по Кураеву, видимо, вследствие своего прошлого – советского школьного воспитания). Распределительный принцип сегодняшней
православно-материалистической власти претерпел существенные изменения: «все пополам: материальное – себе, духовное – народу».
А народный принцип почти не изменился: «чем платят – то и производим». Далее, очень интересно, о двойных стандартах и пламенных
революционерах.
Налицо политика двойных стандартов, которыми руководствуются и федеральные, и местные власти Российской Федерации, когда речь идёт о проблеме
терроризма. Наши лидеры утверждают, что терроризм – преступление, которое не может иметь никакого оправдания. Нет, мол, такой цели, ради
достижения которой можно было бы вставать на путь экстремизма. Но при этом политика одобрения «пламенных революционеров» продолжается.
И где же уважаемый автор процитированных строк за последние 10 лет узрел такую политику? Разве только он посещает митинги бабушек и дедушек,
которые в числе двух-трех десятков иногда собираются с красными знаменами и транспорантами вблизи музея Ильича? Или тайно вступил в
КПРФ и черпает информацию из пламенных речей, ныне воцерквленного православного, товарища Г. А. Зюганова? Но далее.
Мне бы очень хотелось, чтобы сегодняшнее осуждение терроризма было обращено и к нашему собственному прошлому.
Золотые слова! Устами бы г-на А. Кураева, да при его религиозно-исторических познаниях… изложить бы всё террористическое
прошлое РПЦ на территории России и Древней Руси! Но, пока г-н А. Кураев не взялся за такой труд, приходится довольствоваться
работами менее именитых авторов [5, 6, 7 ].
Борьбу с терроризмом можно начать… просто по месту своего жительства: с требования переменить имена улиц и площадей, названных в честь «дудаевых»
прежних эпох…
Да, это, конечно, – самое главное! Чувствуется, подзабыл г-н А. Кураев анекдоты своего советского прошлого: не мебель двигать
надо, а девочек менять!
…И с подбора школьных учебников, в которых история России не выглядела бы сплошной «генеральной репетицией» большевистского переворота.
И, для полноты картины, не забыть включить в эти учебники несколько цитат из, ещё не написанных трудов г-на А. Кураева, о том самом,
террористическом, прошлом РПЦ.
Чувствую, что подошел к грани, за которой начинается другое неприличие – привычка либеральной прессы при каждом конфликте всю вину перекладывать
на «эту страну».
Двусмысленность какая-то или бессмысленность: г-н А. Кураев подошёл к привычке либеральной прессы? Кто же в данном
случае рискует начать перекладывать вину: г-н А. Кураев или либеральная пресса? И как же к «этой стране» сегодня относится
сам г-н А. Кураев? А как относился вчера, когда в советской школе учился?
Да, есть в нынешнем всплеске терроризма вина советской революционной пропаганды. Но ведь не все выпускники советской школы подкладывают бомбы и
захватывают роддома. Значит, есть и иные источники нашей беды.
Прямо скажем, связь между предпосылками и выводом плохо прослеживается. Из первой фразы следует, что вина советской школы – неоспорима. Но, во
второй фразе чувствуется явное огорчение автора, что «недоработала» советская школа – так и не сумела из всех своих учеников террористов сделать.
А вот возможность того, что в советской школе учили не только терроризму, но ещё и чему-либо общеполезному,
г-н А. Кураев как-то упускает. Такого вывода он делать явно не хочет. А зря. Насколько можно судить из краткой
биографической справки, он тоже закончил эту самую, «террористическую» школу и, скорее всего, был комсомольцем, возможно даже активным. Потому, как в
советское время попасть на кафедру научного атеизма, а затем в аспирантуру ИФ АН СССР не будучи комсомольцем – это нонсенс… если,
конечно, не было указания от «тогдашних Святейших».
Далее г-н А. Кураев переходит к своему видению проблемы терроризма и проблемы инородцев в России и, в частности, в Москве.
Повторю: мне кажутся странными модные ныне призывы не искать национальные и религиозные корни террористов. А почему мы должны о них забывать?
Настала пора серьёзно осознать многокультурность Российской Федерации. Россия населена не общечеловеками и даже не просто европейцами. Культуры
народов, вовлеченных Российской империей в общие границы, настолько различны, здесь соседствуют столь различные представления о добре и зле, что
нередко то, что считается преступлением в понятиях одной культуры, воспринимается другим народом как доблесть…
…Летом 2002 года чечены прямо под окнами моего дома установили кафе-тент… Громкая музыка услаждала посетителей до глубокой ночи. Когда
после нескольких бессонных ночей мой собственный интерес к музыкальной культуре Северного Кавказа был удовлетворен до предела, я спустился к кафе и
напомнил бармену, что он всё же не у себя в ауле, а в Москве, где, кстати, только что принят закон об охране тишины в ночное время… В ответ
мне было спокойненько так сказано: «Маё кафэ – это нэ Масква!». Так что конфликт культур – это не пограничная проблема.
Распрекрасно понимаю неудобства г-на А. Кураева и искренне ему сочувствую! Сам в таком положении! В нескольких метрах по разные
стороны от моего подъезда в моём же доме работают два (подчеркиваю, два!) круглосуточных продовольственных магазина, широкомасштабно
торгующие спиртным. Что творится в подъезде и около него, полагаю объяснять не надо. Хозяйка одного из них – москвичка, хоть как-то
пытается осуществить те или иные мероприятия по обеспечению порядка, хотя явно недостаточные – здесь надо, как минимум, круглосуточный наряд
милиции выставлять. Хозяева второго – кавказцы пока никак себя в отношении обеспечения порядка не проявили. Зато начали рыть дополнительный вход
в подвал. Вроде бы подвал тоже отдали им под организацию сауны, бассейна или ещё чего-то увеселительного в этом роде. Кто отдал? На
каком основании? За какие коврижки? И почему помещение отдано именно под продовольственный магазин и увеселительные заведения, а не под другие
объекты, необходимые микрорайону?
Г-н А. Кураев пишет про милицию. Да какая, к чёрту, милиция! Три года писались (и до сих пор пишутся) письма главе Управы, г-ну
префекту, г-ну Лужкову, – ноль эмоций! В этом кавказцы виноваты, или, всё же, проходимцы (или, прямо скажем,
крупномасштабные взяточники) из префектуры и мэрии? С кавказцами понятно, – у них свой интерес и они этот интерес не скрывают; а у
градоначальников, видимо, – свой… Впрочем, они его тоже уже давно не скрывают…
Зато не для господ ли А. Кураева и А. М. Ридигера отгрохан тот самый православный дворец у метро Кропоткинская? И не с
таких ли кавказцев (в том числе), торгующих спиртным у меня в Щукино, и у г-на А. Кураева на Юго-Западе,
притекли доллары на строительство этого дворца? Как пишет небезизвестный г-ну А. Кураеву, г-н В. Чаплин [8],
дворец этот построен под покровительством и при содействии мэрии Москвы. Вот и пожинаем мы с г-ном А. Кураевым, а
вообще-то и со всеми жителями Москвы, плоды подобных содействий.
Гиксосы среди нас. И если в Европе они занимают маргинальные позиции, зацепившись за нижние этажи социальной лестницы, то в Москве всё иначе:
пришельцы не стесняются демонстрировать свою силу, не скрывают презрения к нам, туземцам, не скрывают своих планов превратить Россию в Московский
халифат…
Согласен с г-ном А. Кураевым: конфликт культур есть. Но, нечего на зеркало пенять, коль… таких администраторов выбрали, которые всё распродают
налево и направо. Так что, г-н А. Кураев, в первую очередь, самим на себя со стороны посмотреть – не грех!
А. М. Крайнев,
атеист, реалист и ведущий сайт «Разум или вера?»,
20.11.2002 г.
Литература и web-ссылки |
-
Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» // Сайт Министерства образования РФ, http://www.ed.gov.ru/sch-edu/prkult/pril.doc
-
Н. Кеворкова, Два часа православия в неделю // «Газета» от 14.11.2002 г, http://www.gzt.ru/politics/2002/11/14/120025.html
-
А. В. Кураев, Как бороться с терроризмом без спецназа // «Известия», 13.11.2002 г.,
http://www.izvestia.ru/russia/article26316/
-
И. Замуруева, Храм Христа Спасителя решено секвестрировать // Газета.ru, 09.04.01 (Интернет-издание),
http://195.2.70.250/2001/04/09/hramhristasp.shtml (см. копию: А-сайт, http://www.ateism.ru/articles/xxc.htm)
-
Е. О. Шацкий, Террор русской православной церкви // Сайт «Научный атеизм», http://www.atheism.ru/library/Shacky_1.phtml
-
С. Михайлов, Инквизиция в России // Здравый смысл, 2000, № 1, с. 39 – 40, то же: Сергей Соловьев // сайт
«Научный атеизм», http://atheism.ru/library/Solovyov_2.phtml
-
Летописные свидетельства о насильственном крещении Руси //Сайт «Антихристианин», http://ah-razum.narod.ru/liter/letopis.htm
-
Л. Миловидова, Верю – не верю, // Московская промышленная газета, № 4 (169), 31 января –
6 февраля 2002 г., http://www.mpg.ru/index.php?partID=8&ID=795
|