Содержание сайта =>> Атеизм =>> Дискуссии |
ХРИСТИАНСТВО и АТЕИЗМ. Переписка С. А. Желудкова и К. А. Любарского
<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >> |
Письмо от 16.10.1974
Дорогой З.!
Благодарю Вас за письмо. В нём достойно представлено Христианство веры. И реферат мой написан тоже с точки зрения Христианства веры. Поэтому в наших текстах много общего. А в чём у нас расхождения – это мы сейчас установим, перечитывая Ваше письмо по порядку.
1. Можно ли назвать анонимного христианина так в лицо – это вопрос третьестепенный. Дело такта, всё зависит от того, какое у человека представление о Христианстве. Недавно мой друг В. рассказал мне, что по некоему случаю от всей души назвал добрую атеистку христианкой. И что же – она ответила, что «такой похвалы недостойна». А другой может принять такую же похвалу в обиду. В одной записной книжке я прочитал заметку, что наше слово «кретин» происходит будто бы от французского «кретьен» (христианин). Так ли это – не знаю, характерна сама эта заметка.
Дальше по Вашему тексту у меня нет существенных возражений – до той фразы, что «весь комплекс понятий о добре и зле вырос из христианства». Так ли? Разве до Евангелия не было этих понятий?
Относительно же покойного Че Гевары – не говоря худого слова, я с Вашей характеристикой не согласен. Разбой, убийства – какой уж тут «христианский импульс».
2. Разделения среди христиан веры непримиримы. Мои соображения об этом Вы не рассмотрели, не опровергли.
Что Иван Грозный – номинально христианин, об этом никто не спорит. Один мой друг говорит, что даже и не только номинально – постоянно каялся, мол, в своих злодействах. Но речь у нас была не о психике этого православного царя, а о разительном сопоставлении его с индуистом Ганди. По ложной схеме выходило так, что первое лицо ближе ко Христу – абсурд очевидный.
В Ваших размышлениях о спасении меня остановила фраза, что Бог может спасти нас «механически». Нет, не может – «Бог сотворил нас без нас, но спасти нас без нас Он не может» (бл. Августин). Вопросы об «отпадении» космоса, о грядущем его «преображении» для меня весьма темны. В одном я с Вами согласен – что «нам не дано проникнуть в тайны путей Божиих».
3. Догмат о Церкви веры – это проблема, которую изучают «экклезиологи» и никак не могут между собой договориться. К ним Вы меня отсылаете. А к моей графической символизации Вы отнеслись со святой непроницаемостью. Я мог бы написать даже о Вашей просто недостаточной внимательности. Ибо нигде ведь я не говорил, будто «мы ничем не отличаемся по вере» от Ганди или Швейцера. Но если уж употреблять плохое слово «христоцентричность», то надо принять его подлинный смысл. Верую и исповедую, что Христос – воистину Глава не только расколотых церквей веры, но и всего человечества доброй воли. Перефразируя известное изречение бл. Иеронима – Христос не так беден, чтобы иметь Церковь только в Чистом переулке 1 или даже только в Риме. Сегодня о страданиях Христа говорит академик Сахаров, а Папа молчит… Об этом же хорошо написал один автор, сравнивая деятельность «Международной Амнистии» и Всемирного Совета Церквей.
«Где любовь Божия, там Христос, а где Христос – там и Церковь с Ним» (Лякордэр). Вот другой парадоксальный
символ мистической универсальности Церкви Христовой. Можно сказать и так: где любящая, свободная, творческая
человечность – там Христос и с Ним, конечно, вся Его Церковь. Разве можно разлучать Христа и Церковь? Если я в
***
Вторая часть реферата – обращение к атеисту. Здесь я имел в виду одно – установить, что «в пределах
только разума» правомерна позиция агностика, но не атеиста. В переписке тема непроизвольно расширилась.
Я вполне оценил благородство Вашего устного замечания, что в данных необычных обстоятельствах дискуссия
16.10.74
(Копия этого письма также была переслана автором К. А. Любарскому во Владимирскую тюрьму.)
1 B Москве в Чистом переулке находится резиденция Патриарха.
<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >> |