Содержание сайта =>> Атеизм =>> Дискуссии |
ХРИСТИАНСТВО и АТЕИЗМ. Переписка С. А. Желудкова и К. А. Любарского
<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >> |
Письмо от 06.10.1974
К. А. Любарский –
Из письма жене:
***
Ты пишешь, что меня посчитали за еврея. Конечно, тут только за него и принимали. Как же, три приметы: очки носит, книги читает и с евреями дружит. Сначала я пытался – в интересах точности – поправлять, а потом перестал. Рассматриваю это как честь. Уж очень неприглядно выглядят тут, в здешних условиях, мои компатриоты – православные. И лишь здесь я оценил в полной мере еврейский рационализм, культуру духа, социальную активность. Чётко понимая, что это, увы – черты иной, нежели моя, нации, и оставаясь русским со всеми минусами и плюсами русского – я – при всём этом – завидую этой высокой культуре духа и беру её за образец. И чем больше кривых и подленьких усмешек – тем более утверждаюсь в этом.
Православие – и само по себе и запечатлённое в сформированном им народе – незримыми нитями восходит к
эллинской культуре. При всём их различии, особенно разительном в отношении к культу тела, например – у православия
и эллинства есть общее в главном. Это – завершенность, окончательность. Эллинский идеал красоты, духа
и т. п. и православный идеал – это истина в последней инстанции, завершённая истина, к коей уже не
прибавить ничего и не убавить. Точка. Конец. Завершение цели. Венера Милосская – эталон. Платоновское
государство – идеал. «Москва есть третий Рим, а четвертому Риму не бывать». «Не может быть иного идеала
человечности, кроме Иисуса Христа». Это прекрасно, но это в
Разумеется, я намеренно огрубил и упростил эту дихотомию. На самом деле в идеологиях обоих типов – эллинской и иудейской – присутствуют и черты друг друга. Но в основном суть дела, на мой взгляд, именно такова.
Раз уж я опять затронул эту религиозно-философскую тематику, и раз мне, как ты грозишься, предстоит ещё сражаться с несколькими верующими, я хотел бы затронуть здесь ещё два вопроса, которые, как мне кажется, должны тревожить любого христианина.
Первый вопрос я уже
Это не означает, конечно, ответственности христианства за гитлеризм. Отнюдь нет. Но нельзя не признать, что оно формирует тип мышления, благоприятствующий зарождению тоталитаризма. История знает тому бесчисленное множество и иных примеров.
Второй вопрос несколько выпадает из главного русла наших с Сергеем Алексеевичем дискуссий, но тем не менее интересен. Хотелось бы получить на него ответ от верующих. Предательство Иуды всем известно, заклеймлено и осуждено. Но как быть с другим предательством – предательством Петра, троекратным «я не знаю этого человека»? Пусть оно не сыграло той роковой роли в судьбе Иисуса, что предательство Иуды, – от того оно не перестаёт быть предательством. И вот – «на Петре, как камне, осную Я Церковь». Вот каков фундамент церкви, церковного Христианства. Почему так? Случайность ли это? Нет, конечно. Но что же это тогда? Не совсем частный вопрос, не правда ли, и для нас особенно.
***
6.10.74
(Лагерь № 17, пос. Озёрный, Мордовия.)
1 Примечание 1977 г.: В письмах из лагеря, естественно, приходилось ограничиваться лишь такими примерами. Ближе нам и известнее – распря православия с марксизмом. Впрочем, идея о религиозной сущности марксизма высказывалась уже неоднократно. Она заслуживает особого детального рассмотрения, и здесь я развивать её не буду. Надеюсь вернуться к ней отдельно в дальнейшем.
<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >> |