Содержание сайта =>> Атеизм =>> Дискуссии |
ХРИСТИАНСТВО и АТЕИЗМ. Переписка С. А. Желудкова и К. А. Любарского
С. А. Желудков. Серия писем К. А. Любарскому (11.01.1975 – 18.01.1975)
<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >> |
Письмо от 15.01.1975
(из серии писем)
Дорогой Кронид Аркадьевич!
Теперь встаёт вопрос – как мне Вас величать. Мне представляется, что наилучшим термином в нашем случае будет: антитеист. Увы, ничего от этого не изменится.
Вы не напрасно почувствовали интерес к «аргументу Паскаля». Но напрасно Вы до неузнаваемости его исказили. Паскаль писал о наследнике, который нашёл документы на свой дом. А Вы пространно рассуждаете, что надо ещё искать документы в архивах, и есть ли вообще документы, и стоит ли трудиться. «Пусть уж я буду без дворца, но дети будут жить в теплом и удобном доме»… Совершенно чуждый Паскалю измышлённый образ. Никакого теплого и удобного дома нет – есть Гроб, Абсурд антитеизма, в котором гибнут все ценности. Только религия говорит о Великой Надежде, – и Паскаль советует: проверьте документы религии. Вы пишете, что проверили и нашли их устаревшими, ложными. Смотрите – не ошибитесь! По текстам Вашим видно, что Вы не понимаете реальности дилеммы. И об этом писал Паскаль, только совсем уж не помню в каких выражениях: он изумлялся, как может неверующий с радостным видом сообщать нам о своей и нашей вечной погибели.
Тем не менее надо признать, что Вы правомерно поставили вопрос – почему же так различны религии, так разнообразен
мистический опыт разных религий. Должен сказать, что и я некогда очень этим смущался. Да и теперь временами смущаюсь.
В самой общей форме проблема решается так, что свет единого Солнца
Вы правы, конечно, что будь я японцем или индусом – я не был бы и, возможно, не стал бы христианином. Но это был
бы уже собственно и не «я». А моя сознательная личность воспитана в традиции Христианства. Верно, что наш
личный мистический опыт обычно весьма беден. Но его достаточно, чтобы побудить нас с доверием приобщиться к соборному,
наследственному опыту Церкви веры,
Мне сейчас вспомнилось, как я служил в Смоленске, и пришёл там в собор человек в ватнике – просил совершить над
ним таинство святого Крещения. Он пришёл прямо из местной тюрьмы. Он рассказал, что был под следствием и молился Богу
такими словами: «Если Ты есть – то помоги мне!»… Его оправдали, и вот он сразу пришел в храм, и
крестился, повторяя за мною слова священного Символа, составленного до нас за шестнадцать столетий. Человек получил
своё маленькое личное откровение, уверовал в Бога – и с этой верой смиренно, доверчиво принимал всю религиозную
традицию родного народа.
Интересно, что уверовавшие в Бога евреи в подавляющем большинстве случаев присоединяются к Христианству.
Я спрашивал у них – почему не к иудаизму, и получил ответ, что наследственно-бытовая преемственность религии
была уже прервана в их семьях за
От имени христиан наследственных скажу Вам пока о трёх мотивах – почему мы не ищем для себя другой религии:
1. В Христианстве мы получили оптимальное представление Бога, сменить его на любое другое значило бы
поклониться
2. Подобно таинственному атомному взрыву, после которого «разлетается» Вселенная, начало Христианства не могло
состояться без Христа, без Воскресения. Не мог просто человек, только человек быть Началом такого взрыва истории.
В одной книге С. Л. Франка приводятся слова Наполеона: «Уж
3. Скажу Вам по-дружески, что все христиане веры, мужчины и женщины, – все мы испытываем таинственнейшее чувство особенной личной привязанности, как бы «влюбленности», благоговейной преданности Христу, Божественному Человеку. Поставить Его, нашего Господа, в один ряд с Магометом или с Толстым – это была бы измена, о которой нам противно и подумать.
Если Вы станете выбирать себе религию, то мы охотно вернёмся ещё к этой теме – почему самая истинная религия есть Христианство. Продолжение следует.
15.1.75
<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >> |