Содержание сайта =>> Атеизм =>> Дискуссии |
ХРИСТИАНСТВО и АТЕИЗМ. Переписка С. А. Желудкова и К. А. Любарского
<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >> |
Письмо от 16.12.1975
Корреспондентка М. –
Начать надо, видимо, с некоторых предварений. Спор идёт между верующим и атеистом. Я же принадлежу к той категории людей, которых атеисты считают верующими, а верующие – атеистами. Это первое. И второе – то, что я, конечно, ни в коей мере не претендую на равенство интеллектуальное или моральное с основными участниками разговора. Просто тема столь близко интересующая, что волей-неволей, слушая чужое мнение, хочется и своё высказать, хотя бы шепотом.
Древние греки уже говорили о существовании атомов, но считали их неделимыми. Много веков это так и было, пока в наше время не доказали делимость, многочленность атома (ради Бога, прошу принять во внимание полное отсутствие научного багажа и простить ненаучность терминологии). Эти доказательства не уменьшили ценности древнегреческих положений, а их развили, уточнили. В этом развитии, уточнении – жизнь науки.
Мне кажется, что с религией происходит то же самое. Много веков
Так что, мне кажется, упрекать верующих, когда они говорят о
Что же касается теории полезности альтруизма, то теперь это очень модно среди определенной части интеллигенции, особенно представителей точных наук.
Альтруизм тот, который заставляет самку защищать своего детёныша, заставляет одну особь жертвовать собой для стада,
действительно есть у животных. Он трогателен и прекрасен, но направлен на сохранение вида, на сохранение наиболее
сильного, наиболее плодовитого. И всё. Вид должен существовать. У людей же, к счастью или к несчастью, далеко
не совпадает физическое здоровье и плодовитость с прочими достоинствами (хотя и говорится, что в здоровом теле –
здоровый дух, но, насколько я знаю, сам автор письма – живое опровержение этого положения). В мире животных
недоносок Ньютон должен был бы погибнуть, никакое стадо не станет его выхаживать в пивной кружке или варежке. Никакое
стадо не станет терпеть эпилептика Достоевского, он обречён на гибель. Выживать должны сильные, здоровые, для них
жертвуют собой матери и стадо их защищает. К сожалению, в человечьем стаде это тоже есть – выживают наиболее
физически сильные, а отнюдь не самые этичные. В лагерях погибли в первую очередь наиболее альтруистичные, те, кто
как Мария пошли за
В момент катастроф (железнодорожных и всяких прочих) сильные и здоровые топчут и сминают под собой более слабых, хотя может быть и более нужных, более интеллектуальных, более альтруистичных. Так было испокон веков.
Разговоры о защите стариков, детей и женщин довольно странно выглядят на фоне и истории, и современности. В нашей Средней Азии самый жирный, самый первый кусок достается хозяину, мужчине, главе, потом остатки – женщине, потом от неё остатки детям.
Почитайте Сытина – прекрасного знатока Средней Азии, хотя и плохого писателя («Пастух племен» и др.). То же самое по сей день включительно по всей Африке – первый кусок мужчине, женщине объедки, а детям и того нет. Немощных стариков испокон века бросали умирать без еды и питья как в Африке, так и на нашем Севере, хотя они тогда были более важными источниками информации и накопленного опыта, чем теперь, и они покорялись этому безропотно, понимая, что они никакой не источник информации, а всего лишь обуза для дееспособного племени.
Я уж не говорю о современном положении женщин, о которых давненько сложена «веселенькая» частушка:
Я и лошадь, я и бык. Я и баба и мужик… |
Биологическим альтруизмом я не знаю как всё это объяснить, он работает на сильных.
Войны всегда приводили, а теперь особенно приводят к дикому оскотовению людей (я не верю, что нет светлых пятен, речь о явлении массовом). Именно за счёт того, что срабатывает только видовой биологический альтруизм, выживают самые сильные, но отнюдь не самые этичные – те идут первыми в бой и гибнут, отдают последний кусок и гибнут, и т. д. А мораль, делающая человека человеком, а не видом среди других видов, отрастает очень медленно.
Автор ссылается на то, что социальные и прочие условия меняются так быстро, что человек не поспевает за собственными
созданиями, и они, эти им созданные джинны, его же – человека – и душат, лишают его альтруизм возможности
проявить себя. Верно конечно, но ведь физически человек уже здорово приспособился – люди стали сильнее, крупнее,
они выучились переносить такие нагрузки, такие стрессы, которые раньше им не снились…
А мораль – не поспела, альтруизм вида отстал? Чего же это он? Говорят, что даже гормоны заставляют человека
быть альтруистом и совестливым, но согласитесь, что формула «заставить себя любить других» весьма расплывчата. Обычно
человек, делающий другому пакость, отнюдь не к угрызениям совести подталкивается своими гормонами, а к самооправданию
(или Вы такого не видели?). Причём, чем интеллигентней, чем эрудированней человек, тем с большей легкостью он это
делает, привлекая в помощь себе экзистенциализм, буддизм, и ещё целые сонмы «измов», биологических теорий и пр.
и пр. А людей, которых мучает совесть за не так соделанное, и раньше мало было, и теперь так же мало. Коли
это полезно, так за века и века истории человечества уж отработалось бы. Ан нет, число людей на Земле растёт, а
число Швейцеров на ней не увеличивается. Может быть, я
Видимо, автору никогда не приходилось сталкиваться с проблемой детских домов. Там этот биологический альтруизм удивительно ярко виден. Приходят люди, желающие совершить вполне достойный, казалось бы, поступок: они хотят воспитать чужого ребёнка. Но врожденный биологический альтруизм душит человеческий – и за редчайшими исключениями начинается выбор (попытайтесь представить это себе вживе!), выбирают ребенка поздоровее, покрасивее, никому не нужен больной или некрасивый. Таких большинство в этом «типе» людей, вполне биологически альтруистичных. А есть такие (единицы) как Деревская, о которой писали и снимали (после смерти) даже фильм, которая в период войны подобрала и воспитала сорок чужих детей, не разбирая – все ли они Эйнштейны, Джины Лоллобриджиды и пр. И когда сорок её детей стоят обнажив головы перед её могилой – тогда и мы склоняем головы перед этим не биологическим, перед этим не удушенным социальными условиями человеческим альтруизмом. Сразу же можно возразить – зачем же так упрощать, и так де, мол, ясно, что человек сложен (что и говорилось); но зачем же тогда (контр-вопрос) так упрощать и кивать на биологию? Для собственного облегчения – дескать, нашел ответ?
Можно восхищаться силой духа автора, который безусловно искренне говорит, что ему нравится наше прекрасное время и наше
прекрасное поколение. Можно сказать даже, что наше время ничуть не хуже, скажем, первой половины XIX века или
Как всё вышеизложенное сочетается с Богом или с биологическим альтруизмом, с «прекрасным временем» и
прочим – я не знаю. Будь я Богом (!) («Как славно хоть немного побыть на роли
Бога», – сказал один безвестный поэт), я бы всё сделала не так.
Весьма удивило меня странное прямо-таки отношение к философии и искусству, которым, как и религии, отведена роль,
похожая на роль служанки, усаживающейся за господский стол, пока господа ушли в гости, а как те домой – так её
место за дверью. По схеме автора место философии, искусства и религии – только там, где ещё не заняла место Наука,
а уж коли Наука тут, так пусть потеснятся на незанятые ею территории. Вроде резерваций для индейцев. Как странно! Если
альтруизм вида велит охранять стариков – кладезь информации, то людей этичных, думающих тоже ведь надо уважать и
отводить им подобающее место – пусть не высшее, но хотя бы равное с теми, кто занят Наукой. Физик-теоретик,
занимающийся изучением
Автора письма волнует проблема бессмертия души и он считает, что религия в этом вопросе подсовывает красивую, но фальшивую монету ищущему человеку. Кто был экспертом? Кто мог проверить с достоверностью фальшивость этой купюры? Принцип «мы там не были, а кто был – не вернулся»?
Я думаю, каждый человек в жизни встречал людей, или сам относится к таким людям, у которых есть
Что же касается презираемой автором письма христианской покорности и цитаты из послания к Колоссянам, гл. 3, ст. 22, то мне кажется, что сам же автор и есть иллюстрация к этому изречению. Принимая свою судьбу, говоря, что не хотел бы от неё отказаться, он тем самым и говорит: «Как бы ни был ты жесток, государь великий Новгород, но и несправедливость твоя мне на пользу, и за неё спасибо; всё, что вышло из рук твоих, мне на благо, всё принимаю с радостью, благодарностью и покорностью».
Почему-то атеисты часто считают, что покорность, подставление левой щеки и прочее – это
«Я умер в полночь от тоски, Всю ночь лежал впотьмах, Но ангел мне смочил виски, Проснулся я в слезах. |
Ещё клубился полумрак, Шли складки по белью. Был рай обставлен кое-как, Похож на жизнь мою. |
Немного их, струящих свет, На мировом ветру, Опознавательных примет Твоей судьбы в миру! |
Но всё: стола потертый лак И стула черный сук – Твердило мне: не нужно так Отчаиваться, друг. |
Не потому, что есть намёк Иль тайный знак уму. А так – всем смыслам поперек, Никак, нипочему». |
16.12.75
(Копия этого письма была направлена о. Сергием К. А. Любарскому во Владимирскую тюрьму, но цензура её не пропустила)
<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >> |