Содержание сайта =>> Атеизм =>> Религия и образование
Сайт «Разум или вера?», 2002 г. http://razumru.ru/atheism/learn/shits.htm
 

«Финансовая Россия» № 19 (282), 23 – 29 мая 2002 г.,
http://www.fr.ru/Arhiv/2002/19/62.html
(ссылка перестала работать)

ПРАВОСЛАВИЕ ИЩЕТ КОНТАКТОВ СО ШКОЛОЙ
Министерство образования не против. Но с оговорками…

Маргарита ШИЦ

Иерархи Русской Православной Церкви в последнее время стали все активнее высказываться за введение в программы государственных общеобразовательных школ нового предмета – «Основы православной культуры».

Патриарх Всея Руси Алексий II ратует за расширение сотрудничества государства и церкви в сфере образования, подчёркивая, что это не противоречит светскому характеру школы. «Наша культура основана на православных традициях и христианских основах, и каждый культурный человек обязан знать её истоки. При этом речь, конечно, не идёт о введении в школьную программу Закона Божия», – поясняет Святейший. По его мнению, сегодня, после 70 лет духовного плена, рано ещё ставить вопрос о преподавании богословия в школе, а вот давать основы православной культуры – вполне своевременно. Патриарх убеждён, что «без нравственных, духовных основ мы не создадим новую великую Россию».

«Верую, но в церковь не хожу»

Однако сам тезис о том, что большинство россиян по определению православные и, следовательно, должны радоваться возможности со школьной скамьи приобщаться к миру веры, далеко не бесспорен. Что, кстати, подтверждают и социологические опросы. К примеру, сегодня считают себя православными, по результатам майского опроса фонда «Общественное мнение», 54 процента совершеннолетних россиян. Ещё 5 процентов исповедуют ислам, а доля приверженцев других конфессий существенно ниже 1 процента. 37 процентов респондентов отнесли себя к числу атеистов.

При этом всем религиозным правилам или значительной их части следуют лишь 11 процентов опрошенных, а доля россиян, посещавших церкви хотя бы раз в месяц, по данным Института социологии РАН, в 1991 – 2002 годах оставалась неизменной и находилась на уровне 6 – 7 процентов.

Судя по данным социологов, процесс приобщения россиян к церкви пошел на спад в середине 90-х. Очевидно, что чем дальше будет исчезать в обществе мода на религию, тем больше номинально православных будут снова называть себя неверующими. Видимо, для того чтобы этого не произошло, церковь и хочет внедриться в школы и вузы.

Сладкий плод или надоевшая каша?

В принципе атеистическое мировоззрение долгие годы было пробным камнем лояльности к советской власти. Однако, как всякий запретный плод, вера в Бога манила и привлекала думающих россиян.

В 80-е годы полные аудитории собирали выступления Сергея Аверинцева и Дмитрия Лихачева, не скрывавших своей религиозности. Огромные неизведанные пласты культуры, которыми блестяще владели эти учёные, заставляли многих слушателей обращаться под воздействием этих бесед к церкви. Когда Сергей Сергеевич Аверинцев цитировал на своих лекциях в МГУ Иоанна Дамаскина и других отцов церкви, студенты слушали его затаив дыхание. Подобный интерес был вполне объясним, поскольку, как признался корреспонденту «ФР» директор Государственного исторического архива, доктор исторических наук Сергей Мироненко: «Моё поколение страдало от того, что мы были лишены возможности получить с той же университетской кафедры полноценный курс истории мировых религий».

Сегодня ситуация изменилась в корне. И вот уже армейские подразделения благословляет православный священник, а в школах православию открывают зелёную улицу. Богословие как учебный курс получает распространение в нескольких государственных вузах, где появляются факультеты теологии. Разработан и утверждён поликонфессиональный государственный образовательный стандарт по специальности «теология».

Более того, создан совместный координационный комитет Министерства образования РФ и Московской Патриархии. По словам замминистра Александра Киселева, курс «Основы православной культуры» в экспериментальном порядке введён в школьные программы ряда российских регионов.

В Министерстве образования РФ нашему корреспонденту пояснили, что это происходит только на добровольной основе: при желании детей и их родителей, с согласия администрации школы и органов управления образования и при наличии кадров преподавателей. Правда, не везде введение нового предмета в программу идёт гладко. Некоторые руководители на местах препятствуют этому. А там, где все вроде бы «за», учителей попросту не хватает.

Тем не менее из регионов приходит много писем с просьбой ввести преподавание основ православной культуры в школе из-за падения морали в молодёжной среде. В Министерстве образования на эти послания отвечают, что сделать подобное повсеместно в законодательном порядке невозможно. Это противоречило бы светскому характеру образования в России.

Впрочем, последний тезис Минобразования священнослужители пытаются оспорить. Их аргументация такова: нельзя изучать историю и философию без знаний о религиозных вероучениях. Тем не менее знания о мировых религиях российской молодежи, конечно, не помешают. Но скорее всего в таком случае в школьную программу надо вводить не «Историю православия», а «Историю религий». Причём преподавать этот предмет желательно не проповедникам и миссионерам, а историкам и религиоведам. Да вот беда: преподавателей таких днём с огнём не сыщешь.

Мнения

Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий:

– Считаю так: не стоит вводить в школу богословские дисциплины. Для этого есть духовные школы, семинарии, академии, училища… Мы же не ставим вопрос о том, чтобы катехизис преподавался в школах! Но, с другой стороны, историю Отечества, историю нашей религии мы должны знать. При этом совсем не обязательно после уроков строем идти в храм.

Церковь не вправе писать учебник истории нашего Отечества. Но принять участие в работе над его выпуском и, в частности, выступить консультантом в разделе, касающемся церковной истории, она должна.

Протоиерей Владимир Воробьёв, ректор Свято-Тихоновского богословского института:

– Светское образование может быть и религиозным, и атеистическим. Оно может окрашиваться любой идеологией. Министерство образования уже согласилось с тем, что толкование термина «светский» как «атеистический» совершенно неточное. И не случайно в государственный классификатор специальностей введена теология, то есть богословие, подобно тому, как это имеет место в европейских странах и Америке.

Никакого конфликта между государственным и религиозным образованием быть не должно. Государство обязано предлагать свои образовательные услуги в зависимости от запросов своего народа. Если значительная часть народа выбирает православие среди других мировоззрений или просто признаёт себя преемниками православной культуры и хочет дать своим детям православное образование, то государство должно предоставить им такую возможность.

Но не может быть и речи о том, чтобы православное образование стало обязательным для всех. А вот доступным – другое дело. И не только благодаря негосударственным православным школам.

Владимир Никитин, кандидат исторических наук, доцент кафедры религиоведения Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена:

– Одно из положений закона «О свободе вероисповеданий» гласит: «Государственная система образования и воспитания носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии». В современной социальной ситуации богословие может преподаваться только на условиях полного факультатива, то есть на условиях добровольного согласия родителей и не за государственные деньги. В пособиях по этому предмету также необходима пометка, что они рекомендованы к изучению «вне рамок образовательной программы». А если этих слов в пособии нет, то мы вправе спросить: куда смотрит прокурор?

Андрей Сахаров, директор Института российской истории РАН:

– Основные этапы нашей истории неотделимы от истории церкви. Мы должны быть объективны и, значит, противостоять мифам о себе и о времени. Мне кажется, что свою роль в этом должно сыграть включение в сегодняшние учебники глав по истории церкви – с её героями и антигероями.

Александр Шишлов, глава комитета Госдумы по образованию и науке:

– Надо уважать российскую Конституцию, в которой написано, что Российская Федерация – светское государство, все религии имеют равные права, а кроме того, есть ещё право людей не верить в Бога. Я категорически против создания предпосылок для объединения школы с церковью. Я против огосударствления религии.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика