Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2003, № 1 (26) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2002/2003 № 1 (26)
РОССИЯ СЕГОДНЯ
|
||||||||||||
Вячеслав Бочаров |
В газете «Известия» за 11 октября 2002 г. (№ 185 (26264)) помещено небольшое сообщение Ирины Подлесовой «Пастыри на потоке / Светские вузы будут готовить профессиональных учителей религии» о научно-практической конференции «Взаимодействие государства и религиозных организаций в сфере образования», прошедшей в Сергиевом Посаде. Конференция была открыта исполнением гимна России, на ней присутствовали и выступали полпреды президента Г. Полтавченко и С. Кириенко. Всё это должно было подчеркнуть государственную значимость данного мероприятия. В решении, подготовленном конференцией, школам рекомендовано «включить в региональный компонент образования учебные предметы и курсы, направленные на приобщение школьников к общезначимым ценностям традиционной религиозной культуры народов России». Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл заявил, что в школе такой предмет мог бы называться «Основы духовной культуры и этики».
Сообщение И. Подлесовой весьма кратко, но и оно даёт общее представление,
Поставим прежде всего вопрос о нравственности. Действительно ли люди религиозные более нравственны, чем, скажем, атеисты, или люди, относящиеся к религии индифферентно? Если обратиться с этим вопросом к христианину, то он, скорее всего, вспомнит Нагорную проповедь Христа и приведёт в качестве примера высокой нравственности христианства не те обычные заповеди, которые имеются в любом моральном кодексе – «не убий», «не прелюбодействуй», «не укради» и др., а типично христианские заповеди – «кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5, 39), «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44), «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39).
Какие, поистине, высокие слова, какая самопожертвенность заключена в этих заповедях! Но нас интересует другой вопрос – будут ли на уроках религиозной нравственности христианские учителя рассказывать детишкам правду? Будут ли они, например, рассказывать следующее:
- как христиане устраивали кровавые погромы евреев, язычников и даже самих христиан, которые, по их мнению, веруют не так, как нужно;
- как они рушили языческие храмы и капища, уничтожали шедевры античного искусства, жгли неугодные им научные и литературные произведения, гнали и преследовали философов и ученых;
- с каким садизмом в своих пыточных издевались над так называемыми еретиками, колдунами и ведьмами, отправляя их «с любовью» на костёр;
- как, например, подчиненные святому (надо же так назвать!) Кириллу Александрийскому его пасомые напали на идущую
в Академию Ипатию, обнажили её и таскали по улицам Александрии, затащили в церковь и там
- как наш достославный Добрыня Никитич – дядька равноапостольного Владимира Красно Солнышко – огнём и мечом крестил Великий Новгород;
- как они (церковные иерархи) – «с любовью к ближнему и подставляя очередную щеку для удара» – низлагали друг друта, отнимали храмы друг у друга (вспомним в этой связи хотя бы то, что произошло на наших глазах в Западной Украине), устраивали провокации и анафематствовали друг друга, называя отродьем аспида, хрюкающей свиньей, скорпионом, стоглавой гидрой, нечестивым, разбойником, святотатцем, Иудой, сатаной, врагом Божьим, зверем зловредным, демонским слугой, змием коварным, сосудом гнева, адовым псом и призывая: «на костёр его», «сжечь его живьем», «рассечь надвое», «утопить в море всех несогласных»;
- как, прибегая к государственной помощи (а это они начали делать сразу же после того как христианство стало государственной религией), сажали в тюрьмы, ссылали, пытали, калечили своих же собственных «возлюбленных братьев» (вспомним хотя бы наших нестяжателей, Максима Грека, патриарха Никона, неистового Аввакума; или – два других примера – как осудили Константинопольского патриарха Иоанна Златоуста и таскали этого, страдавшего от язвы желудка, человека по бездорожью до тех пор, пока он не умер в Закавказье; как анафематствовали преподобного Максима Исповедника, отрезали ему язык и отсекли руку);
- как, по словам Григория Богослова, придя «от великой любви к ближнему» в возбуждение, сходились «как вепри, остря друг на друга свирепые зубы и кося огненные очи», а то и таскали друг друга за волосы и бороды на Вселенских и невселенских соборах;
- как для того, чтобы наши «любвеобильные» иерархи
- как они различными подарками подкупали чиновничью братию;
- как неоднократно различного рода соборы выступали с осуждением пьянства, обжорства и развратного образа жизни, царящих в монастырях.
Вот такая она – религиозная «нравственность», вот такая она – «любовь к ближнему». Я ставлю эти слова в кавычки. Но слово любовь можно употребить и без кавычек. Что они действительно страстно любят, так это – власть, драгоценные камни и золото. Они всегда с любовью запускали свои загребущие ручонки в церковные кассы и занимались ростовщичеством. Об этой любви в кавычках и без кавычек легко узнать, познакомившись с материалами церковной истории.
Но вернёмся к христианской нравственности и зададимся вопросом – откуда же столь глубокий её фанатизм? Ответ
прост, он прямо содержится в Евангелии. Вовсе не любовь к ближнему (т. е. человеку) является главной особенностью
христианской этики, а любовь к Богу. У того же Матфея читаем: «И один из них, законник, искушая Его,
спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем
сердцем твоим, и всей душою твоею, и всем разумением твоим». Сия есть первая и наибольшая заповедь»
Ну и как? Хороша нравственность? Каково отношение к матери! Здесь заложена вся квинтэссенция христианской безнравственности, произнесенная словами самого Иисуса Христа. Вот он, – религиозный фанатизм в действии.
Всякое религиозное обучение направлено прежде всего на выработку фанатичной веры в Бога и может воспитать только фанатика. И «вторя» словам Ф. М. Достоевского, можно сказать: «Если Бог есть, то все дозволено». Действительно, какие только преступления не оправдывались именем Бога. Об этом вопиет вся история Церкви. И не только христианской, но и любой другой. Так, весь иудаизм проникнут фанатичной ненавистью к иноверцам (читайте Ветхий Завет). А мусульманство? Нас последнее время уверяют, что источником нынешнего зла в этом вероучении являются ваххабиты, а само мусульманство тут ни при чем. Это конечно же не так. Повторим ещё раз, любое религиозное образование, в любой конфессии направлено на воспитание фанатика. И если не все религиозные люди являются таковыми, то это просто в силу того, что сама жизнь с её обычной, традиционной светской моралью, с её законами общежития размывает религиозные догмы.
Завершая разговор о религиозной нравственности, не могу не привести её яркий образчик – слова Митрополита
Смоленского и Калининградского Кирилла. Обосновывая необходимость введения вышеуказанного курса в школах, он вспомнил
слова Христа «Не препятствуйте детям приходить ко Мне» (см. Мф. 12, 14). Что ж, с этим и мы,
атеисты, согласимся. Религия дело добровольное, и если
Чего же хотят наши церковники? |
Чего же хотят наши церковники?
Спрашивается, с какой стати я, атеист, должен оплачивать их мракобесие? Вопрос чисто риторический, ибо чиновники делают в нашей стране всё, что хотят, не считаясь ни с какими законами и даже самой Конституцией. Вообще, присутствие на этом совещании министерских работников и представителей президента, безмолвное принятие ими антиконституционных положений прямо бросает тень на самого президента, который, вроде бы, принес клятву на Конституции, что он будет гарантом её выполнения, а в ней прямо записано положение о светском характере государства.
Согласно статье в «Известиях», в документе, который подготовлен в рамках указанной конференции записано: «Стратегические цели российского государства и традиционных религиозных организаций народов России в области образования полностью совпадают». Как же так? Целью религиозного образования является воспитание религиозного фанатика. Разве такова цель образования у российского государства? Разве преподавание знания и веры, науки и мракобесия – это одно и то же? Поистине, уж полночь близится! Неужели наши министерские чиновники подписались под такой декларацией?
Впрочем, вопрос опять-таки чисто риторический. Мне лично, в нашем министерстве стало неприятно бывать. Повсюду снуют
Рассмотрим еще одну проблему, встающую в связи с указанной выше рекомендацией. В ней говорится о «ценностях традиционной религиозной культуры народов России». Спрашивается, кто будет определять, является ли та или иная религиозная культура традиционной для народов России, или нет? Что, будет издан специальный закон? Но издание такого закона означало бы, что государство перестает быть равноудаленным от всех конфессий, что оно напрямую становится теократией. Об этом тогда можно было бы писать без всяких кавычек. Если же закона не будет, то видимо, исходя из истории России, к традиционным её религиям следует отнести православие, мусульманство, буддизм и первобытный языческий шаманизм (интересно будет посмотреть как на уроках у народов, скажем, севера будут преподавать теорию и практику камлания).
А остальные конфессии? Будут ли преподавать культуру иудаизма, католицизма, различного рода протестантские религиозные концепции, или, например, наше старообрядчество? Если нет, то на каком основании? Почему законопослушные граждане России будут лишены такой возможности? Это что – у нас в государстве будут граждане второго сорта? Неужели государство создаст такую антиконституционную норму?
Я думаю, что на такую акцию государство не пойдёт, а потому православной церкви придется вступить в реальную конкуренцию с многочисленными другими конфессиями. И здесь мы вынуждены затронуть вопрос о наивности надежд наших православных архиереев.
Совершенно ясно, что в этой конкурентной борьбе православная церковь проиграет. Учитывая её неповоротливость, неумение работать с обществом и паствой, можно заранее спрогнозировать, что то место в школе, которое церковные иерархи уже заранее видят занятым их учителями богословия, будет на самом деле занято более мобильными католиками и протестантами. А русская православная конфессия останется «на бобах». Но во всей этой затее есть и еще один существенный момент.
Теологи, в частности теологи православные, правильно говорят, что взамен высоких духовных ценностей в наш мир «приходит культ низменных страстей, человеческого эгоизма, тоталитарная обработка человеческого сознания, мировая власть денег, циничное стремление к личному обогащению, даже ценой жизни следующих поколений, своего народа, своей Родины». Это действительно так, но это результат того дикого капитализма, который вторгся в нашу действительность. И что же предлагается противопоставить такому дурману? Воспитание веры в Бога и лекции о религиозной нравственности! Но не наивно ли всё это?
Я уже некогда писал, что неумная затея с религиозным образованием наших школьников призвана выполнить задачу идеологической обработки юношества. Она должна выполнять ту же самую роль, которую в советское время выполняли в вузах межфакультетские кафедры научного коммунизма и истории партии. Но вспомним историю. Разве активная «промывка мозгов» юношества богословами в царской России удержала это юношество от материализма и безверия? Разве она спасла страну от революционного взрыва? Напротив, самыми активными врагами церкви были именно семинаристы. Разве безудержная, превосходящая все разумные мерки, пропаганда коммунистической идеологии в нашей школе спасла от крушения советскую власть? Разве преподавание теологии в Западных и Восточных университетах уберегло их от возникновения различного рода экстремистских сект сайентологов, церкви объединения Муна, сатанистов, сознания Кришны, церкви Асахары и т. д.?
Конечно, на наше замечание можно было бы ответить, что неуспех и царских и советских властей был предопределен тем, что идеология навязывалась всем в обязательном порядке. Это и вызывало активное её отторжение. Но разве сейчас, на рассматриваемой конференции, не делается попытка «наступить на те же грабли»? Смеем уверить церковников, что чем активнее они будут, тем большее сопротивление будет оказывать им общество.
Церковь и вся её деятельность должны быть поставлены под жесточайший контроль государства. Однажды басилевс Римской
империи (отметим, христианин) Констанций на сделанное ему епископами замечание о неканоничности принятого им решения,
ударив мечом по столу, заявил «Моя воля – вот для вас канон». И это правильное отношение государства к
церкви. Мудрейший царь (отметим, православный) Иван Грозный