Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2003, № 1 (26) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2002/2003 № 1 (26)
РОССИЯ СЕГОДНЯ
РОССИЯ
не должна скатываться |
|
Уже более десяти лет назад наша страна избавилась от большевистского тоталитарного режима и, казалось бы, вступила на цивилизованный демократический путь развития. На этом пути имеются немалые успехи, и я не хочу их преуменьшать. Так, появилась свобода слова (отменена цензура), свобода совести (свобода религиозных отправлений или атеистических взглядов), свобода передвижения (можно поехать за границу без чрезмерных усилий и согласия КГБ); появилась выборная власть, пусть и несовершенная, но всё же несравнимая с бутафорским Верховным Советом СССР. К великому сожалению, однако, почти по всем упомянутым пунктам действительное далеко отстает от ожидавшегося. Например, на место цензуры в СМИ пришли вседозволенность и произвол – свободно печатают всякий бред и лженауку [1], а добиться опровержений обычно практически невозможно. Возмутительно возникшее огромное имущественное неравенство – достаточно сказать, что доход 5 % наиболее обеспеченных в 100 раз больше дохода наименее обеспеченного слоя населения (конкретно, речь идет о 30 и 3000 долларах в месяц [2]). Коррупция достигла размеров, в которые прямо трудно поверить, но она не пресекается должным образом (см., например, [3]).
…Согласно Конституции Российской Федерации… Россия является светским демократическим государством, в котором «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», а «религиозные объединения отделены от государства». Далее, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать… любую религию или не исповедовать никакой…» На деле же происходит явная клерикализация страны. |
Остановлюсь подробнее лишь на вопросе о свободе совести. Казалось бы, в принципе все ясно: согласно Конституции Российской Федерации, вступившей в силу 25 декабря 1993 г., Россия является светским демократическим государством, в котором «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», а «религиозные объединения отделены от государства». Далее, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать… любую религию или не исповедовать никакой…» (статьи 14 и 28 Конституции). На деле же происходит явная клерикализация страны. В условиях нехватки домов для престарелых и беспризорных, да и очень низкого уровня жизни весьма широких слоев населения, тратятся огромные иногда деньги на восстановление церквей и монастырей (один храм Христа Спасителя чего стоит*), и вообще на материальную помощь церкви. На экранах телевизоров сплошь и рядом идут религиозные передачи или сообщается о религиозных событиях, а атеистическое просвещение совсем забыто. Дошло до того, что даже в Государственном Гимне нашей светской страны фигурирует слово Бог, что я считаю просто чудовищным. Не могу не отметить, что и Гимн в целом вызывает возмущение у очень многих своим сталинско-михалковским текстом и музыкой советского периода (об этом мне уже приходилось писать) [4].
Чем же объясняется поддержка религии современными российскими властями? В СССР официальной идеологией был
марксизм-ленинизм. Основные, если не на бумаге, то на деле элементы этого «учения» демократы решительно отвергают. Это
так называемая диктатура пролетариата, а на практике диктатура верхушки компартии или даже одного её вождя. Это
вопиющее нарушение прав человека и различных свобод. Это, наконец, несостоятельная экономическая политика.
В отношении же к религии были две стороны – был провозглашен атеизм и вместе с тем религия угнеталась,
поддерживались так называемые воинствующие безбожники. Между тем, атеизм полностью совместим со свободой совести. Более
того, воинствующие безбожники своими иногда хулиганскими и даже бандитскими действиями дискредитировали атеистические
взгляды в среде не
Понимаю, когда обездоленные люди, да и просто тяжело живущие, уповают на Бога, видят в богослужениях и посещении
церквей, мечетей и синагог |
Точно также деятельность воинствующих безбожников и, вообще, гонения на религию и верующих людей заслуживают всяческого
осуждения, но по существу дела не являются доводом против атеистических взглядов. Однако на практике, в условиях
сегодняшней России, проводившаяся около 70 лет большевистская политика в области религий, в результате реакции на
неё, привела только к укреплению и популярности церкви. А тут к тому же исчезла «национальная идея», которую
коммунисты (большевики), по крайней мере, на словах видели в построении социалистического, а затем и коммунистического
общества. Не найдя никакой замены этим соблазнительным утопиям, наше руководство (не берусь судить на каком уровне и
сколь единодушно) решило опереться на религию и в особенности на православие. Нужна ли и возможна ли вообще
Стремление к возрождению религии в России представляется в целом реакционным, шагом назад, в прошлое, особенно на фоне блестящих достижений науки в наше время и, собственно, уже достаточно давно. Между тем, именно такое стремление к укреплению церкви ясно видно не только со стороны РПЦ, но и в действиях властей, призывах модных политологов, и даже деятелей КПРФ. |
Как приходилось уже не раз подчеркивать (см., например [5]), нужно отличать людей религиозных и принадлежащих к
Существование ужасного ядерного и бактериологического оружия не дает населению Земли гарантии того, что трудности будут преодолены и человеческий разум не деградирует. Тем не менее, имеются основания надеяться на торжество прогрессивных сил, на спасение цивилизации. Конечно, преодоление голода, нищеты, болезней и террора потребует колоссальных усилий. Впереди при этом могут маячить лишь гуманистические цели, и можно надеяться, что еще в XXI веке в этом направлении будут достигнуты существенные успехи. Это неизбежно приведет к отказу от обветшалых религиозных верований в пользу торжества научного мировоззрения. |
Стремление к возрождению религии и особенно православия в России представляется в целом реакционным, шагом назад, в прошлое, особенно на фоне блестящих достижений науки в наше время и, собственно, уже достаточно давно. Между тем, именно такое стремление к укреплению церкви ясно видно не только со стороны РПЦ, но и в действиях властей, призывах модных политологов [7], и даже, дятелей КПРФ. Вполне согласен с характеристикой последних, которую дал А. Н. Яковлев в своей замечательной книге (см. [8] с. 267): «Особенно грязными и циничными являются клятвы нынешних лидеров компартии в верности христианским заветам. Разрушив тысячи храмов и уничтожив сотни тысяч священнослужителей, большевики сегодня преподносят себя носителями духовности». И затем автор справедливо спрашивает ([8] с. 268): «Почему почтенные и высокочтимые иерархи нынешней церкви не предадут анафеме антипатриотическую и антихристианскую партию, разрушавшую церковь, объявившую религию злом, подлежащим искоренению?».
Но РПЦ не до того, она пытается внедряться в армию [9], в высшие учебные заведения и в общеобразовательные школы
(см., например, [10]). Между тем, очевидно, что в светском государстве школа должна быть совершенно отделена от
религии. Если родители хотят обучать своих детей
Будущее человечества и в том числе и россиян лежит на путях гуманизма, на пути международного гуманистического движения [11]. Идеалы этого движения кажутся утопией на фоне реалий сегодняшнего дня с его разгулом бандитизма, наркомании и терроризма. Однако мне не кажется, что современный исламский терроризм страшнее и сильнее фашизма-гитлеризма и коммунизма-сталинизма, с которым все же справились в прошлом веке. Существование ужасного ядерного и бактериологического оружия не даёт населению Земли гарантии того, что трудности будут преодолены и человеческий разум не деградирует. Тем не менее, имеются основания надеяться на торжество прогрессивных сил, на спасение цивилизации. Конечно, преодоление голода, нищеты, болезней и террора потребует колоссальных усилий. Впереди при этом могут маячить лишь гуманистические цели, и можно надеяться, что еще в XXI веке в этом направлении будут достигнуты существенные успехи. Это неизбежно приведёт к отказу от обветшалых религиозных верований в пользу торжества научного мировоззрения.
Примечания |
|
* По некоторым данным, израсходовано 500 000 000 долларов. Известия,
{Указанная сумма представляется существенно заниженной. Руководитель Координационного совета по воссозданию художественного убранства ХХС
Интернет-издание «Газета.ru» от 09.04.2001 (http://195.2.70.250/2001/04/09/hramhristasp.shtml) приводит официальную сумму затрат $700 млн. только на строительство ХХС и плюс, ссылаясь на данные Фонда поддержки храма, $500 млн. – на убранство. Неофициально, полную стоимость воссоздания ХХС газета оценивает в $2 млрд., т. е. сумму равную
** Деизм – это религиозная философия (или, если угодно, верование), признающее существование Бога в качестве некоего мирового разума, который создал и «сконструировал» природу и определивший управляющие ею законы. Вместе с тем, деисты отвергают дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы, в частности, в человеческую жизнь. Деисты не допускают также иных путей к познанию Бога, кроме разума.