Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2003, № 4 (29) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2003 №
4 (29)
ОБСУЖДАЯ УЧЕБНИКИ ПО
ГУМАНИЗМУ
ЗА ГУМАНИЗМ КОЛЛЕКТИВНЫЙ *
* * *
Уважаемый Валерий Александрович!
Большое вам спасибо за журнал «ЗС» и книги о гуманизме, особенно учебник «Основы современного гуманизма». Хочу быть полезным своими суждениями и предложениями.
Учебник хорош обоснованием и раскрытием гуманизма. Радует его полнота по подходу (история, теория, будущее…). Но почему Вы рассматриваете только гуманизм личный (индивидуальный), а коллективный (общественный) – нет? Вы хотите «сделать» гуманного человека (!), а гуманного общества – не желаете? А ведь еще философы XIX века ставили задачу «сделать обстоятельства человечными», и в журнале «ЗС» говорится о гуманном будущем обществе. Что невозможно без превращения гуманизма в идеологию и политику, новый общественный строй. И это невозможно без гуманистической партии как коллективного идеолога и организатора.
Гуманизм должен и может: 1) научно объяснить человека и мир, 2) дать новый компас их взаимного совершенствования в гуманного человека и в гуманное общество…
* * *
Уважаемый Гиви Васильевич!
С интересом прочитал Ваши книги «Феномен гуманизма» и учебник для школ «Гуманизм и гражданское общество» (даже и с удовольствием!). Сейчас их будут читать мои ребята и девчата из клуба молодых политиков, и учиться по ним гуманизму. Я по образованию и работе – политолог. За последние 15 лет по убеждениям и партийности проделал эволюцию – от коммуниста к социалисту и затем к гуманисту. Сейчас выпускаю вятскую идейно-политическую газету (тираж до 1000 экз.) «К гуманизму», выступая за разработку идеологии и политики гуманизма и создание Гуманистической партии России (вместе с С. С. Перуанским). Из этой позиции и вытекают мои оценки, замечания и пожелания по Вашим книгам. Надеюсь, они Вам пригодятся. Такой стиль сотрудничества у меня с Р. А. Медведевым с 1993 г. в работе над его книгами, начиная с рукописей и публикаций некоторых очерков в местных газетах.
Сначала об общем.
Ваши книги – это анализ, доказательство и прогноз гуманизма как исторической тенденции. И в этом их главная ценность. Вы демонстрируете развитие гуманизма как учения и мировоззрения, приводите много интересных примеров. За все это большое спасибо.
Но книги ваши страдают, на мой взгляд, ненаучными перекосами, вплоть до искажения фактов. Я имею в виду, в частности, нефилософское противопоставление общего и частного, коллективизма и индивидуализма, общества и человека (единство и борьба противоположностей). Вы как исследователь в большей степени субъективист, чем объективист. А изобретение новых понятий по цивилизационному подходу запутывает читателя, что говорится, в трех соснах: коммунизма, социализма и капитализма. По сути истории и характеристикам Ваш гуманизм совершенно тождествен индивидуализму, либерализму и капитализму. Стоит ли тогда изобретать гуманистический «велосипед»? Это не синтез, а субъективная односторонность в теории, и она приводит Вас к противоречиям в оценке истории и современности. Например, «гуманные» США (империалистические) военной силой воздействуют на недемократические режимы. «Гуманная» современная Россия (капиталистическая) с ее образцовой Конституцией ухудшила жизнь абсолютного большинства россиян. Классы – не изобретение Маркса, а без социально-социологического анализа Ваши книги поверхностны, схематичны, так как в них не показаны реальные движущие силы истории…
* Письма пришли на имя В. А. Кувакина и Г. В. Гивишвили, публикуются с их согласия. Редакция сочла возможным не приводить указанные А. Шутовым постраничные замечания к текстам учебников. При их переиздании авторы, надеемся, учтут его предложения.