Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2004, № 1 (30)
Сайт «Разум или вера?», 15.05.2004, http://razumru.ru/humanism/journal/30/brown.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2003/2004 № 1 (30)

ГУМАНИЗМ НА ПЛАНЕТЕ

Необходимость
(деятельного)
гуманизма

Рой Браун,
президент Международного гуманистического и этического союза

В 1811 году поэт Шелли был отчислен из Оксфордского университета за сочинение и распространение памфлета под названием «Необходимость атеизма». Двумя веками позже его тезис, что, прежде чем делать какие-либо выводы, следует принимать во внимание имеющиеся свидетельства, остаётся всё ещё актуальным, а может быть и стал более злободневным. Здравый смысл (common sense – букв. общий, общепринятый смысл) никогда не был вполне общепринятым (common) смыслом. К конфликту с университетским руководством Шелли привёл его рациональный подход к вопросу о существовании Бога. Однако со времён Шелли мы прошли долгий путь. Университет, изгнавший Шелли, ныне является домом для многих из самых талантливых и убедительных защитников атеизма, когда-либо живших на земле. Рационализм вытеснил замшелое христианство, как законченное мировоззрение, в сферы неопределённых мечтаний.

Впрочем, доводы Шелли не были направлены против идеи Бога как всеобъемлющего духа, но против института церкви; против того, во что превратилось христианство к его времени. Шелли был скорее пантеистом, чем атеистом. Уже два столетия бесплодных философских прений не завершаются возможностью ни доказать, ни опровергнуть то утверждение Шелли, что «гипотеза всеобъемлющего Духа, со‑вечного универсуму, остаётся непоколебимой». Всё, что мы можем с очевидностью утверждать, во всяком случае, – это то, что в качестве рабочей гипотезы познания атеизм вряд ли нас подведёт. Однако я задаюсь следующим вопросом: пусть атеизм и необходим как такая рабочая гипотеза – но достаточен ли он для того, чтобы составить нашу жизненную философию?

К этому вопросу меня подтолкнула беседа с одним американским атеистом, у которого я отобедал в прошлом году. В моей деловой жизни мне приходилось общаться со многими малообразованными людьми, но до последнего времени все они были христианами. Этот же человек был выраженным атеистом и в то же время либералом, приверженцем свободного рынка, и рьяным сторонником Джорджа Буша младшего. Его не мучила проблема, «права моя страна или не права», потому что с его точки зрения Америка была права. Американцы всегда действовали по правилам, и «смотри, к чему это привело». Всё, хватит с нас. Зарубежная помощь? Забудь! Кто нам когда-нибудь помог? – Эта позиция явно нередка среди американцев, особенно после 11 сентября, но я её нахожу неудовлетворительной.

Пытаясь оспорить его аргументы, я обнаружил, что скатываюсь к прагматизму. «Продолжайте в том же духе и увидите, что весь мир от вас отвернётся!» (Вообще‑то пророчествовать не в моих правилах.) «Как вы сможете увеличить потребность в американских товарах и услугах без того, чтобы кто‑то за пределами Америки мог их покупать?» Однако ныне, по зрелому размышлению, я сознаю, что использовал рассудок скорее для оправдания своей инстинктивной реакции. Чего я не сказал моему собеседнику, или в чём постыдился себе признаться – это в моём сочувствии бедным, больным, неудачливым. И теперь я спрашиваю себя – почему?

Я уверен, что и мой собеседник испытал бы желание помочь, увидь он перед собою ребёнка в беде. Всё больше свидетельств тому, что чувства симпатии и сострадания к другим составляют, в результате процесса человеческой эволюции, глубочайшую часть нашего существа. Мы запрограммированы на то, чтобы заботиться о своих детях, содержать свои семьи и помогать соседям. А ныне становится ясно, что альтруизм по отношению к чужим для нас людям также имеет для человека свои эволюционные преимущества.

В той же мере, однако, заложены в нас недоверие и даже антипатия к чужакам. Мы принимаем сторону «наших» при первом признаке раздора, и боремся за своё племя против всех чужих без малейшего колебания. Эти родовое чувство также, очевидно, обеспечивало нам некоторое эволюционное преимущество в качестве стратегии выживания рода, и способно легко одолеть всякое сострадание к другим. Но я вправе утверждать, что в мире, всё более связанном во всех направлениях, нельзя более доверяться примитивным отрицательным эмоциям. Надо суметь стать выше них. Учитывая их природные корни, не удивительно, что это для нас столь трудно, и однако справиться с ними мы обязаны. Этим я не говорю, что не надо себя защищать. Конечно же надо. Но следует задумываться перед тем, как наносить первый удар. Необходимо не только предварительно удостовериться в том, что опасность реальна, но и в том, что другого ответа на угрозы, кроме насильственного, действительно не существует.

Ханс Айзенк определил гуманизм как «разум на службе у сочувствия». Гуманизм для многих из нас составляет глубоко удовлетворяющую философию жизни – но без элемента служения, активного сочувствия, он мало чем будет отличаться от философии пассивности и самодовольства. Гуманисты сострадательны. Многие гуманисты, которых я знаю, хотели бы помогать бедным и угнетённым, но чувствуют, что мало что могут сделать в одиночку, либо не знают, что именно им следует делать. Многие, в результате, жертвуют деньги на христианские благотворительные программы. Но есть этому и гуманистическая альтернатива.

То, что незначительно для западного человека, может быть чрезвычайно важным для бедного земледельца, скажем, в Бенине или Буркина Фасо. Как бы мало вы ни дали, это будет большой помощью для тех, у кого нет ничего. Я не знаю ни одного западного гуманиста, который бы показался бедным по индийским меркам. Гуманисты в развивающихся странах упорно трудятся, но они могли бы сделать много больше, если оказывать им хотя бы малую помощь. Кто из нас пострадал бы, отдавая, скажем, хоть один процент наших доходов на поддержку гуманизма в Африке или Азии?

Я призываю все местные и государственные гуманистические объединения собирать взносы со своих членов на дело распространения и развития гуманизма в бедных странах. МГЭС будет счастлив, связать любое общественное объединение с любым гуманистическим обществом в развивающемся мире. По вашему желанию, мы можем направить ваши вложения через вновь созданный Международный Гуманистический фонд (International Humanist Trust) – благотворительный фонд, освобождённый от уплаты налогов и зарегистрированный в Соединённом Королевстве.

Давайте же сделаем наше сочувствие и наш гуманизм активными!

International Humanist News, November 2003

Пер. с англ. Александра КРУГЛОВА

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика