Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2004, № 1 (30) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима
2003/2004 № 1 (30)
ЦЕРКОВЬ И ОБРАЗОВАНИЕ
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО От
редакции 27-28 октября 2003 г. в Москве по инициативе 17 общественных организаций РФ проходила
Всероссийская конференция гражданских организаций. Предполагалось, что её
результатом станет выработка общих позиций и формулировка приоритетов,
способствующих укреплению сотрудничества неправительственных организаций, с
целью развития демократических и гражданских институтов в Российской
Федерации. От РГО
на конференции присутствовали президент РГО В. А. Кувакин,
С. А. Бурьянов, Г. В. Гивишвили, М. М. Лобачёв,
С. С. Неугодова, С. С. Перуанский. С докладом на ней
выступил вице-президент РГО Гиви Васильевич Гивишвили. Публикуем текст
доклада. |
|
Гиви Гивишвили |
Более 10 лет назад отечественное образование лишилось идеологического руля. Этот факт можно было бы приветствовать, если бы не два обстоятельства.
В советские времена школа выполняла главным образом одну важную функцию – образовательную. Её роль фактически сводилась к передаче подрастающему поколению некоторой суммы знаний и навыков, необходимых для своевременной ротации рядов узких профессионалов в той или иной области народного хозяйства. Воспитательные же функции брало на себя государство в лице идеологической машины КПСС, которая следила за тем, чтобы подрастающие поколения представляли собой легко контролируемую и послушную массу работников различных отраслей и различной квалификации, преданных делу коммунизма.
С потерей КПСС статуса монополиста государство уже не может предложить молодёжи в качестве общепризнанных идеалов и ценностных ориентиров ничего, кроме патриотической идеи. Чего, разумеется, заведомо недостаточно для заполнения образовавшегося концептуального вакуума. В свою очередь, общество в целом и среднестатистическая семья в частности также до сих пор пребывают в состоянии мировоззренческой прострации. В результате в головах нашего подрастающего поколения преобладает хаос, поведение большинства молодых людей представляет собой сочетание циничного прагматизма, морального релятивизма и безответственного инфантилизма. Это во‑первых.
Во-вторых, наблюдая за тем, как государство, общество и семья сознательно или неосознанно уклоняются от исполнения своего воспитательного долга по отношению к молодёжи, РПЦ предпринимает самые энергичные шаги для внедрения в структуры образования православной идеологии и системы ценностей. Особое значение в этой сфере деятельности придается изданию школьных учебников, предназначенных для факультативных занятий в светских школах, православных гимназиях и воскресных школах. Представление о катастрофически низком качестве одних и абсолютной безнравственности других пособий такого рода дают, в частности, «труды» священника Тимофея, а также не имеющих духовного сана геофизика С. Л. Головина и культуролога А. В. Бородиной. Относительно попыток двух первых из вышеупомянутых авторов придать видимость объективности ортодоксально-христианским взглядам на историю Вселенной, на происхождение жизни и человека, на современное естествознание вообще можно заметить одно: более наглядное свидетельство интеллектуальной деградации и дремучего невежества в вопросах не только естествознания, но и элементарной логики трудно вообразить.
Что касается «опуса» Бородиной, именуемого «Основы православной культуры», то здесь положение ещё плачевнее. То, что данный автор понимает под культурой, относится скорее к культуре каменного века: здесь и пещерная ксенофобия, страх перед всем, что не относится к узкому кругу избранных, то есть сородичей, враждебность ко всему «не нашему». Вообще, если оценивать представления Бородиной о культуре с позиций цивилизованного общества, то иначе как позорным шовинизмом их не определить.
Всё это было бы не столь печально, если бы не позиция Министерства образования РФ в данном вопросе. С редкостным упорством, во главе со своим министром В. М. Филипповым, оно отстаивает интересы РПЦ, противоречащие светскому характеру отечественной школы, провозглашённому Конституцией РФ (статья 14).
Складывается впечатление, что РПЦ задалась целью воскресить путем манипуляций с податливым детским и юношеским сознанием традицию массового оглупления населения России, которую совсем недавно практиковала пропагандистская машина КПСС, но теперь уже в своих корыстных целях. Впрочем, опыт церкви в этом отношении ничуть не уступает большевистскому. А в том, что её цели корыстны, нет никаких сомнений хотя бы потому, что её функции за последние 100‑200 лет не изменились ни на йоту. Они, как известно, состояли и состоят в том, чтобы служить (или выслуживаться?) перед той светской властью, которая готова принимать её услуги в деле «промывания мозгов» нации. Министерство же образования либо не видит подоплёки неуёмного рвения РПЦ, либо, солидаризируясь с ней, всячески подыгрывает ей в этом «богонеугодном» начинании.
…Общество должно признать, что светские
нравственные ценности отражают гуманистические, то есть общечеловеческие,
абсолютные ценности. И уже в силу этого
они «весомее» религиозных, то есть групповых, относительных ценностей.
Следовательно, перед отечественным образованием необходимо поставить задачу
приобщения подрастающих поколений к принципам гражданского общества,
воплощающим идеалы гуманизма. |
Чтобы успешно противостоять этой опасной тенденции, общество должно признать, что светские нравственные ценности отражают гуманистические, то есть общечеловеческие, абсолютные ценности. И уже в силу этого они «весомее» религиозных, то есть групповых, относительных ценностей. Следовательно, перед отечественным образованием необходимо поставить задачу приобщения подрастающих поколений к принципам гражданского общества, воплощающим идеалы гуманизма. Иначе говоря, функции школы необходимо расширить таким образом, чтобы она несла основную нагрузку не только в образовательном, но также и в воспитательном процессе формирования человека-гражданина. Для решения задачи гуманизации общества и человека школа должна не только давать знания, соответствующие современному уровню развития естественнонаучных, общественных и гуманитарных дисциплин, но и развивать у учащихся творческое мышление, нравственные понятия и гражданскую зрелость.
Этого можно добиться, в частности, требованием, чтобы учебники были ориентированы на гуманистическую систему ценностей, включающую в себя:
1) общечеловеческий нравственный идеал, состоящий из базового минимума моральных постулатов, общего для всех светских и религиозных мировоззренческих систем, не противоречащих Конституции РФ;
2) свободу совести, понимаемую не только как свобода выбора любой светской или религиозной доктрины, но и отказа от всякой доктрины;
3) гражданское правосознание – признание наличия взаимных прав и обязанностей между гражданином, обществом и государством;
4) личностное самосознание – развитое чувство собственного достоинства и уважение к достоинству других людей.
Идеальной системы образования нет нигде в мире. Американские специалисты пришли к неутешительному выводу, что вера в мистические и паранормальные явления не зависит от уровня образованности. Примерно 65% выпускников школ и 60% выпускников вузов США верят в телепатию, магнитотерапию, магию и прочие суеверия. Объясняют этот обескураживающий факт «устаревшим подходом к образованию: студентов учат, что думать, а не как думать». К счастью для американцев, у них выстроена такая прочная система защиты гражданских прав и свобод, что мыслительная леность большинства из них не слишком сказывается на взаимоотношениях между гражданином, обществом и государством. Мы, увы, не можем позволить себе роскошь думать неэффективно – слишком многое упущено, слишком много надо навёрстывать и слишком много желающих сбить нас с толку. В связи с чем в общую резолюцию Конференции предлагается ввести следующие два пункта с призывом к министру образования РФ В. М. Филиппову: а) отказаться от поддержки усилий РПЦ изменить светский характер отечественной школы; б) существенно расширить функции школы, обязав её заняться вопросами воспитания подрастающих поколений в соответствии с идеалами и требованиями гражданского общества.