Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2004, № 2 (31) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Весна 2004 № 2 (31)
ГУМАНИЗМ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Пресс-релиз МГЭС
(Международного гуманистического |
Лондон, 23 января 2004 г.
Доктор, обвинённый в богохульстве,
освобожден из камеры смертников*
Международный гуманистический и этический союз сообщает, что доктор Юнас Шейх, томившийся в пакистанской тюрьме с октября 2000 г. при вынесенном ему смертном приговоре по обвинению в богохульстве, в результате поданной апелляции и повторного рассмотрения дела оправдан и освобожден из‑под стражи.
В рамках международной кампании, инициированной МГЭС, доктор Шейх был признан организацией «Международная амнистия» узником совести, и тысячи людей по всему миру, встав на его защиту, воздействовали на своих политических деятелей и правительство Пакистана.
Расследование дела доктора Шейха, проходившее в течение лета 2001 г., велось враждебно настроенным составом суда, состоявшим из исламских фундаменталистов. Последние два заседания проводились закрыто под наружной охраной вооружённых пакистанских талибов. В октябре 2003 г. комиссия по апелляциям назначила повторное расследование, во время которого, учитывая угрозы со стороны фундаменталистов в адрес его адвокатов и их семей, доктор Шейх мужественно вёл свою защиту сам.
Сегодня, обращаясь из Лондона, доктор Шейх объясняет:
«Судья принял мои законные аргументы и пришёл к выводу, что обвинения в мой адрес были беспочвенны. Мои обвинители, двое мулл и несколько учащихся медресе, лгали».
Он определил свое дело как «исламский терроризм, злоупотребляющий законом и государственным аппаратом».
МГЭС осуждает это злоупотребление, поведшее к несправедливому заточению и дурному обращению с этим мужественным и невиновным человеком, вынужденным провести более трех лет в тюрьме, причём два года – в одиночном заключении в камере смертников.
Пакистанские позорные законы о богохульстве широко используются для ложных обвинений как против мусульман и членов различных религиозных меньшинств, таких как христиане и члены мусульманской секты «Ахмадиа», так и против конкурентов по бизнесу и политических противников. Обвиняемые в богохульстве немедленно заключаются под стражу, практически без возможности выйти на свободу под поручительство. В случае, если их признают виновными, обязателен смертный приговор. По достоверным оценкам, в настоящее время более 100 жертв пакистанских средневековых законов о богохульстве находятся в тюрьме, либо ожидая суда, либо уже получив смертный приговор.
Международное гуманистическое сообщество призывает президента Первеза Мушаррафа и пакистанский парламент незамедлительно отменить эти глубоко несправедливые законы – грязное пятно на репутации пакистанского государства и народа.
За более подробной информацией обращаться:
IHEU President, Roy brown on +41 (0) 79 212 5603
IHEU office at +44 (0) 207 631 3170
IHEU Executive Director, Babu Gogineni on +44 (0) 7801 570 150
* Обращение Исполнительного директора МГЭС Бабу Гогинени в защиту доктора Юнаса Шейха и другие материалы – см.:
«ЗС» № 2 (23), весна 2002;
№ 1 (26), зима 2002/2003;
№ 4 (29), осень 2003.
пресс-релиза МГЭС от 23 января 2004 г.
Доктор Юнас Шейх, обвиненный в богохульстве,
освобождён из камеры смертников
Доктор Шейх
Мохаммед Юнас Шейх родился в Пакистане в г. Чиштиан 30 мая 1952 г. После окончания Высшей школы он изучал медицину в Мултане, где получил степень доктора медицины, и затем в аспирантуре в Дублине и Лондоне. С 1981 по 1988 гг. работал военным хирургом в Соединённом Королевстве. Затем возвратился в Пакистан и преподавал в медицинском колледже в Исламабаде.
Его деятельность как борца за права человека насторожила исламских фундаменталистов. Он принял участие в пакистанско-индийском форуме «За мир и демократию», был членом Южно-Азиатского братства, Южно-Азиатского союза и Пакистанской комиссии по правам человека. В 1990 г. он основал общественную организацию «Просвещение», вдохновлённую идеями европейского Просвещения и Ренессанса.
Кашмир
На собрании Южно-Азиатского союза 1 октября 2000 г. Юнас Шейх выдвинул предположение, что в интересах населения Кашмира линия разделения между индийскими и пакистанскими войсками могла бы стать межгосударственной границей. Эта идея глубоко задела одного пакистанского офицера, возразившего Шейху таким образом: «Я разобью голову каждому, кто скажет что-нибудь подобное».
3 октября доктор Шейх без объяснений был уволен из колледжа. По‑видимому, некий сотрудник пакистанской службы безопасности, бывший студентом Шейха, пожаловался представителю духовной власти на то, что 2 октября на лекции между 12.00 и 12.40 доктор допустил богохульные высказывания в отношении пророка Магомета. Этот церковник направил жалобу полиции, и вечером 4 октября доктор Шейх был арестован по обвинению в богохульстве.
Следствие и оправдательный приговор
Ю. Шейх в заключении |
Обвиняемые в богохульстве по статье 295/с пакистанского уголовного кодекса не имеют права выходить из заключения под залог и содержатся под стражей вплоть до судебного разбирательства. 18 августа 2001 г., после следствия, длившегося несколько месяцев, в результате которого было установлено, что вменяемых доктору Шейху в вину действий не было, он тем не менее был признан виновным и приговорён к смертной казни. К сожалению, в Пакистане подобные несправедливости в случае, когда дело касается предполагаемого богохульства, нередки.
Последующие два года доктор Шейх содержался в одиночном заключении в камере смертников в центральной тюрьме в Равалпинди. Он подал апелляцию в Верховный суд, но 15 июля 2002 г. двое судей, рассматривавших апелляцию, не пришли к согласию, и дело было направлено верховному судье для окончательного решения. В результате произошла задержка более чем на год, прежде чем дело было рассмотрено. 9 октября верховный судья установил, что первоначальный приговор доктору Шейху был необоснованным, однако вместо освобождения Шейха потребовал вернуть дело на доследование.
Рой Браун, президент МГЭС |
Доследование заняло три судебных заседания в течение ноября 2003 г. Учитывая угрозы и оскорбления, которым подвергались его адвокаты во время предыдущих слушаний, и во многом вопреки советам судьи, коллег, семьи и членов дипломатического сообщества, присутствовавших на заседании, на этот раз доктор Шейх решился сам вести свою защиту. Обвиняющая сторона пыталась воздействовать на религиозные чувства членов суда, однако доктор Шейх построил свою защиту на строго законных аргументах и в результате 21 ноября был оправдан. Он рассказал нам, что был вдохновлён оправдательной речью сэра Томаса Мора в его книге «Человек на все времена». К счастью, результат на этот раз оказался иным.
Бегство на свободу
Доктор Шейх был отпущен на свободу в обстановке строжайшей секретности, ему был предложен (но предложение не было принято) полицейский охранник, и затем он скрывался в течение нескольких недель, тайно встречаясь с семьёй и друзьями и даже участвуя инкогнито в дебатах по правам человека, параллельно ведя приготовления к отъезду из Пакистана. Ныне он в Европе.
Многие жертвы пакистанского законодательства о богохульстве не смогли пережить тюремного заключения, а многие из тех, кто в результате следствия был оправдан, были убиты после освобождения. В числе последних примеров этого – события июля 2002 г., когда Мохаммед Юсаф был застрелен в центральной тюрьме Лахора, ожидая решения по апелляции. 7 февраля 2003 г. 55‑летний Муштак Зафар, обвинёный в богохульстве, был застрелен по пути домой из Верховного суда. В июне 2003 г. женщина, обвинившая полицию в коллективном изнасиловании, была впоследствии обвинена в богохульстве и убита ещё до судебного расследования.
Даже исполнение служащими своих профессиональных обязанностей не защищает их от риска подвергнуться нападениям. Адвокаты подвергаются оскорблениям со стороны фундаменталистов, и один судья Верховного суда даже был убит после вынесения им оправдательного приговора обвиняемому в богохульстве.
В последнюю неделю один из защитников доктора Шейха в анонимном сообщении из Исламабада сказал:
«Мы вправе испытывать некоторое удовлетворение и даже торжествовать по поводу того, что наши усилия при расследовании дела привели к освобождению доктора Шейха, но не будем забывать о том, что пока закон о богохульстве официально существует, им будут постоянно злоупотреблять. В этот самый момент есть несколько невинных людей, жертв этого преступного закона, томящихся в разных тюремных камерах страны в ожидании неопределённого будущего. И эти жертвы могут оказаться не столь удачливы, как доктор Шейх. Доктор Шейх имел круг преданных ему друзей внутри и вне страны».
«На печальные мысли относительно государства и общества Пакистана наводит также тот факт, что даже те, кому удалось в результате законных процедур доказать свою невиновность, ради собственной безопасности вынуждены бежать из страны. Государство или общество не способны или не желают обеспечить им защиту. Доктор Шейх отнюдь не стремился покинуть родину. Если бы у него был выбор, он предпочёл бы остаться вместе со своей семьёй и друзьями. Я мог лично видеть нежелание уезжать, написанное на лице доктора Шейха, когда провожал его до аэропорта».
«Главное в том, что мы обязаны продолжать вести нашу борьбу до тех пор, пока этот драконовский закон, как и некоторые другие подобные ему средневековые законы, будут отменены или по меньшей мере модифицированы таким образом, чтобы невинные люди были гарантированы от злоупотребления ими».
Международный гуманистический и этический союз, всемирная «зонтичная» организация различных гуманистических, секулярных, свободомыслящих и этических культурных организаций, насчитывающая около 100 организаций-членов в 37 странах мира, будет продолжать неустанную борьбу за отмену всех подобных законов.
Рой Браун, президент МГЭС
Перевод с англ. Александра Круглова