Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2004, № 3 (32) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2004 № 3 (32)
ПИСЬМА
Мнения и отклики | @ | Пишут читатели |
Почему учёные не верят в Бога?
В «Аргументах и фактах» (№ 20, май 2003 г.) был опубликован ответ на вопрос А. Варламова из Казани «Есть ли какие‑то научные доказательства существования Бога?» Автор изменил смысл вопроса читателя и озаглавил свой ответ так: «Почему учёные верят в Бога?» Из логического закона тождества вытекает требование: ответ должен совпадать со смыслом вопроса. И ни с того ни с сего засветила рубрика, под которой опубликован ответ: «Появление жизни на Земле не случайно». Но Варламов, во‑первых, не спрашивал о появлении жизни на Земле, во‑вторых, утверждение в рубрике весьма странное. Если бы автор заглянул в любой философский словарь, он узнал бы, что всё случайно. И всё необходимо. Необходимо то, что имеет достаточное основание в данной системе событий, случайное не имеет основания в ней, выступает как внешнее. Коль жизнь на Земле появилась, то она появилась с необходимостью и случайно – в разных отношениях.
Ссылка на то, что такие‑то учёные верили или верят в Бога, ничего не доказывает. Здесь логическая ошибка «не следует». Учёные верят в Бога не потому, что знают, что он существует. К вере в Бога люди обращаются по психологическим основаниям, страдающие, боязливые, потерявшие близких, больные, конформные, ограниченные и т. д., и вовсе не потому что существуют доказательства бытия Бога. Таких доказательств нет, нет на этот счет никаких аргументов. Выдающийся философ XX века англичанин Бертран Рассел в книге «Почему я не христианин?» показал, что все доказательства, в том числе Авиценны и Канта, упоминаемые в ответе, несостоятельны. Бертран Рассел осуществил опровержение их в соответствии с правилами логики.
В ответе цитируется высказывание кандидата философских наук Георгия Хлебникова: Вселенная ориентирована таким образом, чтобы на неё мог смотреть человеческий глаз. Получается, что сначала возник человеческий глаз, а потом Бог сориентировал для него Вселенную. Что‑то новое в богословии… Г. Хлебников игнорирует тот факт, что и животные имеют глаза и тоже смотрят на мир, что и растения тоже «смотрят» на мир (вспомните хотя бы тропизмы – реакции на свет, земное тяготение, температуру и т. д.). Просто в мире существует всеобщее свойство отражения.
Почему возникает поиск начала и конца мира? Дело в том, что отдельные вещи – все без исключения – имеют начало и конец во времени и в пространстве. Человек распространяет этот закон на весь мир: ему кажется, что и мир возник, создан. Но учёный, знакомый с диалектикой, понимает, что такая экстраполяция неправомерна, ибо всё порождает свою противоположность. Именно потому, что все вещи конечны, мир не имеет ни начала, ни конца. В математике эта идея воплощена в модели полностью замкнутой Вселенной, не имеющей границ ни в пространстве, ни во времени. У такой Вселенной не было начала и не будет конца (см. Хокинг С. Краткая история времени от Большого взрыва до чёрных дыр. СПб., 2000).
Ещё одно заблуждение верующих. Они знают, что всё, что происходит, имеет причину. Поэтому им кажется, что и мир имеет причину существования в чём‑то внешнем по отношению к нему, то есть в Боге. Но всеобщность причинной обусловленности порождает отсутствие причины у мира. Это понимал уже голландский философ XVII в. Бенедикт Спиноза. Он говорил, что природа есть causa sui, т. e. причина самой себя, и не нуждается в своём существовании ни в чём внешнем.
Трудно богословам стало жить: они ищут оправдания слепой религиозной вере в научных доказательствах.
Если учесть, что мир вечен, то в нём возможны самые невероятные сочетания, в том числе возникновение жизни на Земле и в других местах Вселенной. Ну а сам мир не развивается, хотя всему в нём присуще развитие.
Ответ А. Варламову написан человеком, не осведомлённым в философии. Невежество, как известно, не есть аргумент. Да и о профессиональной чести журналиста надо заботиться.
Фёдор СЕЛИВАНОВ, д‑р философских наук,
проф., зав. кафедрой гуманитарных дисциплин
Тюменского государственного института искусств
и культуры, заслуженный деятель науки РФ,
член Союза писателей РФ
О «святой воде», и не только о ней
Дорогой Валерий!
Не удивляйтесь фамильярности, но отчества я не знаю, и мне действительно дороги люди, подобные Вам, В. Л. Гинзбургу и другим борцам за здравый смысл. Мы с мужем были счастливы, когда В. Л. получил Нобелевскую.
Мой муж – доктор физико-математических наук, я – кандидат технических наук, мы работаем в лаборатории методов и средств спутниковых наблюдений Тихоокеанского океанологического института им. Ильичева ДВО РАН, возраст – 65 лет, ленинградцы.
Разумеется, мы с ним атеисты, и по воспитанию, и по убеждениям. И среди наших друзей, конечно, большинство таких же. Но даже среди друзей есть люди, резко изменившие свои взгляды. Это трудно понять, но приходится примириться.
Недавно шла программа Приморского ТВ про воду. «Учёные установили, что вода поглощает и хранит информацию, наши слова и помыслы. Если на стакан наклеить бумажку со словом "Гитлер" и заморозить в нём каплю воды, снежинка будет вот такой ужасной формы (на экране фотография), а если "любовь" или "Иисус", то… (и фото идеальной снежинки)». И т. д., и т. п. И разумеется, что если рядом со стаканом воды прочесть «Отче наш», она приобретёт особые биологические свойства. (Конец программы я успела записать на видик.)
Я кратко пересказала это своим коллегам. Оба эрудированные, образованные люди, прекрасные специалисты – морской палеонтолог и океанолог. Ожидала, что они разделят мой гнев. Отнюдь. Один сказал, мол, что ни говори, а сглаз и порча бывают, и в воде может быть что‑то нам неизвестное. Второй – умница, выпускник Ленинградского университета, ответил, что объяснить нельзя, но люди интуитивно чувствуют силу освящённой воды, не случайно же сотни лет ходят за ней в церковь.
С прошлого года мы подписываемся на «ЗС» и с удовольствием читаем его публикации, разделяем ваши взгляды и тревоги. Очень кстати пришёл номер с «Барнаульским чудом» – как раз накануне моя близкая подруга по ЛЭТИ приводила этот «факт» как доказательство наличия Бога.
Я с удовольствием прочла бы и многие из книг, список которых публикует журнал. Но, к сожалению, из‑за постоянного цейтнота читаю, увы, гораздо меньше, чем хотелось бы. Поэтому я буду очень благодарна, если Вы посоветуете мне, где прочесть о научных исследованиях «святой воды». Возможно, это есть и в журнальном списке.
Большое спасибо за Вашу деятельность. И очень трогательно, что каждый номер «ЗС» приходит в отдельном конверте, как личное письмо от Вас.
Всего доброго, с уважением,
Майя Львовна МИТНИК
(maia@poi.dvo.ru)