Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2005, № 2 (35) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Весна 2005 № 2 (35)
ГУМАНИЗМ НА ПЛАНЕТЕ
НА ФРОНТАХ культурной войны |
|
Дэвид Ричард Кэпселл |
В Америке объявлена война. Линии фронта обозначились некоторое время назад, в начале 1980‑хгг., когда небольшая, но влиятельная группа христиан-фундаменталистов провозгласила определённую часть общества врагом номер один. С тех пор эти силы, часто преуменьшающие своё значение, стремятся захватить власть в общественной сфере и превратить страну в теократию. Это движение относится к так называемым доминионистским («стремящимся властвовать»}. Оно стремится свести на нет произошедшую в прошлом веке либерализацию общества, а также отменить давнее положение об отделении церкви от государства, провозглашённое Первой поправкой к Конституции США.
Культурную войну планировали десятилетиями, за это время силы фундаментализма в Америке собирали необходимые ресурсы, консолидировались, одерживали победы на выборах. В конечном счёте они выиграли главный приз – президентство – решением Верховного суда в 2000 г.
В этом году культурная война достигла апогея, и мы можем стать свидетелями последнего боя в борьбе за либеральную демократию в Америке. На повестке дня такие вопросы, как введение формулы «под покровительством Господа» в публичные обещания лидеров политических партий придерживаться определённой политики; предложенная поправка к Конституции, определяющая брак как исключительно релгиозный институт, и, впервые за двести лет, попытка установить явно религиозную связь между федеральной властью и нашими индивидуальными вкусами и предпочтениями. В подобной ситуации мы должны тщательно обдумать наши общие действия и быть во всеоружии для предстоящего неизбежного сражения. В противном случае мы рискуем потерять проверенные временем религиозную и интеллектуальную свободы.
Истоки современного господства
Первые залпы «культурных войн» прозвучали в 1982 г., когда ведущие христианских передач, такие как Пэт Робертсон, начали призывать своих последователей к политической активности. До 1980‑х гг. христиан-фундаменталистов в основном тревожила коммунистическая угроза. В 1982 г. Френсис Шеффер, влиятельный протестантский теолог, назвал «светский гуманизм» величайшей из когда-либо существовавших угроз христианству. На «Клубе 700» (телевизионное шоу консервативных христиан-фундаменталистов. – Примеч. перев.) Шеффер заявил: «Сегодня мы живём в обществе гуманистов. Они контролируют школы. Они контролируют государственное телевидение. В целом они контролируют СМИ…» Далее он сказал: «Восстаньте же против тирании, а именно это я называю первой необходимостью, и знайте, у вас не только есть право на такое восстание – это ваша обязанность. Когда определённая группа людей оказывает давление на вас и на общество в направлении, абсолютно противоположном Слову Господа, это и есть действительная тирания… поэтому у нас имеются все основания и права противостоять им в принципе».
|
В 1985 г. Билли Грэхем, также на «Клубе 700», снова призвал протестантов активно включиться в политическую деятельность. Приблизительно с 1982 г. «доминионисты» сконцентрировали свою ненависть и политическое противодействие на программе светских гуманистов. Они яростно нападают на принципы, защищаемые гуманистами, – строгое разделение церкви и государства, либеральные взгляды на брак, недопущение преподавания креационизма в школах, отказ от идеи грехопадения человека и т. д. Их собственная «доминионистская» программа предполагала отмену решения Верховного суда по делу «Ро против Вейда» (этим решением от 22 января 1973 г. были легализованы аборты в США. – Примеч. перев.), ликвидацию общедоступного образования и результатов Нового курса (программа Франклина Рузвельта по выходу США из экономической депрессии, предполагавшая элементы государственного регулирования рынка. – Примеч. перев.), превращение Америки в «царство Божие», управляемое протестантами, и т. д.
На сегодняшний день ряды этого движения выросли до 35 миллионов человек, соответственно усилилось и его влияние. Обосновывая этот феномен, Пэт Робертсон в своей книге «Тайное Царство» указывает: «Ясно, что Господь говорит нам: "Я дал человеку господство на Земле, но он его потерял. Ныне Я хочу, чтобы разумные сыновья и дочери от Моего имени применили власть на Земле и покорили Сатану, буйного и мятежного. Заберите Мой мир у тех, кто будет его грабить и оскорблять. Правьте, как правил бы Я"».
Говоря от имени Бога, Робертсон описал намерения «доминионистов» согласно религиозному праву и нынешней практике. Поэтому так называемые консерваторы, которые должны бы противодействовать попыткам экспансии федеральной власти в вопросы индивидуального выбора (искусственное прерывание беременности, брак, секс и пр.), хранят молчание, когда их президент подталкивает или даже использует федеральную власть в любой из перечисленных областей. Одновременно со стремлением федеральной власти вмешиваться в индивидуальную жизнь и личностный выбор доминионистская программа предусматривает уничтожение результатов Нового курса, рассматривая его как социалистический и утверждая, что лишь церковь и вера, а не правительство, должны заниматься вопросами обеспечения средствами к существованию обездоленных и разорившихся. Сегодняшний поток христианских (faith-based, букв. «основанных на вере». – Примеч. перев.) инициатив, включая проекты христианских тюрем, является основным достоинством этой философии, в то время как кризисы в системе медицинского страхования и в социальном обеспечении (medicare and social security – правительственная программа в США и Канаде. – Примеч. перев.) – её негативными аспектами. В 1985 г. Пэт Робертсон впервые представил свою программу отмены существующей системы социального обеспечения, во многом сходной с положениями современного законопроекта об отпуске лекарств по рецептам для престарелых… В том же году Робертсон призвал к постепенному повышению пенсионного возраста с одновременной заменой налогов по социальному обеспечению частным инвестированием, что явно ведёт к окончательной ликвидации великого наследия Франклина Делано Рузвельта.
После своего ухода из администрации Рейгана Дэвид Стокмэн признал, что увеличение объёмов дефицита было частью плана, форсирующего окончательное устранение результатов Нового курса. Со времён Демократического Конгресса и искоренения дефицитов 1990‑х гг. этот план не реализовывался. Сейчас, в условиях рекордного бюджетного дефицита, после предупреждения председателя Федерального резервного фонда о том, что система социального обеспечения в её настоящем виде не может выжить и сокращение расходов будет необходимо, планы «доминионистов» постепенно возрождаются.
Божественное право королей
«Доминионизм» является формой теории божественного права. В то время как отцы-основатели Америки мудро отошли от этого понятия и предпочли учреждение светского государства, базирующегося на идеях религиозной терпимости и отсутствия лидирующей религии, доминионисты клятвенно твердят, что без всеобщей религиозной власти и вследствие пагубного влияния либерализма и гуманизма общество так или иначе находится в упадке.
Ещё раз, в 1986 г., на «Клубе 700» Пэта Робертсона, Шеффер заявил, что гуманизм насильственно навязывался христианам, распространяя еретическую (и окарикатуренную им) точку зрения, что «человек – центр всех вещей». Шеффер ставил знак равенства между гуманизмом и коммунизмом на том основании, что оба эти учения атеистичны. Он назвал гуманистическое мировоззрение «вражеским».
Частью стратегии доминионистов было объявить гуманизм религией, с тем чтобы обратить Первую поправку к Конституции против самого светского гуманизма как против навязывания определённой религии. Кажется, такая тактика работает и является частью согласованных усилий по искажению юридической терминологии, имеющему целью доказать, что преподавание теории эволюции в числе других предметов сродни навязыванию религии. Те недальновидные гуманисты, которые признают гуманистическое мировоззрение религиозным, а не философским, сыграли на руку проповедникам религиозного права, выступающим за исключение из школьных программ эволюционизма и преподавание вместо него религиозного креационизма, как «теории разумного замысла».
Любыми средствами необходимо…
Существенной частью доминионистской методологии является правило добиваться своего любой ценой, невзирая на добро и зло и заботясь только о достижении цели. Ведущие ораторы-доминионисты бодро цитировали Макиавелли, призывая использовать его рецепты во имя проведения в жизнь воли Бога и установления Его господства на Земле усилиями американского правительства. Майкл Лиден, член Американского Института предпринимателей, частый гость на «Клубе 700». В 1999 г. он издал книгу «Почему железные принципы Макиавелли уместны и важны сегодня, как и пять веков назад». В ней он утверждает: «Чтобы достигнуть самых благородных целей, правитель может быть вынужден "вступить во зло". Именно это страшное откровение сделало личность Макиавелли такой почитаемой и манящей, такой, которую боятся и уважают… И именно поэтому он всё ещё притягивает нас…» (с. 91).
|
Это «откровение» помогает нам понять умонастроения тех твердокаменных христиан, которые, однако, систематически нарушают положения «теории справедливой войны» и фундаментальные человеческие и политические права, опускаются до обмана, воровства и других грехов ради достижения своих целей. Их позиции представляются неокальвинистскими, они вдохновлены твёрдой верой, что как «новорождённые в Господе» они служат непосредственно Богу, а цели оправдают средства.
Ныне движение доминионизма не ограничивается пятидесятниками и христианами-фундаменталистами, оно широко проникает и в епископальные, а также и римско-католические общины. Свидетельством этому служит грандиозный успех католической демагогии Мела Гибсона. Будучи далеко не пацифистами, они принимают насилие как одно из допустимых средств установления Царства Божия на земле. Пэт Робертсон пишет в «Тайном Царстве», что царство небесное «претерпевает насилие, и страстные люди занимают его силой… Люди, усердные в вере, сами прокладывают себе дорогу в него. Вот что это значит» {с. 82).
Новые нападения и рубежи
Культурная война только обострится с приближением выборов. Можно ожидать, что апологеты религиозного права продолжат вбивать клин между разными слоями американского общества, и средства, которые они будут использовать для этого, будут касаться таких проблем, как семейное право и молитвы в школах, а также законодательной инициативы – Конституционного Восстановительного акта 2004. Этот законопроект, написанный в черновом варианте бывшим адвокатом судьи Роя Мура Хербом Титусом, сейчас рассматривается в сенате и парламенте под номерами HR 3799 и S 2082. Он предполагает изменения в заглавии 28 главы 81 законодательства США в разделе 1260. Поправка предусматривает ограничение права вышестоящего суда пересматривать решения нижестоящего суда и гласит: «Несмотря на любое другое предписание этой главы, Верховный Суд не должен иметь юрисдикции пересмотра дел по апелляции, приказу об истребовании дела или по какому-либо иному обращению, касающемуся любого вопроса, находящегося в его компетенции, но уже получившего юридическое разрешение, – пересмотра, который распространял бы своё действие против членов федерального, государственного или местных органов власти (действовавших в пределах своей официальной или персональной правоспособности) по причине признания ими Бога суверенным источником права, свободы или власти».
|
Этот законопроект не позволяет Верховному суду США и другим федеральным судам рассматривать дела, касающиеся «выражения религиозной веры выборными или назначенными официальными лицами». Это означает, что дела, подобные недавнему делу судьи Роя Мура, не будут находиться в компетенции вышестоящих судов. Тогда Федеральный суд обязал главного судью штата Алабама убрать установленную по его указу у здания суда гранитную стелу, изображавшую скрижали с Десятью заповедями, а судью за неповиновение отстранили от должности.
Смысл предложенного закона даже более зловещ, чем может показаться на первый взгляд. По существу, предполагается, что федеральные судьи будут иметь возможность судить по библейскому праву, без опасений юридического пересмотра своих решений. Похоже на путь реализации доминионистской программы. Это отголоски призыва Пэта Робертсона к действию, в котором он заявил (в статье, опубликованной 24 марта 1986 г.): «Есть целый разряд дел, которые Верховный суд не может рассматривать, и никто с этим ничего не сделает».
Несомненно, это созвучно обеспокоенности, выраженной Джоном Гайлесом, Президентом Христианской коалиции из Алабамы. Он заявил: «Величайшее, явное зло употребление федерального правосудия на протяжении 40 лет состояло в попытках пересмотреть определение Бога как суверенного источника права… Мы называем это законодательным произволом – заниматься законотворчеством в судебной палате. И эти неконституционные установления остаются не оспоренными другими ветвями власти».
В соответствии с этими идеями, противоречащими урокам истории, разуму и логике, находится стремление доминионистов узурпировать роль судов в интерпретации самой Конституции, и поместить Бога на роль верховного арбитра и источника права, что полностью противоречит целям отцов-основателей США и прямому смыслу Конституции. Они пытаются установить своё теократическое государство. Их законодательные инициативы спонсируются, среди прочих, сенаторами Шелби, Зеллом Миллером, Сэмом Браунбеком и Линдсеем Грэхемом, и, конечно же, поддерживаются нынешним хозяином Белого Дома.
Гуманизм – не враг
В декабре 2000 г. Верховный Суд постановил, что президентом США стал Джордж Буш. Это было плодом двадцатилетних усилий небольшой, но мощной клики доминионистов. 24 декабря 2001 г. Пэт Робертсон подал в отставку с поста президента Христианской Коалиции. Символический акт, смысл коего был ясен истинным верующим: Президент США возвысился до главы Истинной Американской Церкви. Доминионисты получили власть над страной, и их планы могут реализоваться. Вскоре после этого стало ясно, что доминионистский образ действий распространился на весь остальной мир – с началом войны на Ближнем Востоке, с идеей превосходства и гегемонии Америки, в некоторых высказываниях нашего Президента, подспудно подразумевающих её божественную миссию.
|
В 1982 г. гуманизм, в частности светский гуманизм, был провозглашён врагом общества. Ныне становится очевидным, что круг врагов нового религиозного общества включает всех «еретиков», всех инакомыслящих, в том числе либералов, терпимых к чужим взглядам, пацифистов и бедных. Философия светского гуманизма предполагает толерантность, антиклерикализм, уважение индивидуального выбора, признание высшего достоинства человека, приоритетность научного метода познания, свободу и рациональный подход к разрешению конфликтов. Мы также исповедуем свободу интеллектуального и духовного исследования. Не все мы атеисты, и мы отдаём себе отчёт в роли нравственности в общественной и личной жизни. Но поскольку мы отвергаем установление государственной религии, нетерпимость и догматизм, нас обвиняют в моральном падении общества. Мы – своего рода еретики. Сейчас мы разделяем эту роль с большинством как верующих, так и нерелигиозных людей, а также атеистов.
Поистине мы находимся на передовой культурной войны, начатой теми, кто рассматривает свои религиозные убеждения как достаточное право навязывать своё частное мировоззрение и идеологию, добиваться теократии у нас в Америке. Необходимо осознать, что эта война разрастается, и наши ряды – в числе мишеней для тех, кто стоит у власти. Мы можем оказаться последним оплотом сторонников многоконфессиональности и веротерпимости в Америке.
|
Совет по светскому гуманизму является крупнейшей в мире организацией подобного рода. Мы издаём научный журнал «Free Inquiry» («Свободное исследование»), имеем ряд комитетов и реализуем программы, стимулирующие и поддерживающие интерес к сохранению и росту демократических традиций, светского гуманизма, а также принципов свободного исследования в современном обществе. Мы занимаемся также защитой прав неверующих и отстаиваем принцип разделения церкви и государства, обеспечивающий свободу религиозных меньшинств. Нашей задачей в контексте Первой поправки [к Конституции] является активная защита религиозной свободы и религиозного плюрализма в интересах как атеистов, так и верующих.
Хотя мы со всей очевидностью находимся в состоянии войны и отстаиваем определённую традицию и точку зрения, миссия Совета в высшей степени позитивна. Мы считаем, что разум, наука и искусство способны поднять уровень гуманности, укрепить дух сотрудничества и взаимопонимания, упрочить мир. Мы полагаем, что проявлению высокого человеческого достоинства более всего способствуют условия, когда социальные институты поощряют рациональные исследования, а суеверия и невежество отвергаются. Мы верим, что условия человеческого существования улучшаются, а общество эволюционирует в благоприятном направлении, когда человек опирается на собственные разум и чувства во имя взаимной симпатии и сотрудничества. Оно эволюционирует, когда человек отказывается от предрассудков и созидает новые общественные отношения, выдерживающие испытание практикой, основанные на всеобщих принципах терпимости, свободы мысли, совести и разума.
Мы разделяем эти принципы со многими американцами и европейцами. Мы сознаём, что пока мы – молчаливое большинство, но когда мы объединимся и в один голос выскажемся в поддержку позитивного мировоззрения, против нетерпимости и догматизма, мы сумеем одержать победу в «культурной войне» и будем жить в более совершенном мире.
Перевод с англ. Татьяны Песоцкой