Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2005, № 3 (36)
Сайт «Разум или вера?», 07.12.2005, http://razumru.ru/humanism/journal/36/piskuryov.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2005 № 3 (36)

РЕЦЕНЗИИ

 

ГУМАНИЗМ И СВОБОДА СОВЕСТИ

в курсе «История религий»

Владимир Пискурёв

Мозговой С. А., Ртищева Г. А. История религий: Программа курса для студентов истор. ф‑та. М.: МГПУ, 2004. 68 с.

 

Программа курса разработана учёными-педагогами кафедры истории мировых цивилизаций исторического факультета Московского городского педагогического университета и предназначена для студентов-историков. Её цель – дать представление о содержании, объёме и структуре курса истории мировых религий. Знания, полученные в ходе изучения этой дисциплины, не только помогут более качественно преподавать всеобщую историю в школе и вести занятия по истории религии в старших классах, но также позволят будущим педагогам разумно строить свои отношения с учениками и родителями, придерживающимися различных взглядов и различных конфессий. Она может быть использована и для проведения занятий со студентами других специальностей, так как даёт базовые исторические и культурологические знания, необходимые современному специалисту.

Изучая историю религии, студент должен осмыслить ценность духовных исканий человечества, разобраться в специфике религиозного и атеистического сознания, узнать о сущности различных верований, особенностях культа и института священства и в итоге осознать продуктивность конституционного принципа светского характера государства, свободы совести и вероисповедания, ведь именно в опоре на эти принципы они будут обязаны организовывать учебно-воспитательный процесс с учениками в школе.

Курс знакомит со спецификой мифологического сознания и политеистическими верованиями древнего мира и доколумбовой Америки. Затем изучаются возникшие в древности народно-национальные религии: индуизм, джайнизм, сикхизм, парсизм (зороастризм), религии славян, синтоизм, иудаизм, а также религии Китая и Японии, которые, несмотря на специфику каждой из них, формировалась в условиях взаимного влияния. Изучение иудаизма основывается на рассмотрении этапов становления религиозных текстов и различных течений иудаизма.

Основное время курса посвящено изучению мировых религий, прежде всего становлению и современному состоянию христианства и особенностям различных христианских направлений (католицизма, православия и протестантизма) и конфессий. Особое внимание уделяется истории русского православия. Подробно рассматриваются также различные направления и школы буддизма и ислама.

Пособие сохранило принятое в отечественном религиоведении деление религии на исторические формы религиозных верований, народно-национальные религии, мировые религии и новые религиозные движения (НРД). Однако есть и новизна. К примеру, веру бахай предлагается рассматривать не в разделе новых религиозных движений, как в ряде других учебных программ и пособий, а после изучения основных мировых религий, в частности ислама. Веру бахай не вполне корректно относить к разряду НРД, один из признаков которых – то, что их исповедует, как правило, первое поколение их последователей. Ей уже более 150 лет, а по распространённости она занимает второе место в мире после христианства (более чем в 250 странах). Не случайно ряд известных в мире религиоведов и энциклопедических изданий квалифицируют её как новую мировую религию.

В основу раздела о НРД положены современные положения отечественного и мирового религиоведения. В частности, курс излагается в соответствии с подходами кафедры религиоведения и философии религии МГУ им. М. В. Ломоносова (См.: Кантеров И. Я. Программа дисциплины «Новые религиозные движения и культы» // Религиоведение. Науч.-теоретич. журн. 2001. № 1). Однако новаторским в программе является то, что некоторые религиозные организации, традиционно изучаемые в разделе НРД, рассматриваются в других темах курса – например, религиозные организации, впервые зарегистрированные в 1990‑х гг., или те, которые ряд авторов относит к так называемому «альтернативному православию» (уже сам этот термин является некорректным). Например, Православная Церковь Божией Матери Державная, которую многие религиоведы относят к НРД, вполне может изучаться при изучении христианства и русского православия в разделе мировых религий – таково мнение авторов данной программы, основанное на исследовании истоков, религиозной доктрины и традиции данной церкви. А, к примеру, движение вайшнавов или Международное общество сознания Кришны может рассматриваться во время изучения индуизма.

Новым в курсе является раздел «Свобода совести и свобода вероисповеданий в контексте мировой и отечественной истории государственно-религиозных отношений». В нём излагаются новые методологические подходы к изучению свободы совести и свободы вероисповедания в мировой и отечественной истории, характеризуется мировой опыт государственно-религиозных отношений. В основу методологии и понятийно-категориального аппарата положены разработки Института свободы совести, отражающие новую парадигму свободы совести в контексте глобальных проблем и тенденций современности.

Успешному раскрытию гуманистического наследия при изучении курса «Истории религий» способствует также рекомендованная программой литература, в том числе учебное пособие по основам гуманизма (Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Основы современного гуманизма: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. А. Кувакина и А. Г. Круглова. М.: Рос. гуманист, о‑во, 2002. 350 с.).

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика