Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2005, № 4 (37) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2005 № 4 (37)
ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Почему необходим учебный курс «Основы современного гуманизма»? |
||
Российская образовательная система переживает один из самых драматических моментов своей истории. Дикая коммерциализация человеческих отношений, бюрократизация государства и резкое снижение уровня социального обеспечения, углубление коррупционных процессов, рост преступности, социальных болезней, углубляющийся разрыв в материальном положении населения, негативное влияние средств массовой информации на сознание людей – это и многое другое ведёт к разложению самых глубоких – нравственных – основ общественной и личной жизни россиян. Деградация сознания проявляется и в резком падении уровня начального, среднего и высшего образования, в появлении в российском обществе всё большего числа невежественных, потерявших всякую социальную и ценностную ориентацию людей.
Особенно тревожная ситуация складывается в сфере социально-гуманитарной подготовки, где задача овладения базовыми человеческими добродетелями даже и не ставится. Этому способствует фактический отказ правящих кругов от поддержки идеи прав, свобод и ответственности гражданина, отказ от защиты свободы совести и принципа светскости государства, базирующегося на доминанте светской культуры, а значит, и светского гуманизма. Декларируемый в Конституции мировоззренческий плюрализм легко переродился в хаос из идей и установок на голый расчёт, насилие, жадность, равнодушие и цинизм. Идея частной инициативы и предпринимательства уступила место философии захвата собственности, «чёрного пиара» и раскрутки заведомо криминальных «героев нашего времени».
Можно долго перечислять беды, которые обрушились на российскую культуру, на сознание россиянина. Не составляет труда представить себе, к чему, скажем, ведут усилия ввести в государственные образовательные учреждения религиозные, вероисповедные учебные дисциплины, эти мины замедленного, но глубинного и крайне мощного действия. Всё это и многое другое заставляет задуматься над положением, в котором мы, вузовские учёные, оказались, и о наших первоочередных шагах к преодолению кризисной ситуации.
Очевидно, что в систему основных задач высшей школы должно входить формирование гражданских и личностных качеств молодого специалиста, гражданина своей страны. Это предполагает ознакомление с широким спектром мировоззренческих ценностей, обучение свободной рефлексии, развитие способности понимать и анализировать позитивные и негативные человеческие качества, умения самому строить собственное мировоззрение, своей личностный – нравственный и правовой – фундамент. Откуда берутся эти знания, способности и кавыки? Частью из комплекса внеучебкой воспитательной работы. Но главным образом они связаны с социально-гуманитарной подготовкой специалиста высшей квалификации. Вот почему блок социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе всегда превалировал. Он не столько учил узко понятой профессии, сколько высвечивал пространство внутреннего мира человека и пространство социально-природной человеческой жизнедеятельности, в котором будущему молодому специалисту предстоит прокладывать свой жизненный путь.
К этому всегда обязывал высокий статус университета. Никому даже в голову не приходило ставить под сомнение высокую гуманистическую миссию университета как исключительного, выработанного на протяжении столетий европейской культуры духовного центра по приобщению человека к фундаментальным общечеловеческим ценностям. Университет в полной мере выражал саму идею образования как процесса, несущего и формирующего «образ» человека, процесса, по точному выражению И. Гердера, «возрастания к гуманности», образующего или созидающего человека, в результате которого образованность становится его «второй натурой».
Однако с тех пор многое изменилось. Очень многие вузы вдруг стали называться университетами, а университеты в духе «болонского процесса» и перехода на бакалавриат начали превращаться в техникумы, центры по подготовке полуобразованных людей. Компетенцию специалиста стали измерять тестами, подгоняя мышление творческого человека под уровни компьютерных программ. А чтобы поддержать систему высшей школы «в условиях рынка», т. е. отсутствия государственной поддержки, стали создавать неимоверное количество коммерческих учебно-образовательных центров, где от действительного образования осталось одно название.
Как справедливо заметил ещё в 1999 г. академик А. А. Гусейнов на заседании «круглого стола» журнала «Вопросы философии», «среди многочисленных новшеств в российском образовании постсоветского времени по крайней мере три являются своеобразным вызовом философии. Это: а) конфессионализация, б) коммерциализация и в) регионализация образования и воспитания» 1. Это очень опасные тенденции, чреватые разрушением социальных и духовных основ всей системы образования в стране. Как известно, коммерциализация вступает в противоречие с принципом всеобщности и доступности образования, регионализация – разрушает единое образовательное и культурное пространство, а конфессионализация – ставит под угрозу сам идеал рационального знания, закладывая в многонациональной и многоконфессиональкой России возможность кровавых религиозных гражданских войн.
Платон писал в своем знаменитом «Государстве»: «Если хочешь разложить армию, сделай два дела: 1) лиши её довольствия и 2) предоставь право заниматься коммерческой деятельностью». Понятно, что этот принцип с успехом действует и в других сферах: медицине, образовании и даже в экономике, если не отличать рынка от базара. Возникает вопрос: неужели нам понадобятся очередные 70 лет, чтобы понять и эту простую истину?
И ведь нельзя сказать, что в обществе нет людей, не понимающих всю глубину постигшего нас несчастья. Например, в одном авторитетном издании мы читаем: «Большую опасность может представлять подход к системе образования, основанный на неправильном понимании её сущности, роли и места в процессе рыночных реформ экономики. Систему образования ни в коем случае нельзя превращать в поле действия прямых рыночных механизмов (курсив наш. – Авт.). Недопустимо также экономить на этой сфере. Система образования, подобно органам законодательной и исполнительной власти, другим государственным структурам, должна служить инструментом для поддержания крепкой государственной власти и создания высокоразвитой экономики. Образование является важнейшим фактором экономического роста страны. Поэтому необходимо усиление внимания со стороны государства к системе образования, расширения поддержки этой сферы, исходя из стратегических интересов страны. Именно такой подход позволит российской экономике без существенных потерь адаптироваться к мировым тенденциям» 2.
Мировая практика высшего образования давно уже поделила всю систему вузовской подготовки специалиста на три примерно равные части: социально-гуманитарную, общенаучную и специальную или профилирующую. Не секрет, что за последнее десятилетие вульгарной прагматизации и коммерциализации общественного сознания эта фундаментальная норма высшей школы оказалась существенно потеснённой. Практика концентрации на одном «профилирующем» предмете заметно понизила потенциал интеллектуальной и социальной мобильности выпускников вузов. Возникший мировоззренческий и нравственный вакуум заполняют далёкие от норм светской культуры разного рода религиозные, паранормальные и порой откровенно лженаучные теории и идеи, обитающие в нашем изрядно загрязнённом информационном пространстве, на котором господствуют средства массовой информации, эксплуатирующие (а заодно и культивирующие} многочисленные человеческие слабости и предрассудки. Причём весь этот культурный суррогат фактически перестал быть делом свободного осмысления и личного выбора. Массовидность и навязчивость антикультуры и иррационализма превратились в фактор неотвратимого внушения и манипуляции личным и общественным сознанием. В сочетании со всё более очевидными процессами свертывания демократии это порождает призраки «нового средневековья», грозящие стать новой – или вечно старой – российской реальностью.
В этих условиях возникает потребность в мировоззренческой консолидации научной и вузовской общественности на основе традиций светской культуры. Именно эту функцию призван выполнить новый философско-этический и философско-правовой предмет «Основы современного гуманизма». Он с самого начала ориентирован не только на студенчество, но и на широкие преподавательские круги, поскольку речь идет об аксиологической и мировоззренческой коррекции всей системы гуманитарной подготовки и переподготовки кадров.
Умение свободно ориентироваться в актуальных проблемах современной гуманистики по‑своему важно для специалиста в любой области общественной деятельности. Гуманистическая проблематика утвердила свои исторические права задолго до новейших тенденций глобализации и связанной с ней глобалистики. Она образует идейно-мировоззренческую основу всей современной цивилизации, о чём, в частности, убедительно сказано во всех основополагающих международных документах. |
Умение свободно ориентироваться в актуальных проблемах современной гуманистики по‑своему важно для специалиста в любой области общественной деятельности. Гуманистическая проблематика утвердила свои исторические права задолго до новейших тенденций глобализации и связанной с ней глобалистики. Она образует идейно-мировоззренческую основу всей современной цивилизации, о чём, в частности, убедительно сказано во всех основополагающих международных документах – от Всеобщей декларации прав человека до Конституции Европейского союза. Само становление современного глобального мира было бы невозможно без активно функционирующей этики светского гуманизма. Принципы гуманизма стали нормой в поведении граждан всех цивилизованных стран, что существенно сказывается на системе правовых и социально-экономических отношений. Современный специалист чётко различает (или должен различать) правила «корпоративной этики» и общечеловеческой морали, понимает безусловный приоритет последней и выстраивает систему их взаимодействия. В основе деятельности специалиста стоит ясное понимание ценностей светского государства и культуры, прописанных в Конституции РФ.
Одним из самых важных в современном образовании, безусловно, является вопрос о принципах и способе построения образовательной системы. В Законе об образовании Российской Федерации говорится: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах… гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье… светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях…» В статье 14 этого закона указано, что общим требованием к содержанию образования является «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации».
Российское общество крайне заинтересовано в том, чтобы сделать высшую школу более действенным и эффективным инструментом формирования у студентов жизнестойкой, оптимистичной и ответственной гражданской позиции. «Школа – в широком смысле – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности», – отмечается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. Вот почему сегодня так важно определиться в вопросе: как защитить блок социально-гуманитарных дисциплин от прямой агрессии цинизма, вульгарности, технократического стиля мышления, разрушающих традиции нормальных и безопасных общественных отношений. На наш взгляд, инициативу должна взять в свои руки философия, способная перевести своё «мудрствование», а порой и откровенную «заумность» в плоскость практического философствования. Таким предметом, обобщающим весь блок социально-гуманитарной подготовки в системе образования, и может стать новый познавательно-воспитательный курс «Основы современного гуманизма».
Антитезой современному гуманизму выступают патриархальный клерикализм, религиозный фундаментализм – всякий архаичный традиционализм, не признающий исторических завоеваний мировой цивилизации и культуры, нравственного и духовного богатства светской культуры и, в частности, науки, искусства и философии. С другой стороны, современный гуманизм испытывает натиск воинствующего технократизма вместе с присущим ему бюрократизмом, желающего подчинить все человеческие проявления «железным законам» технической целесообразности и бесчисленным регламентациям. Если интенции вульгарного натурализма – в том, чтобы подчинить человеческую самость чисто природным феноменам, то новоявленный дискурс постмодернизма, напротив, распыляет и атомизмрует человека в интеллектуальном хаосе символических форм культуры. Они в равной степени враждебны собственно гуманистическому вектору сознания и практики. |
Все знают, что гуманизм – это уважение и любовь к человеку, признание его высшей ценностью. Но являются ли гуманизм, человечность человека, его потребность в справедливости и разумной жизни реальным фактором истории и судьбы каждого из нас? Имеет ли гуманизм реальное конструктивное влияние на политику, экономику, право, наше материальное и культурное благосостояние, на нашу безопасность, наконец? Ответы на эти вопросы не лежат на поверхности. Каждый из них требует непростого анализа и вполне конкретного морального и гражданского самоопределения. Таким образом, гуманизм выводит всю совокупность мировоззренческих проблем на острие свободного и отвественного выбора индивида.
Гуманизм вовсе не стоит на том, что человек – это «пуп земли», что мир вращается вокруг человека и его эгоистических устремлений. Но человек – это реальность, причастная к бытию, а это обязывает к обретению самосознания, к возвышению над данностью, к самосовершенствованию. Гуманизм отстаивает не право индивида на обособление и изоляцию от общества и природы, а право личности и рода человеческого на достойное существование перед лицом мира, на участие в его жизни, на решение мировых загадок, на улучшение условий своего существования.
Гуманизм – это интеллектуальное, моральное и социальное пространство созидания смысла, поиска и нахождения человеком точки опоры и в этом мире, и в самом себе. Гуманизм опирается на всё поле духовной и материальной культуры, он обитает как в сфере наук и искусств, так и в традиционно считающихся религиозными областях душевной жизни человека, которые в определённых исторических и жизненных условиях выполняют необходимую функцию его моральной поддержки или утешения.
Однако гуманизм выступает решительным противником навязывания религии, неукоснительно защищает принципы свободы совести и свободы научного исследования. Он проясняет возможности и технологии создания условий социальной справедливости, толерантного мировоззренческого плюрализма для всех людей, независимо от цвета кожи, национальности, веры или неверия, социального положения, возраста или пола.
Современный гуманизм – это не столько конкретно-мировоззренческий, сколько методологический и социальный, гражданский гуманизм, помогающий человеку раздвинуть горизонты своего сознания, прокладывающий пути личности как к самому себе, так и к культуре и обществу, а от них – к природе и совокупности проблем экологического характера. Вместе с тем гуманизм прокладывает пути общества и власти к конкретному человеку, помогает созидать подлинно социальное государство, юридически и экономически гарантирующее социальную справедливость и правовую защищённость гражданина. В этом смысле современный гуманизм продолжает классические традиции Возрождения и Просвещения.
Гуманистическая функция современной культуры проходит сегодня серьёзное испытание на прочность. Она вынуждена утверждать себя в постоянной борьбе с отчуждающими факторами человеческого существования, открывая человеку бесконечные горизонты созидания и достижений на пути обретения им внутренней свободы, богатства своей вечно формирующейся сущности. |
Гуманизм – это не только нравственный стержень личности, внутренне ответственной и открытой для творческого освоения мира и партнёрства с ним. Гуманизм образует духовную основу современного государства, общества и культуры, самого здорового образа жизни личности и общества. Его политическим и правовым эквивалентом выступает демократия, принципы социальной справедливости и государственных гарантий соблюдения прав человека.
Непосредственной антитезой современному гуманизму выступают патриархальный клерикализм, религиозный фундаментализм, или, шире, – всякий архаичный традиционализм, не признающий исторических завоеваний мировой цивилизации и культуры, нравственного и духовного богатства светской культуры и, в частности, науки, искусства и философии. С другой стороны, современный гуманизм испытывает натиск воинствующего технократизма вместе с присущим ему бюрократизмом, желающего подчинить все человеческие проявления «железным законам» технической целесообразности и бесчисленным регламентациям. Если интенции вульгарного натурализма – в том, чтобы подчинить человеческую самость чисто природным феноменам, то новоявленный дискурс постмодернизма, напротив, распыляет и атомизирует человека в интеллектуальном хаосе символических форм культуры. Они в равной степени враждебны собственно гуманистическому вектору сознания и практики.
Противниками гуманизма являются сегодня различные виды нигилизма и социального цинизма, алчности, слепой и безответственной жажды наживы, «обогащения ради обогащения». Важно подчеркнуть и то обстоятельство, что различные формы «дикого», или «грабительского», капитализма обрушиваются сегодня на человека, атакуя и эксплуатируя его естественные слабости, так же как и житейскую неискушённость молодежи, ещё не сформировавшейся интеллектуально и нравственно.
Таким образом, гуманистическая функция современной культуры проходит сегодня серьёзное испытание на прочность. Она вынуждена утверждать себя в постоянной борьбе с отчуждающими факторами человеческого существования, открывая человеку бесконечные горизонты созидания и достижений на пути обретения им внутренней свободы, богатства своей вечно формирующейся сущности. Реальный гуманизм никогда не апеллировал к абстрактным идеям морали и права, он всегда помогал человеку как личности утвердиться и дерзать «здесь и сейчас», в конкретных условиях его существования.
Чтобы иметь верное представление о гуманизме, нужно познакомиться с историей этого интеллектуального и культурного явления, знать о великой исторической миссии гуманизма, о сущности гуманизма наших дней. Важно прояснить вопрос, почему он жизненно важен как отдельному гражданину России, так и всем социальным институтам, государству, бизнесу, политическим партиям и средствам массовой информации. Необходимость изучения теории и истории гуманизма – веление времени, настоящего и будущего России, страны, которой так остро недостаёт сегодня нравственной силы и решимости вырваться из пучины морального и экономического упадка. Его задача – укрепить вечные и всегда актуальные ценности добра, справедливости, порядка и порядочности, свободы и ответственности граждан за свою судьбу и судьбу будущих поколений.
Всё очевиднее становится та истина, что без культивирования научного мировоззрения, разумного подхода к жизни, без здорового скептицизма и фундаментальной человеческой нравственности дорога в будущее страны и мира проложена быть не может. Рано или поздно смутный, переходный период в истории России завершится победой тех лучших гражданских идеалов, острая нужда в которых и вызвала перемены постсоветской эпохи. Но это не произойдет автоматически. Долг каждого из нас: преподавателей-педагогов, студентов, будущих специалистов – содействовать нравственному и социальному возрождению России, которая и в наши дни находится на острие мировых коллизий и которая по‑прежнему остаётся одним из важнейших глобальных факторов мировой стабильности. Залогом этого являются высочайшие достижения нашей отечественной культуры – науки, искусства и философии, потрясающие образцы мужества и жизнестойкости россиян, их славная и великая история.
Настоящий курс «Основы современного гуманизма» изначально предполагает, что его цели и задачи должны вписываться в общую структуру социально-гуманитарного образования в высшей школе и выполнять функцию конкретизации и спецификации мировоззренческих проблем философии, истории, психологии, культурологии, политологии, права, выведения их на уровень практического и жизненного смысла. Он особенно важен там, где отсутствует курс теоретической и практической этики. Он, в конечном счёте, фокусирует и концентрирует внимание студентов на проблематике полагания и созидания смысла и направленности их жизненного пути, помогает обрести уверенность в том, что этот путь лично и социально значим, что он является частью самого творчества жизни, её полноты и счастья.
В конечном счёте учебный курс «Основы современного гуманизма» призван воплотить в себе идею платоновской философской Пайдейи, как воспитывающего образования, устанавливающего внутреннюю связь между добродетелью и знанием. Это такое образование, которое воспринимает себя не просто как средство для утилитарных целей, а как самоцель, как навык непрерывного самообразования, устремлённого в бесконечное пространство личностного совершенства. |
Структура курса предусматривает вариативность подачи материала в зависимости от личностных установок преподавателя и проявленного интереса студентов. Следовательно, предложенная тематика курса может быть расширена или сужена, она менее всего предполагает догму, а значит, любой из разделов может стать отправной точкой для дальнейшего углубления в его содержание. Важной особенностью этого курса является его согласованность с традиционными гуманитарными дисциплинами философии, истории, психологии, правоведения, политологии и культурологии, опора на уже полученные при их изучении знания и навыки. В нём присутствует установка на их дальнейшее углубление с целью создания для студентов максимально благоприятных возможностей самоопределения, свободного, сознательного и ответственного выбора при формировании своего внутреннего мира, для наиболее эффективного решения ими актуальных смысло-жизненных проблем. Методологически по отношению к базовому курсу теоретической философии курс «Основы современного гуманизма» исполняет роль прикладной или нравственной философии, которая вбирает в себя весь комплекс гуманитарной подготовки молодого специалиста с позиций её интегральной целостности и итогового результата.
Представляется, что при соответствующей методической доработке курс «Основы современного гуманизма» может претендовать на статус итогового государственного экзамена в вузе по блоку социально-гуманитарных дисциплин. Потребность в такого рода экзамене всё больше осознаётся нашей вузовской общественностью. Он способен включать в себя обобщающие знания по философии, истории, культурологии, психологии, социологии, правоведению, общей экономической теории, истории политических и правовых учений, политологии, истории и методологии научного познания. Он вырабатывает установку на их углубленное понимание и осмысление в контексте актуальных проблем формирования гражданских и личностных качеств молодого специалиста.
Данная учебная дисциплина по характеру и направленности совпадает с вектором новейших исследований в области социально-гуманитарного знания, где намечается настоящий революционный переворот в связи с глобализацией и фундаментализацией информационных потоков и социально-культурных систем. Вот почему мы вправе говорить об исследовательских и проблемно-познавательных задачах данного курса. Одна из его целей – выявить гуманистическое ядро современной социально-гуманитарной науки, философии и культуры.
В основе учебного курса современного гуманизма лежит не только познавательно-эвристическая, но и воспитательная функция. Этим определяется общая постановка его целей и задач. Общая цель – гуманистическое просвещение студентов в вопросах современной общественной, культурной и личной жизни, требующих нравственной и мировоззренческой оценки и выбора. Для достижения этой цели необходимо решить ряд принципиальных задач: ввести студентов в проблематику новейших гуманистических проблем – современной гуманистики, выяснить её смысл и направленность в личностном, культурном и социальном измерении, дать навыки гуманистической оценки и анализа поведенческих реакций, а также содержательной ценности научного мировоззрения и методологии научного познания и поиска, выработать основные ценностные ориентиры в понимании современной культурной и образовательной политики, гуманистической сущности права, диалектики светской и церковной традиций, дать знание истории, теории и практики гуманизма; установить мировоззренческую и историческую типологию видов гуманизма – религиозного, либерального и социального, логику их происхождения и взаимодействия в условиях глобализации, а также их внутреннего единства.
В конечном счёте учебный курс «Основы современного гуманизма» призван воплотить в себе идею платоновской философской Пайдейи как воспитывающего образования, устанавливающего внутреннюю связь между добродетелью и знанием. Это такое образование, которое воспринимает себя не просто как средство для утилитарных целей, а как самоцель, как навык непрерывного самообразования, устремлённого в бесконечное пространство личностного совершенства.
1 Гусейнов А. А. Выражение кризиса и симптомы обновления // Вопр. философии. 1999. № 3. С 7‑12. См. также: философия и интеграция современного социально-гуманитарного знания (материалы «круглого стола») // Вопр. философии. 2004. № 7. Плеханов Е. А. Гуманистическая парадигма образования // Философская антропология и гуманизм: Коллектив. монография. Владимир: ВГПУ, 2004. С. 251.
2 Алфёров Ж. И., Садовничий В. А. Образование для России XXI века // Образование, которое мы можем потерять: Сб. М.: МГУ, 2002. С. 18.