Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2005, № 4 (37) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2005 № 4 (37)
ПИСЬМА
Средневековье – век XXI |
||
Идея написать в редакцию «Здравого смысла» родилась у меня после прочтения весеннего номера ЗС (2, 2004 г.), который помог увидеть в современном мире черты, традиционно относимые к эпохе «тёмных веков». Безусловно, я не отождествляю вполне Средние века и современность. Я рассматриваю Средние века не как исторический период, а как тип культуры, обладающий некими характерными особенностями. Не ставлю я и задачи подтвердить или опровергнуть какие бы то ни было исторические теории, а также надеюсь избежать оценочных суждений: только факты.
Те или иные черты средневековой культуры можно наблюдать по всему земному шару, в том числе и в России. Более того, именно Россия, на мой взгляд, представляет идеальную область для исследования такого рода. Достаточно упомянуть лишь некоторые свойственные Средневековью особенности, и сопоставить их с теми реалиями, которые существуют в настоящее время в нашей стране.
Сильная церковная власть,
вмешивающаяся во все жизненные сферы
После распада СССР в качестве общенациональной и государственной идеи пытаются представить православие. Сегодня мы регулярно можем наблюдать трансляции различных церковных служб по телевидению, с обязательным присутствием государственных чиновников, и, наоборот, различные мероприятия государственного масштаба с непременным выступлением Патриарха Всея Руси; различные передачи богословского содержания, настойчивое стремление внедрить преподавание Закона божьего в школьную программу и в программу вузов; кроме того, эскалация насилия на почве религиозной и национальной нетерпимости как следствие возвышения и доминирования одной конфессии, поддерживаемой светской властью. Нетерпимость присутствует и в мировом масштабе: война, объявленная терроризму, довольно часто уподобляется крестовым походам Средних веков.
На фоне сильной церкви – увлечение
астрологией, колдовством и суевериями
В наше время распространение подобных веяний благодаря СМИ и телевидению достигло таких размеров, которых инквизиторы Средних веков не могли себе вообразить. Оно, пожалуй, сопоставимо только с распространением в тех же СМИ православной идеологии. Видимо, усиление религиозности прямо пропорционально росту суеверий. Правда, в последнее время в законодательных органах стали появляться предложения взять «колдунов» под контроль. Журналисты тут же окрестили подобные выступления «охотой на ведьм», что, впрочем, только подтверждает данные предположения.
Низкий уровень образования или полное
его отсутствие в основной массе населения
В настоящее время даже среди людей с высшим образованием знания поверхностны и фрагментарны. О «замутянённости» сознания свидетельствуют наличие тех же суеверий. Как и в Средние вена, по‑настоящему образованных людей не так уж и много. Мы уже сейчас столкнулись с проблемой элементарной неграмотности: люди просто не умеют писать и читать. Поскольку это относится прежде всего к детям, как правило, из неблагополучных семей, проблема может приобрести угрожающие размеры уже через несколько лет.
Отсутствие института детства
Как ни странно прозвучит такое утверждение в эпоху повсеместной борьбы за права человека, но сейчас происходит фактическое уничтожение этого института. Активное использование детского труда, увеличение случаев насилия по отношению к детям и при этом их слабая правовая защищённость. Процесс этот наблюдается и на государственном уровне: попытка отменить педиатрию – действие, которое фактически приравнивает детское тело к тепу взрослого человека, что, в свою очередь, может привести к последствиям, выходящим за рамки медицины (то же насилие, например). Необходимо отметить, что сама возможность такой отмены (педиатрии) является, вероятно, не причиной, а следствием уже изменившегося взгляда на ребёнка. Этот процесс находит отражение и в моде – в практически полном стирании грани между детской и взрослой одеждой.
Бедность и нищета
Столь характерные для Средних веков, они сейчас приобретают катастрофические размеры. Бездомные люди, крайняя бедность в деревнях, где большинство населения перешло на натуральное хозяйство. Социальная же политика государства не решает этой проблемы, скорее, тольно её усугубляет, и довольно часто подменяется карательными мерами, активно использовавшимися в Средние века. Примечательно, что на Руси появление большого количества нищих в XI‑XIII вв. некоторые исследователи связывают с установлением христианства. Раньше нищих в жизни славян практически не было, но уже при Владимире летописи отмечали быстро растущее их число, а при Ярославе они делаются людьми церковными, то есть получают юридически узаконенное положение в обществе.
Эпидемии
В современном мире они приобрели несколько иной характер: от них не вымирают целые города, большинству из них мы научились противостоять, – но они по‑прежнему угрожают человечеству. Распространению эпидемий немало способствует развитие средств сообщения. Если раньше в разных странах существовали специфические для этих областей болезни, то теперь ареал их значительно расширился, и какую-нибудь болезнь, ранее характерную, например, тольно для Африки, можно встретить в любой точке Земли. Появились и совершенно новые болезни, по самым пессимистичным прогнозам способные уничтожить человечество…
Я не претендую на абсолютную истинность своих утверждений, но думаю, что такой взгляд на современный мир имеет право на существование.
Полина Максимова, философский факультет МГУ
E‑mail: polishamax@mail.ru