Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2006, № 1 (38) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2005/2006 № 1 (38)
ЧТО ТАКОЕ ГУМАНИЗМ?
Homo naturalis
две гуманистические традиции |
|
журнале «Здравый смысл» (2005, № 3 (36),
Насколько в этом случае оправдан разговор о гуманизме? И с чем мы имеем дело – с расширением традиционного понимания гуманизма или, напротив, с размыванием его чётких очертаний? Ниже представлено авторское видение проблемы.
***
В течение последних 150 лет в европейской культуре сформировались две различные гуманистические традиции – назовём их несколько условно этически-практической и философско-антропологической. До настоящего времени они оставались в основном замкнутыми в себе. Однако при всех различиях их объединяет одно: понимание утраты значения в современную эпоху традиционных трансцендентных религий и стремление выработать новые основания для жизни и деятельности человека.
Первая, этически-практическая традиция ориентирована главным образом на представлении о должной жизни человека и потому акцентирует внимание на вытекающих отсюда практических требованиях. Опираясь на идеи рационализма Нового времени, её сторонники отстаивают натуралистический взгляд на мир, защищают идеи демократии и прав человека, опираются в своих действиях на разум и научный метод, подвергают критике все формы сверхъестественного 1.
Вторая традиция ориентирована на исследование бытия человека в мире как сущего и стремится выявить предельные основания жизни и деятельности как конкретного человека, так и всего общества. Эта линия мысли, у истоков которой стояли Шопенгауэр и Ницше, представлена в таких направлениях современной философии, как философия жизни, феноменология, философская антропология, экзистенциализм, герменевтика, постструктурализм и постмодернизм.
На путях выявления фундаментальных оснований бытия человека было сделано немало открытий, обогащающих и дополняющих представления, сформировавшееся в рамках новоевропейской классической традиции. Остановлюсь лишь на некоторых из них.
Один из основоположников философской антропологии немецкий философ Макс Шелер
Карл Ясперс |
Мартин Хадеггер |
Макс Шелер |
Эрих Фромм |
В качестве важнейшей способности человека, в которую рациональная деятельность входит в качестве составной части,
сторонники экзистенциальной антропологии выделили способность к трансцендированию (от лат. transcendens –
перешагивающий, выходящий за пределы). «Человек, – писал немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс
Согласно Ясперсу, человек обладает знанием как о существовании трансценденции, так и того объемлющего (Umfassende), которое существует, но никогда не может быть познано рационально. Как бы ни расширялись наши представления о мире, всегда будет оставаться бездонная глубина не постигнутого нами. Мы верим в существование непостижимого, и эта вера не противоречит разуму, а совершенно согласуется с ним. Поэтому в отличие от религиозной веры она называется философской верой.
Согласно немецко-американскому философу и психоаналитику Эриху Фромму
Любой материал в сфере культуры отсылает к иному. Так обычная ткань становится необычным знамением – знаменем, обычный мрамор – необычной статуей, человек за столом – выразителем интересов государства. Но и государство, в свою очередь, есть не этот конкретный человек, а нечто иное. Бытие культурного мира основано на небытии, поскольку именно опираясь на небытие мир культуры приобретает характеристики, совершенно отличные от характеристик мира природы.
Сам способ человеческого бытия в мире парадоксален. Человек опирается в своём существовании на небытие, на то, чего еще нет, что существует в его собственном проекте. Из всех представителей мира природы, по Фромму, только для человека не бытие, а небытие определяет сознание.
Пребывать в мире, быть живым, отмечал немецкий философ-экзистенциалист Мартин Хайдеггер
Осознавая свою конечность, осмысливая не только и не столько свою жизнь, сколько свою смерть, человек получает возможность творить себя. Видение конца необходимо, чтобы увидеть цель впереди себя и устремиться к ней не под страхом ада, а свободно.
Число открытий о человеке, сделанных экзистенциальной мыслью в двадцатом веке, можно продолжить. К ним, на мой взгляд, следует отнести и многие концепты постнеклассической (постмодернистской) философии – такие как «смерть человека», «сверхчеловек», «касание», «кожа», «лицо», «плоть» и др.
В связи с этим вызывает некоторое опасение та резкая критика постмодернизма, которая прозвучала в «Гуманистическом
На мой взгляд, сегодня необходима не столько критика, сколько поиск точек соприкосновения между обозначенными двумя традициями в понимании человека. Если такие общие моменты действительно будут найдены, то этико-практическая ветвь гуманизма обогатится новыми важными теоретическими представлениями, а философско-антропологическая ветвь получит возможность активнее влиять на окружающую действительность, делая её тем самым более человечной.
1 Эта традиция реконструирована мной в обзоре «Современный гуманизм». См.: http://humanism.al.ru/ru/articles.phtml?num=000142
2 Гуманистический манифест 2000: призыв к новому
планетарному гуманизму // Современный гуманизм: док. и исслед.. М.: РГО, 2000.