Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2006, № 1 (38) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2005/2006 № 1 (38)
О РАЗНОМ
Гуманистическая дизайна |
|
то такое дизайн? Каково его место в культуре и обществе? Имеет ли он
отношение к человеческой гуманности? Нужен ли он нам или
Передвижной паровой двигатель. Нью-Йорк, 1870 |
Швейная ручная машина фирмы «Зингер». 1851 г. |
Между тем позитивная сущность дизайна безгранична. Он открывает широкие возможности материализации эстетических идей,
новые горизонты красоты и величия человека. Значение дизайна признано во всём мире. Однако в России он всё-таки
Рождению на древе цивилизации дизайна – этого благородного плода нематериальной субстанции – человечество должно быть благодарно. Ибо дизайн, это уникальное по своей природе явление, востребовал множество естественных дарований человека, ценности эстетики, этики, уважения и заботы о людях. Кроме того, он попросту прибылен, поскольку, удовлетворяя самые высокие требования потребителя, он повышает спрос на производимые товары. Важно лишь, чтобы это был не суррогат дизайна, а истинный, подлинный дизайн.
Увы, российский дизайн в условиях сегодняшнего рынка не понят и не признан, он не стал резервом и способом решения
социальных и экономических проблем. Судьба российского дизайна в руках будущих учёных, экономистов и государственных
мужей, ратующих за достойный путь обогащения отечественной экономики новыми научными открытиями, человеко-сберегающими
проектными решениями. Только новое поколение ответственных граждан способно
Дизайн-продукт оказывает положительное влияние на общую социальную атмосферу, он формирует эстетический вкус, аккумулирует энергопотенциал людей, поднимает их работоспособность, создаёт условия для эффективной творческой деятельности, повышает уважение к непосредственной среде человеческого существования, делает её, безусловно, более человечной. Всё это так. Однако нынешние предприниматели, ориентированные на реальный (производственный) сектор экономики, оказались в сложной ситуации, как будто не позволяющей им пользоваться услугами дизайнеров: слишком велики затраты на необходимое для этого техническое оснащение производства. И всё же каждому предпринимателю следует осознать, что в условиях конкуренции необходимо искать решения не только технических, но и дизайнерских проблем, ибо при прочих равных реализуется товар с наилучшими эстетическими показателями. Создаваемая продукция – результат технической, научной и дизайнерской мысли. Это изначально должно ориентировать бизнес на сотрудничество с дизайнерами.
Галерея машин на Парижской международной выставке 1889 г. |
Вместе с тем казёнщина и бюрократизм, господствующие многие века в России и пустившие глубокие корни во все области общественных отношений, всё ещё владеют человеком. Это влияет и на такую сферу, как экспорт изделий промышленности; пока что мы не способны свободно действовать на внешнем рынке. Это ещё раз заставляет нас задумываться над возможностями дизайна.
Причины трудностей системны. Мне хочется поставить в укор Министерству образования и науки то, что работа по обучению детей рисованию поставлена слабо. Кажется, частный вопрос. Но ведь не случайно об особой важности предмета рисования говорил ещё в XVIII в. французский мыслитель Дени Дидро: «Нация, которая научит детей рисовать так же, как читать, писать и считать – превзойдёт другие в науке, в искусстве и ремесле».
Во многих областях управления и хозяйства, особенно там, где ведутся научно-исследовательские и инновационные работы, специалисты – инженеры, конструкторы, технологи – постоянно сталкиваются с необходимостью рисовать. Порой люди сожалеют, что в школьные годы к основам изобразительной грамоты относились легкомысленно. Умение рисовать и связанная с ним способность чувствовать гармонию и дисгармонию мира, соотношение частей и целого, интенсивности света и спектры цвета окружающей нас предметной действительности и т. д. раскрывают новые возможности восприятия мира и применения получаемых результатов в различных областях деятельности.
Дизайнер, как и любой человек, имеющий навыки рисования, способен находить в природе подсказки своим замыслам. Профессионального дизайнера отличает развитое воображение, которое объединяет мысль и фантазию, что даёт ему возможность дарить людям прекрасное и одновременно целесообразное, способствующее, по большому счёту, радости и гармонии в отношениях между людьми и всеми сложными элементами социального целого.
В сфере проектирования изобразительная грамота имеет первостепенное значение. Здесь у дизайнера рождается и визуально лелеется – вплоть до окончательной реализации замысла – не что иное, как подлинная забота о человеке; он ориентируется на эстетическое освоение всего многообразия творимой им «второй природы». Дизайнер тщательно учитывает многие сущностные возможности как человека, так и проектируемого изделия. В эскизах, графических решениях он доводит многие формообразующие элементы, детали и узлы до предельного гармонического совершенства, как бы продолжая функциональное в сферу эстетического.
Однако на практике в проектной сфере, в различного рода конструкторских и технологических службах учитывается не столько человек как высшая ценность, сколько технологические или правовые нормативы, т. е. различные ГОСТы, ОСТы, РТМ и т. д. В силу формального и абстрактного характера последних они не включают в себя многие эстетические показатели: композиционное совершенство, информативность формы, гармоничность формы, стилевое единство и т. д. Технические параметры превалируют над параметрами человека.
В. В. Клименко в своей книге «Психологические тесты таланта» (Харьков: Фолио, 1997) отмечает: «Чувствование динамизирует деятельность человека, является источником его активности и модулем производительности работы…» (с. 271). По его мнению, «эстетические чувства регулируют движения мысли, образов и действий, направляют их на то, чтобы собственная гармония была по возможности точнее воплощена в гармонию создаваемых предметов и явлений, чтобы они затем излучали красоту» (с. 197).
Малый дворец спорта. Арх. П. Л. Нерви. Рим, 1957 |
Преобладание технических ценностей в проектной сфере в итоге ведёт к тому, что ущемляются и подавляются сущностные силы человека, не только снижается его трудовой потенциал, но и умаляется его достоинство.
Дизайн – это особый продукт специфического (эстетико-дизайнерского), адогматического, абстрактного и вместе с тем образного мышления. Оно формируется в том числе и на основе фундаментальных знаний: философии, эстетики, антропологии, основ изобразительной грамоты, психологии. Оно предполагает изучение техники, технологии, эргономики, экологии, бионики, цветоведения, методологии комплексного и системного проектирования и др.
На этапе замысла эти знания не только взаимодействуют и переплетаются, но и трансформируются в эвристическую интуицию, в эмоционально-интеллектуальный импульс, дающий возможность подняться на более высокую ступень понимания стоящей проблемы и позволяющий совершить открытие или изобретение. Дизайнерская деятельность протекает на стыке материальной и духовной сфер. В её компетенцию могут попасть не только предметы, но и механизмы хозяйственного управления, различные формы социальной деятельности. Всё это говорит о практически безграничном горизонте интересов и возможностей дизайна. В книге «Художник в дизайне» (М.: Искусство, 1974) её автор Е. А. Розенблюм отмечает: «Быть "возбудителем беспокойства" в обществе – значит для дизайнера постоянно выходить за пределы сложившихся стереотипов, ломать их, творить новые оригинальные формы, предощущать в будничной прозе сегодняшнего дня тенденции завтрашнего. Как "возбудитель беспокойства" дизайнер призван освобождать человека от давления закостеневающей и потому давящей предметной среды, опираясь на просыпающуюся жажду раскрепощения».
Оформление центрального квартала Шяуляя. Литва, |
Таким образом, профессиональная деятельность дизайнера, как развивающаяся на социальной почве, так и опирающаяся на естественные качества человека (эстетические, эмоциональные и интеллектуальные) определила роль и место дизайна в общественной жизни. Смысл дизайна – стать уникальным, мощным и эффективным возбудителем эстетической и облагороженной активности общества, возвышать личность, делать её полной самоуважения и достоинства, открывать перед ней пути совершенствования себя и окружающего социального и природного мира.
Немаловажна и гармонизирующая значимость работы дизайнера. В условиях разбалансированности многих звеньев социального механизма, когда экономика, финансы, производство, человеческие отношения нестабильны, дизайн как социокультурный феномен способен содействовать восстановлению баланса и гармонии. Это было замечено давно. На это обращали внимание многие мыслители прошлого – Аристотель, Вольтер, Гегель, Баумгартен, наши знаменитые соотечественники Асмус, Выготский и др . В своих трудах они говорили об особой социальной важности эстетической жизни человека и общества. Сегодня использование фактора дизайна крайне желательно.
Ещё одной прерогативой дизайна является его социально-психологическая функция. Дизайн – созидатель не только личностного, но и социально-психологического комфорта.
Таким образом, дизайн – достаточно специфичная и важная сфера деятельности людей, которая по природе своей так же гуманистична, как, скажем, образование, наука, здравоохранение. Его функции – не только создание соответствующих продуктов, но и консультативные, методические и координационные. Другими словами, дизайн – это особая отрасль жизнедеятельности людей. Она, как и другие отрасли, должна осуществлять методическое руководство и координацию проектных работ в отраслевых хозяйствах страны, входить в систему образования и воспитания, также как и в систему управления социальными процессами.
Мне представляется жизненно необходимым создание дизайн-проектной отрасли (Министерства или федерального агентства дизайна), которое координировало бы межпрофессиональные подходы к созиданию и освоению эстетического измерения жизни России. Реальная, добрая и благородная эстетизация нашей Родины, украшение жизни людей – задача в большей мере гуманистическая, нежели социально-экономическая, но любые успехи на этом пути будут иметь универсальное значение для прогресса и процветания российской цивилизации.
М. Курокава (Япония). Светильники «Кобра». Фирма «Ямагива», 1984 |
П. Арат (Япония). Стул, символически изображающий красоту линий ног Мэрилин Монро (авторское название). Фирма «Тендо Мокко», 1981 |
С. Янаги (Япония). Стул «Баттерфляй» Фирма «Тендо Мокко», 1956 |
Использованы иллюстрации из книг:
Тасалов В. И. Прометей или Орфей: Искусство «технического века». № 1., 1967;
Аронов В. Р. Художник и предметное творчество. № 1., 1987.