Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2006, № 2 (39)
Сайт «Разум или вера?», 08.09.2006, http://razumru.ru/humanism/journal/39/chumakov.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Весна 2006 № 2 (39)

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

РАЙ НА ЗЕМЛЕ

Отрывок из книги «Глобализация. Контуры целостного мира».
Глава 1: Глобальные трансформации современного мира,
§1 Человек в море проблем. С. 37 – 39.

Александр Чумаков

 

еловечеству в целом, как и отдельным обществам, да и каждому отдельно взятому человеку, неизменно хочется избавиться от своих проблем, во всяком случае сделать так, чтобы они напоминали о себе как можно меньше. И если абстрагироваться от деталей и посмотреть на прошлое через призму того, чего люди желали в своей жизни больше всего, например, в только что закончившемся XX веке или в ещё более ранние времена, то ответ оказывается на поверхности – всегда и в первую очередь они желали рая на Земле. Или, другими словами, идеального общественного устройства.

Во времена, когда люди ощущали непосредственную зависимость от природы, они предусмотрительно переносили «золотой век» в прошлое, и, таким образом сохраняя идеал, не ставили перед собой задачи его реализовать. Церковь также была предусмотрительна, помещая рай на небеса и призывая к праведной жизни в реальном мире во имя вечной жизни в мире потустороннем, которую многие художники представляли как предел мечтаний, высшее блаженство, но всё-таки изображали при этом вполне земные пейзажи, где человек, как они верно интуитивно угадывали, только и может получить райское наслаждение. Знаменитый триптих великого нидерландского художника эпохи раннего Возрождения И. Босха «Сад наслаждений» наилучшим образом передаёт подобные настроения и наглядно отражает извечные грёзы человека о царстве молочных рек и кисельных берегов.

У человека, многократно разочаровавшегося в возможности построения собственными силами рая на своей планете, всегда была иллюзия о каком-то неземном, потустороннем рае или о каких-то космических благоприятных условиях для полноценной жизни людей. Но пришло время сказать то, что, быть может, не каждому хотелось бы услышать: люди всегда заблуждались и, более того, глубоко обманывались на этот счёт!

Однако под влиянием нараставших успехов технической цивилизации усиливалось и самомнение человека, росло его потаённое желание создать рай на Земле. Так, начиная с эпохи Возрождения наблюдаются уже не единичные случаи появления социальных утопий, как было, например, в античности, если вспомнить «Атлантиду» Платона или идеи китайского философа Лао Цзы, а целая серия идеальных конструкций земного рая, как это виделось Т. Мору, Т. Кампанелле, Т. Мюнцеру и др. Затем были утопии периода буржуазных революций, представленные Ж. Мелье, Г. Мабли, Морелли, А. Сен-Симоном, Ф. Фурье, Р. Оуэном и др. Наконец, грандиозная утопия построения коммунизма, вылившаяся в неисчислимые беды и страдания многих миллионов людей, уверовавших в возможность достижения «светлого будущего», которое якобы можно построить собственными руками, и не где-то и когда-нибудь, а здесь, на Земле, причём в обозримой перспективе. Такие идеи, очевидно, имманентно присущие человеку, всегда находили особенно благоприятную почву именно тогда, когда наступали тяжёлые времена или проваливалась очередная попытка осчастливить род людской, а затем следовало разочарование, сопряжённое с периодами упадка, апатии, безвременья.

Очередной всплеск активности утопического сознания был отмечен также в начальный период эпохи «покорения» космоса, когда с большим энтузиазмом рассуждали о якобы реально существующих на других планетах прекрасных, сказочных мирах, о безграничных возможностях колонизации космического пространства и т. п. Оптимистические настроения тех лет хорошо передают слова из популярной песни 1960-х гг., в которой утверждалось, что «и на Марсе будут яблони цвести». Подобные идеи родились даже несколько раньше, усилиями таких представителей «русского космизма», как Н. Ф. Фёдоров, К. Э. Циолковский и др. Фёдоров, например, развивая запредельные идеи «патрофикации» (воскрешения отцов), полагал, что проблема избыточного населения Земли будет благополучным образом решена за счёт расселения людей в космосе, который станет также источником полезных ископаемых и энергии для всё возрастающего населения, а Земля будет превращена в космический корабль – «земноход». Циолковский полагал, что космос является «бездонной кладовой» всевозможных ресурсов для человечества и местом расселения будущих поколений, которые по мере исчерпания ресурсов на Земле «завоюют» всё околосолнечное пространство, создав таким образом «эфирные острова» или «космические колонии».

Итак, у человека, многократно разочаровавшегося в возможности построения собственными силами рая на своей планете, всегда была иллюзия о каком-то неземном, потустороннем рае или о каких-то космических благоприятных условиях для полноценной жизни людей. Но пришло время сказать то, что, быть может, не каждому хотелось бы услышать (ибо и сегодня немало тех, кто не только согласен, но и хочет жить в плену иллюзий), сказать именно теперь, когда у человечества, по меркам его истории, остаётся слишком мало времени для того, чтобы предаваться бесплодным иллюзиям и эфемерным размышлизмам в то время, когда необходимы осмысленные и ответственные действия, – люди всегда заблуждались и, более того, глубоко обманывались на этот счёт!

Нигде и никогда во Вселенной не было, нет и не будет другого рая, кроме того, который уже есть на Земле. Именно он, этот земной мир, и есть самый настоящий рай – рай для каждого реального, настоящего, живого, а не вымышленного человека, такой, который максимально соответствует абсолютно всем его жизненным потребностям (материальным и духовным), всем его чаяниям и надеждам, капризам и прихотям, грёзам и самым смелым фантазиям. Это и есть тот единственный мир, где человек может чувствовать себя предельно комфортно, уютно, в полном достатке.

Нигде и никогда во Вселенной не было, нет и не будет другого рая, кроме того, который уже есть на Земле. Именно он, этот земной мир, и есть самый настоящий рай – рай для каждого реального, настоящего, живого, а не вымышленного человека, такой, который максимально соответствует абсолютно всем его жизненным потребностям (материальным и духовным), всем его чаяниям и надеждам, капризам и прихотям, грёзам и самым смелым фантазиям. Это и есть тот единственный мир, где человек может чувствовать себя предельно комфортно, уютно, в полном достатке.

И если этот мир становится для людей адом, то это уже проблемы не природного свойства, а самого человека, который в стремлении построить идеальное общество совершает насилие над несогласными, над окружающей его природой и в конечном счёте получает прямо противоположное тому, к чему изо всех сил стремился. Как отмечает в этой связи крупнейший философ XX в. К. Поппер: «Можно искать небесный град в прошлом или в будущем, можно звать "назад к природе" или "вперёд к миру любви и красоты", но это всегда – призыв к нашим эмоциям, а не к разуму. Даже лучшие намерения создать на земле рай могут превратить её только в ад – в ад, который человек – и только он – может создать своим собратьям» 1.

Другими словами, человеку не нужно создавать рай на Земле. Он уже существует, ибо именно здесь, на нашей планете, и без креативного, преобразующего активизма человека есть абсолютно всё, что нужно людям для их счастливой, полной радости жизни: изобилие воды и фантастическое разнообразие продуктов питания, богатейшие энергетические и сырьевые ресурсы, наконец, широчайший диапазон климатических и природных условий, которые при необходимости с помощью современных научно-технических достижений могут поддерживаться на идеальном уровне любое заданное время. А вот что действительно человеку следует сделать (и ввиду необходимости предстоит сделать, если это в принципе возможно), – так это разобраться в себе самом и своих отношениях с собратьями по разуму и окружающей средой, чтобы сполна воспользоваться всем тем, что людям так щедро даровала земная природа.

Итак, нигде в мире больше нет и быть не может таких же как на Земле, а тем более ещё лучших, действительно райских условий для того, чтобы человек мог в полной мере реализовать себя в качестве и биологического (чувствующего), и социального (мыслящего) существа, ибо он – и продукт, и плоть от плоти этой и именно этой природы – всецело соответствующий её естественным условиям и параметрам (что, собственно, справедливо и в обратном отношении), идеально «подогнанный» под неё, «выкроенный», «вылепленный» из её материала, т. е. «выходящий» из неё и в неё же, в конечном счёте, уходящий.

 


Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1. С. 211.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика