Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2006, № 2 (39) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Весна 2006 № 2 (39)
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ
Отрывок из книги «Глобализация. Контуры целостного мира». |
|
Александр Чумаков |
еловечеству в целом, как и отдельным обществам, да и каждому отдельно взятому человеку, неизменно хочется избавиться от своих проблем, во всяком случае сделать так, чтобы они напоминали о себе как можно меньше. И если абстрагироваться от деталей и посмотреть на прошлое через призму того, чего люди желали в своей жизни больше всего, например, в только что закончившемся XX веке или в ещё более ранние времена, то ответ оказывается на поверхности – всегда и в первую очередь они желали рая на Земле. Или, другими словами, идеального общественного устройства.
Во времена, когда люди ощущали непосредственную зависимость от природы, они предусмотрительно переносили «золотой век» в прошлое, и, таким образом сохраняя идеал, не ставили перед собой задачи его реализовать. Церковь также была предусмотрительна, помещая рай на небеса и призывая к праведной жизни в реальном мире во имя вечной жизни в мире потустороннем, которую многие художники представляли как предел мечтаний, высшее блаженство, но всё-таки изображали при этом вполне земные пейзажи, где человек, как они верно интуитивно угадывали, только и может получить райское наслаждение. Знаменитый триптих великого нидерландского художника эпохи раннего Возрождения И. Босха «Сад наслаждений» наилучшим образом передаёт подобные настроения и наглядно отражает извечные грёзы человека о царстве молочных рек и кисельных берегов.
У человека, многократно разочаровавшегося в возможности построения собственными силами рая на своей планете,
всегда была иллюзия о |
Однако под влиянием нараставших успехов технической цивилизации усиливалось и самомнение человека, росло его потаённое
желание создать рай на Земле. Так, начиная с эпохи Возрождения наблюдаются уже не единичные случаи появления социальных
утопий, как было, например, в античности, если вспомнить «Атлантиду» Платона или идеи китайского философа Лао Цзы,
а целая серия идеальных конструкций земного рая, как это виделось Т. Мору, Т. Кампанелле, Т. Мюнцеру и
др. Затем были утопии периода буржуазных революций, представленные Ж. Мелье, Г. Мабли, Морелли,
Очередной всплеск активности утопического сознания был отмечен также в начальный период эпохи «покорения» космоса,
когда с большим энтузиазмом рассуждали о якобы реально существующих на других планетах прекрасных, сказочных мирах, о
безграничных возможностях колонизации космического пространства и т. п. Оптимистические настроения тех лет
хорошо передают слова из популярной песни
Итак, у человека, многократно разочаровавшегося в возможности построения собственными силами рая на своей планете,
всегда была иллюзия о
Нигде и никогда во Вселенной не было, нет и не будет другого рая, кроме того, который уже есть на Земле. Именно он, этот земной мир, и есть самый настоящий рай – рай для каждого реального, настоящего, живого, а не вымышленного человека, такой, который максимально соответствует абсолютно всем его жизненным потребностям (материальным и духовным), всем его чаяниям и надеждам, капризам и прихотям, грёзам и самым смелым фантазиям. Это и есть тот единственный мир, где человек может чувствовать себя предельно комфортно, уютно, в полном достатке. |
Нигде и никогда во Вселенной не было, нет и не будет другого рая, кроме того, который уже есть на Земле. Именно он, этот земной мир, и есть самый настоящий рай – рай для каждого реального, настоящего, живого, а не вымышленного человека, такой, который максимально соответствует абсолютно всем его жизненным потребностям (материальным и духовным), всем его чаяниям и надеждам, капризам и прихотям, грёзам и самым смелым фантазиям. Это и есть тот единственный мир, где человек может чувствовать себя предельно комфортно, уютно, в полном достатке.
И если этот мир становится для людей адом, то это уже проблемы не природного свойства, а самого человека, который в стремлении построить идеальное общество совершает насилие над несогласными, над окружающей его природой и в конечном счёте получает прямо противоположное тому, к чему изо всех сил стремился. Как отмечает в этой связи крупнейший философ XX в. К. Поппер: «Можно искать небесный град в прошлом или в будущем, можно звать "назад к природе" или "вперёд к миру любви и красоты", но это всегда – призыв к нашим эмоциям, а не к разуму. Даже лучшие намерения создать на земле рай могут превратить её только в ад – в ад, который человек – и только он – может создать своим собратьям» 1.
Другими словами, человеку не нужно создавать рай на Земле. Он уже существует, ибо именно здесь, на нашей планете, и без креативного, преобразующего активизма человека есть абсолютно всё, что нужно людям для их счастливой, полной радости жизни: изобилие воды и фантастическое разнообразие продуктов питания, богатейшие энергетические и сырьевые ресурсы, наконец, широчайший диапазон климатических и природных условий, которые при необходимости с помощью современных научно-технических достижений могут поддерживаться на идеальном уровне любое заданное время. А вот что действительно человеку следует сделать (и ввиду необходимости предстоит сделать, если это в принципе возможно), – так это разобраться в себе самом и своих отношениях с собратьями по разуму и окружающей средой, чтобы сполна воспользоваться всем тем, что людям так щедро даровала земная природа.
Итак, нигде в мире больше нет и быть не может таких же как на Земле, а тем более ещё лучших, действительно райских условий для того, чтобы человек мог в полной мере реализовать себя в качестве и биологического (чувствующего), и социального (мыслящего) существа, ибо он – и продукт, и плоть от плоти этой и именно этой природы – всецело соответствующий её естественным условиям и параметрам (что, собственно, справедливо и в обратном отношении), идеально «подогнанный» под неё, «выкроенный», «вылепленный» из её материала, т. е. «выходящий» из неё и в неё же, в конечном счёте, уходящий.
1 Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1. С. 211.