ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Весна 2006 № 2 (39)
ГУМАНИЗМ. ВРЕМЯ ПОСТСОВЕТСКОЕ
«ПУТЬ – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ
И ЦЕЛЬ – ГУМАНИЗМ»
Здесь мы хотели бы познакомить читателя с исключительно неординарной личностью и некоторыми идеями
мыслителя-гуманиста, геолога, писателя и афориста Ивана Прокофьевича Шарапова
(24.10.1907 – 9.08.1996).
Биография этого человека, тесно переплетаясь с обстоятельствами советской жизни, полна странных и поучительных
событий. С 8 до 12 лет бродяжничал, после – пастух, в 15 лет организовал волостную ячейку
комсомола, в 16 – курсант Тамбовской Губсовпартшколы и боец ЧОН…
В 1932 г. 25-летний студент Горного факультета Среднеазиатского индустриального института и
одновременно преподаватель истмата и политэкономии в техникуме Иван Шарапов посылает письмо Максиму Горькому, в
котором делится одолевавшими его сомнениями в научном характере марксизма, а также упрекает писателя в том, что,
будучи близким другом В. И. Ленина, тот не вступил в его партию и в самое тяжёлое для России время
эмигрировал. В ответ Шарапов получает из Сорренто раздражённое письмо («неврастеническая болтовня», «мальчишка, и
притом малограмотный» и т. д.), в котором между прочим сообщается, что о письме будет сообщено в
соответствующие органы… Последствия этого поступка Горького Шарапов ощущал всю жизнь. |
|
Из письма А. М. Горького (1932) 1
«И. П. Шарапову
<…> Правильно в письме Вашем сказано Вами о себе только одно: «Я родился индивидуалистом». Да,
очевидно, это – так, и это весьма странный рецидив интеллигентской болезни, той болезни, которая заставила
огромное количество интеллигенции бежать от жизни, от процесса возрождения нашего народа в эмиграцию, где она позорно
и отвратительно изгнивает.
Меня крайне изумил тот факт, что Вы, такой, каким изображаете себя в письме, пятый год воспитываете советскую
молодёжь, читая ей лекции по диамату и ленинизму. Мне трудно поверить в это, и я не могу понять, как же это Вы
читаете? И как Вам не стыдно лгать людям, внушая им то, во что Вы явно не верите, что для Вас «противоречиво»? Не
кажется ли Вам, что Вы развращаете Ваших учеников и что честный человек был бы не способен на такое двоедушие?
Предупреждаю Вас, что письмо Ваше я сообщу в агитпром. Я не могу поступить иначе. Люди, подобные Вам, должны быть
удаляемы от молодёжи, как удаляют прокажённых. Наша молодёжь живёт и воспитывается на службу революции, которая должна
перестроить – и перестроит мир. Уйдите прочь от неё. Вы больной и загнивший.
Вот всё, что я могу Вам ответить.
М. Горький».
|
|
|
|
|
И. П. Шарапов. Фото 1927 г. |
В 1934 г. И. П. Шарапов кончает институт и продолжает работу в экспедициях в должности
инженера-геолога; в 1935 г. публикует первую научную работу (в дальнейшем
И. П. Шарапов – автор более 140 опубликованных научных работ, в том числе 12 монографий, ещё
множество работ осталось в рукописях). В 1941 г., получив отказ на просьбу об отправке на фронт,
И. П. Шарапов работает на Полярном Урале, с 1942 г. – на Ленских золотых приисках; он –
автор изданной с одобрения академика В. А. Обручева книги об их истории (1949). Разработал оригинальные
методы подсчёта запасов приисков. Докторская диссертация об этом загадочным образом теряется в «инстанциях», а затем
её идеи публикуются под другим именем (в дальнейшем исследователь пишет… пять диссертаций, но официально
признанным доктором наук становится лишь на 80-м году жизни). В это же время Шарапов выступает
против порочных, с его точки зрения, инструкций оценки запасов, принятых трестом «Лензолото», – посылает письмо в
Государственный комитет обороны СССР лично А. И. Микояну. Это обращение ничего не изменило в принятой
практике, однако дальнейшая работа Шарапова в тресте стала невозможной. С 1947 по 1958 гг. он –
преподаватель геологии в вузах.
Проблема оценки запасов и связанные с этим, по мнению учёного, экономические и экологические злоупотребления
продолжают занимать его как исследователя и гражданина. Трудности всё возрастают…
В 1957 г. тираж уже вышедшей книги Шарапова «Элементы-примеси в комплексных рудах, их опробование и подсчёт
запасов» был уничтожен, сходная судьба постигла и две другие его научные книги. Разумеется, оценка научной стороны
дела не входит в компетенцию редакции нашего журнала, однако последующие события (которые автор связывает с его
гражданской позицией) выходят за рамки научных разногласий. В 1958 г. И. П. Шарапов был исключен
из КПСС и репрессирован по политической статье (58-10), прошёл, по его свидетельству, через
3 психбольницы, 9 тюрем и 7 лагерных пунктов. В 1961 г. был освобождён, в 1989 г.
реабилитирован: «Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 20 сентября 1989 г. приговор Пермского
областного суда от 11 – 17 декабря 1958 г. и все последующие судебные решения в отношении
Шарапова Ивана Прокофьевича, 1907 года рождения, отменены и дело о нём производством прекращено за отсутствием в
его действиях состава преступления. Шарапов И. П. по настоящему делу реабилитирован. По материалам данного
дела Шарапов И. П. до ареста работал заведующим кафедрой поисков и разведки полезных ископаемых Пермского
госуниверситета. Секретарь Пленума член Верховного суда СССР Р. К. Бризе. 11.10.89.
№ 02 ДС-557-89».
В постперестроечное время Иван Прокофьевич создаёт, в числе прочего, «Энциклопедию изречений» (не нашедшую
издателя), а также печатает на собственные средства несколько книг, в том числе «Краткую энциклопедию афоризмов»
(М., 1990; книга включает в себя только собственные мысли автора) и «Гуманистический манифест»
(М., 1994).
Манифест Ивана Шарапова – индикатор объективности возникшего вскоре российского гуманистического движения. Он
является свидетельством того, что гражданский гуманизм – это не искусственный проект, рождённый в недрах
«административного ресурса», а честный и искренний поиск путей достойного преодоления существующих в России социальных
и моральных проблем.
Публикуем отрывки из этих произведений.
Гуманистический
манифест (1994)
(заключительная часть)
Иван Шарапов |
|
<…>
37. Необходимо ныне, несмотря на недостаточно демократичную конституцию и господство
лжедемократии, просвещать народ в духе правовой гражданственности.
40. Ныне в нашей стране зарегистрировано 60 партий, но фактически это не партии, так как у каждой из них нет
чёткой программы, нет грамотных идеологов и конкретной социальной базы.
41. Многочисленные политические организации в нашей стране мысленно можно свести к двум течениям:
1) компрадорско-демократическому и 2) патриотически-коммунистическому. Первые группируются вокруг президента
страны, а вторые заседают в парламенте. Обе они лжедемократические. Первые называют вторых «красно-коричневыми», а
вторые первых – «сионистскими» или «проамериканскими». Оба течения – недостаточно чётко сформировавшиеся.
У них нет грамотных программ и мудрых идеологов, а есть лишь хищное желание захватить власть для личного
обогащения своих членов. В этих организациях, возможно, есть и относительно честные (насколько это возможно в
политике), просто малокомпетентные лица, но я их не знаю.
Наше государство – несправедливое. В нем сохранены почти все привилегии номенклатуры, а её противники
страдают.
42. Таким образом, наши политики предлагают нам два пути к одной цели – к обновленному тоталитаризму. Но
появляется еще один путь – дико-капиталистический. Предприниматели проникают в органы власти. Они хотят через
рынок отнять у номенклатуры награбленные ею богатства и более разумно, по-хозяйски, распорядиться ими.
Этот капитализм принесет народу новую форму эксплуатации, она – более «цивилизованная», менее наглая, чем при
тоталитаризме, но всё равно неприемлемая.
43. Более приемлемым для нас был бы четвёртый путь – просветительский, и цель нужна иная – гуманизм.
Этот путь – бескровный, на основе нынешней, хотя и недостаточно демократичной, Конституции. В течение
5 – 10 лет можно создать Строй Просвещённой Демократии, который затем за 3 – 4, а может,
за 5 поколений подготовил бы народ к самостоятельному выбору государственного устройства… Пусть сам народ
решает – как ему жить. Эта мечта мне самому кажется несколько утопичной, если учесть, что ныне народ совершенно
слеп и дик, но так хочется надеяться на силу просвещения. Во всяком случае от просвещения хуже не будет, а если ничего
не делать, так народ совсем превратится в озлобленных нищих.
44. Суть Строя Просвещённой Демократии будет в том, чтобы вся деятельность общества и государства направлялась бы
на просвещение и воспитание народа, на изжитие в нем рабского самосознания, безнравственности и на оздоровление среды
обитания человека.
45. Природа человека сложна. В ней есть и дурное и хорошее, а проявление того или другого зависит от воли и
обстоятельств. Люди со слабой волей, подобно тополиному пуху, летят туда, куда их гонят страсти и обстановка. Под
влиянием момента человек может совершить как благородный, так и низкий поступок, а эти «моменты» сильно зависят от
общественного строя. В одни эпохи проявляется больше хорошего, в другие – больше дурного. Строй Просвещённой
Демократии будет побуждать людей к совершению благородных поступков и воспитывать волю.
46. Просветители должны добиваться сами и убеждать народ в необходимости того, чтобы парламентом были
осуществлены следующие первоочередные мероприятия:
а) поднятие народного хозяйства начать с сельского хозяйства. Надо построить хранилища для зерна, мяса, молока,
льна, фруктов, овощей, шерсти и пр., а также возвести мелкие предприятия для консервирования и переработки этой
продукции и провести сельские дороги. Я подчёркиваю: мелкие предприятия;
б) создать мелкие геотермические, солнечные, ветровые и гидроэлектростанции;
в) провести в ближайшие 2 – 3 года конверсию военных заводов на выпуск мирной продукции;
г) запретить экспорт нефти, газа, дефицитных руд;
д) перевести теплоцентрали и электростанции с газа и нефти на недефицитное топливо (уголь, горючий сланец, торф
и пр.);
е) реорганизовать рыбную промышленность;
ж) использовать или продать шахтные отвалы;
з) ограничить лесозаготовки расчётной лесосекой и расширить лесопереработку;
и) извлечь топляки с доньев рек;
к) жилищное строительство ориентировать на деурбанизацию;
л) запретить свободную торговлю оружием;
м) временно (на 5 – 10 лет) приостановить космические полёты;
н) перевести столицу России в малый город – ближе к геометрическому центру страны (с учётом плотности
населения);
о) разработать программу оздоровления среды обитания человека (эту среду портит государство, а охрану должна
вести негосударственная организация с большими правами);
п) создать фонд неиспользованных изобретений и разработать мероприятия по поощрению изобретательства;
р) разработать меры по стимулированию образования.
47. При составлении государственного бюджета:
а) не допускать дефицита;
б) предусмотреть резерв 10 – 15 % от расходной части;
в) за ближайшие 3 – 4 года снизить военные расходы до 2 – 3 % от
национального дохода. В связи с этим уменьшить армию (при наличии атомного оружия большая армия не нужна);
г) в несколько раз сократить штат чиновничества;
д) увеличить сумму средств на просвещение до 30 – 40 % от расходной части бюджета.
е) отменить все косвенные налоги и существенно сократить прямые налоги;
ж) ввести золотой курс рубля, прекратив инфляцию.
48. Самый трудный вопрос: где найти просветителей? Их надо специально готовить, а начать с того, чтобы с помощью
этого манифеста найти 10 – 20 инициаторов просвещения, которые смогли бы организовать мировоззренческие
кружки молодёжи, в которых, как раз, и будут вырастать просветители. Кружки должны изучать и обсуждать этот манифест,
разные книги, газеты, проводить диспуты, театрализованные обсуждения разных вопросов (литсуды, игровые «защиты
диссертаций»), конкурсные сочинения и пр., а также участвовать в предвыборных кампаниях.
49. Кроме сказанного выше. Просветители могут вызывать на публичный диспут противников Просвещения.
Соотечественники! Задумайтесь над судьбой Родины! Проявите здравый смысл. Зачем вы голосуете за тех, кто уже обманул
Вас? Не верьте политикам на слово!
Просветители! Ежедневно в любых условиях говорите народу правду! Вас будут подвергать насмешкам и ругать, но вы
делайте святое дело! Вспомним, как наш Божественный Учитель учил и спасал народ, хотя за это в него бросали камни, а
потом распяли его. Пусть просвещение и воспитание народа будет целью вашей жизни! Улучшайте этот манифест, несмотря на
его кажущуюся утопичность. Без мечты и надежды ничего значительного создать нельзя.
Я сижу в яме. О том, что сейчас творится за её краями, знаю плохо. Я вижу только звёзды в небе, а
рассвет придёт не скоро, но он придёт. Придёт!
Просветители, а вы где сидите и что видите? Отзовитесь!
Москва, июнь – октябрь 1994 г.
Краткая энциклопедия
афоризмов (1990)
Избранное
АБСОЛЮТНОЕ. В науке абсолютно лишь отсутствие абсолютного. |
БЕЗДАРНОСТЬ. Бездарность без подлости не имела бы никакого веса в обществе. |
БЕЗРАЗЛИЧИЕ. Безразличие – питательная среда для микробов зла. |
БЕСПРИНЦИПНОСТЬ.
Беспринципность – принципиальна. Она основана на принципе приспособляемости. |
БОЛЬШИНСТВО. Если бы в науке побеждало большинство, то Землю до сих пор считали бы плоской. |
БОРЬБА СО ЗЛОМ. Злые люди всё обращают во зло, даже борьбу со злом. |
БРАКОНЬЕРСТВО В НАУКЕ.
Преждевременное перенесение научных результатов в практику – разновидность браконьерства. |
БУДУЩЕЕ. В нашем государстве будущее пожирается настоящим,
а надо бы наоборот – чтобы будущее выращивалось настоящим. |
ВЕЖЛИВОСТЬ. Вежливость – зеркало души. |
ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ. Великие мысли надо выстрадать. |
ВЕЧНАЯ ИСТИНА.
Вечных истин нет. Тот, кто отстаивает «вечную истину», просто боится потерять её. |
ВОПРОШАНИЕ. Вопрошание – начало познания. |
ВОСПОМИНАНИЕ. Воспоминание – мысленный суд над самим собой. |
ВРАЧ. Врач так гордится открытием новой болезни, как будто он сам изобрёл её. |
ВРЕМЯ. Чтобы шагать в ногу со временем, надо, чтобы оно не стояло на месте. |
ГЕРОИЗМ. Горе народу, который нуждается в героях. |
ГИПОТЕЗА.
Хороша та гипотеза, которая не изгоняет сомнение и тем самым стимулирует дальнейшие поиски истины. |
ГОРДОСТЬ. Гордость, выставляемая напоказ, неприятна, даже если она заслуженная.
Не высказанная же гордость мешает её обладателю совершать дурное. |
ГРУСТЬ И СМЕХ. Нет ничего более грустного, чем видеть во всём смешную сторону. |
ГРЯЗНЫЕ РУКИ. Грязные руки не годятся для чистого дела. |
ДЕТИ. За грехи общества расплачиваются дети. |
ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА.
Легче определить вкус конфеты по её обёртке, чем достоинство человека по его внешнему виду. |
ДУРАК. Не спорь с дураком – люди могут не понять, кто из вас больший дурак.
Два дурака по отдельности – это два дурака, а два дурака вместе – это уже три дурака. |
ЕДИНОМЫСЛИЕ. Что за абсурд: единомыслие немыслящих? |
ЖИЗНЬ. Пока живу – борюсь, пока борюсь – живу. |
ЖИЗНЬ И МЫСЛЬ. Жизнь и мысль должны идти вместе, но пусть дорогу выбирает мысль. |
|
ЗЛОСТЬ. Злость делает умных более зоркими, а глупых ослепляет. |
ЗЛЫЕ ДЕЛА. Печальнее всего такое положение, когда злые дела делаются руками добрых людей. |
ЗНАНИЕ. Важно знать не только предмет исследования, но и границы этого знания. |
ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Знания мы берём у людей и из книг, а мудрость вырабатываем сами. |
ИСТИНА.
В толпе учёных истина не может пройти, не отдавив кому-нибудь ноги. Зародыш истины – в проблеме. |
ИСТИНА И ЛОЖЬ. Для истины и ошибок – одна дверь, для лжи – другая. |
КНИГА.
Похвалить дурную книгу – хуже, чем дурного человека. Человек может ещё исправиться… |
КОМПРОМИССЫ. От компромиссов политика выигрывает, а наука – проигрывает. |
КРИТИКА. Не критикуй крокодила, пока ты не вылез из его болота. |
КУЛЬТ. Культ убивает культуру. |
ЛЮБОВЬ. Любовь есть эгоизм с обратной связью. |
ЛЮДИ. Много есть людей, которые в одной обстановке – герои, а в другой – трусы. |
МОЛЧАНИЕ. Молчание – прикрытие лжи. |
МСТИТЕЛЬНОСТЬ. Мстительность свойственна ничтожествам. |
МЫСЛЬ.
Карать человека за высказанные им мысли – всё равно что карать за то, что он дышит. |
НАРОД. Народ – стихия, подчиняющаяся естественным законам.
С ростом его сознательности слабее действие этих законов. |
НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ. Научными можно считать только такие взгляды, которые допускают их критику. |
НЕВЕЖЕСТВО. Мирного невежества не бывает. |
ОБРАЗОВАНИЕ. Образование делает добрых ещё добрее, а злых – злее. |
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПРАВДА. Официальная правда приготовляется из лучших сортов лжи. |
ОХРАНА ПРИРОДЫ. Природу нужно охранять от государства. |
ПЕССИМИСТ. Пессимист – это оптимист, потерявший розовые очки. |
ПОБЕДА. Победа достаётся всегда последним. Первые же погибают за неё. |
ПОДВИГ. Подвигу героя предшествует чья-то безнравственность. |
ПОДЛАЯ ЭПОХА.
Бывают такие эпохи, когда для того, чтобы остаться честным, нужно идти на подвиг и муку. |
ПОЛИТИКА И ФИЛОСОФИЯ.
Сравнение политики с философией – гордость для политики, но позор для философии. |
ПРАВДА. Можно ли считать, что правда победила, если ожидавший её умер? |
|
ПРИНЦИПЫ. Не могу поступиться принципами, если это мне невыгодно (девиз сталиниста). |
ПРИРОДА. Война с природой – это война с человечеством. |
ПРОСВЕЩЕНИЕ. Просвещение – главная и решающая сила развития общества. |
РАБ. Не тот безнадёжный раб, кто принадлежит кому-то, а тот,
у кого нет собственного мнения ни по одному вопросу. |
РАДОСТЬ. При любой болезни радость – хорошая помощница врача. |
РАЗНОГЛАСИЕ. Разногласия придают цену согласию. |
СМЫСЛ ЖИЗНИ. Смысл жизни человека – в том, чтобы новому поколению оставить больше добра,
чем он сам получил от старого поколения. |
СОВЕСТЬ. Совесть – ноша не каждому по плечу. |
СОМНЕНИЕ. Сомнение богаче по содержанию, чем вера. |
СТРАХ СМЕРТИ. Чем слабее интеллект, тем сильнее страх смерти. |
СТЫД. Стыд – одежда совести. |
СЧАСТЬЕ. От счастья люди глупеют. |
ТАЛАНТ. Талант без поощрения чахнет, а без употребления – совсем гибнет. |
ТВОРЧЕСТВО. Творчество – цветение души. |
ТЕЧЕНИЕ. Живая рыба плывёт против течения, дохлую несёт по течению. |
ТОРОПЛИВОСТЬ. Торопливость – дочь лени и дитя халтуры. |
ТРАДИЦИЯ. Традиция иногда вытесняет культуру. |
ТЩЕСЛАВИЕ. Тщеславие питается завистью. |
УБЕЖДЕНИЕ. Крепость убеждений иногда бывает не от глубины мысли, а от её инерционности. |
УПРЯМСТВО. Упрямство – признак слабоволия. |
УСПЕХ. Успех недалёкого человека делает его глупее. |
ФАШИЗМ.
Первый признак фашизма – ненависть к интеллигенции, даже к той, которую он сам породил или купил. |
ХВАЛА. Стыдно хвалить, если нельзя ругать. |
ЧЕЛОВЕК. Человек – это страдающая материя. |
ЧЕСТНОСТЬ. У вора и честность – воровская. |
ЧУДАК. Чудаки – совесть человечества. |
ЭГОИЗМ. Детский эгоизм смешон, в зрелом возрасте отвратителен, а в старости жалок. |
ЭПОХА. Чем мрачнее эпоха, тем светлее мечты. |
ЭТИКА. Этика – душа эстетики. |
|
1 «Техника молодёжи», 1990, № 10, с. 42. Перепечатано А. В. Поликарповым с машинописной копии письма, хранившейся в архиве А. М. Горького.