Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2006, № 3 (40) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2006 № 3 (40)
ХРЕСТОМАТИЯ СВОБОДОМЫСЛИЯ
От перводчика
Данный отрывок из книги Ричарда Докинса «Вирусы разума» публикуется по изданию «Humanist Anthology» (Prometheus Books,
Amherst, NewYork, 1995.
Слово «вирус» происходит из латинского языка, где оно означало «яд» и «смрад». Название это было дано вирусам, когда мы
ещё не знали, что они собой представляют. Ныне вирус для биолога – не столько возбудитель болезней, сколько особый
вид органического объекта, промежуточный между жизнью и Как и все другие генотипы, генотип вируса имеет тем больше шансов сохраниться и распространиться, чем успешнее вирус размножается. Успешность размножения может достигаться разными способами: опасные болезнетворные вирусы размножаются очень быстро, так что успевают достаточно размножиться до того, как заражённый организм погибнет. Другие размножаются медленнее, зато у них есть больше времени, потому что они не убивают хозяина или убивают его постепенно. Важно и то, насколько успешно вирус перебирается от одного хозяина к другому. Очень соблазнительно уподобить вирусам человеческие идеи. Не в том отношении, что они наносят вред, – как и вирусы, идеи бывают безвредными и даже благотворными, – но в том, как они распространяются и захватывают умы. Бывает, что умонастроения распространяются, как эпидемии, случается, что они мутируют и дифференцируются, и так далее. Для идеи, рассматриваемой как вирус, Докинс придумал в 1976 г. термин «мема» (по аналогии с «фонемой», «семой», «темой» и другими лингвистическими терминами). Публикуемый отрывок развивает в ироническом ключе именно эту тему. Дмитрий Мании |
одобно компьютерным вирусам, эффективные вирусы сознания должны быть такими, чтобы жертве было трудно их обнаружить. Если вы заражены таким вирусом, скорее всего, вы об этом не знаете, а может быть, даже с жаром отрицаете это. Но если нам трудно обнаружить вирус даже в своём собственном сознании, может быть, можно указать симптомы, которых следует остерегаться? Попробуем представить себе, как медицинский справочник мог бы описывать типичную картину заболевания (произвольно приписывая больному мужской пол 1).
1. Пациент обычно проникнут глубоким внутренним убеждением в истинности, справедливости или благотворности чего-либо. Это убеждение не подкреплено явно ни фактически, ни логически, но тем не менее осознаётся как абсолютно убедительное и неизбежное. Мы, медики, называем такое убеждение «верой».
2. Пациенты обычно полагают добродетелью силу и непоколебимость веры, не подкреплённой доказательствами. Мало того, они часто убеждены, что чем меньше доказательств, тем больше добродетели в вере. Эта парадоксальная идея о том, что в вопросах веры отсутствие доказательств и фактов есть благо, обладает признаками самовоспроизводящейся программы, поскольку она автореферентна. Стоит этому убеждению однажды проникнуть в сознание, как оно автоматически лишает любую оппозицию почвы под ногами.
Идея о том, что «безосновательность есть достоинство», может служить надёжным подручным самой вере, вместе с которой они образуют тесную клику опирающихся друг на друга вирусных программ.
3. У больных, страдающих синдромом веры, встречается и другой родственный симптом: убеждение, что «тайна» как таковая есть благо, что разгадывать тайны – не добродетель. Наоборот, следует ими наслаждаться, даже упиваться их неразрешимостью.
Любое побуждение к разгадыванию тайн может неблагоприятно сказаться на распространении вируса сознания. Неудивительно
поэтому, что идея «тайны лучше не разгадывать» оказывается ценным членом банды взаимоподдерживающих вирусов.
Рассмотрим, например, «Тайну Пресуществления». Не составляет труда поверить, что вино евхаристии в некотором
символическом или метафорическом смысле превращается в кровь Христову, и никакой тайны в этом видеть не обязательно.
Однако католическая доктрина пресуществления утверждает нечто гораздо большее: «вся сущность» вина якобы превращается в
«кровь Христа», а остаётся только видимость вина, «второстепенная», «несущественная». Обычно говорится, что
пресуществление означает «буквальное» превращение крови в вино. Как первую формулировку, аристотелиански тёмную, так и
вторую, наивно прямолинейную, можно принять, только если серьёзно надругаться над нормальными значениями таких слов,
как «сущность» и «буквальный». Переопределять слова – не грех, но если в случае пресуществления мы используем
такие слова, как «вся сущность» и «буквально», то что нам останется, когда мы действительно захотим сказать, что
1 Необходимая в последнее время оговорка при неупотреблении так называемого «гендерно-нейтрального» языка. Примеч. пер.
2 Бенджамин Дизраэли