Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2006, № 3 (40) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2006 № 3 (40)
ХРЕСТОМАТИЯ СВОБОДОМЫСЛИЯ
От редакции Поль Анри Гольбах (1723 – 1789) – французский философ и натуралист, крупнейший систематизатор взглядов французских материалистов XVIII в. Его перу принадлежит «Система природы» (1770) – фундаментальный труд по естествознанию, вобравший в себя передовые идеи тогдашней науки, а также многие другие работы по истории, этике, политике, переводы на французский язык книг зарубежных учёных, в том числе Ломоносова. В 1780 г. он был избран членом Петербургской Императорской академии наук. П. Гольбах был остроумным и непримиримым критиком религии и автором ярких атеистических произведений. «Карманное богословие», выпущенное под псевдонимом «аббат Бернье», направлено против католицизма и современной автору католической церкви, но легко убедиться, что эта хлёсткая сатира, справедливая в отношении отнюдь не только католиков, не потеряла остроты по сей день, более того, многие её тезисы звучат в наше время как никогда актуально. Публикуем фрагменты этой книги. |
КАРМАННОЕ |
|
Поль Гольбах |
АГНЕЦ БОЖИЙ – Иисус Христос. Писание велит нам бояться гнева агнца, который, согласно Апокалипсису, злее, чем волк, и раздражительней, чем индюк. См. Ад.
АД – кухонная плита, на которой кипит котёл духовенства. Она сложена специально ради священников. Небесный отец, их главный повар, заботясь о хорошем питании духовенства, накалывает на вертела тех из своих детей, которые не проявляли должного внимания к их наставлениям.
АДАМ – первый человек. Бог создал его порядочным негодяем, имевшим глупость в угоду своей жене отведать яблока, которое его потомки до сих пор ещё не сумели переварить.
АНГЕЛЫ – курьеры небесной канцелярии, которых бог посылает к своим фаворитам. Без ангелов бог был бы принуждён самолично приводить в исполнение свои приказания. У каждого христианина есть свой ангел-хранитель, который мог бы его удержать от многих глупых поступков, если бы это не противоречило свободе воли. Отношение между архангелами и ангелами то же, что между нашими архиепископами и епископами. Архангелами бог пользуется как чрезвычайными послами.
АПОСТОЛЫ. Так называются двенадцать неучей, бедных, как церковные крысы, которые составляли свиту сына божьего на земле и на которых он возложил труд просвещения всего мира. Их преемники сделали впоследствии блестящую карьеру с помощью богословия, которого апостолы не изучали. Впрочем, духовенству, как и дворянству, свойственно приобретать тем больший блеск, чем дальше оно от своего первоисточника или чем меньше оно походит на своих родоначальников.
БЕЗБОЖНИКИ. Безбожником богословы называют каждого, кто о божестве думает не так, как они, или считает, что оно не таково, каким существует в пустоте их непогрешимых голов. Вообще, безбожником является каждый, кто не верит в бога духовенства. См. Бог.
БЛАГОРАЗУМИЕ – общечеловеческая и мирская добродетель, которая совершенно не нужна в религии. Христианское благоразумие заключается в том, чтобы идти на поводу; это самое верное средство прийти туда, куда нас ведёт духовенство.
БЛАГОЧЕСТИЕ – добродетель, состоящая в том, чтобы превыше всего любить бога, которого мы вовсе не знаем, и его духовенство, которое мы знаем слишком хорошо. Кроме того, оно требует от нас, чтобы мы любили ближнего, как самого себя, при условии, однако, чтобы он любил бога и был им любим; в противном случае благочестие велит его убить. Но прежде всего благочестивый человек должен способствовать разжирению священников; этого достаточно, чтобы ему были прощены все грехи.
БОГ – синоним духовенства или, если угодно, управляющий делами богословия, старший приказчик духовенства, уполномоченный по снабжению святого воинства. Слово божие есть слово священников; царство божие – покойницкая духовенства; воля божия – воля священнослужителей. Оскорбить бога – значит оскорбить духовенство. Когда говорят, что бог гневается, это значит, что у священника печень не в порядке. Если на место слова бог поставить слово священники, богословие станет одной из самых несложных наук. Отсюда следует, что на свете нет истинных безбожников, ибо кто, находясь в здравом уме, станет отрицать существование духовенства? Оно слишком хорошо даёт себя чувствовать.
«Душу ему дадим взаймы – пусть не забудет вернуть»
|
БОГОСЛОВИЕ – глубокомысленная и божественная наука, приучающая нас рассуждать о том, чего мы не понимаем, и терять ясное представление о том, что нам вполне понятно. Отсюда следует, что это – самая благородная и самая полезная из всех наук; все остальные не выходят из границ познаваемого, а следовательно, достойны презрения. Без богословия государство не могло бы существовать, церковь погибла бы, а народы не знали бы, что думать о благодати, о предопределении, о буллах 1 – предметы, о которых необходимо иметь точное представление.
БОЖЕСТВЕННАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ – не имеет никакого сходства со справедливостью человеческой, а между тем богословы отлично разбираются в ней. В силу богословской справедливости бог заставляет всех людей страдать за преступление, совершённое одним из них; в силу этой же справедливости он допустил казнь своего невинного сына; в силу справедливости духовенство посылает на костёр тех, которые лишены благодати мыслить, как оно. Из всего этого видим, что богословская справедливость не имеет ничего общего с тем, что люди назвали справедливостью.
ВЕРА. Она состоит в благочестивом доверии к священникам и ко всему, что они говорят, – даже если мы не видим в их словах никакого смысла. Это – высшая христианская добродетель; её называют богословской, потому что она полезна священнослужителям. Без неё нет религии и, следовательно, нет спасения. Она имеет силу погружать людей в святое отупение, сопровождаемое набожным упрямством и рождающее глубочайшее презрение к нечестивому разуму. Ясно, что добродетель эта весьма дорога церкви; она – плод сверхъестественной благодати, вознаграждающей привычку к нелепому мышлению и боязнь навлечь на себя неприятности. Отсюда следует, что те, кто лишены этой благодати или не сумели приобрести этой священной привычки, не представляют для духовенства никакого интереса и поэтому годны лишь для живодёрни.
ВЕРОУЧЕНИЕ – изложение того, во что христианин должен верить под страхом сожжения на этом или на том свете. Догматы религии суть непреложные веления господа, который меняет убеждения только тогда, когда это угодно церкви.
ВОИНСТВУЮЩАЯ ЦЕРКОВЬ. Церкви действительно подходит этот эпитет. Покуда она существует на земле, она не перестанет воевать с разумом. Её служители – воины, которые только и делают, что сражаются, – между собой или против других, – чтобы загребать деньги тех, которых забавляют их бои, или организовывать карательные экспедиции против отказывающихся платить.
ВОЛЬНОДУМЦЫ. Вольнодумцами называют тех, у кого голова на плечах и кому не дана достаточно гибкая спина, чтобы гнуться перед духовенством.
ВОПЛОЩЕНИЕ. Каждый христианин обязан верить, что дух, наполняющий собой всю Вселенную, некогда съёжился до того, что мог уместиться в теле одного еврея. Но это превращение доставило ему мало удовольствия; уверяют, что он больше не вернётся в это вместилище. <…>
ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Иисус Христос воскрес; об этом мы имеем свидетельства нескольких просвещённых апостолов и нескольких святых кумушек, которые не могли ошибиться, – уж не говоря о всём Иерусалиме, который ничего не видел. Христиане твердо верят, что воскреснут в один прекрасный день, т. е. что их нематериальные души соединятся со своими телами и что в кавардаке природы каждый отыщет те части, которые принадлежали его распавшейся особе.
ВОСПИТАНИЕ. Христианское воспитание состоит в том, чтобы с самого раннего возраста внушать детям спасительную привычку мыслить наперекор здравому смыслу, верить всему, что им говорят, ненавидеть всех тех, кто не разделяет их веры. В результате государство получает благомыслящих и спокойных граждан, беспрекословно послушных духовенству.
ГРЕХИ – мысли, слова и поступки, которые имеют силу выводить божество из терпения, расстраивать его планы, нарушать угодный ему порядок вещей. Отсюда следует, что человек обладает огромной силой. Бог, предоставив человеку свободу воли, принужден считаться с этим; он не может помешать ему время от времени давать своему божеству щелчки по носу.
ДЕИЗМ – нечестивая система, признающая разумного бога, который требует от людей лишь честности и порядочности и не нуждается ни в вере, ни в культе, ни в церемониях. Ясно, что система эта абсурдна и не пригодна духовенству. Подобная религия могла бы обойтись без священников, а это нанесло бы большой ущерб богословию.
ДОСТОВЕРНОСТЬ. В религии она основана на уверенности, что помазанники божии не могут ни сами ошибаться, ни нас вводить в заблуждение. Из этого следует, что достоверность богословия прочнее достоверности физики, которая ссылается только на чувства, а чувства, как известно, могут нас обмануть.
ДУХ. Всякий знает, что такое дух; это – то, что противополагается материи. Когда вам непонятно, каким образом действует та или другая причина, достаточно сказать, что причина эта есть некий дух, и всё сразу станет ясным.
ДУХОВНОСТЬ – таинственное свойство, выдуманное Платоном, усовершенствованное Декартом и
превращенное богословами в символ веры. Оно,
ДУША – неведомая субстанция, неведомым способом воздействующая на нашу плоть. Мы имеем о ней лишь слабое понятие. Отсюда мы должны заключить, что субстанция эта духовная. Никто, однако, не знает, что такое духовность. Душа – самая благородная часть человека, ибо о ней мы знаем меньше всего. У животных нет души, или, во всяком случае, их души материальны. Священники и монахи обладают духовной душой, но, на беду, некоторые не проявляют её, вероятно, из величайшего смирения.
ДЬЯВОЛ – главный министр небесного двора, рычаг, при помощи которого работает церковь. Бог одним словом мог бы повергнуть его во мрак небытия, но он остерегается это сделать: бог сильно нуждается в нем, так как на его счёт он может относить все глупости, в которых могли бы обвинить его самого. Поэтому он оставляет дьявола в покое и терпеливо переносит все его выходки по отношению к своей супруге, к своим детям, к самому себе. Бог не может обойтись без дьявола, богобоязненность часто не что иное, как страх перед дьяволом. Не будь дьявола, многие набожные люди никогда не помышляли бы ни о боге, ни о его духовенстве.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ. Всякий взгляд на вопросы религии, который не совпадает со взглядом духовенства, есть заблуждение. Для христианина нет большего преступления, чем заблуждение, и оно наказывается особенно строго. Собственно говоря, лишь огонь может как следует просветить человека, имеющего глупость заблуждаться, и привести его на путь истинный.
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ. Его крайне редко можно встретить в христианской религии, и он совершенно бесполезен ей. Будучи творением божиим, она не подчиняется человеческим и пошлым законам здравого смысла. Хороший христианин должен подавить в себе разум, чтобы укрепиться в вере, и, если его священник говорит ему, что три равно единице или что бог есть кусок хлеба, он обязан этому верить вопреки здравому смыслу.
ИНАКОВЕРУЮЩИЕ – все те, которые мыслят иначе, чем ортодоксы, или недостаточно сильны, чтобы заставить признать их веру ортодоксальной.
ИСКУПЛЕНИЕ. Каждый христианин обязан верить, что владыка Вселенной, приняв смерть, освободил род человеческий от рабства греха. Между тем люди продолжают грешить, словно ничего не произошло. Отсюда следует, что искупление есть тайна, весьма полезная человечеству.
ИСКУШЕНИЕ. Бог иногда искушает людей, чтобы доставить себе удовольствие наказать их, если они имеют глупость попасться в расставленную им ловушку. Но обычно он при искушении пользуется дьяволом, единственная обязанность которого на земле – издеваться над богом и развращать его верных рабов. Это таинственное поведение свидетельствует о том, что божеству иногда доставляет удовольствие своими неисповедимыми действиями водить самого себя за нос.
ИСТИНА. Есть две истины: одна – человеческая, а другая – богословская, или божественная. Первая совершенно непригодна духовенству, а потому она не настоящая. Вторая ему выгодна, а потому она единственно правильная.
КАНОНИЗАЦИЯ – торжественный акт, посредством которого святейший отец, побуждаемый к тому чудесами умершего сто лет назад святого или же деньгами тех, которые заинтересованы в репутации последнего, объявляет, что этот человек находится в раю и можно со спокойной совестью ставить ему свечки и давать в честь его подачки монахам.
КОММЕНТАТОРЫ – учёные люди, которым с помощью мучительных для ума изощрений удаётся иногда согласовать слово божие со здравым смыслом или найти словесное выражение, которое несколько облегчает бремя веры.
«Един в трёх лицах… Теперь, надеюсь, ясно?»
|
КРЕЩЕНИЕ – таинство, совершенно необходимое для спасения. Бог не допустит в обитель блаженства никого, кто хоть раз в жизни не ощутил на своем затылке струи холодной воды. Вода эта имеет силу смыть с ребёнка великий грех, который искуплен сыном божиим и был совершён за несколько тысячелетий до того, как родители ребёнка задумали произвести его на свет.
ЛОГИКА. У мирян так называется искусство мышления, у богословов – искусство сбивать с толку самого себя или заставлять других отказываться от здравого смысла. Богословская логика приобретает особенную убедительность, когда она опирается на костры и оружие.
МАТЕРИАЛИЗМ – нелепое учение, идущее вразрез с богословием. Его придерживаются нечестивцы, понятия не имеющие о том, что такое дух, или субстанция, не обладающая ни одним из знакомых нам свойств. Первые учители церкви были немного материалистами: забавники считали душу и бога материальными. Но богословие навело порядок, и если бы отцы церкви воскресли, то Сорбонна имела бы основание послать их на костёр, чтобы преподать им догмат о духовности.
МИСТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ. Это такой смысл, в котором никто ничего не понимает или который делает ещё более тёмным то, что надо было бы объяснить. Всякий раз, как богослов наталкивается в священном писании на что-нибудь такое, что противоречит здравому смыслу, он должен искать смысл мистический. Вера велит вам согласиться с ним, хотя ни вы, ни он не имеют ни малейшего представления, о чём идёт речь и каков смысл данного им объяснения.
МОЛИТВЫ – формулы для прошений, изобретённые духовенством, чтобы получить от всеблагого и всеведущего бога то, в чём весьма нуждаются его дети, либо заставлять его, обладающего совершенной мудростью, изменять свою волю. Без молитв бог не мог бы знать о нуждах своих созданий. Молитвы священников наиболее действенны: от торговли ими они имеют порядочный барыш. При небесном дворе не менее, чем при земном, без денег далеко не уедешь.
МЫСЛИ. Богу наносят тяжкое оскорбление непроизвольные движения, происходящие в человеческом мозгу, особенно если эти движение не руководятся духовенством. Бог проклинает всех тех, кто мыслит несогласно со священниками, обладающими прерогативой мыслить за других. Вот почему служители церкви так усердно копаются в совести верующих: они боятся, что в их головах окажутся какие-нибудь контрабандные мысли.
НЕВЕЖЕСТВО – первая предпосылка веры, и поэтому церковь так высоко её ценит. С тех пор, как миряне перестали блистать невежеством, вера оскудевает, любовь к ближнему теряет свою пылкость, и акции духовенства сильно упали.
НЕВЕРУЮЩИЕ – это мерзавцы, которые лишены веры. Они имеют наглость предполагать, что не бог сказал всё то, что вкладывает в его уста духовенство. Такие люди не нужны духовенству, и, следовательно, они вредны обществу, которое без духовенства не может обойтись. Св. Августин, которому и книги в руки, говорит, что неверие есть величайший из грехов.
НЕЛЕПОСТИ. Их не может быть в религии; она создание логоса, или божественного разума, который, как известно, не имеет ничего общего с разумом человеческим. Лишь вследствие неверия безбожники воображают, что находят множество нелепостей в христианстве. Но ведь отсутствие веры есть величайшая нелепость. Чтобы очистить христианство от всех нелепостей, достаточно привыкнуть к ним с самого раннего детства и никогда не разбираться в них. Чем какая-нибудь вещь нелепее в глазах человеческого разума, тем более она приемлема для разума божественного, т. е. религии.
ОТШЕЛЬНИКИ – святые люди, справедливо чтимые церковью, которые, чтобы стать более совершенными,
отказались от общения с людьми из страха пригодиться им на
ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ – проделка, совершенная около семи тысяч лет тому назад и вызвавшая немалый переполох на земле и на небе. Все люди до своего рождения помимо воли приняли участие в этом грехе. Смерть и преступления людей являются следствием этого греха. Сам сын божий принял казнь во искупление этого греха. Но вопреки его стараниям, а также стараниям его отца, пятно первородного греха никогда не будет смыто с человечества.
ПОЛИТИКА. Её опора – христианская религия. Она поддерживает в государстве спокойствие, послушание государям, процветание населения, успехи земледелия. Она внушает гражданам верноподданнические чувства при условии преданности государя церкви. Словом, интересы духовенства всегда совпадают с интересами государства, если только государство не печётся ни о чём ином, кроме как об интересах церкви.
РАЗУМ. Нет на свете ничего более вредного для разумного существа. Бог оставляет разум лишь тем, кого он обрекает на вечное проклятие; он отнимает его по своей доброте у тех, кого он хочет спасти или сделать полезным церкви. Долой разум! – вот основа религии. Если бы религия была разумна, она обладала бы убедительностью, и что сталось бы тогда с верой? Впрочем, к голосу разума следует прислушиваться, когда он случайно не расходится с интересами церкви.
РЕЛИГИЯ – система мировоззрения и поведения, изобретённая самим богом для блага своих священников и для спасения наших душ. Есть много религий на земле, но единственно истинная – религия наших святых отцов, которые были слишком проницательны, чтобы заблуждаться. Все остальные религии – нелепые суеверия, кои следовало бы упразднить, если бы имелась для этого сила. Истинная религия – та, которую мы считаем истинной, к которой мы привыкли или против которой было бы опасно выступать. Религия главы государства всегда носит на себе печать непререкаемой истины.
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ. Так как мы не в совершенстве знаем природу, её средства и законы, то всякий раз,
как наталкиваемся на непонятное для нас явление, должны кричать, что это – чудо, что мы имеем дело с
СВОБОДА МЫСЛИ. Она должна строжайше подавляться. Священники получают плату за то, что думают, и верующие должны лишь копить денежки для тех, кто думает за них.
СВЯТЫЕ – весьма полезные для народов герои, которых за то, что они усердно молились, предавались посту и самобичеванью и кричали, верующие окружили ореолом бессмертия и поместили в святцы. Чтобы сделаться святым, надо быть в достаточной мере бесполезным и неудобным для себя самого и для других.
СВЯЩЕННИКИ. Во всех религиях мира это избранники бога, которых он сам поселил на земле, дав им в руки необыкновенно выгодное ремесло, состоящее в даровом распределении страхов и платном распределении надежд. Во взгляде на божественное происхождение своего ремесла у духовенства всех религий царит трогательное единодушие.
СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ – это сословие, объявившее себя священным и распространившееся по всем странам для блага наших душ. Функция священнослужителей на этом свете – твердить нам о том свете, преследовать разум, изобретать и преподносить нелепые сказки, выводить из себя тех, кто отказывается им верить, и получать хорошее вознаграждение за свои великие услуги человечеству. Религии сильно отличаются друг от друга, но сословие священнослужителей повсюду одно и то же, что бесспорно указывает на божественность его происхождения.
СЕКТЫ – различные ветки, отходящие от ствола той или другой религии. Ствол называется господствующей религией; он то и дело потрясает своими ветвями, отчего порой и сам шатается. Впрочем, ствол этот растёт на песке, и если бы государи его не поддерживали, он неминуемо рухнул бы.
СИМВОЛ ВЕРЫ – краткий перечень тех невероятных вещей, в которые должен верить христианин под страхом вечного проклятия. Если только он твёрдо верит в свой символ веры, в постановления святых соборов, в мнения отцов церкви и бесконечных толкователей, то избежит всякого шатания в вере.
СКАЗКИ. То, что рассказывают все религии, какие только есть на свете, – не что иное, как детские сказки. Лишь рассказы библии правдивы от начала до конца. Кого не прельщает перспектива быть навеки ввергнутым в печь огненную, пусть откажется от всяких сомнений на этот счет.
СЛОВА. В обычной жизни служат для обозначения реальных предметов, которые существуют и которые мы знаем, но в богословии задача слов – обозначать другие слова.
СТРАШНЫЙ СУД. Когда небесному отцу окончательно наскучат все глупости, которые при его попустительстве или с его разрешения совершают его создания, им же наделённые неразумием, он соберёт всех людей вместе в долине Иосафатовой и потребует у них отчёта во всех содеянных ими глупостях, словно не имеет понятия о последних. После этого – так ходит слух – он навеки закроет свою лавочку, и мир навсегда лишится богословов и богословия в наказание за то, что не сумел извлечь из них большей пользы. Страшному суду будет предшествовать суд, на котором каждый человек в отдельности должен будет отчитаться перед всеведущим богом в тех поступках, которые могли остаться неизвестными божеству.
СУЕВЕРИЕ – это всякая религия и каждый религиозный обряд, к которым мы не привыкли с детства. Культ, который обращен не к истинному богу, ложен и суеверен. Истинный бог – это бог нашего духовенства, истинный культ – это культ, принятый нашими священниками, к которому они нас приучили с раннего детства, все остальные культы – не что иное, как смешное и нелепое суеверие.
ТАИНСТВЕННЫЙ СМЫСЛ. Богословы часто находят таинственный смысл в тех местах писания, которые кажутся совершенно лишёнными смысла людям, неспособным по недостатку веры возвыситься до божественного путём отречения от разума.
ТЕРПИМОСТЬ – нечестивый и противный видам духовенства образ мыслей. Он может быть усвоен лишь
недостаточно ревностными христианами, которые предают интересы церкви, полагая, что можно каждому предоставить свободу
ХРИСТИАНСТВО – религиозная система, приписываемая Иисусу Христу, но в действительности изобретенная Платоном и св. Павлом, усовершенствованная отцами церкви, соборами, комментаторами и время от времени исправляемая церковью для спасения человеческих душ. Со времени возникновения этой божественной религии народы стали разумнее, просвещённее и счастливее, чем были раньше; с той поры человечество не знает раздоров, смут, массовых убийств и пороков, а это неопровержимо доказывает, что христианство – божественного происхождения, что надо быть нечестивцем, чтобы бороться против него, и безумцем, чтобы сомневаться в его истинности.
ЧУДЕСА – сверхъестественные явления, т. е. такие, которые противоречат мудрым законам, предписанным природе неизменным божеством. Если иметь веру, можно творить чудеса сколько угодно. Когда вера слабеет, перестаёшь видеть чудеса; и в природе всё идёт помаленьку, своим чередом.
1 Послания папы римского.