Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2006, № 3 (40) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2006 № 3 (40)
РЕЦЕНЗИИ
«Человек изначальный» |
|
Рецензия на монографию В. С. Барулина |
|
Наталья Иконникова |
конце
Раздел II «Человек изначальный» состоит из трёх глав, в двух главах которого: главе 1 «Духовность человека как сфера его сущности» и главе 2 «Основополагания человеческого бытия» – всесторонне анализируется, с одной стороны, духовность человека (понимаемая не религиозно, а светски), с другой – значение и смысл основополаганий человеческого бытия.
Сегодня, когда в России катастрофически снижается интеллектуальный и моральный уровень общественного сознания,
обращение к сущности и содержанию этого феномена представляет огромный практический интерес. В. С. Барулин
показывает, что человеческая духовность имеет много граней: духовность как экзистенциальный пласт человека, духовность
как индивидуально-уникальный пласт человека, духовность как ассимиляционно-аккумулятивный пласт человека, духовность
как квинтэссенция человеческого бытия, духовность как релятивный пласт человека
Следующий уровень основания внутреннего мира человека составляют три блока основополаганий: (1) самосозидание и социосозидание; (2) творчество и свобода как созидание ценностей; (3) абсолют и нравственность как основополагания высшей устремлённости. Все эти основания человеческого бытия «смыслонаполнены» (с. 140), поэтому человек характеризуется как «смыслосубъект» и как «смыслообъект», что позволяет характеризовать человеческую жизнедеятельность не просто как игру его физических и духовных сил, а как непрерывное смыслообразование, творение собственной и социальной жизни. Творя новые и собственные смыслы, человеческая жизнедеятельность в любом случае встраивается в наличное бытие, опираясь на уже имеющиеся смыслы.
Автор не рассматривает отдельно и независимо друг от друга антропологические и аксиологические измерения человека. Для
него нет человеческой жизнедеятельности вне ценностей и ценностного отношения человека к миру. Человек – сам
ценность и как их творец, и как творец самого себя. «Созидательное самоутверждение человека – это не просто
проживание жизни со всеми её коллизиями – это более глубинное, более фундаментальное утверждение человека в смысле
ценности его собственного бытия»
Своей оригинальностью привлекает внимание глава 3 (раздел II) «Некоторые экзистенциальные проблемы человеческого бытия», в которой обстоятельно исследуются такие фундаментальные человеческие действительности, как жизнь, смерть, любовь, здоровье, ненависть, наслаждение, страдание.
Конечно, можно было бы обратиться к анализу и таких экзистенциалов бытия человека, как вера, надежда, нетерпимость к несправедливости, ответственность, забота, которые представляются не менее значимыми в жизни человека. Однако автор, судя по всему, полагает их вторичными или производными от перечисленных.
В разделе III «Человек и социум» исследуется общество сквозь призму философско-антропологических проблем.
В. С. Барулин различает социально-философский и философско-антропологический подходы к анализу системы
«человек–социум». Если первый понимает социум как «некий универсум, нечто целое, вбирающее в себя все компоненты
социальной реальности», то второй позволяет рассматривать социум как «опредмеченную жизнедеятельность человека»,
«опредмеченное сознание человека», «овеществленный материальный мир его духовности», «воплощение человеческих
отношений»
Для реконструкции динамики человека в мире социума в работе осуществлен анализ социума как «самобытийного»,
«в себе бытие социума», «социума как акта "спасения" культуры». Общество истолковывается как «ретрансформация»
социума или «круговорот человека: от себя к социуму, от социума – к себе»
Раздел IV «Человек в социомирах повседневности общества-страны» и раздел V «Человек и общество в антропологических самоопределениях» предстают в качестве углубленной разработки предшествующих трёх разделов. Экзистенциально-индивидуальный и культурно-легитимный образ человека органично связывается с «духовным очеловечиванием общества». При этом автор указывает на борьбу социальных и собственно человеческих энергий и вместе с тем выражает уверенность в победе человека в очеловечивании и одухотворении им общества.
Особенно ценной частью работы представляются «Материалы к социально-философско-антропологическому манифесту»
(глава 3, раздел V). В. С. Барулин подводит здесь итоги проведённого им исследования в виде
всеобщих правовых принципов отношения человека и общества, включающих право человека на общество. Оно состоит из
суверенности права человека на общество; равенства права человека на общество; права на сохранение данного общества;
права на отказ от данного общества; права на выбор общества; право на созидание общества в соответствии со своими
идеалами, ценностями, устремлениями; право на свободное, творческое, смысло-ценностное самоутверждение человека в
обществе. Эти права, в свою очередь, основаны на признании человека как субъекта творчества, свободы, носителя
культуры, высшей ценности
В качестве резюме отметим, что труд В. С. Барулина имеет огромное значение для разработки философско-антропологического, социально-философского знания, для разработки метафизики гуманизма, поскольку автор определённо держится принципов светского гуманизма. В книге формулируются фундаментальные вопросы о человеке и даются глубоко продуманные и оригинальные ответы. Автор создаёт новые проблемные поля, а логика и психология его концепции держит читателя в интеллектуальном и эмоциональном напряжении. Рецензируемая книга, несомненно, демонстрирует качественно более высокий уровень отечественной философской и гуманистической мысли. Она способна стать важным ориентиром для дальнейших исследований социальной и антропологической тематики.