Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2006, № 3 (40) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2006 № 3 (40)
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
РАЗНОБЕДРЕННЫЙ |
|
стория реформы образования неимоверно растянута во времени, иногда скучна,
а подчас драматична. И даже называется
И вот – гром с ясного неба! 29 апреля 2004 г. Правительство РФ, которое за три года до этого
одобрило «Концепцию модернизации российского образования», вопреки этой концепции с её лозунгом о «возвращении
государства в образование», утвердило другую – концепцию реформирования бюджетной сферы и одобрило предложения
Министерства финансов России о внесении изменений и об отмене ряда федеральных законов в сфере образования, науки и
молодёжной политики. В основе такой перемены лежит концепция «либерального фундаментализма» и минимизации роли
государства во всех сферах общественной жизни. Образование рассматривается теперь как «сфера услуг», а не как всеобщее
социально значимое благо. Таким образом, выстраиваются два вектора реформирования образования. С одной стороны,
оно по инерции движется вперёд, в направлении, заданном социально-гуманитарными реформами начала
В основе перемены [образовательной политики] лежит концепция «либерального фундаментализма» и минимизации роли государства во всех сферах общественной жизни. Образование рассматривается теперь как «сфера услуг», а не как всеобщее социально значимое благо. |
Таким образом, общая картина образовательной ситуации в России выглядит как треугольник, далеко не равнобедренный, а скорее разнобедренный, стороны которого представляют собой даже не просто разные, но и противоположные направления мысли и действия. Достаточно сказать, что под принятым в апреле 2005 г. на пятом съезде отраслевого профсоюза обращением к президенту страны работников образования, протестующих против образовательной политики, насаждающей платность образования и социальный геноцид, стоит более трёх миллионов подписей.
Чтобы избежать упрёков в «голословности», присмотримся хотя бы в первом приближении к тому, что скрывается в каждом из углов нашей геометрической фигуры.
Угол первый – модернизация образования, определяемая в Концепции модернизации (2001 г.) как масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества и образовательного ведомства. В её задачи входило создание норм ативно-правовых и организационно-экономических механизмов, которые позволили бы в полной мере реализовать ключевые идеи Закона РФ «Об образовании»: выбор, многообразие и вариативность в образовании, его нормативно-бюджетное финансирование, академическую и хозяйственно-экономическую самостоятельность учебных заведений, повышение статуса и усиление государственной поддержки работников образования и др. Собственно обновление образования предполагало выполнение задач гуманизации образования, формирования новых жизненных установок личности; учёт общих тенденций мирового развития, обусловливающих необходимость существенных изменений в системе образования, расширение масштабов межкультурного взаимодействия, необходимость формирования таких качеств личности, как коммуникабельность и толерантность; новое осмысление содержания образования, которое характеризуется в Концепции как устаревшее и перегруженное, расширение возможностей свободного и оперативного получения информации по преодолению этнонациональной напряжённости, утверждению равноправия национальных культур и различных конфессий. Была проведена серьёзная работа по научно-методическому обеспечению выполнения этих и других задач, определённых «Концепцией».
Общая картина образовательной ситуации в России выглядит как треугольник, стороны которого представляют собой даже не просто разные, но и противоположные направления мысли и действия. |
Второй угол отмечен двумя документами, фактически перечёркивающими всё предыдущее. Первым из них, определяющим
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации (декабрь 2004 г.) и
«в основном» одобренным правительством, был дан старт новой образовательной политике, нацеленной на насаждение
платности образования, на его социальную сегрегацию и коммерциализацию. Второй – совсем недавно принятая
«Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 гг.». Технократическую и грубо
утилитарную её суть чётко выразил в своем докладе на парламентских слушаниях в Совете Федерации министр
А. Фурсенко: «Образование – сфера вторичная по отношению к экономике». Отсюда с неумолимой логикой следует:
духовность, нравственность, культура, составляющие основу образования, так же вторичны по отношению к экономике, как
вторичен по отношению к ней и сам человек – который, получается, вопреки ст. 2 Конституции РФ, отнюдь не
высшая ценность. Это вполне подтверждает текст «Концепции». О многом сказано в этом документе, только не о
человеке. Роль образования в решении задач социально-экономического развития России в «Концепции» изложена в шести
пунктах, при этом личность фигурирует в контексте двух из них – в тех, где говорится о «создании условий для
повышения конкурентоспособности личности», и там, где речь идёт о «формировании кадровой элиты
общества, основанном на свободном развитии личности». Речь,
Наконец, в третьем углу – проблема «школа и церковь». Так озаглавлено выступление президента РАО Н. Д. Никандрова на XIV Рождественских образовательных чтениях 30 января 2006 г. В этом выступлении много интересного. Вот главное в нём. Ключевое слово – «безопасность»: «прежде всего безопасность нравственная». Здесь, конечно, РПЦ в первых рядах. Как быть нравственным? В выступлении – прямой совет: «если подозреваешь – донеси». Увы, цензура Конституцией запрещается, и нет поэтому надлежащего контроля за безнравственными. Изменять Конституцию – дело непростое, но, слава богу, «когда приняты общие политические решения, наши законодатели идут на множество поправок к действующим законам». «Только положительно оцениваемые [Российской Академией образования] учебники должны допускаться в школу». «Некоторое ограничение свободы» позволительно.
«Знаковое событие» – утверждение законодательным органом светской власти – Курской областной Думой – воспитательной программы, основа которой – православное учение. Остаётся только напомнить о знаменитой триаде графа С. С. Уварова «православие – самодержавие – народность», ранее предложенной выступающим в качестве национальной идеи. Отметим и совсем недавно опубликованную адресованную школьникам книгу одного из «пастырей стада Господня» священника Тимофея «Православное мировоззрение и современное естествознание». Смысл этого сочинения и его пафос состоят в том, что данные науки, касающиеся эволюции Вселенной, Солнечной системы, планеты Земля, органической жизни и человека, противоречат библейской версии «сотворения» всего сущего и потому ошибочны.
Этот последний штрих проясняет картину на качественном уровне, а с математической точностью ситуацию характеризует
объём государственных расходов на образование в процентах от ВВП. В России это 3,1% –