Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2006, № 3 (40) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2006 № 3 (40)
РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО
Военначальники продолжают издеваться над российским | |
огат флотский фольклор. Вспоминается, как в курсантские годы мы шутили: «Не служили б мы на флоте, если б не было смешно». Однако к описываемому мной случаю больше подходят другие остроты, некоторые из которых уже давно прижились «на гражданке». Например, такая: «Если не можешь предотвратить пьянку – возглавь её!» На этой неделе по воле начальника Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации генерала армии Юрия Балуевского «пьянку» пришлось возглавить новому командующему Балтийским флотом вице-адмиралу Константину Сиденко.
Итак, в городах моей флотской юности – Калининграде и Балтийске, в моём родном вузе – Балтийском военно-морском институте имени Ф. Ф. Ушакова (БВМИ) – закончились так называемые IV сборы духовенства РПЦ МП, которые проходили с 26 по 29 июня. На них среди прочего обсуждались вопросы активизации миссионерской работы и взаимодействия Церкви с силовыми институтами государства, обеспечения лучшей организации этого сотрудничества и придания ему системности посредством «введения военных священников на постоянной основе».
В сборах приняли участие священники из 55 епархий РПЦ МП во главе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым), а также ряд военных руководителей: командующий Балтийским флотом вице-адмирал Константин Сиденко, первый заместитель начальника Главного управления воспитательной работы ВС РФ генерал-лейтенант Виктор Бусловский, заместитель командующего Военно-воздушных сил по воспитательной работе генерал-майор Сергей Шевченко, начальник Дальневосточного высшего командного училища генерал-майор Владимир Грызлов и др. Сборы почтил своим вниманием и губернатор Калининградской области Георгий Боос. В мероприятиях по приказу начальника Военно-морского института контр-адмирала Дмитрия Комкова участвовали также офицеры и курсанты БВМИ и Морского кадетского корпуса. Даже ансамбль песни и пляски Дважды краснознамённого Балтийского флота привлекли, чтобы «православное воинство» порадовать.
Отличительной особенностью четвёртых сборов от всех предыдущих было то, что на этот раз они проводились под прикрытием представительства всех «традиционных конфессий». В этих целях в качестве почётных гостей для участия в торжественном собрании в калининградском Доме офицеров флота пригласили первого заместителя председателя Духовного управления Республики Татарстан Валиуллу Якупова, главу Буддийской Традиционной Сангхи России Пандито-хамбо-ламу Дамбу Аюшева и руководителя Отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и МЧС России Федерации еврейских общин России (ФЕОР) раввина Аарона Гуревича (последний даже выходил в море на боевом корабле совместно с православными священниками).
Как известно, российское законодательство не предусматривает деления религиозных организаций на «традиционные» и
«нетрадиционные», так как научно-правовые критерии определения «традиционности» попросту отсутствуют. Тем не менее
организаторы обозначили мероприятие на флоте как сборы духовенства именно «традиционных религий». И не важно, что
«традиционность» эта определялась в офисе митрополита Кирилла в московском Даниловом монастыре (поэтому «достаточно
традиционными» не были признаны, например, старообрядцы, католики и др.), главное, что органы военного управления
заглотили эту наживку. Ведь для них это гарантия от нежелательной критики за то, что сотрудничество осуществляется
исключительно с одной конфессией. Массовка из представителей ислама, иудаизма и буддизма на сборах свидетельствует о
том, что при всём правовом «беспределе» нынешних государственно-конфессиональных отношений в России, где безусловно и
абсолютно доминирует одна религиозная организация, участники этих отношений ощущают их правовую наготу, неприличность,
и пытаются её
На этом фоне митрополит Кирилл сделал несколько заявлений, касающихся изменения неработающего российского
законодательства и оргштатной структуры Вооружённых сил.
Все эти инициативы прикрывались разговорами о необходимости укрепить нравственные начала в армии. Зримым проявлением этих «начал» стало «очень полезное для армии» дело храмостроительства. Выступая по случаю малого освящения храма во имя св. Феодора Ушакова, построенного в Балтийском ВМИ, митрополит Кирилл отметил, что «новый храм поможет будущим офицерам Военно-морского флота быть духовными и нравственными». Среди выступивших на сборах был и известный шоумен – диакон Андрей Кураев, по мнению которого, «только священник может привнести в сознание солдат правильное понимание того, что они делают и ради чего», «определить его основную жизненную линию, его веру, его мировоззрение».
Кроме заседаний духовенства, на которых священники делились опытом своей работы, состоялся выход в море на большом десантном корабле «Калининград», освящение храма в военно-морском вузе, совместное заседание с членами Военного совета Балтийского флота, вручение военачальникам и представителям власти патриарших наград и т. д. В ходе сборов священники побывали на многих кораблях Балтийской военно-морской базы, провели «беседы с офицерами и нижними чинами о Боге, Церкви и спасении», отобедали в кают-компании и т. д.
Созерцая братание офицеров и духовенства, слушая разговоры о православии как наиболее эффективной основе военной идеологии, я не переставал задаваться вопросом: почему военное руководство так грубо нарушает конституционные основы светского характера государства, законы «О свободе совести…» и «О статусе военнослужащих»? Чем военным так немило светское государство? Неужели они хотят, чтобы в массовом сознании религия ассоциировалась с прочими «тяготами армейской службы» и вызывала у молодёжи призывного возраста и её родителей соответствующие эмоции?
В ходе подготовки и проведения сборов было нарушено всё, что только можно было нарушить, – в частности, все пять пунктов статьи 8 федерального закона «О статусе военнослужащих», а именно – имели место организация коллективного участия военнослужащих в богослужениях и религиозных церемониях в служебное время, использование служебных полномочий для пропаганды религии, коллективное использование религиозной символики и предметов культа и т. д.
Диву даёшься: сколько уже сказано и написано об адекватных современных подходах к воспитательной работе в армии, о военно-религиозных отношениях! Формат и принципы взаимодействия армии и религиозных организаций чётко прописаны в Федеральном законе «О статусе военнослужащих». Почему его решились попрать, да ещё и посмаковать это на телеэкранах, записав в число «врагов Церкви и армии» и собственный российский закон, и международное право, и здравый смысл? Ни генералы, ни архиереи не хотят делать выводы ни из уроков истории, ни из собственных неудач последних лет и продолжают тупо тащить страну на старые грабли. Именно об этом говорится в обращении ветеранов армии и флота, которое они направили руководству Вооружённых Сил 1.
С азартом неофитов армию пытаются превратить в монастырь – только такой, где стреляют и убивают, по типу «опричного воинства благочестивейшего государя» Ивана Грозного. Постмодернистское ханжество, когда торжественно освящают оружие, способное уничтожить миллионы человеческих жизней, – не это ли и есть православие XXI века?
В начале 1980-х гг., когда я служил в Калининградском высшем военно-морском училище (КВВМУ, ныне БВМИ), один из уважаемых ветеранов этого вуза, начальник учебного отдела капитан I ранга Анатолий Щеголеватых на заседаниях управления КВВМУ часто, иронизируя по адресу некоторых начальников, говорил: «Всё могут короли», цитируя известную песню из репертуара Аллы Пугачёвой. Что с тех пор изменилось?.. Не стало партийных и комсомольских организаций, а вместе с ними и кораблей. Флот сократился более чем в пять раз. На смену пропаганде коммунистических идеалов пришло казённое воцерковление, нисколько не уменьшающее дедовщину, зато позволяющее некоторым церковным деятелям претендовать на жирное финансирование «восстановления института военного духовенства». Однако вместе с клерикализацией количество кораблей не увеличилось, не прибавилось и духовности. Очевидны лишь цинизм и наглость, с которыми попирается Основной закон страны. Если военное начальство демонстрирует такое отношение к Конституции и праву, сможет ли оно добиться дисциплины и патриотизма от своих подчинённых? Армейская дисциплина – дитя закона, и армия, нарушающая закон, неминуемо эволюционирует в «незаконное вооружённое формирование»…
1 См. следующий материал.
Ветераны армии и флота протестуют
против клерикализации Вооружённых сил
редставители Международного союза советских офицеров (МССО) передали руководству Вооружённых сил заявление Высшего совета МССО с протестом в связи с клерикализацией Вооружённых сил и проведением в период с 26 по 29 июня 2006 г. на Балтийском флоте в г. Калининграде IV сборов духовенства Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ). В заявлении, подписанном председателем Высшего совета МССО адмиралом Николаем Ховриным и председателем ЦИК МССО генерал-лейтенантом Алексеем Фоминым, подчёркивается, что «проведение этого мероприятия на военном объекте грубо попирает принципы свободы совести, светскости государства и является незаконным». Далее в документе указывается: «РПЦ нагнетает в армии ксенофобию, порождает религиозное неравенство, сеет национальную и религиозную ненависть и вражду, раскалывает воинские коллективы по религиозному признаку». В связи с этим выражается обеспокоенность «неумением нынешнего военного руководства воспитывать воинов в духе подлинного интернационализма, а дело воспитания воинов многонациональной и поликонфессиональной страны отдано на откуп РПЦ, т. е. «командование и органы воспитательной работы фактически расписались в собственном бессилии». Ветераны армии и флота напоминают руководству Вооружённых Сил, что в соответствии с федеральным законом «О статусе военнослужащих» «военнослужащие не вправе использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии». Тем не менее начальник Генерального Штаба ВС РФ генерал армии Юрий Балуевский распорядился предоставить церкви Балтийский ВМИ для проведения сборов духовенства и обеспечить их выход в море на боевом корабле.
Заявление требует соблюдения в Вооружённых силах конституционных принципов светского государства и равенства воинов независимо от их отношения к религии, прекращения использования офицеров флота не по назначению – в качестве «обслуги этих шоу-сборов». Оно заканчивается словами: «Хватит экспериментировать над армией и флотом!» Листовки с текстом Заявления были вручены профессорско-преподавательскому и офицерскому составу Института.
Источник: сайт Всероссийского гражданского конгресса
http://www.civitas.ru/news.php?code=511&year=2006&month=&atyear
Офицер Генштаба ВС РФ, член Церковного совета Рогожской старообрядческой общины в Москве капитан I ранга АЛЕКСЕЙ РЯБЦЕВ: «Любое акцентирование различий между военнослужащими (хоть религиозных, хоть национальных) – абсолютно недопустимо» |
«Портал-Credo.Ru»:
Алексей Юрьевич! На этой неделе в Калининграде, в Балтийском военно-морском институте, прошли сборы духовенства
Русской Православной Церкви Московского патриархата. Как заявили их организаторы в распространённом пресс-релизе, на
сборах были представлены и другие «традиционные конфессии». Участвовали ли в этих сборах Вы, морской
офицер-старообрядец, или
Капитан I ранга А. Ю. Рябцев: Нет, нас на такие мероприятия
стараются не приглашать, чтобы благостной картины не испортили. Видимо, старообрядцы всё-таки недостаточно
«традиционны» для таких мероприятий. А может, наоборот – слишком традиционны. Ведь всё это ненастоящее,
понарошку, потешное. В рамках модного нынче постмодернизма. Устроителей подобных церемоний меньше всего волнует
истина, смысл жизни, спасение души и прочие «устаревшие» категории. Им же надо «идеологию» слепить «из того, что было».
Да не сложную идеологию, а попроще, чтобы в телевизор влезала. И ритуалами какими-нибудь её украсить. Как тем
бизнесменам, что офисы приглашают освятить. Эти бизнесмены евангельскими истинами прониклись, что ли? Им главное,
чтобы поп был понаряженнее, с кадилом, да «водичкой побрызгал», а секретарши в мини-юбках вокруг со свечками.
Благодать! Да и попу – заработок. У некоторых наших политработников-расстриг, видимо,
– Что Вы думаете о высших и старших офицерах, которые «затаскивают» религиозные организации в вооружённые силы, приглашают священников для освящения кораблей и других военных объектов?
– Это просто незаконно. Но на законы у нас в стране всем «традиционно» наплевать. А о том, что освящающие обряды одной конфессии представителями других воспринимаются как оскверняющие, думает кто-нибудь? Они понимают, какую мину в воинские коллективы закладывают? Они понимают, что, разделяя военнослужащих на конфессиональные группы, они не борются с дедовщиной, а провоцируют её? Или у них задача такая – окончательно подорвать боеготовность? Все религиозные потребности военнослужащие должны удовлетворять в свободное от службы время и вне воинской части. А любое акцентирование любых различий между военнослужащими (хоть религиозных, хоть национальных) – абсолютно недопустимо.
– Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию, когда священники ходят на кораблях в море…
– Нечего им там делать. Военный корабль – не место для прогулок, и пассажиров там не предусмотрено.
– Вы критически оцениваете сегодняшнюю практику военно-церковного сотрудничества. Несколько дней назад два известных протоиерея РПЦ МП – о. Всеволод Чаплин и Димитрий Смирнов – заявили, что они начали готовить списки «врагов Церкви». Не боитесь ли Вы, что Вас занесут в их число?
– Почту за честь! Можете считать эти мои слова открытой просьбой о зачислении в стройные ряды этих «врагов»!
Беседовал Александр Солдатов
Что думают о проблеме сами священники?
Протоиерей Николай Головачёв: «Как скромный провинциальный священник, я имею довольно скромный опыт пастырского служения в воинских частях. Но в одной из них бываю регулярно, раз в неделю. Среди же постоянных моих прихожан есть несчастные матери, сыновья которых вернулись из армии инвалидами. Так что дедовщина – моя большая боль.
Армию сегодня окормляет около двух тысяч священников – в основном бывшие военнослужащие. Священниками в последние годы активно становятся отставные офицеры и прапорщики, не сумевшие приспособиться к условиям жизни на «гражданке». Эти люди быстро находят себя в Церкви, потому что есть психологическая близость между армейской и церковной дисциплиной. Но большой минус я вижу в том, что военных начинают окормлять люди, которые сами не расстались с армейской психологией, в том числе с её тёмными сторонами. Вот этим и объясняется то, что отношение к дедовщине среди священников неоднозначное. Конечно, самые чудовищные её проявления все осуждают. Но при этом "капелланы" охотно поддерживают идею "наставничества" старослужащих над "салагами" (а ведь это и есть почва для дедовщины!}. Многие видят в этом аналог церковного послушания, когда опытные монахи-старцы смиряют новоначальных послушников. Но армия – не монастырь! Смирение новоначальных в монастыре и унижение «салаг» в армии – противоположные вещи. В монастыре смиряют с любовью, а в армии унижают с ненавистью, старец заботится о спасении души послушника, а "дед" – о собственном самоутверждении и удовольствии. <…>
Могут ли священники, даже если их будет в армии не две тысячи, а все десять,
В общем, я боюсь, что в нынешних условиях наша Церковь не справится с дедовщиной, даже если будет введён институт профессиональных капелланов на зарплате из бюджета. Армейские священники должны не бояться обличать пороки армии, воевать с ними – если надо – через прессу и самое высокое начальство. А появление капелланов из числа бывших офицеров, привыкших к этим порокам, наоборот, приведёт к проникновению в Церковь "армейских" ценностей и к срастанию капелланов с армейским начальством».
(«Московские новости», 2006, № 4.
Зачитано на Круглом столе «Спасти рядового Сычёва»)