Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2006, № 3 (40)
Сайт «Разум или вера?», 21.01.2007, http://razumru.ru/humanism/journal/40/tolpegin.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2006 № 3 (40)

РЕЗОНАНС

СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

неразделимы

Александр Толпегин

 

 интересом ознакомился с опубликованной в зимнем (2005/06, № 1, с. 55 – 56) номере «Здравого смысла» статьёй Ирины Ребровой «Предложение о включении во Всеобщую декларацию прав человека положений об обязанностях человека».

Хочу обратить внимание читателей «ЗС» на то, что данная проблема поднимается не впервые. 1 сентября 1997 г. Совет взаимодействия (иногда у нас его называют Советом международного сотрудничества) – авторитетная неправительственная организация, объединяющая бывших президентов и премьер-министров ряда стран всех пяти континентов, – представила на обсуждение мировой общественности проект Всеобщей декларации обязанностей человека. Принятием этого документа, как полагали его авторы, ООН могла бы отметить исполнявшееся в 1998 г. 50-летие провозглашения Всеобщей декларации прав человека. Среди подписавших проект были такие известные государственные деятели, как бывший канцлер ФРГ Гельмут Шмидт, бывший президент США Дж. Картер, бывший президент Франции В. Жискар д'Эстен, бывший премьер-министр Великобритании Дж. Каллагэн, бывший премьер-министр Испании Ф. Гонсалес, бывший президент Замбии К. Каунда, бывший премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю, бывший премьер-министр Канады П. Трюдо, бывший премьер-министр Японии К. Миядзава, бывший премьер-министр Израиля Ш. Перес, бывший президент Мексики М. Уртадо и другие.

Главная идея, которая двигала инициаторами проекта, – нераздельность свободы и ответственности, прав и обязанностей. Ни в одном обществе, указывали они, свобода не может быть безграничной. И естественным ограничителем свободы авторы проекта считают ответственность. Чем больше у нас свободы, тем большую ответственность мы на себя принимаем, как по отношению к другим, так и в отношении самих себя.

 
 

Гельмут Шмидт

Проект новой Декларации, в разработке которого участвовали видные эксперты из разных стран, был опубликован в некоторых западных изданиях, в том числе в немецком еженедельнике «Цайт». Публикация в «Цайт» сопровождалась статьёй почётного председателя Совета взаимодействия Гельмута Шмидта. В статье подробно обосновывалась необходимость принятия данной Декларации.

Надо признать, что аргументы, высказанные девять лет назад Шмидтом, не только не устарели, но в свете последних событий обрели ещё большую актуальность. Так, Шмидт выразил опасение, что международные конфликты «выльются в борьбу между противостоящими культурами, чья враждебность принципиальна и имеет глубокие корни. При этом фундаменталисты с обеих сторон, которые сегодня в глобальном аспекте в большинстве случаев играют роль находящихся в меньшинстве аутсайдеров, возможно, станут возбудителями и режиссёрами массовых истерий».

Бывший канцлер предупреждал также, что «глобализация ведёт к новым, до сих пор неведомым конкурентным схваткам. Будет возрастать соблазн изменить насильственным путём условия конкуренции в свою пользу».

«Если перед лицом подобных опасностей народы и государства, политики и хранители религий, – писал Шмидт, – не научатся взаимно уважать религиозное, культурное и цивилизационное наследие друг друга, если люди не научатся поддерживать равновесие между двумя категорическими императивами – свободой и ответственностью, тогда мир между ними и в самом деле может быть нарушен».

В то же время Шмидт предвидел, что идеи новой Декларации отнюдь не всеми будут приняты с воодушевлением. «Во-первых, – писал он, – так называемые реальные политики скажут, что речь идет об идеалистических принципах, которые не имеют шансов ни на то, чтобы их полностью признали, ни на то, чтобы им на самом деле следовали. Во-вторых, ангажированные поборники прав человека выразят опасение, что если Декларация об обязанностях будет рассматриваться как своего рода двойник Декларации о правах, то эти права будут переведены в плоскость одной лишь морали» (то есть их соблюдение перестанет быть обязательным. – А. Т.).

И действительно, именно такими доводами оперировали оппоненты Шмидта и его коллег. На страницах газеты «Цайт» (а возможно, и других изданий) состоялась оживлённая полемика по поводу целесообразности принятия Декларации об обязанностях. Но к единому мнению участники дискуссии так и не пришли.

Проект Декларации и статья Шмидта в декабре 1997 г. по моей инициативе и в моём переводе (с немецкого) были опубликованы в издававшейся тогда в России газете «Modus vivendi», с которой я сотрудничал. Мы также хотели провести дискуссию по данной проблеме. Прежде всего обратились к М. С. Горбачёву, полагая, что он откликнется на инициативу своих коллег. Горбачёв довольно долго молчал, а затем передал через помощников свой отказ. Не пожелали высказать своё мнение и некоторые другие политики, которым мы направляли просьбы и соответствующие материалы. В то время было весьма модно говорить о правах, но отнюдь не об обязанностях…

Декларация об обязанностях человека не была принята ООН ни в 1998 г., ни позднее. Однако Совет взаимодействия, насколько можно судить, от своей идеи не отказался. Во всяком случае, на заседании Совета, которое состоялось в июне 2003 г. в Москве, речь снова шла о том, что необходимо принять такую Декларацию, дабы установить должный баланс между свободой и ответственностью. «Никогда ранее мир не нуждался так сильно в Декларации обязанностей человека, как сейчас», – подчеркнул на пресс-конференции 24 июня 2003 г. Малькольм Фрейзер, сопредседатель Совета взаимодействия, бывший премьер-министр Австралии.

Мне кажется, что журнал «Здравый смысл» правильно поступит, если продолжит на своих страницах разговор, начатый статьёй Ирины Ребровой. Но при этом надо, конечно, учесть всё, что сделано в этой области Советом взаимодействия.

Возможно, следует обратиться к Е. М. Примакову, который, если не ошибаюсь, с 2002 г. является членом Совета, с просьбой, чтобы он рассказал, на каком этапе находится обсуждение проекта Декларации обязанностей человека и каковы шансы её принятия Генеральной Ассамблеей ООН.

 


Приложение

Проект

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Представлена на обсуждение Объединённым Нациям и мировой общественности международным Советом взаимодействия

Преамбула

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира и включает также признание их ответственности и обязанностей;

принимая во внимание, что упор исключительно на правах человека может иметь следствием конфликты, расколы и бесконечные споры, а пренебрежение обязанностями – привести к беззаконию и хаосу;

принимая во внимание, что власть закона и соблюдение прав человека зависят от готовности мужчин и женщин поступать справедливо;

принимая во внимание, что глобальные проблемы требуют глобальных решений, чего можно достичь только благодаря идеям, ценностям и нормам, уважаемым всеми культурами и обществами;

принимая во внимание, что все люди обязаны по мере сил и возможностей содействовать созданию лучшего общественного порядка как на местах, так и в глобальном масштабе, а эта цель не достижима только посредством законов, предписаний и конвенций, поскольку гуманное стремление к прогрессу и совершенствованию может реализовываться только благодаря согласованным ценностям и критериям, которые применимы по отношению ко всем людям и институтам,

Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Всеобщую декларацию обязанностей человека.

Она должна быть общим критерием для всех народов и государств с тем, чтобы каждый человек и каждая общественная организация, постоянно памятуя об этой Декларации, вносили вклад в прогресс сообществ и просвещение всех их членов. Мы, народы Земли, тем самым вновь подтверждаем и подкрепляем провозглашённые ещё во Всеобщей декларации прав человека обязательства: полное признание достоинства всех людей, их неотъемлемой свободы, их равенства и солидарности между собой. Во всём мире необходимо способствовать осознанию и признанию этих обязательств.

Фундаментальные принципы гуманности

Статья 1. Каждый человек, независимо от пола, этнического происхождения, социального статуса, политических убеждений, языка, возраста, национальности и религиозной принадлежности, обязан гуманно обращаться с другими людьми.

Статья 2. Никто не должен поддерживать негуманное поведение в любом его проявлении, напротив, все обязаны выступать в защиту достоинства и самоуважения других людей.

Статья 3. Ни отдельное лицо, ни группа или организация, ни государство, ни армия или полиция не находятся по ту сторону добра и зла; все они подчинены моральным требованиям. Каждый человек обязан при любых обстоятельствах содействовать добру и остерегаться зла.

Статья 4. Все люди, наделённые разумом и совестью, должны в духе солидарности взять на себя ответственность за свою семью, сообщество, расу, нацию и религию. Не поступай в отношении другого так, как ты не хотел бы, чтобы он вёл себя в отношении тебя.

Ненасилие и уважение к жизни

Статья 5. Каждый человек обязан уважать жизнь. Никто не имеет права наносить раны другому, мучить его или убивать. Это не исключает права отдельных лиц или сообществ на оправданную оборону.

Статья 6. Конфликты между государствами, группами или отдельными лицами должны разрешаться без насилия. Ни одно правительство не может терпеть акты геноцида или терроризма, оно не может использовать в качестве средства ведения войны женщин, детей или каких-то других гражданских лиц. Каждый гражданин и каждое должностное лицо обязаны действовать мирным, ненасильственным способом.

Статья 7. Каждый человек бесценен и должен быть непременно защищен. Защиты требуют также животные и природная окружающая среда. Все люди обязаны охранять воздух, воду и почву во имя нынешнего и будущего поколений.

Справедливость и солидарность

Статья 8. Каждый человек обязан вести себя порядочно, честно и корректно. Ни одно лицо или группа не должны произвольно лишать имущества другое лицо или группу.

Статья 9. Все, кому даны необходимые средства, обязаны предпринимать серьёзные усилия, чтобы преодолеть бедность, недоедание, невежество и неравенство. Повсюду в мире они должны содействовать стабильному развитию, чтобы гарантировать всем людям достоинство, свободу, безопасность и справедливость.

Статья 10. Все люди обязаны, прилагая усилия и старание, развивать свои способности; они должны иметь равный доступ к образованию и полезному труду. Каждый должен оказывать поддержку нуждающимся, обездоленным, инвалидам и жертвам дискриминации.

Статья 11. Вся собственность и все богатства должны использоваться ответственно по принципу справедливости и на благо прогресса человечества. Экономическая и политическая власть не может употребляться как средство установления господства, она должна служить экономической справедливости и социальному порядку.

Правдивость и терпимость

Статья 12. Каждый человек обязан быть правдивым в словах и поступках. Никто, какой бы высокий пост он ни занимал и каким бы могущественным ни был, не может лгать. Право на частную жизнь, а также на личные и профессиональные тайны должно уважаться. Никто не обязан говорить полную правду каждому и в любое время.

Статья 13. Ни один политик, чиновник, общественный деятель, бизнесмен, учёный, писатель или деятель искусства не свободен от всеобщих этических норм, это же касается врачей, юристов и представителей других профессий, которые несут по отношению к своим клиентам особые обязательства. Профессиональные и другие специальные этические кодексы должны отражать приоритет всеобщих норм, таких, как справедливость и порядочность.

Статья 14. Свобода СМИ информировать общественность, а также критиковать общественные организации и действия правительства – что важно для справедливого общества – должна использоваться ответственно и осмотрительно. Свобода СМИ заключает в себе ответственность за точную и правдивую информацию. Следует избегать сенсационных материалов, унижающих человеческую личность и порядочность.

Статья 15. Религиозная свобода должна быть гарантирована, в то же время особая обязанность представителей религий состоит в том, чтобы избегать осуждающих высказываний и дискриминирующих действий по отношению к инаковерующим. Они не должны ни разжигать, ни одобрять ненависть, фанатизм или религиозные войны, напротив, им надлежит содействовать терпимости и взаимному уважению всех людей.

Взаимное уважение и партнёрство

Статья 16. Все мужчины и женщины в их партнёрских отношениях обязаны проявлять друг к другу уважение и взаимопонимание. Никто не может ставить другое лицо в зависимость или подвергать его сексуальной эксплуатации. Напротив, партнёры по половым отношениям должны чувствовать ответственность за здоровье и благополучие друг друга.

Статья 17. При всех различиях, обусловленных культурой и религией, брак требует любви, верности и способности к прощению, он должен служить тому, чтобы обеспечить безопасность и взаимную поддержку.

Статья 18. Разумное семейное планирование – сфера ответственности каждой семейной пары. Отношения между родителями и детьми должны отражать взаимные любовь, внимание, уважение и заботу. Ни родители, ни другие взрослые не должны эксплуатировать детей, использовать их в преступных целях или жестоко с ними обращаться.

Заключение

Статья 19. Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе или отдельным лицам права совершать действия, направленные на ликвидацию обязанностей, прав и свобод, изложенных в настоящей декларации и во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

 



 

ысли по поводу

● 

Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших правах, но мы не любим, чтобы нам напоминали о наших обязанностях.

Э. Берк

● 

Свобода заключается в том, чтобы делать всё дозволенное законами. Если бы один гражданин мог делать то, что они запрещают, то свободы более не было бы, ибо другие поступали бы точно так же.

Ш. Монтескьё

● 

Одно из значительнейших средств заставить людей выполнять свои обязанности состоит в том, чтобы не предписывать их людям по произволу, а показывать им неразрывную связь между их обязанностями и их счастьем.

К. Гельвеций

● 

Кто признаёт обязанности по отношению к себе, тот признает их и по отношению к другому.

Г. Гауптман

● 

Право и долг подобны пальмам, которые не приносят плодов, если не растут одна рядом с другой.

Г. Ламенэ

● 

Подавлять в себе долг и не признавать обязанности, требуя в то же время всех прав себе, есть только свинство.

Ф. Достоевский

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика