Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2006, № 4 (41) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2006 № 4 (41)
УТРАТЫ
|
|||
|
этой жизни он успел сделать очень много, и ещё больше из того, что понял и о чём мечтал, к сожалению, не успел.
Он был членом первого Российского ВНИКа (временного научно-исследовательского коллектива) «Школа», организованного при
Министерстве образования России. В первые постсоветские годы он разработал программу развития города Тольятти,
называвшуюся «Развитие через образование». Она до сих пор действует в Тольятти и во всей Саратовской области. Это ему
11 лет назад принадлежала идея создания Клуба учителей – первого и до сих пор единственного в России. Это он
предложил тогда идею проведения Всероссийских открытых конкурсов «Первые шаги» и «Педагогические инновации» и все эти
годы был председателем их жюри. Оценивая присланные на конкурс «Первые шаги» работы, он отмечал желание и умение
школьников проникать в суть исследуемых явлений, излагать просто и доступно самые серьёзные вещи. Не случайно высшей
наградой этого конкурса была установлена медаль Эвариста Галуа, юного талантливого математика своего времени. Эдуард
Борисович и сам, будучи студентом
Проблема перегрузки школьников при катастрофически устаревающем содержании преподаваемых предметов волнует педагогов, принимающих участие в конкурсе «Педагогические инновации», высшей наградой которого является медаль Януша Корчака, педагога, пожертвовавшего ради детей жизнью.
Самым главным в жизни Эдуарда Борисовича была квантовая физика. Вместе с этим на протяжении последних 30 лет он вёл исследования в области психики, фундаментальные принципы и закономерности развития которой считал такими же, что и у квантовой механики. Самым замечательным результатом этих исследований явилось то, что ему удалось понять и предложить нам алгоритм разработки нового содержания образования на основе глубокой интеграции, использования метапонятий, метапринципов и фундаментальных законов природы для наиболее полного раскрытия научной картины мира, начиная с самых ранних стадий развития ребёнка.
Он считал, что ребёнку не только можно, но и нужно правильно объяснять всё, что сегодня известно об окружающем мире. Сам он мечтал написать для дошкольников книгу о квантовой механике и много других детских книжек, которые помогали бы детям, да и взрослым тоже, глубже проникать в научную картину мира, принимать его цельным и максимально полным. Такая картина не может состоять из отдельных знаний по отдельным предметам. Она складывается прежде всего в самостоятельной исследовательской деятельности, в условиях созданной генеративной развивающей среды. К счастью, он успел рассказать нам об этой своей концепции в вышедшей сегодня книге «Исследовательская деятельность школьников и интеграция». Мы называем эту концепцию «концепцией построения алгоритма выращивания интеллекта».
Стремление воспитать в детях уважение к разуму, развить в них самостоятельное, критическое и творческое мышление и гражданское достоинство, заложить в них основы рационального научного мировоззрения закономерно привели клуб учителей к рабочим и дружеским контактам с Российским гуманистическим обществом. Статьи Эдуарда Борисовича по проблемам педагогики и конкурсные работы его воспитанников публиковались в периодических изданиях РГО «Здравый смысл» и «Светский союз».
Клуб учителей и несколько заинтересованных в развитии концепции Эдуарда Борисовича организаций и частных лиц приняли решение об открытии Проекта, который мы назвали «Образование нового поколения». Частью его является издание серии научно-популярных книг, названную «Школьники – школьникам». Первые книги мы успели сделать с Эдуардом Борисовичем.
Мы очень рассчитываем на то, что сможем продолжать задуманное Эдуардом Борисовичем и очень нужное нам и нашему новому поколению дело.
Клуб учителей «Доживём до понедельника»